конспект занятия на элективном курсе «Выполнение геометрических построений в системе компьютерного черчения КОМПАС»
план-конспект занятия по информатике и икт (7 класс) на тему

Анчутина Ирина Владимировна

Выполнение геометрических построений в системе компьютерного черчения КОМПАС

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_kompas.doc90 КБ
Microsoft Office document icon приложение 1547 КБ
Microsoft Office document icon приложение 2351 КБ

Предварительный просмотр:

Предмет: информатика

Класс: 7 (элективный курс)

Тема урока: «Выполнение геометрических построений в системе компьютерного черчения КОМПАС»

Тип урока: комбинированный.

Форма работы: фронтальная, индивидуальная.

Методы обучения: наглядные, практические, беседа, проблемный, частично-поисковый.

Цель урока: создать условия для восприятия и осмысления действий, составляющих основу геометрических построений в системе компьютерного черчения КОМПАС.

Задачи:

Образовательная

(обучающая)

  • Создать условия для усвоения обучающимися знаний о системе компьютерного черчения КОМПАС;
  • Создать условия для формирования у учащихся умений выделять главное, отбирать нужный материал, работать по алгоритму и создавать новый алгоритм.

Развивающая

  • Содействовать развитию познавательного интереса, логического мышления, внимания;
  • Создать условия для формирования информационных и коммуникативных компетенций.

Воспитательная

Содействовать воспитанию активности, самостоятельности, аккуратности в работе, ответственности и дисциплинированности.

Оборудование: интерактивная доска, проектор, компьютеры.

Материалы к уроку: дидактический материал (задания, презентация, видео-фрагмент).

Этапы урока:

Этап урока

Время

(мин)

Цель

1

Организационный момент

1

Создание у учащихся рабочего настроя (подготовить учащихся к быстрому включению в работу)

2

Проверка ранее усвоенных знаний

3

Создание условий для:

  • Организации вторичного осмысления, обобщения и применения знаний;
  • Вторичной проверки усвоения материала.

3

Актуализация знаний учащихся

5

Создание условий для:

  • Формирования психологического настроя учащихся;
  • Концентрации внимания учащихся на изучаемом вопросе, возбуждения мыслительной активности;
  • Формулирования учащимися целей урока.

4

Усвоение новых знаний

17

Создание условий для:

  • Организации восприятия;
  • Первичного осознания и осмысления, первичного запоминания и применения нового материала.

5

Закрепление

9

Создание условий для вторичного закрепления новых знаний

6

Подведение итогов и рефлексия деятельности

5

Создание условий для оценки самими учащимися результатов своей деятельности.

Итого:

40


Ход урока:

Деятельность учителя на разных этапах урока

Прогнозируемая деятельность обучающихся

I. Организационный этап

  • Проверяет готовность учащихся к уроку. Настраивает ребят на быстрое включение в работу.

– Ребята, произведите осмотр своего рабочего места. Все ли готово к уроку?

Осматривают свое рабочее место. Проверяют свою готовность к уроку.

II. Проверка ранее усвоенных знаний

  • Создаёт условия для эффективной проверки ранее усвоенных знаний, посредством проведения фронтального опроса: презентация1

– Сформулируйте определение понятия «графический редактор».

– На какие две категории делятся графические редакторы?

– Что является основой изображения растрового редактора, а что векторного?

– Как изменяется качество изображения в растровом редакторе при его масштабировании? а в векторном?

– Какие растровые редакторы вы знаете?

– Какие векторные редакторы вы знаете?

Отвечают на вопросы, производят взаимокоррекцию ответов.

III. Актуализация знаний учащихся

– С каким векторным редактором мы работали на прошлых уроках?

Мы работали с системой компьютерного черчения КОМПАС.

– Какие действия мы научились выполнять в системе компьютерного черчения КОМПАС?

Показать трактор

Научились чертить основные графические примитивы с использованием различных способов ввода координат: автоматического ввода, ручного ввода и геометрического калькулятора.

