Подготовка к ОГЭ информатика. Формальное исполнение алгоритма.
материал для подготовки к егэ (гиа) по информатике и икт (9 класс) на тему

Пшеленская Светлана Викторовна

Подготовка к ОГЭ по информатике.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Формальное исполнение алгоритма. В тестовой части ОГЭ по информатике задание № 16.

Слайд 2

Понятие алгоритма, его исполнитель. Алгоритм – понятное и четкое предписание исполнителю выполнить конечную последовательность команд, приводящую к достижению определенной цели. Исполнитель алгоритма – устройство, которое может выполнить алгоритм по шагам. Исполнители могут быть формальными и неформальными. Формальный исполнитель – исполнитель, который одну и ту же команду выполняет всегда одинаково (без всяких элементов творчества со стороны исполнителя. От формального исполнителя не требуется понимания сущности алгоритма, он должен лишь четко выполнять команды, не нарушая их последовательности. К заданиям на формальное исполнение алгоритма относится задание 14 и 16 в тестовой части ОГЭ по информатике. Давайте в данной презентации рассмотрим задание № 16. В ариантов самого задания может быть несколько, в данной презентации мы рассмотрим каждый вид задания.

Слайд 3

Задача 1. Некоторый алгоритм из одной цепочки символов получает новую цепочку следующим образом. Сначала вычисляется длина исходной цепочки символов; если она нечётна, то дублируется средний символ цепочки символов, а если чётна, то в начало цепочки добавляется буква Г. В полученной цепочке символов каждая буква заменяется буквой, следующей за ней в русском алфавите (А – на Б, Б – на В и т. д., а Я – на А). Получившаяся таким образом цепочка является результатом работы описанного алгоритма. Например, если исходной была цепочка УРА, то результатом работы алгоритма будет цепочка ФССБ, а если исходной была цепочка ПУСК, то результатом работы алгоритма будет цепочка ДРФТЛ. Дана цепочка символов РЕКА. Какая цепочка символов получится, если к данной цепочке применить описанный алгоритм дважды (т. е. применить алгоритм к данной цепочке, а затем к результату вновь применить алгоритм)? Русский алфавит: АБВГДЕЁЖЗИЙКЛМНОПРСТУФХЦЧШЩЪЫЬЭЮЯ РЕШЕНИЕ, Вычислим длину строки для слова РЕКА. Она равна 4. Значит мы должны добавить в начало цепочки букву Г. В итоге получится новая цепочка — ГРЕКА. Теперь мы должны заменить каждый символ на следующий по порядку. Г — Д Р — С Е — Ё К — Л А — Б После первого выполнения алгоритма мы получили цепочку ДСЁЛБ По условию мы должны применить описанный алгоритм дважды. Вычислим теперь длину строки новой цепочки ДСЁЛБ. Она равна 5, т. е. нечетна. Значит, по условию, мы должны продублировать средний символ (Ё). В итоге получим ДСЁЁЛБ. Осталось заменить символы на следующие по порядку: Д — Е С — Т Ё — Ж Ё — Ж Л — М Б — В Итоговая цепочка — ЕТЖЖМВ . Это и есть правильный ответ.

Слайд 4

Задача 2. Н екоторый а лгоритм из одной цепочки символов получает новую цепочку следующим образом. Сначала вычисляется длина исходной цепочки; если она четна, то в середину цепочки добавляется символ Ч, а если нечетна, то в начало цепочки добавляется символ Н. В полученной цепочке символов каждая буква заменяется буквой, следующей за ней в русском алфавите (А – на Б, Б – на В и т. д., а Я – на А). Получившаяся таким образом цепочка является результатом работы описанного алгоритма . Например, если исходной цепочкой была цепочка КОТ, то результатом работы алгоритма будет цепочка ОЛПУ, а если исходной была цепочка АУ, то результатом работы будет цепочка БШФ. Дана цепочка символов КОЗА. Какая цепочка символов получится, если к данной цепочке применить описанный алго -ритм дважды (т. е. применить алгоритм к данной цепочке, а затем к результату вновь применить алгоритм)? Русский алфавит: АБВГДЕЁЖЗИЙКЛМНОПРСТУФХЦЧШЩЪЫЬЭЮЯ РЕШЕНИЕ. Вычислим длину строки для слова КОЗА. Она равна 4. Значит мы должны добавить в середину цепочки букву Ч. В итоге получится новая цепочка — КОЧНА. Теперь мы должны заменить каждый символ на следующий по порядку. К — Л О— П Ч — Ш З — И А — Б После первого выполнения алгоритма мы получили цепочку ЛПШИБ По условию мы должны применить описанный алгоритм дважды. Вычислим теперь длину строки новой цепочки ЛПШИБ. Она равна 5, т. е. нечетна. Значит, по условию, мы должны в начало цепочки добавить символ Н. В итоге получим НЛПШИБ . Осталось заменить символы на следующие по порядку: Н — О Л — М П — Р Ш — Щ И — Й Б — В Итоговая цепочка — ОМРЩЙВ . Это и есть правильный ответ.

