Тема: «Ярмарка проектов обучающихся 1-2 классов как созданное условие для реализации творческих способностей детей с высокой познавательной мотивации»
опыты и эксперименты по информатике и икт на тему

Сивчук  Лариса Петровна

Уважаемые коллеги! Разрешите поделиться с Вами опытом работы по формированию у учащихся универсальных учебных действий посредством проектной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_v_zhurnal.docx26.2 КБ

Предварительный просмотр:

Учителя: Сивчук Л.П высшая квалификационная категория.

                                 

Тема: «Ярмарка проектов обучающихся1-2 классов как созданное условие для реализации творческих способностей детей с высокой познавательной мотивации»

Уважаемые коллеги! Разрешите поделиться с Вами опытом работы по формированию у учащихся универсальных учебных действий посредством проектной деятельности.

 Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования определил пути развития начальной школы и установил требования к итогам обучения, которые включают освоенные обучающимися универсальные учебные действия (УУД). Сформированность этих УУД  обеспечивает овладение школьниками умения учиться. При этом знания, умения и навыки (ЗУН) рассматриваются как производные от соответствующих видов целенаправленных действий, т. е. они формируются, применяются и сохраняются в тесной связи с активными действиями самих учащихся.

Ведущее место при формировании УУД принадлежит методу проектов. Метод проектов определяем, как гибкую модель организации учебного процесса, ориентированную на самореализацию учащегося путем развития его интеллектуальных, творческих способностей в процессе создания под контролем учителя новых «продуктов».

Главная особенность этого подхода - активизировать обучение, придав ему исследовательский, творческий характер, и таким образом передать учащемуся инициативу в организации познавательной деятельности.

Интерес школьников к такой значительной самостоятельной работе  проявляется в среднем или даже в старшем звене школы. Однако, по нашему мнению, начинать работу над проектами лучше в начальной школе. Проектная деятельность удовлетворяет потребностям детей младшего школьного возраста почувствовать себя взрослыми, отвечает их желанию проявить самостоятельность и испытать доверительное отношение со стороны взрослых.

В применении метода проектов на всех уроках и во внеурочной деятельности видим большие возможности для формирования всех УУД: личностных, регулятивных, коммуникативных, познавательных. Эти действия не стоят отдельно друг от друга, они находятся в тесной взаимосвязи, которую можно представить в виде следующей модели:

Виды проектов, которые можно предложить учащимся начальных классов:

  • Исследовательские
  • Информационные
  • проектно – ориентированные
  • творческие
  • игровые

Опыт работы свидетельствует, что в использовании проектного метода в начальных классах эффективна следующая последовательность его модификаций: от недолговременных (1-2 урока) однопредметных проектов к долговременным, межпредметным, от личных проектов к групповым и общеклассным. Темы проектов учащихся этого возраста должны быть тесно связаны с предметным содержанием.  Для того чтобы ученик воспринимал знания как действительно нужные ему, требуется проблема, взятая из реальной жизни, знакомая и значимая для ребенка.

Рассмотрим особенности организации проектной деятельности младших школьников.

Прежде всего, начиная работу над проектом, мы побуждаем в учащихся интерес к теме проекта. Тема проекта должна быть сформулирована естественным для детей языком и так, чтобы вызвать их интерес.

 Педагоги 1- 2классов, в течение учебного года, работали по темам: «Моя родословная», «Какие бывают конструкторы», «Русские народные сказки», «Экология – что это?», «Мой организм», «Числа в пословицах и поговорках», «Город букв» и др. Все темы имели не только познавательное значение, но и способствовали формированию творческой активности каждого школьника. Иногда обучающиеся сами предлагали темы для работ и составляли творческие проекты с родителями. Это может быть рассказанная сказка, притча, разыгранная инсценировка или просмотренный видеосюжет. Тема должна быть не только близка и интересна, но и доступна.

На этапе погружения в проект учитель определяет проблему. Мы старались побудить творческий интерес к проекту через проблемную ситуацию, через недосказанный сюжет (сказки), создание ситуации помощи братьям нашим меньшим (собакам, птицам и др.). Из проблемы проекта, полученной в результате проблематизации, вытекают цель и задачи проекта. Задачи проекта – организация и проведение определенной работы для поиска способов решения проблемы проекта. Конечно, сформулировать цели и задачи наши младшие школьники самостоятельно не могут. На этом этапе велико значение учителя, его грамотная помощь школьникам.

