Урок безопасности "Личное-публичное"
план-конспект занятия по информатике и икт (8, 9 класс) на тему

Разработка мероприятия с целью повышение цифровой компетентности школьников в сфере управления персональными данными в интернете.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_bezopasnosti.docx27.93 КБ

Предварительный просмотр:

УРОК БЕЗОПАСНОСТИ

«ЛИЧНОЕ-ПУБЛИЧНОЕ»

Цель  мероприятия: повышение цифровой компетентности школьников в сфере управления персональными данными в интернете.

Задачи мероприятия:

  • Формирование у школьников представлений о приватности и персональных данных, а также способах попадания данных в интернет и их распространения в сети.
  • Осознание школьниками ценности персональных данных, последствий неосторожного обращения с информацией личного характера в интернете и необходимости ее защиты.
  • Формирование у школьников навыков управления персональными данными при работе с различными онлайн-ресурсами, приложениями и устройствами.

Основная целевая группа — ученики 6–10-х классов средних общеобразовательных школ.

Структура мероприятия. Данное мероприятие состоит из нескольких ситуативных занятий, включающих основные упражнения и итоги занятия.

Далее следуют основные упражнения. Большинство упражнений носит проблемно-поисковый характер и направлены на активизацию учеников, формирование у них интереса к теме, создание непринужденной и доброжелательной атмосферы в группе, повышение сплоченности.

Обсуждение результатов упражнения — важный этап работы, помогающий учащимся отрефлексировать опыт, полученный в ходе выполнения заданий, а также подвести итоги.

Методические принципы:

Принцип активной включенности. Ученик является таким же равноправным участником учебного процесса, как и учитель. В связи с этим все задания направлены на формирование активной позиции учащихся и актуализацию их личного опыта, который обогащается и обобщается на уроке в ходе совместной деятельности с другими учениками. Благодаря этому, знания, которые школьники получают на занятиях, сразу могут быть использованы в их повседневной деятельности.

Принцип деятельностных технологий. На уроках широко используются интерактивные образовательные технологии (деловые и ролевые игры, обсуждение конкретных случаев, проектные задания, групповые дискуссии и т.д.), предполагающие организацию совместной деятельности учеников и учителя.

Ученики получают новые знания не в готовом виде, а в форме проблемно-поисковых задач, стимулирующих их собственную познавательную активность.

Принцип доступности. Все учебные материалы разработаны в соответствии с возрастно-психологическими особенностями школьников, а также имеющимся у них социальным опытом. Это обеспечивает соответствие упражнений реальным жизненным задачам, стоящим перед учащимися.

Принцип системности. Содержание предлагаемых уроков структурировано в соответствии с представлениями о деятельности детей среднего школьного возраста в интернете, а также о возможных рисках и угрозах в сети для детей данного возраста.

Принцип рефлексивности. Важное место в структуре уроков занимает обсуждение результатов занятия. Критическое осмысление полученной на уроке информации и соотнесение ее со своим личным опытом формирует у школьников способность к рефлексии собственной «компьютерной» деятельности, что является залогом их безопасности в интернете.

Принцип мотивации. Значительное внимание в ходе занятий уделяется формированию мотивационной основы обучения. Благодаря методическим приемам, которые используются в ходе уроков, а также адекватно подобранному материалу, у школьников формируется интерес к проблеме управления персональными данными в интернете как к реальной жизненной задаче, стоящей перед ними.

Ход мероприятия:

  1. Вступительное слово

Сегодня все пользователи сети в той или иной степени понимают, что свою частную жизнь и ее важнейшую составляющую — персональные данные — необходимо защищать. 

Персональные данные — это любая информация, которая имеет отношение к конкретному человеку.

  1. Занятия

Занятие № 1«ИНТЕРНЕТ-ВИКТОРИНА»

Цель: актуализировать их знания об онлайн-ресурсах.

Необходимые материалы: карточки для викторины (см. Приложение к уроку № 1.1), доска.

Время проведения: 10 минут.

Процедура проведения:

Начиная занятие, ведущий предлагает участникам проверить их знания об интернете: насколько хорошо им знакомы различные онлайн-ресурсы. С этой целью проводится мини-викторина. Ведущий зачитывает карточки с фактами, а участники должны угадать, о каких известных интернет-ресурсах идет речь (см. Приложение к уроку № 1.1). Если задание вызывает затруднения у группы, ведущий может дать подсказку, которая также содержится на карточке. Названия угаданных сайтов ведущий выписывает на доске. По ходу викторины ведущий ведет счет: за каждый правильный ответ команда получает один балл.

Побеждает команда, набравшая больше всех баллов.

