Реализация деятельностного подхода на примере темы "Мультимедийные технологии"
статья по информатике и икт (8 класс) на тему

Громова Елена Викторовна

Как реализовать деятельностный подход на уроках информатики при изучении темы "Мультимедийные технологии"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл realizatsiya_deyatelnostnogo_podhoda.docx34.51 КБ

Предварительный просмотр:

Реализация деятельностного подхода

на примере темы Мультимедийные технологии

Внедрение идеологии деятельностного подхода в практику работы целесообразно начать с практических шагов по проектированию конкретной учебной темы и составления учебно-методического комплекса, обеспечивающего решение педагогических задач.

Тема «Мультимедийные технологии» даёт возможность обучающимся познакомиться с новыми направлениями развития средств информационных технологий, получить практические навыки создания мультимедиа приложений. Предметом изучения в данной теме является технология мультимедиа – мощный инструмент, позволяющий создавать сложные информационные структуры, программные системы для какой-либо предметной области, используя многообразные формы представления информации.

В широком перечне направлений и областей освоения информационно-коммуникационных технологий в учебном процессе мультимедиа технологии рассматриваются в качестве предмета изучения, средства обучения и инструмента познания. На сегодняшний день средства мультимедиа становятся одним из наиболее перспективных направлений развития информационных технологий. Стандартом основной школы по информатике и ИКТ предусмотрено изучение следующих вопросов, относящихся к теме «Мультимедийные технологии»:

  • создание и обработка комплексных информационных объектов в виде презентации с использованием шаблонов;
  • звуки, и видеоизображения. Композиция и монтаж. Использование простых анимационных графических объектов;
  • запись средствами ИКТ информации об объектах и процессах окружающего мира (природных, культурно-исторических, школьной жизни, индивидуальной и семейной истории) в том числе, запись изображений и звука с использованием различных устройств;
  • дискретная форма представления звуковой информации.

К уровню подготовки учеников в процессе изучения мультимедийных технологий предъявляются следующие требования:

  • знать принцип дискретного (цифрового) представления звуковой информации;
  • уметь создавать презентации на основе шаблонов;
  • пользоваться персональным компьютером и его периферийным оборудованием (принтером, сканером, модемом, мультимедийным проектором, цифровой камерой);
  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для создания информационных объектов, для оформления результатов учебной работы;
  • использовать приобретенные знания и умения для организации индивидуального информационного пространства, создания личных коллекций информационных объектов.

Тема «Мультимедийные технологии» изучается в 8 классе базового курса «Информатика и ИКТ» и рассчитана на 8 учебных часов. Тем не менее, уже в пропедевтическом курсе информатики и ИКТ (в 5-7 классах) ученики создают мультимедийные презентации, содержащие образные, знаковые и смешанные информационные модели рассматриваемых объектов, используя их для поддержки своих выступлений.

Теоретическая часть темы строится на основе раскрытия понятие мультимедиа, организации обработки аудио- и видеоинформации.

Практическая часть направлена на освоение школьниками навыков создания и обработки комплексного информационного объекта в виде презентации или видеофильма средствами мультимедийных технологий, являющихся значимым не только для формирования функциональной грамотности, социализации школьников, последующей деятельности выпускников, но и для повышения эффективности освоения других учебных предметов.

Для эффективного решения задачи применения деятельностного подхода к изучению мультимедийных технологий необходимо смоделировать предметную среду, направленную на развитие у обучающихся широкого комплекса общих учебных и предметных умений, овладения способами деятельности, формирующими познавательную, информационную, коммуникативную компетенции. Предметная среда представляет совокупность организационно-педагогических, информационно-методических и программно-технических условий, обеспечивающих учебный процесс, направленный на реализацию деятельностного подхода (модель среды в Приложении 1).