Научились подписывать начерченные примитивы (длину отрезка, размер угла).

– Мы умеем чертить геометрические фигуры (отрезок, угол, треугольник, окружность)

– На интерактивной доске показаны рисунки. Какие геометрические фигуры мы должны уметь строить?

Отрезки, треугольники, окружности.

На интерактивной доске показаны рисунки(с равными фигурами.)

– Сравните фигуры на  рисунках?

– А как построить в программе равные фигуры?

Два отрезка одинаковой длины, два равных угла, два равных треугольника.

– Итак, чем мы сегодня будем с вами заниматься?

Построением равных геометрических фигур

– Попробуйте сформулировать тему урока

Выполнение геометрических построений в системе компьютерного черчения КОМПАС

– Какова цель урока?

  • Учитель формулирует с уточнением тему и цель урока, выделяет задачи, фиксирует тему на доске.

С помощью системы компьютерного черчения научиться выполнять построения геометрических фигур

– Запишите дату и тему урока в тетрадь.

Записывают дату и тему урока в тетрадь.

VI. Усвоение новых знаний

– предлагаю решить первую задачу.

Построить серединный перпендикуляр к заданному отрезку.

Открывают систему компьютерного черчения КОМПАС. Записывают задание в тетрадь

– С помощью каких шагов, вспоминая курс геометрии, мы можем построить серединный перпендикуляр к заданному отрезку АВ?

  • Учитель:

– создает условия для формулирования ответов учащихся посредством наводящих вопросов;

– фиксирует на доске перечисленные шаги алгоритма построения равных отрезков;

– создает условия для фиксирования результатов в тетради;

  1. Пусть АВ – данный отрезок;
  2.  Опишем окружности с центрами в точках А и В и радиусом, большим половины АВ;
  3.  Обозначим точки их пересечения, лежащие по разные стороны от прямой АВ, через С и D;
  4.  Точки C и D одинаково удалены от концов отрезка АВ. Следовательно, они принадлежат серединному перпендикуляру и, значит, прямая СD и будет искомым серединным перпендикуляром.

– Выполняем построение

(видео-файл)

  • Учитель:

– демонстрирует учащимся видео-файл с готовым построением, раздает готовые алгоритмы (приложение)

– создает условия для формирование технологических умений.

Построение чертежа с помощью системы компьютерного построения.

– Попробуем решить следующую задачу:

  • Учитель:

– раздает каждому ученику алгоритм построения чертежа в системе компьютерного построения КОМПАС.

– Перед вами алгоритм построения чертежа, определите, пожалуйста, какую содержательную  задачу он решает?

Выполняют построения в системе компьютерного черчения КОМПАС.

Формулируют геометрическую задачу.

– Рассмотрим следующие задания в индивидуальном порядке. В предложенной вам карточке есть задания различной сложности. Ваша задача выполнить те построения, которые понятны после рассмотрения задач предыдущего этапа.

  • Учитель:

–  раздает каждому ученику лист с текстом заданий;

– создает условия для усвоения учащимися действий для выполнения задания.

Выполняют индивидуальные задания.

V. Этап закрепления новых знаний

Учитель создает условия закрепления новых знаний и практических умений через совместную с учащимися проверку предложенных ранее заданий.

Дают устные ответы у доски, доказывая правильность решения предложенного задания. Отвечают на вопросы, возникшие у одноклассников.

VI. Рефлексия деятельности

Учитель создает условия для фиксации учащимися затруднений и планирования будущей деятельности в работе в КОМПАС и решении содержательных математических задач, выясняя эмоциональный настрой обучающихся (задает вопросы, возвращаясь к цели урока)

– Что мы сегодня планировали узнать нового?

Как можно выполнить графические построения в системе компьютерного черчения КОМПАС

– Какие проблемы возникли в процессе работы?

