Использование ИКТ для повышения качества знаний на уроках информатики
учебно-методический материал по информатике и икт на тему

Максимова Ольга Владимировна

В данной статье рассмотрены основные аспекты использования Икт для повышения качества знаний на уроках информатики. Приведен пример конспекта урока с возможностями применения информационных технологий на разных этапах урока по теме «Логические выражения и таблицы истинности».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc55.5 КБ

Предварительный просмотр:

Максимова О.В. 105-145-346
Гусева Л.А. 235-733-856

Использование ИКТ для повышения качества знаний на уроках информатики

Каждый день, в который вы не пополнили своего образования хотя бы маленьким, но новым для вас куском знания… считайте бесплодно и невозвратно для себя погибшим

Константин Станиславский

Использование компьютерных технологий – это не влияние моды, а необходимость, диктуемая сегодняшним уровнем развития образования.

«Компьютерные технологии призваны в настоящий момент стать не дополнительным «довеском» в обучении и воспитании, а неотъемлемой частью целостного образовательного процесса, значительно повышающей его качество».

(Из Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года).

Формирование ИКТ – компетенции всех педагогических работников позволяет эффективно решать вопросы обновления форм и методов воспитательной деятельности.

Если ранее при подготовке к уроку педагог в основном использовал печатные материалы и средства ТСО, то сегодня учитель способен свободно, уместно и адекватно использовать компьютерные технологии в своей профессиональной деятельности.

Современное компьютерное оборудование выступает как средство организации и оснащения образовательного процесса:

  • как средство для создания информационно-методических материалов и документов (планов, конспектов, методических разработок и пр.);
  • как средство обеспечения наглядности (презентации, видеоролики, видеофильмы и другие демонстрационные формы);
  • как средство поиска информации (текстовой, видео- и аудио);
  • как средство обработки информации (фото и видеоизображений, текстовой, статистической информации для портфолио, обработки анкет, построения диаграмм, графиков при исследовании динамики тех или иных процессов в воспитательной деятельности);
  • как средство хранения информации (базы данных, методические разработки и коллекции, фото- и видеоархивы, электронные хранилища);
  • как средство коммуникации (сайт, электронная почта, форумы, чаты и т.п.).

Неоспоримыми достоинствами применения ИКТ в обучении информатике являются:

  • Значительно расширяют возможности предъявления информации.
  •  Оказывают комплексное воздействие на разные каналы восприятия, на различные виды памяти, обеспечивают оперирование большими объемами информации.
  • Обеспечивают наглядность, красоту, эстетику оформления уроков.
  • Делают процесс обучения более привлекательным для учащихся, повышают интерес к внеурочным мероприятиям по предмету.
  • Способствуют адаптации ребенка в современном информационном пространстве и формированию информационной культуры.
  • Позволяют более качественно осуществлять систему диагностики и мониторинга образовательного процесса.
  • Повышают качество педагогического труда.

Рассмотрим возможность применения ИКТ на разных этапах урока информатики.

Тема курса информатики и ИКТ: «Основы логики и логические основы компьютера» (10 класс, профильный уровень, 4 часа в неделю, по программе Угриновича Н.Д.).

Тема урока: «Логические выражения и таблицы истинности» (1 час по плану).

Тип урока: Комбинированный.


Деятельность учителя

Деятельность ученика

Ожидаемые результаты

Возможное применение ИКТ

I. Организационный этап (1 мин).
Цель: настроить ребят на работу на уроке

Учитель приветствует ребят, психологически настраивает их на работу, формулирует цель урока.

Ученики слушают речь учителя

Учащиеся приняли цель урока, осознали её и готовы к следующему этапу работы.

На экран выведено изображение, создающее благоприятную атмосферу в классе (природа, головоломки, и т.п.)

II. Этап проверки домашнего задания (3 мин).
Цель: проверить правильность, полноту и сознательность выполнения домашнего задания

Учитель раздает кроссворды каждой паре учеников, сидящих вместе, и предлагает выполнить задание.

Ученики в парах отгадывают кроссворды, вписывают правильные ответы в выданные бланки.

Проверена полнота и сознательность выполнения домашнего задания всем классом, выявлены причины невыполнения задания отдельными учениками. Актуализированы знания учащихся по пройденной теме, проверено качество усвоения материала по предыдущей теме.

Кроссворды предлагаются в электронном виде, каждый ученик работает за своим ПК, заполняет бланк кроссворда с помощью клавиатуры, сохраняет, по сети передает учителю.

III. Этап всесторонней проверки знаний (5 мин)

Цель: Всесторонне проверить знания учащихся по теме

Учитель предлагает каждому учащемуся задание на карточке.

Каждый ученик выполняет задание, предложенное учителем.

Проверены знания каждого ученика по предыдущей теме.

С помощью мультимедийного проектора выведены разноуровневые задания на экран, каждый ученик вправе выбрать задание себе по силам.


