Пояснительная записка к программе «Творческие задания в среде программирования Скретч»
рабочая программа по информатике и икт (5 класс) на тему

Саниева Лилия Гасимовна

Данный учебный курс занимает важное место в системе общего образования гимназистов, потому что, как учебный предмет, информатика обеспечивает прочное и сознательное овладение учащимися знаний о процессах преобразования, передачи и использования информации; раскрывает значение информационных процессов в формировании современной научной картины мира; показывает роль информационной технологии и вычислительной техники в развитии современного общества; учит сознательно и рационально использовать компьютеры в учебной, а затем в профессиональной деятельности. Курс внеурочной деятельности «Творческие задания в среде программирования Скретч» в 5 классе рассчитан на 17 часов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poyasnitelnaya_zapiska.docx37.56 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

  1. Обоснование необходимости разработки и внедрения программы в образовательный процесс

Данный учебный курс занимает важное место в системе общего образования гимназистов, потому что, как учебный предмет, информатика обеспечивает прочное и сознательное овладение учащимися знаний о процессах преобразования, передачи и использования информации; раскрывает значение информационных процессов в формировании современной научной картины мира; показывает роль информационной технологии и вычислительной техники в развитии современного общества; учит сознательно и рационально использовать компьютеры в учебной, а затем в профессиональной деятельности. Курс внеурочной деятельности «Творческие задания в среде программирования Скретч» в 5 классе рассчитан на 17 часов.

Теоретическая часть курса нацелена на получении школьниками представления о сущности информационных процессов; умении построить модель решаемой задачи, установить отношения и выразить их в предметной, графической или буквенной форме (построение табличных или графических моделей; решение нестандартных задач); развитие алгоритмического мышления.  

Практическая часть курса направлена на освоение навыков использования средств информационной технологии.

Актуальность программы заключается в том, что организация научно-познавательной деятельности школьника требует использования инструмента (средства) для выполнения как исследовательских, так и творческих проектов. В качестве такого инструмента мы видим среду программирования Scratch.

Рабочая программа внеурочной деятельности «Творческие задания в среде программирования Скретч» составлена на основе авторской программы  «Творческие задания в среде программирования Скретч», которая входит в сборник «Информатика. Математика. Программы внеурочной деятельности для начальной и основной школы: 3 – 6 классы» / М.С. Цветкова,  О.Б.Богомолова.-2-е изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2015. – 128 с.: ил. – (Программы и планирование)

Выбор языка программирования  обусловлен следующими соображениями.

Во-первых, программная среда должна быть легка в освоении и понятна даже ученику начальной школы, но, в то же время, должна давать принципиальную возможность составлять сложные программы. Это позволяет постепенно направлять деятельность школьника в русло научно-познавательного исследования, не расходуя при этом силы на изучение каждый раз новой программной среды.

Во-вторых, нужная нам среда должна позволять заниматься как программированием, так и созданием творческих проектов. Это позволит вовлечь во внеурочную деятельность ребят не только с абстрактно-логическим, но и с преобладающим наглядно-образным мышлением.

В-третьих, нам нужен программный инструмент, вокруг которого сложилось активно действующее, творческое, разнонаправленное, позитивно настроенное интернет-сообщество. Мы предполагаем, что школьники будут использовать его как пространство идей, как референтную группу для собственных проектов, как стимул для созидания.

В результате изучения курса получат дальнейшее развитие регулятивные, коммуникативные и познавательные универсальные учебные действия, учебная (общая и предметная) и общепользовательская ИКТ-компетентность обучающихся.

Регулятивные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

  • целеполаганию, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в познавательную;
  • самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учета выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале;
  • планировать пути достижения целей;
  • уметь самостоятельно контролировать свое время и управлять им.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

  • устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор;
  • аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом;
  • задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;
  • осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

Познавательные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

  • создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;
  • осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий.

Данная работа ведется как средство подготовки учащихся к дальнейшему изучению более сложных языков программирования, также и как подготовка к всевозможным конкурсам и выставкам. Занятия по программе "Творческие задания в среде программирования Скретч" подготовит их к более успешному усвоению базового и профильного курса «Информатика и ИКТ» в старших классах.

Новизна программы заключается в том, что наиболее существенные возможности Scratch направлены на: изучение основ алгоритмизации; изучение объектно-ориентированного и событийного программирования; знакомство с технологиями параллельного программирования; моделирование объектов, процессов и явлений; организацию проектной деятельности, как единоличной, так и групповой; организацию научно-познавательной деятельности; установление межпредметных связей в процессе проектной и научно-познавательной деятельности.