Слайд 5

Задача 3. Це­поч­ка из четырёх бусин, по­ме­чен­ных ла­тин­ски­ми бук­ва­ми, фор­ми­ру­ет­ся по сле­ду­ю­ще­му пра­ви­лу: на тре­тьем месте це­поч­ки стоит одна из бусин H, E; –на вто­ром месте — одна из бусин D, E, C, ко­то­рой нет на тре­тьем месте; –в на­ча­ле стоит одна из бусин D, H, B, ко­то­рой нет на вто­ром месте; –в конце — одна из бусин D, E, C, не сто­я­щая на пер­вом месте. Опре­де­ли­те, сколь­ко из пе­ре­чис­лен­ных це­по­чек со­зда­ны по этому пра­ви­лу? DEHD HEHC DCEE DDHE DCHE HDHD BHED EDHC DEHE В от­ве­те за­пи­ши­те толь­ко ко­ли­че­ство це­по­чек. Решение. Для решения данного задания очень удобно составить таблицу, в столбцах которой мы поставим заданные нам условия. В строки можно записать данные нам цепочки. На пересечении строки и столбца мы будем обозначать, выполняется ли данное условие для данной цепочки или нет. Только 5 цепочек полностью удовлетворяют всем условиям. ОТВЕТ - 5 1 условие 2 условие 3 условие 4 условие DEHD + + + - HEHC + + + + DCEE + + + + DDHE + + - + DCHE + + + + HDHD + + + + BHED + - + + EDHC + + - + DEHE + + + +

Слайд 6

Задача 4. Це­поч­ка из че­ты­рех бусин, по­ме­чен­ных ла­тин­ски­ми бук­ва­ми, фор­ми­ру­ет­ся по сле­ду­ю­ще­му пра­ви­лу: на вто­ром месте це­поч­ки стоит одна из бусин B, A, E; в конце — одна из бусин A, C, E, ко­то­рой нет на вто­ром месте; в на­ча­ле — одна из бусин B, C, D, ко­то­рой нет на чет­вер­том месте; на тре­тьем месте — одна из бусин E, C, D, не сто­я­щая на пер­вом месте. Опре­де­ли­те, сколь­ко из пе­ре­чис­лен­ных це­по­чек со­зда­ны по этому пра­ви­лу ? BECC CEDC CAED DEEC ABCE BBDA DBDC DBAE BAEA В от­ве­те за­пи­ши­те толь­ко ко­ли­че­ство це­по­чек. Решение. Для решения данного задания очень удобно составить таблицу, в столбцах которой мы поставим заданные нам условия. В строки можно записать данные нам цепочки. На пересечении строки и столбца мы будем обозначать, выполняется ли данное условие для данной цепочки или нет. Только 3 цепочки полностью удовлетворяют всем условиям. ОТВЕТ - 3 1 условие 2 условие 3 условие 4 условие BECC + + + + CEDC + + - + CAED + - + + DEEC + + + + ABCE + + - + BBDA + + + + DBDC + + + - DBAE + + + - BAEA + - + +

Слайд 7

Удачи на экзамене.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Формальное исполнение алгоритма. В тестовой части ОГЭ по информатике задание № 14.

Слайд 2

Понятие алгоритма, его исполнитель. Алгоритм – понятное и четкое предписание исполнителю выполнить конечную последовательность команд, приводящую к достижению определенной цели. Исполнитель алгоритма – устройство, которое может выполнить алгоритм по шагам. Исполнители могут быть формальными и неформальными. Формальный исполнитель – исполнитель, который одну и ту же команду выполняет всегда одинаково (без всяких элементов творчества со стороны исполнителя. От формального исполнителя не требуется понимания сущности алгоритма, он должен лишь четко выполнять команды, не нарушая их последовательности. К заданиям на формальное исполнение алгоритма относится задание 14 и 16 в тестовой части ОГЭ по информатике. Давайте в данной презентации рассмотрим задание № 14.

