Конспект урока по теме "Графические возможности языка программирования Visual Basic"
план-конспект занятия по информатике и икт (11 класс) на тему

Еприна Татьяна Леонтьевна

Цель урока:

  • сформировать у учащихся представление о графических средствах языка Visual Basic и возможностях их использования при решении задач.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_eprina_tl.docx124.7 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока «Урок информатики в 11-м классе по теме «Графические возможности языка программирования Visual Basic»

Цель урока:

  • сформировать у учащихся представление о графических средствах языка Visual Basic и возможностях их использования при решении задач.

Ход урока

1. Организационный момент

Учитель приветствует учащихся, отмечает отсутствующих, проверяет внешний вид учащихся – соответствие одежды безопасным условиям труда.

2. Объяснение нового материала

Учитель знакомит учащихся с новым материалом, используя компьютерную презентацию и мультимедийный проектор.

В языке Visual Basic есть графические средства, к которым относятся графические методы и графические объекты [4].

На объектах Форма (Form) и Графическое окно (PictureBox) можно рисовать с использованием графических методов Scale, PSet, Line, Circle, Cls.

Метод Scale позволяет задать объекту новую систему координат:

object . Scale (X1, Y1) – (X2, Y2) ,

где object – имя объекта,

X1, Y1 – новые координаты левого верхнего угла объекта,

X2, Y2 – новые координаты правого нижнего угла объекта.

Метод PSet позволяет нарисовать точку:

object . PSet (X, Y) [,color] ,

где object – имя объекта,

X, Y – координаты точки,

color – цвет точки.

Метод Line служит для рисования отрезков, прямоугольников или закрашенных прямоугольников:

object . Line (X1, Y1) – (X2, Y2) [,color] [,B] [F] ,

где object – имя объекта,

X1, Y1 и X2, Y2 – координаты концов отрезка или противолежащих вершин прямоугольника,

color – цвет отрезка или прямоугольника,

параметр B задает рисование прямоугольника,

параметр F – закрашенного прямоугольника (этот параметр можно использовать только вместе с параметром B).

Метод Circle позволяет нарисовать окружность, эллипс, дугу или сектор:

object . Circle (X, Y), radius [,color, start, end, aspect] ,

где object – имя объекта,

X, Y – координаты центра окружности, эллипса, дуги или сектора,

radius – радиус окружности, эллипса, дуги или сектора,

color – цвет линии,

start и end – начальный и конечный углы дуги или сектора в радианах (могут принимать значения от –2π до +2π),

aspect – коэффициент сжатия.

Метод Cls служит для очистки объекта:

object . Cls ,

где object – имя объекта.

Если графический метод применяется к объекту Форма (Form), то при его записи имя объекта object можно опускать.

3. Практическая работа на компьютере

Учитель вместе с учащимися проводит разбор практического задания, демонстрирует приемы его выполнения.

Разработаем проект построения графика функции в полярных координатах.

Полярные координаты. Обычно точки на плоскости представляют их декартовыми координатами. Но есть и другой способ определения расположения точек на плоскости – задание полярных координат.

Рисунок1

В этом случае имеется единственная ось и некая точка на ней, называемая полюсом. Любую точку на плоскости теперь можно определить парой чисел (r, z), где r – расстояние от полюса и z – угол между осью и прямой, соединяющей полюс и данную точку (угол изменяется в направлении против часовой стрелки от оси).

Графики в полярных координатах. Функции, в которых используются полярные координаты, будем называть функциями в полярных координатах. Например, r = Sin(z) – функция в полярных координатах. Здесь для каждого значения z из некоторой заданной области строится точка с полярными координатами (r, z). Чтобы упростить построение, обратимся снова к декартовым координатам. Точка (r, z) в полярных координатах – это то же самое, что точка (r*Cos(z), r*Sin(z)) в декартовых координатах, и именно ее мы строим.

Проект «График функции в полярных координатах». Приступим к созданию проекта. В качестве примера рассмотрим построение графика функции r = Sin(8*z).

Разместим на форме frmGraph графическое окно picGraph, в котором будет строиться график, командную кнопку cmdGraph для реализации событийной процедуры построения графика и метку lbl1 для обозначения графического окна.