Программно-технические условия определяются оснащением кабинета информатики. Состав программных средств должен включать программы разработки презентаций (например, MS PowerPoint из пакета «Первая помощь1.0» или Impress из СПО), звуковой редактор (Audacity – свободно распространяемое программное обеспечение), мультимедиа проигрыватель, программу для проведения видеомонтажа и сжатия видеофайлов (Windows Movie Maker – компонент MS Windows XP, Vista или VirtualDub, Kino – СПО). К техническим средствам ИКТ будут относиться устройства для записи (ввода) визуальной и звуковой информации: цифровой фотоаппарат и видеокамера, устройство для чтения информации с карты памяти (картридер), устройства ввода/вывода звуковой информации  – микрофон, акустическая система и стереонаушники, мультимедиа проектор.

К организационно-педагогическим условиям относятся

  • планирование педагогического процесса с использованием технологической карты темы создание и управление процессами коммуникации между участниками образовательного процесса;
  • стимулирование активности познавательной деятельности обучающихся;
  • соблюдение техники безопасности и санитарных норм при работе с техническими средствами обучения.

Таким образом, совокупность условий, как составляющих предметной среды, оказывает существенное влияние на протекание образовательного процесса, поскольку проектируется педагогом как целостная система и направляется на достижение обучающимися предметных, метапредметных и личностных результатов.

Рассмотрим методические особенности изучения темы «Мультимедийные технологии» в рамках деятельностного подхода.

С целью формирования позитивного отношения обучающихся к целям и задачам формируемой деятельности, а также к содержанию учебного материала по теме необходимо создавать атмосферу, помогающую школьникам как можно более полно раскрыть свои способности. Сочетание разнообразных методов и приёмов, применяемых учителем, позволяет сделать каждый урок увлекательным и неповторимым. Использование элементов развивающего обучения существенно повышает познавательную активность обучающихся и уровень их знаний по информатике.

Изучение темы целесообразно начать с ситуации удивления, когда создаётся своеобразная психологическая «ситуация ожидания», когда обучающиеся положительно настраивают себя на восприятие новых знаний и стремятся к глубокому усвоению нового материала. На первом уроке изучения мультимедийных технологий для повышения мотивации демонстрируется интересный видеоролик о школьных событиях или интерактивная презентация, которые вызывают эмоциональный отклик. Появляется желание научиться делать что-то подобное. Возникшая ситуация, в которой обучающимся явно недостаёт теоретических знаний и практических навыков для получения желаемого результата, является по своей сути проблемной. Учащиеся активно участвуют в постановке проблемы, выдвижении гипотез. Например, вопрос «С информацией какого вида, присутствующей в предложенном видеоряде, мы не работали на предыдущих уроках?» требует от ребят определить виды информации и найти отличие данного объекта от объектов, создаваемых в текстовом и графическом редакторах.http://doc4web.ru/uploads/files/17/16093/hello_html_5fdee09b.gif

Для формирования у обучающихся представлений о целях, планах и средствах реализации формируемой деятельности целесообразно использовать приём «Корзина идей, понятий, имён…». На доске для ребят демонстрируется изображение «корзины» с надписью «Мультимедиа». Школьники предлагают поместить в неё всё, что относится к этому понятию, тем самым происходит актуализация знаний обучающихся с опорой на имеющийся опыт, а также краткий словесный обзор изучаемого материала (схема 1).

В результате выдвинутых предположений обучающиеся подходят к формулировке понятия мультимедиа технологий, как интерактивных (диалоговых) систем, обеспечивающих одновременную работу со звуком, анимированной компьютерной графикой, видеокадрами, статическими изображениями и текстами.

Использование эвристической беседы даёт возможность путём логических взаимосвязанных вопросов и с учётом имеющихся знаний подвести учащихся к самостоятельному выводу.

На уроке «Представление звука в памяти компьютера» ученикам даётся прослушать два звуковых файла (отрывки из известного музыкального произведения) с различной частотой дискретизации: 1) 01.wav (44,1 кГц); 2) 02.wav (8 кГц). А затем организуется учебный диалог учителя с учениками.

Протокол эвристической беседы

Вопросы учителя

Прогнозируемые ответы обучающихся

  • Какие различия заметили?
  • В чём может быть причина разного качества звука?