(учитель фиксирует проблемы на доске)

Называют проблемы, если они возникли.

– Почему возникли проблемы?

Анализируют свою деятельность.

Закройте глаза, представьте в своих руках воздушный шарик, определите какого он цвета.

Оцените свое состояние в завершении занятия.

Называют цвет шарика.

Смотрят, какой цвет определяет их эмоциональное состояние.



Предварительный просмотр:

Геометрическое построение угла, равного заданному.

Начертить геометрические объекты, заданные в условии задачи: произвольный угол и отрезок.

  1. Открыть систему компьютерного черчения КОМПАС
  2. Построить произвольный угол А (начертить два отрезка, выходящих из одной точки)
  3. Построить произвольный луч ОМ (начертить отрезок).

 Введем обозначения точек на чертеже с помощью панели Обозначения. Для этого: 

  1. С помощью панели управления вызвать панель Обозначения. Щелкнуть на кнопке ввод текста и          последовательно ввести обозначения угла и краев отрезка.

Построим окружность произвольного радиуса с центром в вершине заданного угла А, которая пересечет стороны угла в точках В и С. Для этого: 

  1. выбрать инструмент Ввод окружности             и построить окружность с центром в точке А.

  1. Обозначить точки пересечения окружности со сторонами угла буквами В и С.

Построим окружность того же радиуса с центром в начале заданного луча ОМ, которая пересечет луч в точке D. Для этого:

  1. Выбрать инструмент ввод окружности и построить окружность с центром в точке О и заданным радиусом АВ.
  2. Выбрать инструмент Окружность. Курсор станет в виде мишени, выбрать в качестве центра окружности точку О.
  3. Для ввода радиуса щелкнуть на поле Радиус правой кнопкой мыши и в контекстном меню выбрать пункт между двумя точками. 

  1. Отметить на чертеже точки А и В, окружность заданного радиуса будет построена.
  2. Обозначить точку пересечения окружности с лучом ОМ буквой D.

Построим окружность с центром в точке D заданного радиуса ВС. Для этого:

  1. Выбрать инструмент Ввод окружности и построить окружность с центром в точке D и заданным радиусом ВС.
  2. Для ввода радиуса щелкнуть на поле Радиус правой кнопкой мыши и в контекстном меню выбрать пункт Между двумя точками.
  3. Отметить на чертеже точки В и С, окружность заданного радиуса будет построена.
  4. Обозначить точку пересечения окружностей буквой Е.

  1. Соединить отрезком точки О и Е.
  2.  Измерить углы ВАС и ЕОD. Для этого на панели Размеры выбрать инструмент Угловой размер. Курсор примет форму мишени. Выделить луч АВ и АС, прочертить угловой размер угла ВАС. Аналогичные действия проделать с измерением угла EOD.

Если построения выполнены, верно, то угловой размер ВАС и EOD совпадает и угол равный данному, построен.

В противном случае, проверьте правильность выполнения шагов геометрического построения.

        


Построение треугольника по двум сторонам и углу между ними

  1. Начертить геометрические объекты, заданные в условии задачи: произвольный угол и два отрезка.
  2. Построить угол К, равный заданному углу А
  3. Отложить на сторонах угла отрезки, равные заданным отрезкам MN и PQ. Для этого надо построить две окружности с центром в точке К, радиусы которых равны длинам заданных отрезков.
  4. Выбрать инструмент Ввод окружности и построить две окружности заданных радиусов с центром в точке К. Для этого щелкнуть на поле rad правой клавишей мыши и в контекстом меню выбрать пункт Длина кривой
  5. Выбрать один из заданных отрезков, окружность заданного радиуса будет построена. Так же построить вторую окружность. Обозначить точки пересечения сторон угла и окружностей В и С.
  6. Соединить отрезком точки В и С. Треугольник построен.



Предварительный просмотр:

Определить после приведенного ниже построения, условие геометрической задачи.