На втором этапе организуется деятельность детей. Если проект групповой, то необходимо организовать детей в группы, определить цели и задачи каждой группы. По необходимости определить роль каждого члена группы. На этом же этапе происходит и планирование работы по решению задачи проекта. Оно может быть параллельным или последовательным. Сейчас у меня 1-й класс. В период обучения грамоте я предложила ребятам поработать над созданием творческого проекта «Разноцветный алфавит». По мере знакомства с новой буквой ведется оформление соответствующей странички. Такая работа позволяет приобрести коммуникативные навыки, умение работать в группе, положительно сказывается на формировании познавательных и регулятивных учебных действий. Работа строится таким образом: кто-то из ребят проявляет свою инициативу и оформляет страничку сам, подбирая соответствующие данной букве ребусы, загадки, игры со словами, схемы-модели слов, скороговорки и другой материал. А кому-то нужно работать в паре, в группе. Не все дети умеют найти нужный материал. В этом помогает учитель. Иногда кто-то из группы только и умеет пока обвести букву по трафарету и раскрасить её. Но такая работа, безусловно, воспитывает положительное отношение к учебе.

Третий этап. Здесь учитель может стать наблюдателем. Ребята все делают сами. Безусловно, степень самостоятельности зависит от того, как мы их подготовили. Когда детям не хватает знаний, каких-то умений, наступает благоприятный момент для подачи нового материала. Учитель на контроле: нормально ли идет ход деятельности, каков уровень самостоятельности.

Этап презентации как одна из целей проектной деятельности и с точки зрения ученика, и с точки зрения учителя бесспорно обязателен. Он необходим для завершения работы, для анализа проделанного, самооценки и оценки со стороны, демонстрации результатов. Для успешной работы на этапе презентации нужно научить учащихся сжато излагать свои мысли, логически связно выстраивать сообщение, готовить наглядность, вырабатывать структурированную манеру изложения материала. Для реализации этапа презентации в нашей школе созданы прекрасные условия: каждый класс оборудован моноблоком и интерактивной доской.

Таким образом, развитие универсальных учебных действий не должно ограничиваться только проектной деятельностью, но она вполне может стать одним из условий формирования УУД младших школьников.

 В нашей школе прошел конкурс «Ярмарка проектов» 25 февраля и стал итоговом мероприятием в неделе наук.

К конкурсу, педагоги и учащиеся готовились заблаговременно, познакомились с положением, критериями оценивания и заполнили заявки на участие.

Всего от 1-2 классов было представлено 11 проектов. Каждый проект обучающиеся защищали самостоятельно. Жюри, в составе шести человек, оценивали конкурс по следующим критериям:

  • Оригинальность подхода
  • Качество оформления работы
  • Практическая направленность работы (могут выбираться все критерии)
  • Использование демонстрационного материала
  • Оформление демонстрационного материала
  • Владение научной и специальной терминологией
  • Четкость выводов, обобщающих доклад

Каждый класс разрабатывал свой проект. На конкурс были представлены следующие работы:

1 «А» - «Путь к здоровью. Всё зависит от меня.  Влияние комнатных растений на здоровье человека» -руководитель Расулова С.Ш.

1 «Б» -  выступил с практико – социальным проектом «Каждой пичужке – кормушка» руководители: Сивчук Л.П. и Гарафутдинова Т.В.

1 «В» - предложил исследовательский проект: «Что такое снег» -Кудрина Л.А. и Титова В.Ф.

2 «А» - это глухие дети и обучающиеся после кохлеарной имплантации на ярмарку представили три проекта. Руководители Страшко Е.А. и Локшина Н.В.  Творчески – исследовательский проект «Особенности татарской кухни»- защищала Камалова Милана. Второй научно – исследовательский проект «Какими были динозавры» - поделилась Коваленко Оксана. Игорь Тарасенко подготовил исследовательский проект: «Звуки, которые нас окружают».