Слайд 3

Задача № 1. У исполнителя Делитель две команды, которым присвоены номера: раздели на 2 вычти 1 Первая из них уменьшает число на экране в 2 раза, вторая уменьшает его на 1. Исполнитель работает только с натуральными числами. Составьте алгоритм получения из числа 45 числа 5, содержащий не более 5 команд. В ответе запишите только номера команд. Если таких алгоритмов более одного, то запишите любой из них. Решить эту задачу можно двумя способами – простым подбором данных и способом графическим. Разберем второй способ решения. Для этого запишем данное нам число и произведем с ним каждое их предложенных действий. Такие же действия производим с каждым получившимся числом, исключая числа дробные. В итоге, получаем такое решение:

Слайд 4

Задача № 2 . У исполнителя Квадратор две команды, которым присвоены имена: Зачеркни справа Возведи в квадрат. Первая из них удаляет правую цифру на экране, вторая возводит число во вторую степень. Составьте алгоритм получения из числа 721 числа 16 , содержащий не более 5 команд. В ответе запишите только номера команд. Если таких алгоритмов более одного, то запишите любой из них. Решить эту задачу можно двумя способами – простым подбором данных и способом графическим. Разберем второй способ решения. Для этого запишем данное нам число и произведем с ним каждое их предложенных действий. Такие же действия производим с каждым получившимся числом, исключая числа , неподходящие нам. В итоге, получаем такое решение:

Слайд 5

Задача № 3. У исполнителя Увеличитель две команды, которым присвоены номера: Прибавь 4 Умножь на 3. Первая из них увеличивает число на экране на 4, вторая увеличивает его в 3 раза. Составьте алгоритм получения из числа 5 числа 39 , содержащий не более 5 команд. В ответе запишите только номера команд. Если таких алгоритмов более одного, то запишите любой из них. Решить эту задачу можно двумя способами – простым подбором данных и способом графическим. Разберем второй способ решения. Для этого запишем данное нам число и произведем с ним каждое их предложенных действий. Такие же действия производим с каждым получившимся числом, исключая числа , неподходящие нам. В итоге, получаем такое решение:

Слайд 6

Задача № 4 . У исполнителя Квадратор две команды, которым присвоены имена: Зачеркни слева Возведи в квадрат. Первая из них удаляет крайнюю левую цифру на экране, вторая возводит число во вторую степень. Составьте алгоритм получения из числа 8 числа 56 , содержащий не более 5 команд. В ответе запишите только номера команд. Если таких алгоритмов более одного, то запишите любой из них. Решить эту задачу можно двумя способами – простым подбором данных и способом графическим. Разберем второй способ решения. Для этого запишем данное нам число и произведем с ним каждое их предложенных действий. Такие же действия производим с каждым получившимся числом, исключая числа , неподходящие нам. В итоге, получаем такое решение:

Слайд 7

Задача № 5. У исполнителя Вычислитель две команды, которым присвоены номера: Подели на 2 Вычти 1 Первая из них уменьшает число на экране в 2 раза, вторая уменьшает его на 1. Составьте алгоритм получения из числа 99 числа 47, содержащий не более 4 команд . В ответе запишите только номера команд. Если таких алгоритмов более одного, то запишите любой из них. Решить эту задачу можно двумя способами – простым подбором данных и способом графическим. Разберем второй способ решения. Для этого запишем данное нам число и произведем с ним каждое их предложенных действий. Такие же действия производим с каждым получившимся числом, исключая числа , неподходящие нам. В итоге, получаем такое решение:

Слайд 8

Удачи на экзамене.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Алгоритм и его формальное исполнение

Алгоритм и его формальное исполнение...

Презентация по информатике "Формальное исполнение алгоритмов"

Данная работа может быть использована как при подготовке к ЕГЭ в 11 классе, так и при изучении и повторении темы "Алгоритмы" в 9 классе. В презентации разбираются решения задач из части А и ...

Алгоритм и его формальное исполнение

Конспект для 9 класс, учебник Н.Д. Угринович....

ТБ в кабинете информатики. Алгоритм и его формальное исполнение. Свойства алгоритма и его исполнители

Урок1. Техника безопасности в кабинете информатики. Алгоритм и его формальное исполнение. Свойства алгоритма и его исполнители. 9 класс....

Исполнители алгоритмов. Формальное исполнение алгоритмов.

Тема урока: Алгоритм и его формальное исполнениеТип урока: урок открытия нового знанияРешаемые учебные задачи:знакомство учащихся с определением алгоритма и его формальное исполнение;знакомство учащих...

Конспект урока по информатике по теме "Алгоритм и его формальное исполнение"

ввести понятие «алгоритм», разобрать свойства алгоритма....