  1. Цель и задачи программы

        Основной целью данной программы является обучение программированию через создание творческих проектов по информатике. Программа развивает творческие способности учащихся, а также закладывает пропедевтику наиболее значимых тем курса информатики и позволяет успешно готовиться к участию в олимпиадах по математике и информатике.

Задачи:

Обучающие:

  • Обучение основным базовым алгоритмическим конструкциям.
  • Обучение навыкам алгоритмизации задачи.
  • Освоение основных этапов решения задачи.
  • Обучение навыкам разработки, тестирования и отладки несложных программ.

Развивающие:

  • Развивать познавательный интерес школьников.
  • Развивать творческое воображение, математическое и образное мышление учащихся.
  • Развивать умение работать с компьютерными программами.

Воспитывающие:

  • Воспитывать интерес к занятиям информатикой.
  • Воспитывать культуру общения между учащимися.
  • Воспитывать культуру безопасного труда при работе за компьютером.

Отличительные особенности программы

Основными целями внеурочной деятельности по ФГОС являются создание условий для достижения учащимися необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей, создание условий для многогранного развития и социализации каждого учащегося, создание воспитывающей среды, обеспечивающей активизацию социальных, интеллектуальных интересов учащихся в свободное время, развитие здоровой, творчески растущей личности с сформированной гражданской ответственностью и правовым самосознанием, подготовленной к жизнедеятельности в новых условиях, способной на социально значимую практическую деятельность, реализацию добровольческих инициатив.

На основе анализа педагогической и научно-методической литературы, выделим основные цели внеурочной деятельности школьников по информатике, осуществляемой с помощью информационных технологий:

  • развитие интеллектуальных и творческих способностей школьников с помощью средств информационных технологий;
  • удовлетворение интересов и запросов учащихся, связанных с изучением и применением информационных технологий, формирование у школьников мировоззрения открытого информационного общества;
  • формирование самостоятельного приобретения знаний с помощью средств информационных технологий;
  • подготовка личности «информационного общества»;
  • вовлечение школы в построение единого информационного пространства.

Курс построен таким образом, чтобы помочь учащимся заинтересоваться программированием вообще и найти ответы на вопросы, с которыми им приходится сталкиваться в повседневной жизни при работе с большим объемом информации; научиться общаться с компьютером, который ничего не умеет делать, если не умеет человек.

                Синтаксические проблемы описания циклов и ветвлений многим кажутся непреодолимыми. Много времени занимает просто кодирование - не все быстро работают на клавиатуре. В среде Скретч все эти проблемы снимаются, так как, в основе Скретч лежит графический язык программирования, который позволяет контролировать действия и взаимодействия между различными типами данных. В среде используется метафора кирпичиков Лего, из которых даже самые маленькие дети могут собрать простейшие конструкции. Но, начав с малого, можно дальше развивать и расширять свое умение строить и программировать.

        Формы проведения занятий: беседы, игры, практические занятия, самостоятельная работа, викторины и проекты. Программой предусмотрены методы обучения: объяснительно-иллюстративные, частично-поисковые (вариативные задания), творческие, практические.

Программа реализуется на основе следующих принципов:

  • Обучение в активной познавательной деятельности. Все темы учащиеся изучают на практике, выполняя различные творческие задания.
  • Индивидуальное обучение. Обучение учащихся работе на компьютере дает возможность организовать деятельность учащихся с индивидуальной скоростью и в индивидуальном объеме. Данный принцип реализован через организацию практикума по освоению навыков работы на компьютере.
  • Преемственность. Данный принцип учащимся помогает понять важность уже изученного материала и значимость каждого отдельного занятия.

  1. Особенности возрастной группы детей, которым адресована программа

Возраст учащихся: 10 – 11 лет. Для данного возраста характерна склонность к фантазированию, к некритическому планированию своего будущего. Результат действия становится второстепенным, на первый план выступает свой собственный авторский замысел. Если учитель контролирует только качество "продуктов" учебной работы школьника и не находит места для оценки детского творчества, инициативы, самостоятельности, то процесс учения теряет для ученика свою актуальность и привлекательность.

                При подготовке к уроку учитель должен стремиться создавать оптимальные условия для включения каждого ученика в активную познавательную деятельность; как можно чаще вносить элемент новизны; строить работу с учащимися таким образом, чтобы уровень сложности предъявленных заданий постоянно повышался; использовать приёмы дискуссии, спора, анализ жизненных ситуаций, в которых проявлялась бы жизненная позиция ученика. При изложении материала целесообразно делать акцент на занимательность, необычность, вызывающую интерес обучающихся. Следует на каждом уроке находить возможности для поощрения учеников, создавая, тем самым, атмосферу успеха.

Набор происходит в свободной форме.

Количество групп: 2

Численность группы: 15.