Начертить геометрические объекты, заданные в условии задачи: произвольный угол и отрезок.

  1. Открыть систему компьютерного черчения КОМПАС
  2. Построить произвольный угол А (начертить два отрезка, выходящих из одной точки)
  3. Построить произвольный луч ОМ (начертить отрезок).

 Введем обозначения точек на чертеже с помощью панели Обозначения. Для этого: 

  1. С помощью панели управления вызвать панель Обозначения. Щелкнуть на кнопке ввод текста и          последовательно ввести обозначения угла и краев отрезка.

Построим окружность произвольного радиуса с центром в вершине заданного угла А, которая пересечет стороны угла в точках В и С. Для этого: 

  1. выбрать инструмент Ввод окружности             и построить окружность с центром в точке А.

  1. Обозначить точки пересечения окружности со сторонами угла буквами В и С.

Построим окружность того же радиуса с центром в начале заданного луча ОМ, которая пересечет луч в точке D. Для этого:

  1. Выбрать инструмент ввод окружности и построить окружность с центром в точке О и заданным радиусом АВ.
  2. Выбрать инструмент Окружность. Курсор станет в виде мишени, выбрать в качестве центра окружности точку О.
  3. Для ввода радиуса щелкнуть на поле Радиус правой кнопкой мыши и в контекстном меню выбрать пункт между двумя точками. 

  1. Отметить на чертеже точки А и В, окружность заданного радиуса будет построена.
  2. Обозначить точку пересечения окружности с лучом ОМ буквой D.

Построим окружность с центром в точке D заданного радиуса ВС. Для этого:

  1. Выбрать инструмент Ввод окружности и построить окружность с центром в точке D и заданным радиусом ВС.
  2. Для ввода радиуса щелкнуть на поле Радиус правой кнопкой мыши и в контекстном меню выбрать пункт Между двумя точками.
  3. Отметить на чертеже точки В и С, окружность заданного радиуса будет построена.
  4. Обозначить точку пересечения окружностей буквой Е.

  1. Соединить отрезком точки О и Е.
  2.  Измерить углы ВАС и ЕОD. Для этого на панели Размеры выбрать инструмент Угловой размер. Курсор примет форму мишени. Выделить луч АВ и АС, прочертить угловой размер угла ВАС. Аналогичные действия проделать с измерением угла EOD.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

7 класс. Системы компьютерного черчения. Черчение геометрических примитивов в системе компьютерного черчения КОМПАС

7 класс. Технология обработки графической информации. Системы компьютерного черчения. Выполнение геометрических построений в системе компьютерного черчения КОМПАСПрезентация для дистанционного изучени...

Открытый урок по теме "Выполнение геометрических построений в системе компьютерного черчения КОМПАС"

Открытый урок по теме "Выполнение геометрических построений в системе компьютерного черчения КОМПАС". Цель урока : с помощью системы компьютерного черчения научиться выполнять геометрические пост...

Система компьютерного черчения КОМПАС

Материал представляет собой разработку плана урока по теме "Сисмета компьютерного черчения КОМПАС" для учащихся 9 класса по разделу "Компьютерная графика"....

Система компьютерного черчения КОМПАС

Материал представляет собой разработку плана урока по теме "Сисмета компьютерного черчения КОМПАС" для учащихся 9 класса по разделу "Компьютерная графика"....

Презентация на тему: «Трехмерное моделирование в системе компьютерного черчения КОМПАС»

Презентация к уроку на тему: «Трехмерное моделирование в системе компьютерного черчения КОМПАС»...

Конспект урока по теме: "Выполнение геометрических построений в системе компьютерного черчения КОМПАС"

Конспект урока по теме: "Выполнение геометрических построений в системе компьютерного черчения КОМПАС"...

Конспект урока на тему: «Выполнение построений в системе компьютерного черчения КОМПАС-3D».

Тема урока: «Выполнение построений в системе компьютерного черчения КОМПАС-3D»....