«Записаны по-разному», «сохранены на компьютере по-разному», «разные условия записи», «микрофоны разной чувствительности», «закодированы по-разному» и т. д.

  • Что мы знаем о кодировании информации в памяти компьютера?
  • Как представлены тексты и изображения?

«С помощью последовательности 0 и 1», «представление в двоичной форме», «каждому символу компьютерного текста ставится в соответствие последовательность из 8 или 16 двоичных знаков», «графическая информация тоже кодируется двоичным алфавитом» » и др.

  • Сделайте предположение о кодировании звуковой информации в компьютерной памяти.

«Тоже представлена в двоичной форме», «представлена в цифровом виде», «звук оцифрован» и др.

  • Можем ли мы не только услышать звук, но и увидеть? Ваши предложения.

«Музыка записывается нотами, которые можно читать», «можно отобразить в медиаплеере зрительные образы», «музыкальные редакторы в сотовых телефонах», «при звукозаписи на компьютере рисуется кривая линия» и др.

Предлагается посмотреть на отображение звукового сигнала при определённой настройке медиаплеера. (лучше использовать максимально простые периодические звуки, например, старые записи соло электромузыкальных инструментов)э На что похожи эти изображения?

(«Зубчики», «кривой заборчик», «следы от закрашивания рисунка карандашом», «зигзаги», «скачкообразная волнистая линия» и др.)

  • Что объединяет ваши образы?

«В составе всех видны отдельные элементы: чёрточки, линии, палочки, зубчики, скачки»

  • Разделённый, прерывистый в латыни discretus. Предположите, каким словом можно назвать звук, обрабатываемый компьютером?

«Дискретный»

  • Сформулируйте общий вывод из наших рассуждений.

«Звуковая информация кодируется в двоичной (или дискретной) форме».

Целевая направленность беседы на решение новой для обучающихся проблемы, логическая взаимосвязанность вопросов учителя и ответов учеников, представляющих собой поэтапные шаги решения проблемы, проблемный характер большей части вопросов, включенных в беседу, самостоятельность учащихся, основанная на имеющемся багаже знаний, приводят к новым знаниям и новым способам деятельности.

Гипотезы, высказанные в начале эвристической беседы о причинах качества звучания, можно проверить с помощью самостоятельного изучения флеш-ролика «Двоичное кодирование звуковой информации» и решения задачи «Установление причин потери качества закодированного звука».

Ещё одним эффективным приёмом является составление кластера (одного из приёмов развития критического мышления). Кластер (в переводе означает пучок, созвездие) – это графическая организация материала, показывающая смысловые поля того или иного понятия. Составление кластера позволяет обучающимся свободно и открыто думать по поводу какой-либо темы. Ученик записывает или работает в электронном виде: в центре листа ключевое понятие, а от него рисует стрелки-лучи в разные стороны, которые соединяют это слово с другими, от которых, в свою очередь, лучи расходятся далее и далее.

Приём кластера (построение логографа – выделение блоков идей) удобно использовать как промежуточную оценку работ обучающихся, их понимание рассмотренных понятий. Кластер темы «Технологии мультимедиа» ученики начинают заполнять на первом уроке, продолжая добавлять новые элементы, в качестве результатов промежуточного контроля, предъявляют свои варианты графического представления изучаемых вопросов

С целью формирования у обучающихся устойчивого стремления к достижению успехов в учебной деятельности и опыта самостоятельного проектирования познавательной деятельности организуется работа учеников с рефлексивной картойРефлексивная карта предназначена для создания ситуации осмысления собственного знания и незнания в рамках изучаемой темы и проектирования дальнейшего маршрута познавательной деятельности. В процессе работы с рефлексивной картой обучающиеся на основе самооценки уровня знаний и умений по теме выделяют трудные вопросы и планируют, каким образом будут эти трудности преодолевать.

Рефлексивная карта является педагогическим инструментом активизации познавательной деятельности, поскольку при работе с ней формируются умения словесно и графически оценивать свою работу, сравнивать её результаты с образцом или результатами предыдущей работы; выделять конкретные умения и способы деятельности, которые должны быть сформированы; вырабатывать потребность в организации своего труда.