Обсуждение:

  • Что нового вы узнали из этого упражнения?
  • Какие факты больше всего вас удивили?
  • Что объединяет часть из отгаданных онлайн-ресурсов и чем отличаются некоторые из них?

Занятие № 2 «КАК ЗАЩИТИТЬ ПЕРСОНАЛЬНЫЕ ДАННЫЕ?»

Цель: познакомить с критериями надежности паролей.

Необходимые материалы: список десяти самых популярных паролей для ведущего (см. Приложение к уроку № 5.1), памятка «Правила составления надежных паролей» (см. Приложение к уроку № 5.2).

Время проведения: 10 минут.

Процедура проведения:

Дом, в котором мы храним личные вещи, нуждается в прочной двери и надежном замке. Так же и наши персональные данные, которые мы размещаем в социальных сетях или облачных сервисах, должны храниться под замком, ключом к которому является пароль. По данным Международного союза электросвязи, в 2015 г. интернетом пользовались более 3,2 млрд человек по всему миру, и, конечно, у всех этих людей имелся хотя бы один аккаунт и пароль к нему*. Поскольку пользователей интернета так много, неудивительно, что пароли, которые они используют, могут повторяться.

Группа делится на две равные команды. Им дается несколько минут на то, чтобы придумать как можно больше ответов на вопрос: «Какой пароль — самый популярный среди пользователей интернета?». Ведущий может напомнить ученикам, что все пароли записываются латиницей.

Затем от каждой команды к доске по очереди подходят участники и предлагают свой вариант ответа. Ведущий сверяет ответы с ключом и выписывает правильные варианты на доску (см. Приложение к уроку № 5.1). Повторяться или давать сходные ответы нельзя. Игра заканчивается, когда каждый игрок даст по одному ответу на вопрос. Побеждает та команда, которая даст больше всего правильных ответов. В конце игры ведущий должен выписать неотгаданные варианты паролей из ключа на доску.

Обсуждение:

  • Легко ли угадать пароли из этого списка? Почему?
  • Использовали ли вы пароли из этого списка? Если да, то почему? В каких случаях?
  • Как вы думаете, почему так много людей используют простые пароли?
  • Каким, по-вашему, должен быть надежный пароль?

Занятие № 3 «ИСПОРЧЕННЫЙ ПЕРЕПОСТ»

Цель: продемонстрировать процесс искажения личной информации в процессе ее передачи в интернете.

Необходимые материалы: карточка с заданием (см. Приложение к уроку № 8.1).

Время проведения: 10 минут.

Процедура проведения:

В начале ведущий предлагает участникам поговорить о репутации. Он объясняет, что репутация — это закрепившееся в обществе мнение о человеке, группе людей или организации. Ведущий подчеркивает, что репутацией обычно дорожат, и приводит пословицу: «Береги честь смолоду» (можно предложить участникам вспомнить еще пару пословиц на эту тему). Репутацию можно долго создавать, но иногда даже случайный поступок может ее испортить. Сегодня

интернет — часть нашей жизни. Наши персональные данные формируют уникальный «цифровой след», соединяющий прошлое, настоящее и будущее. Раньше собранное огромными усилиями персональное досье могло сгореть в одночасье и исчезнуть навсегда. В современном же мире наш «цифровой отпечаток» — лучшее досье, созданное нами самими, которое, как тень, всегда будет следовать за нами и влиять на нашу репутацию в реальной жизни.

Ведущий приглашает в качестве добровольцев пять человек. Четырех он просит на несколько минут выйти из аудитории, а один остается. Ведущий говорит, что сейчас зачитает вслух текст поста, взятого из интернета (см. Приложение к уроку № 8.1). Задача добровольца — внимательно его выслушать и постараться максимально запомнить, чтобы потом как можно точнее пересказать своему однокласснику, который сейчас находится за дверью. Ведущий зачитывает текст, после чего приглашает в аудиторию следующего добровольца. Первый участник объясняет второму задание (выслушать — запомнить — пересказать), а затем пересказывает ему текст поста. Ситуация повторяется до тех пор, пока все добровольцы не выполнят задание, причем последний из них пересказывает текст всей группе. В конце упражнения ведущий еще раз зачитывает исходный текст поста, чтобы ученики могли сравнить исходный результат с полученным.

Обсуждение:

  • Сильно ли отличается содержание первоначального поста от последнего пересказа? Почему?
  • Какая информация больше всего искажается в процессе ее передачи?
  • Что может влиять на степень искажения информации?

Занятие № 4  «ДЕЛОВАЯ РЕПУТАЦИЯ»

Цель: помочь ученикам осознать возможные последствия неуместных публикаций в социальных сетях.

Необходимые материалы: карточки с заданиями (см. Приложение к уроку № 8.2).