Классный руководитель Кашапова Р.Р.  предоставили   вниманию жюри работу учеников 2 «Б» класса. Ребята создавали творческий проект: «Лиса» ярко, красочно, интересно нарисовал и представил Ковязин Дмитрий.  Братья Нестеровы Александр и Алексей рассказали и показали творчески – исследовательский проект социального направления: «Наш любимый питомец».  

Учащиеся 2 «В» класса Назаров Рома увлекается со своей мамой мыловарением. Мальчик представил презентацию и творческий проект «Мыловарение», Антипин Никита рассказал о домашней любимице собаке. Проект назывался: «Немецкая овчарка».  Штефан Дмитрий представил исследовательский проект «Моя родословная».

 Большой вклад в организацию и развитие проектной деятельности внесли учителя нашей школы. Практически все принимают активное участие в проектной деятельности. Учителя привлекают к работе не только учащихся с индивидуальными проектами, но и с группами, куда к тому же привлекаются родители, а также ряд учителей работают в рамках класс-проектной технологии.

Итак, основной результат детской проектной деятельности – это развитие у ребенка уверенности в том, что он может изменить что-то в окружающем мире, или узнать то, что необходимо именно ему. Дети учатся находить, сравнивать, анализировать материал по проекту, проводить эксперименты, исследования, подводить итоги, делать выводы. Большую работу ребята проводят по подготовке оформления проектных работ, а также по подготовке и проведению презентации. Овладевают практическими навыками пользования Интернетом, компьютером и его программами для получения фотографий, слайдов и фильмов. А, главное, ребята учатся выступать перед широкой аудиторией (в рамках школы), защищать свои проекты, учатся навыкам ораторского искусства. Они учатся выдвигать и защищать свою точку зрения на изученную тему, учатся становиться лидерами, экспертами в своей области.

Все участники представляли свои проекты самостоятельно. Были предоставлены на суд жюри продукты проектов: брошюры. Все проекты защищались с помощью ИКТ – презентации.
Хочется отметить, что в уровень выступлений растет, в подготовке проектов участвуют не только классные руководители, но и родители. Родители некоторых участников присутствовали на выступлении своих детей.
Пожелание участникам конкурса: при подготовке к проектам подбирать литературу и готовить презентацию самостоятельно, а не брать готовые из интернета и изменив только несколько слайдов выдавать работу за свою. При защите проектов уделять внимание чистоте речи – было очень много ошибок, связанных с правильной постановкой ударения.
Хочется сказать слова благодарности всем учителям и родителям, принявшим активное участие в общешкольном конкурсе: «Ярмарка проектов». Ваша работа, стремление к изучению и познанию нового и хорошо забытого старого заставляет и учеников, и учителей и родителей тянуться за изучением нового. Также хочу сказать спасибо членам жюри, которые очень долго и бурно спорили, выявляя самых достойных, самых лучших.

По результатам работы членов жюри отметила работы: 1 «Б» Сивчук Л.П, Гарафутдинова Т.В., 1 «В» Титова В.Ф., Кудрина Л.А., 2 «А» Страшко Е.А.,  Локшина Н.В., 2 « В» - Волкова М.Е .Кашапова Р.Р.

Проведённые мероприятия недели науки показали, что обучающимся эта тема очень близка, увлекательна и интересна. Учащиеся и педагоги показали хороший уровень знаний по данной теме, ответственно отнеслись к мероприятиям.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

2013 г. «Создание условий для развития творческих способностей ребенка в семье и школе».

Данное выступление состоялось на городской родительской конференции. Целью выступления было привлечь родителей к активному участию в развитии своих детей....

«Создание условий для реализации творческого развития обучающихся с эмоционально-волевыми нарушениями во внеурочной деятельности».

   В Концепции духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России сформулирована  новая цель современного отечественного  образования: воспитание, социально-педаг...

программа: создание условий для развития творческих способностей обучающихся.

В настоящее время особую остроту приобретает социальный заказ на творческую личность, способную вывести общество на новый этап развития. Одним из приоритетных направлений совершенствования с...

Создание условий для развития творческих способностей детей

Понятие «творчество» определяется как деятельность, в результате которой ребёнок создаёт новое, оригинальное, проявляя воображение, реализуя свой замысел, самостоятельно находя средство дл...