Для графического окна picGraph зададим удобную систему координат, учитывающую диапазоны изменения аргумента и функции, с помощью графического метода Scale. Для рисования точек графика воспользуемся методом PSet. Для очистки графического окна используем метод Cls.

Построение графика будет производиться с помощью цикла со счетчиком, в котором значение аргумента z будет меняться от 0 до 2π с шагом 0,001.

Введем программный код событийной процедуры cmdGraph_Click () для кнопки cmdGraph:

Dim z, r As Single

Private Sub cmdGraph_Click ()

picGraph . Scale (-1.25, 1.25) - (1.25, -1.25)

For z = 0 To 2 * 3.14 Step 0.001

r = Sin (8 * z)

picGraph . PSet (r * Cos (z), r * Sin (z)), vbMagenta

Next z

End Sub

Запустим проект. Щелкнем по кнопке График.

Рисунок2_1 

Усовершенствуем наш проект.

Вместо использования при построении декартовых координат (r * Cos (z), r * Sin (z)), введем два дополнительных параметра a и b и построим (r * Cos (a * z), r * Sin (b * z)).

Разместим на форме два текстовых поля txtA и txtB для ввода значений переменных a и b и две метки lbl2 и lbl3 для обозначения текстовых полей (имен переменных и диапазона изменения их значений).

Внесем изменения в программный код событийной процедуры cmdGraph_Click ():

picGraph . PSet (r * Cos (Val (txtA . Text) * z), r * Sin (Val (txtB . Text) * z)), vbMagenta

Добавим две кнопки: cmdClear – для очистки текстовых полей и графического окна и cmdExit – для завершения работы приложения.

Введем программный код событийной процедуры для кнопки cmdClear:

Private Sub cmdClear_Click ()

txtA . Text = ""

txtB . Text = ""

picGraph . Cls

End Sub

Для кнопки cmdExit код событийной процедуры следующий:

Private Sub cmdExit_Click ()

End

End Sub

Запустим проект. Меняя значения a от 1 до 9 и значения b от 1 до 6, получим массу замечательных картинок.

Рисунок3_2

4. Подведение итогов урока

Учитель подводит итоги урока, отмечает учащихся, успешно справившихся с работой.

5. Домашнее задание

§ 5.10 [2].

Создать проект «Построение графических примитивов», который позволяет нарисовать в графическом окне все графические примитивы (точку, линию, прямоугольник, закрашенный прямоугольник, окружность, эллипс, дугу, сектор).

Спасибо за работу, урок окончен.

Литература

  1. Угринович Н.Д. Информатика и информационные технологии: Учебник для 10-11 классов. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2003.
  2. Угринович Н.Д., Босова Л.Л., Михайлова Н.И. Практикум по информатике и информационным технологиям. Учебное пособие для общеобразовательных учреждений. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2003.
  3. Угринович Н.Д. Преподавание курса «Информатика и ИКТ» в основной и старшей школе: Методическое пособие. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2004.
  4. Волчёнков Н.Г. Программирование на Visual Basic 6: В 3-х ч. – М.: ИНФРА-М, 2002.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по теме «Разработка проектов в системе программирования Visual Basic»

Данный урока проводился в группе первокурсников техникума.Тип урока: комбинированный, использовался контроль знаний, закрепление практических навыков. На уроке использовались разноуровневые задания.Це...

Урок информатики в 11-м классе по теме "Графические возможности языка программирования Visual Basic"

В статье представлена разработка урока по теме «Графические возможности языка программирования Visual Basic» по учебнику Н.Д. Угриновича. На уроке учащиеся знакомятся с графическими средствами (объект...

Урок информатики «Создание калькулятора с использованием языка программирования Visual Basic»

Урок информатики в 11-м классе. «Создание калькулятора в среде Visual Studio 2013 с использованием языка программирования Visual Basic» ...

Методическая разработка практического занятия "Проведение исследования на основе использования готовой компьютерной модели (среда программирования Visual Basic)"

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАVisual Basic – один из первых языков программирования, поддерживающий событийно-управляемое программирование (event-driven programming). Программирование традиционно ориенти...

Презентация к уроку на тему: "Язык программирования Visual Basic for Applications"

Презентация по информатике, предназначена для изучения нового материала по теме: "Язык программирования Visual Basic for Applications". Подойдет для использования на первых уроках. Также под...