Время проведения: 10 минут.

Процедура проведения:

Ведущий предлагает участникам разделиться на четыре мини-группы. Каждая группа выступает в роли совета директоров компании, которому предстоит проанализировать ситуацию и поступок своего сотрудника, изложенные в карточке (см. Приложение к уроку № 8.2). Ведущий должен акцентировать внимание на том, что в процессе анализа необходимо учитывать потенциальные последствия этой ситуации для репутации компании. В течение нескольких минут группа должна ознакомиться с историей и вынести групповое решение о том, как поступить с этим сотрудником:

  • проигнорировать этот случай;
  • наказать сотрудника (объявить выговор, наложить штраф, лишить премии и т.д.) с сохранением за ним его рабочего места;
  • уволить сотрудника.

После обсуждения команды по очереди представляют свои ответы. Команды выбирают участника, который выступает перед остальными: кратко рассказывает историю и представляет групповое решение.

Обсуждение:

  • Почему вы приняли решение так поступить с сотрудником?
  • Что вы подумали об этом сотруднике, прочитав историю?
  • Как, на ваш взгляд, эта публикация может отразиться на репутации компании?

После обсуждения ведущий обращает внимание участников на то, что все приведенные в карточках истории основаны на реальных случаях, которые произошли в России и других странах. Во всех рассматриваемых ситуациях сотрудник был уволен.

  1. Подведение итогов мероприятия, обобщение полученных знаний, выводы.

Ключ от дома защищает наши ценности в реальном мире, а пароль защищает в мире виртуальном. Всегда используйте надежные пароли для всех своих аккаунтов в интернете и в мобильных приложениях. Хороший пароль — это не только тот пароль, который трудно взломать, это еще и тот пароль, который легко запомнить. Использование различных приемов для шифрования и запоминания поможет вам создать хороший пароль.  Берегите свои пароли: не храните их записанными на рабочем месте, не передавайте другим людям, не сохраняйте на чужих компьютерах, не вводите их на подставных страницах. Будьте бдительны, оберегая свои персональные данные.

Сегодня репутация в интернете так же важна, как и в реальной жизни. Более того, репутация в сети может напрямую влиять на реальную жизнь. Опубликовав в интернете информацию, люди сразу же теряют над ней контроль.

Запомните следующие правила:

  • Пословица «Слово не воробей, вылетит — не поймаешь» справедлива и для интернет-пространства.
  • Нельзя выкладывать информацию, когда вас переполняют эмоции.
  • Нужно внимательно просматривать всю информацию и контент своих профилей в социальных сетях 1–2 раза в год. У вас будет возможность обнаружить и удалить потенциально опасные для вашей репутации фотографии и видео до того, как вы пойдете на собеседование при приеме в институт, на стажировку, на работу и т.д.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка: предполагаемый план проведения урока - При подготовке к уроку использовать как вспомпгательный ориентир для каждого этапа урока. Презентация отражает создание условий для учебных действий на уроке.

При подготовке к уроку использовать как вспомпгательный ориентир для каждого этапа урока.  Презентация отражает  создание условий для учебных действий на уроке....

Конспект открытого урока по технологии в 6 классе. Тема урока: Игровые технологии на уроках обслуживающего труда. Одежда и требование к ней. Снятие мерок для построения чертежа юбки. (Презентация к уроку)

Разработка урока с презентацией помогает учителю более доступно и понятно познакомить учащихся с историей юбки. На уроке используются игровые технологии, что помогают учащимся лучше усвоить материал у...

Урок изобразительного искусства в 5-ом классе.Тема урока: « Деревья как люди». Вид работы: рисование по представлению Тип урока: комбинированный, урок – сказка

Тема урока: « Деревья как люди».Вид работы:  рисование по представлениюТип урока:  комбинированный, урок – сказка Цель урока:ü Средствами   изобразительного языка   ...

Класс 9 Урок №24. Тема урока: Системы счисления. Перевод чисел Тип урока; Урок «построения » системы знания.

Урок для учащихся 9 класса по теме "Системы счисления. Перевод чисел". Урок в разделе программы по счету третий. Цель:Образовательная: систематизация и расширение знаний обучающихся о операциях п...

Урок обобщающего повторения по теме Южная Америка.Урок-игра.Особый колорит уроку придаёт просмотр ролика"Танго и футбол", вопрос от шеф повара с угощением мамалыгой и синквейн. Легенда рассказанная в начале урока настраивает ребят на работу.

Урок географии в 7-м классе по теме "Южная Америка". Подготовила и провела: учитель географии 1квалификационной категории Васильева Елена Тихоновна  в МБОУ СОШ №21 г. Коврова, в рамках подго...