Методика работы с картой включает следующие виды деятельности:

  • в начале изучения темы совместно с учениками определяется, что они должны усвоить и уметь в результате работы над темой;
  • при проверке выполненных заданий проговаривать, на развитие каких умений они направлены;
  • выделять время на уроках для взаимопроверки разных видов и типов заданий в парах, а затем для самоанализа;
  • в конце уроков подводить итоги, вовлекая детей в самоанализ;
  • использовать комплексный метод анализа при проведении внеклассных мероприятий, праздников, экскурсий.

Самооценка ученика при помощи рефлексивной карты даёт возможность учителю контролировать процесс овладения обучающимися определёнными умениями, навыками и способами деятельности, вовремя выявить затруднения и оказать необходимую помощь.

Специальными условными знаками ученики фиксируют свой уровень подготовки по теме на первом уроке, пятом уроке, когда изучена основная теоретическая и практическая часть и на завершающем уроке:

- знаю или умею очень хорошо;

* - знаю, но могу затрудняться;

? – есть вопросы;

- пока самостоятельно не выполняю.

Рефлексивная карта содержит фиксацию предметных, метапредметных и личностных образовательных результатов.

  1. В процессе изучения темы «Мультимедийные технологии» школьниками выполняются разноуровневые практические работы, которые направлены на осознанное усвоение знаний, формирование или усовершенствование умений и приобретение опыта практической работы с информационно-коммуникационными технологиями как инструментом деятельности и средством обучения. Практическая работа является частью комбинированного урока, и на её выполнение отводится 20-25 минут в течение урока.
  1. Задания для практических работ подбираются таким образом, чтобы обеспечивать продвижение каждого ученика в зависимости от уровня его подготовленности. С учётом предшествующего этапа подготовки и способностей, ученик выполняет задания репродуктивного, продуктивного или творческого уровня. Первый уровень сложности, обеспечивающий репродуктивный уровень подготовки, содержит небольшие подготовительные задания, знакомящие учащихся с минимальным набором необходимых технологических приёмов по созданию информационного объекта. Для каждого такого задания предлагается подробная технология его выполнения, во многих случаях приводится образец того, что должно получиться в итоге.
  2. Учитывая, что многие обучающиеся успели познакомиться с информационными технологиями в пропедевтическом курсе информатики, учитель может не предлагать эти задания наиболее подготовленным в области ИКТ ученикам, и наоборот, порекомендовать их дополнительную проработку во внеурочное время менее подготовленным ребятам. В заданиях второго уровня сложности, обеспечивающего продуктивный уровень подготовки, учащиеся решают задачи, аналогичные тем, что рассматривались на предыдущем уровне, но для получения требуемого результата они самостоятельно выстраивают полную технологическую цепочку. Заданий продуктивного уровня, как правило, несколько. По возможности, цепочки этих заданий строятся так, чтобы каждый следующий шаг работы опирался на результаты предыдущего, приучал ученика к постоянным «челночным» движениям от промежуточного результата к условиям и к вопросу, определяющему цель действия, формируя привычку, извлекать уроки из собственного опыта, что и составляет основу актуального во все времена умения учиться.
  3. Задания третьего уровня сложности носят творческий характер и ориентированы на наиболее подготовленных обучающихся. Такие задания всегда формулируются в более обобщенном виде, многие из них представляют собой информационные мини-задачи. Выполнение творческого задания требует от ученика значительной самостоятельности при уточнении его условий, по поиску необходимой информации, по выбору технологических средств и приёмов его выполнения. Такие задания целесообразно предлагать школьникам для самостоятельного выполнения дома. Именно при выполнении творческих заданий происходит формирование ИКТ-компетентности, а по результатам их выполнения можно судить об уровне сформированности ИКТ-компетентности у обучающихся.
  4. Примерный план составления практической работы состоит из следующих шагов:
  • определение темы практической работы;
  • формулирование её цели;
  • определение умений и навыков, которые предполагаются привить обучающимся в ходе выполнения практической работы;
  • определение теоретической части, предшествующей работе;
  • проектирование примеров её выполнения;
  • разработка практических заданий к работе;
  • определение формы отчёта по итогам выполнения практической работы;
  • определение способа подведения итогов работы.
  1. В рамках изучения темы «Мультимедийные технологии» проводится четыре практические работы:
  1. «Создание презентации с использованием текста, графики и звука на основе готовых шаблонов».
  2. «Запись звука и изображения с использованием цифровой техники»
  3. «Создание презентации с применением записанного звука и изображения (с применением гиперссылок)».
  4. «Обработка материала, монтаж информационного объекта».