Место проведения занятий: к. 311, 311(а).

Количество учебных часов в год: 17

Количество учебных часов в неделю: 1

Основные формы организации  деятельности учащихся на учебных занятиях:

  1. Фронтальная форма, где гимназисты выполняют одно задание под руководством учителя. Ведущее место при этом отводится совместной работе. Все учащиеся слушают и наблюдают. Учитель направляет работу учащихся непосредственно или косвенно. Эта форма актуальна при знакомстве с новым материалом.
  2. Групповая форма, при которой класс временно делится на несколько групп. Члены каждой группы взаимодействуют, как между собой, так и с учителем. Эта форма используется в проектной деятельности учащихся, при выполнении проблемных практических задач.
  3. В целях повышения эффективности усвоения материала используются парные формы организации обучения, где учитель взаимодействует с парой учащихся. Пара состоит из сильного и слабого ученика, так как в ней происходит обмен знаниями и навыками.
  4. Индивидуальная форма.

Итоговое занятие проводится в форме мини-проекта


  1. Уровни результатов

В основном формируются и получают развитие метапредметные результаты, такие как:

  • умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
  • умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата;
  • умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
  • умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
  • умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;
  • формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ-компетенции).

В части развития предметных результатов наибольшее влияние изучение курса оказывает:

  • на формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей с использованием соответствующих программных средств обработки данных;
  • формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права.

Согласно ФГОС, наряду с предметными и метапредметными результатами  обучения прописаны требования к личностным результатам, которые включают готовность и способность обучающихся к самообразованию, саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, систему значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, умение ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме. Даже первые проекты, выполняемые в Скретч, предполагают наше самоопределение и планирование собственного развития, благодаря чему каждый из нас достигает личностных результатов. Также развиваются:

  • широкие познавательные интересы, инициатива и любознательность, мотивы познания и творчества; готовность и способность учащихся к саморазвитию и реализации творческого потенциала в духовной и предметно-продуктивной деятельности за счет развития их образного, алгоритмического и логического мышления;
  • готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения с использованием средств и методов информатики и ИКТ;
  • способность связать учебное содержание с собственным жизненным опытом и личными смыслами, понять значимость подготовки в области информатики и ИКТ в условиях развития информационного общества;
  • готовность к самостоятельным поступкам и действиям, принятию ответственности за их результаты; готовность к осуществлению индивидуальной и коллективной информационной деятельности;
  • способность к избирательному отношению к получаемой информации за счет умений ее анализа и критичного оценивания;
  • ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения;
  • способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет знания основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной эксплуатации средств ИКТ.

По окончанию курса ученик должен научиться составлять линейные, разветвляющиеся и циклические алгоритмы управления исполнителями на языке программирования Скретч.

Кроме того, у учащихся должен быть сформирован познавательный интерес к предмету информатика. Полученные знания и умения учащихся способствуют развитию мышления и формированию информационной культуры школьников.  

Все формы контроля по продолжительности рассчитаны на 10-20 минут. Текущий контроль осуществляется с помощью компьютерного практикума в форме практических работ и практических заданий, а также представления проектов.

        Итоговый контроль осуществляется по завершении учебного материала в форме итогового проекта.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пояснительная записка к программе по патриотическому воспитанию.

В последнее десятилетие в России произошли экономические и политические изменения, которые привели к значительной социальной дифференциации населения и потере духовных ценностей. Эти изменения снизили...

Пояснительная записка к программе по обслуживающему труду для учащихся 7 классов ССД

Данная программа составлена с учетом особенностей обучения детей со сложной структурой дефекта...

Пояснительная записка к программе по литературе

Характеристика учебного предмета ( виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий )...

Развитие алгоритмического мышления посредством использования среды программирования Скретч

В данной статье авторы раскрывают возможность развития познавательной активности у обучаемых 5-6 классов и развития их логического мышления при изучении темы «Алгоритмизация и программирование» посред...

Программа внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению «Творческие задания в среде программирования «Скретч»

Программа внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению  «Творческие задания  в среде программирования «Скретч» Данная программа рассчитана на 68 учебных часов. Целевая а...

Рабочая программа 9 кл. Пояснительная записка к программе по истории

Рабочая программа составлена на основеПримерной программы основного общего образования по истории.Авторы программы: Сороко-Цюпа А.О., Стрелова О.Ю.(Новейшая история зарубежных стран XX- начала XXI век...

Программа внеурочной деятельности "Творческие задания в среде программирования СКРЕТЧ"

Содержание программы курса «Творческие задания в среде программирования СКРЕТЧ» направлено на воспитание интереса к предмету, развитие познавательной сферы школьников, наблюдательности,  умения а...