IV. Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению знаний (1 мин)
Цель: Организовать и целенаправить познавательную деятельность учащихся, подготовить их к усвоению нового материала

Учитель благодарит ребят за выполненную работу и настраивает их на усвоение нового материала.

Ученики слушают речь учителя

Учащиеся подготовлены к усвоению нового материала.

На экран выведено изображение, создающее благоприятную атмосферу в классе (природа,  головоломки)

V. Этап усвоения новых знаний (15 мин)

Цель: ввести понятие логического выражения, равносильности логических выражений, ознакомить с порядком построения таблиц истинности для логических выражений

Учитель объясняет новый материал, при этом демонстрирует презентацию, раздает памятки для вклеивания в тетрадь и материал для заполнения

Ученики выполняют указания учителя, внимательно слушают объяснение, заполняют выданные материалы, вклеивают памятки в тетради.

Ученики усвоили понятие логического выражения, равносильности логических выражений, ознакомились с порядком построения таблиц истинности для логических выражений.

Демонстрация презентации по новой теме.

С помощью ИКТ подготовлены материалы для вклеивания.

Демонстрируется физкультминутка, ребята выполняют ее упражнения.

VI. Этап закрепления новых знаний (17 мин)
Цель: сформировать у учащихся навыки построения таблиц истинности

Учитель предлагает составить таблицы истинности для логических выражений

Ученики в тетрадях и на доске выполняют предложенные задания, пользуясь памяткой

У учащихся сформированы навыки построения таблиц истинности, они на практике применили полученные знания

Шаблоны таблиц истинности подготовлены в электронном виде и имеются на ПК учащихся, каждый ученик работает за своим ПК, заполняет таблицу данными с помощью клавиатуры, сохраняет, по сети передает учителю. Все учащиеся выполняют одинаковые задания. Позднее правильный ответ появляется на экране как изображение


VII. Объявление домашнего задания и инструктаж по его выполнению(2 мин)

Цель: Смотивировать учеников на выполнение домашнего задания

Учитель сообщает учащимся о домашнем задании, разъясняет методику его выполнения, мотивирует необходимость и обязательность его выполнения. Подводит итоги урока.

Ученики слушают учителя, получают индивидуальные задания

Учащиеся поняли как выполнять д/з, а также осознали важность его выполнения

Индивидуальное домашнее задание передается каждому ученику по сети Интернет(школьный сайт, Dnevnik.ru, e-mail)

Звучит спокойная музыка, на экране демонстрируется изображение

Используя информационно-коммуникационные технологии на уроках информатики, можно добиться значительного усиления мотивации учащихся к обучению, интереса к предмету, повышения качества знаний. Использование ИКТ позволяет сделать процесс обучения личностно ориентированным, развивать и повышать информационную компетентность учащихся, их коммуникативные способности, логическое мышлении.

Использование современных информационно-коммуникационных образовательных технологий должно быть тщательно продумано, взвешено и хорошо отработано. Только в этом случае эффективность будет достаточно высокой и принесёт удовлетворение и учителю, и ученикам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выбор методов преподавания и оценивания в целях повышения качества знаний на уроках информатики

От человека в современном мире, на самых разных рабочих местах и в разных жизненных ролях требуется больше инициативы, самостоятельности, общей компетенции. Любые конкретные знания компетентный челове...

Статья "СОВРЕМЕННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК РЕСУРС ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ НА УРОКАХ ХИМИИ И БИОЛОГИИ"

Статья "СОВРЕМЕННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК РЕСУРС ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА  ЗНАНИЙ НА УРОКАХ ХИМИИ И БИОЛОГИИ"...

Доклад учителя ОБЖ "Пути повышения качества знаний на уроках"

Учитель рассказывает о формах и методах работы на уроках ОБЖ  по повышению качества знаний учащихся....

Пути повышения качества знаний на уроках музыки. Урок в 5 классе: "Образы борьбы и победы в искусстве"

Даннный урок содержит игровые приёмы с дифференцированным подходом, который позволяет повысить качество знаний учащихся, через проявление интереса к теме урока. Также учащиеся имеют возможнность прояв...

«Методические особенности использования интерактивных образовательных ресурсов для повышения качества образования на уроках информатики»

Одним из важнейших стратегических направлений модернизации российского образования является внедрение в учебный процесс средств информационных и коммуникационных технологий, обеспечивающих условия для...

Мастер-класс по теме «Повышение качества знаний на уроках химии с использованием информационно - коммуникационной технологии».

В Концепции модернизации российского образования на период до 2016 года поставлена важная задача: «подготовить подрастающее поколение к жизни в быстро меняющемся информационном обществе, в мире, где с...

Использование ИКТ технологий как средство повышения качества знаний на уроках математики

В статье отражены преимущества ИКТ технологии, показаны приемы и методы, способствующие повышению качества знаний на уроках математики....