Большая роль в формировании ИКТ-компетентности на основе деятельностного подхода отводится компьютерному практикуму, который призван решать следующие задачи:

  • сформировать у школьников достаточный спектр пользовательских (инструментальных) навыков, позволяющих им эффективно применять ИКТ в своей информационной и учебной деятельности для решения задач саморазвития;
  • вооружить учащихся способами и методами освоения новых инструментальных средств;
  • формировать у школьников ИКТ-компетентность как способность решать возникающие информационные задачи, используя современные общедоступные информационные ресурсы (инструменты и источники).

Два урока-практикума «Создание и обработка комплексного информационного объекта в виде мультимедийной интерактивной презентации или видеоролика» включают работу над проектом «Мудьтимедийная мастерская» с целью закрепления у обучающихся представлений о мультимедийных технологиях и выработке умений, навыков и способов деятельности применять их для решения жизненных задач.

Запуск проекта «Мультимедийная мастерская» происходит на первом уроке изучения темы. Пожалуй, самый сложный и самый важный момент – это выбор проблемы, так как нельзя рекомендовать детям её (проблему) в готовом виде. Учитель может лишь предложить направление самостоятельного поиска.

Перед обучающимися обосновывается необходимость создания материалов для школьного медиацентра: фото и видео репортажи образовательных событий, видеосюжеты для еженедельного информационного выпуска «События школы», видеозарисовки, видеоклипы, фонограммы для сценических постановок, звукозапись для школьной радиолинейки, компьютерные презентации для внеклассных мероприятий и другая творческая деятельность. В процессе обсуждения ребята определяют проблему: каким образом они смогут обрабатывать информацию, необходимую в работе школьного медиацентра? Поиск ответов обеспечивает практическую направленность проекта «Мультимедийная мастерская», мотивирует обучающихся для получения необходимых знаний и умений в процессе изучения темы «Мультимедийные технологии».

Учебная задача проекта «Мультимедийная мастерская» – научиться создавать материалы, которые можно использовать для школьного медиацентра. Для решения этой задачи ребята могут самостоятельно выбрать тему и виды работы, при необходимости учитель может подсказать ребятам интересные виды работ, например:

  • видеозарисовка «Интересное рядом»;
  • видеосюжет «Наш класс»;
  • слайд-шоу «Внимание! Снято!»;
  • видеообращение «Мы вам честно сказать хотим!»;
  • видеоинтервью «Ваш собеседник…»;
  • мультимедийная презентация «Тематический классный час»;
  • интерактивная презентация на тему по выбору и др.

В процессе поиска и выбора значимой темы обучающиеся объединяются в команды по интересам (по 2-3 человека) и планируют самостоятельную деятельность в рамках проекта. Впоследствии на каждом занятии необходимо отводить время для консультаций проектных команд. Подготовительный и информационно-поисковый этапы проходят, как правило, во внеурочное время, а деятельностный этап и защита проекта во время уроков-практикумов и итогового урока.

Завершающий урок темы проводится в форме урока-ярмарки посредством организации деловой игры. Для любой деловой игры характерно наличие имитационной модели профессиональной деятельности и производственных отношений; проблемной ситуации; ролей; ролевых целей и общей цели всего коллектива; взаимодействия участников, исполняющих те или иные роли; коллективной деятельности; цепочки решений. Суть деловой игры – представить руководителю медиацентра, являющемуся экспертом, готовые продукты для оценки их качества.

Методическая задача этого урока заключается в создании педагогических условий, при которых ребята учатся представлять результаты своей деятельности и осуществлять экспертизу.

Для такого урока целесообразно объединить ребят в подгруппы, чтобы участники проекта могли увидеть работы всех своих одноклассников и участвовать в обсуждении результатов работы. Оценивание происходит по заранее объявленным критериям: актуальность и практическая значимость; применение практических приёмов работы с мультимедийными технологиями и успешность представления проекта. При работе используется 4-х балльная система: «да», скорее «да», чем «нет»; скорее «нет», чем «да»; нет.

Критерий актуальности и практической значимости включает следующие показатели: это соответствие материала теме проекта; дизайнерское оформление работы; возможность использования материалов для школьного медиацентра.

Критерий, свидетельствующий о качестве освоения обучающимися учебного содержания темы, – это применение практических приёмов работы с мультимедийными технологиями. Осуществляя оценку, необходимо зафиксировать факты использования ребятами при подготовке продукта конкретных приёмов использования мультимедиа технологии (текст или титры, статичные или анимированные изображения, звук, видеоизображение, интерактивность).

Успешность представления проекта включает в себя оценку участия команды, ответы на вопросы, время представления продукта. Заполняя экспертные карты (Приложение 10), обучающиеся формируют навыки оценки и самооценки мультимедийных продуктов, а результаты их заполнения помогают учителю справедливо оценить результаты самостоятельной работы учеников.

Занятия, организованные в форме деловой игры, позволяют учителю создать атмосферу инициативы, творчества и ответственности; дать представления обучающимся о новых интересных профессиях, связанных с применением информационно-коммуникационных технологий; развивать не только ИКТ-компетентность, но и социальную компетентность.

Завершая описание методических приёмов, с помощью которых обучающиеся получают не готовую сумму знаний, а развивают умение самостоятельно приобретать теоретические знания, умело применять их на практике, критически мыслить, грамотно работать с информацией, быть коммуникабельным, можно сделать вывод о том, что реализация деятельностного подхода при изучении курса «Информатика и ИКТ» в целом, по теме «Мультимедийные технологии» в частности, основывается на осознании учителем необходимости создания учебных ситуаций, в которых ученики самостоятельно добывают знания. А для этого необходимо создание развивающей и развивающейся предметной среды и применение учителем методов и приёмов, активизирующих самостоятельную познавательную деятельность обучающихся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение современных педагогических технологий на уроках математики для реализации деятельностного подхода

Школы России переходят на новые образовательные стандарты. В основе стандарта лежит системно-деятельностный подход, который заключается в том, что формирование личности ученика и продвижение его в раз...

Реализация системно-деятельностного подхода совместно с компьютерными технологиями в преподавании химии.

Материал содержит методическую информацию по применению системно-деятельностного подхода на разных уроках химии....

Реализация деятельностного подхода в обучении географии на примере краеведческого материала.

Статья о применении деятельностного подхода на уроках географии....

Технология проблемного обучения на уроках физики как реализация деятельностного подхода в соответствии с требованиями ФГОС.

Обобщение опыта работы по теме: "Технология проблемного обучения на уроках физики как реализация деятельностного подхода в соответствии с требованиями ФГОС"....

Применение современных педагогических технологий на уроках математики для реализации деятельностного подхода

Это статья, в которой рассказывается о применении современных педагогических технологий на уроках математики в рамках внедрения ФГОС второго поколения для реализации деятельностного подхода....

Реализация системно деятельностного подхода посредством современных образовательных технологий

Современные технологии (на основе материалов курсовой переподготовки)...

Проект «Игровые технологии, как способ реализации деятельностного подхода в обучении, в рамках реализации ФГОС ».

Из опыта работы.  Проект «Игровые технологии, как способ реализациидеятельностного подхода в обучении, в рамках реализации ФГОС »....