Внедрение дистанционного обучение в образовательную среду как средство повышения мотивации к получению знаний учащимися
статья по информатике и икт на тему

Новак Дарья Анатольевна

На данный момент достаточно широко изучен вопрос применения ДО для детей с ограниченными возможностями здоровья. Этот вопрос контролируется государством и имеет его всестороннюю поддержку. Но сейчас становятся очевидными и новые потребности общества, которые можно решить с помощью дистанционного обучения, именно эта проблема и будет рассмотрена в статье.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Автор статьи: Новак Дарья Анатольевна

Внедрение дистанционного обучение  в образовательную среду как средство повышения мотивации к получению знаний учащимися

В наши дни все чаще возникают ситуации, при которых все труднее становится обеспечить непрерывное образование. К ним относят  и пропуски учениками занятий по болезни, и участие в соревнованиях, и работа с отстающими учениками. Я считаю, что в этих условиях современный педагог должен обладать профессиональными компетенциями, обеспечивающими успешное решение профессиональных задач.

В таком случае на помощь учителю приходит дистанционное обучение. Давайте вспомним, что же такое дистанционное обучение. Дистанционное обучение – опосредованное взаимодействие учителя и учащихся между собой, отражающее все присущие учебному процессу компоненты (цели, содержание, методы, средства) и реализуемое средствами интернет-технологий [2].

На данный момент достаточно широко изучен вопрос применения ДО для детей  с ограниченными возможностями здоровья. Этот вопрос контролируется государством и имеет его всестороннюю поддержку.

Но сейчас становятся очевидными и новые потребности общества, которые можно решить с помощью дистанционного обучения. И сегодня я хотела бы рассмотреть именно этот вопрос.

Главным преимуществом дистанционного обучения является смещение акцента с вербальных методов обучения на методы поисковой, творческой деятельности. К другим преимуществам можно отнести: вариативность и альтернативность способов обучения, рациональная организация учебного процесса, активное использование технических средств обучения и ИКТ,  личностно-ориентированный подход, самоконтроль и взаимоконтроль, ориентированность обучения на социальный заказ.

Какие же задачи можно решить благодаря дистанционному обучению:

  1.  ДОТ можно применить для дополнительной подготовки учеников, по каким-либо причинам не посещающих или не посещавших определенное время общеобразовательную школу (семейные обстоятельства, состояние здоровья и другие возможные причины);
  2. для выравнивания педагогических условий для получения достойного образования детьми сельских или других удаленных школ (дети военнослужащих, дети в местах заключения);
  3. для развитие способностей учеников с повышенным творческим потенциалом. Ведь при достаточном внимании к познавательным потребностям ребенка можно выявить детей с незаурядными способностями.
  4.  для развития коллективной творческой деятельности учеников школы с удаленными сверстниками, находящимися как в нашей стране, так и за рубежом;
  5. для совместного выполнения проектной деятельности, объединяющей детей по интересам;
  6. для проведения различных олимпиад, конкурсов, диспутов, другое;
  7. для предоставления учащимся, учителям возможности установления связей по интересам с другими школами и сообществами;
  8. для подготовки, непрерывного повышения квалификации педагогических кадров [1].

Сейчас я хотела бы привести пример использования ДО на базе нашей гимназии. Этим летом активно работала «летняя школа олимпиадников». Дети, которые стремились получать новые знания летом, получили такую возможность. На слайде вы видите информационное образовательное пространство гимназии. Каждый учитель разработал дополнительны курсы по его предметам, которые вышли за рамки обучения на летних каникулах и используются и по сей день.

Дистанционные образовательных технологии позволяют обеспечить реализацию индивидуального образовательного маршрута учащегося и являются одним из наиболее эффективных способов внедрения личностно-ориентированного подхода в обучении. Нужно заметить, что нельзя свести дистанционное обучение к репетиторству. Учитель, использующий ДОТ должен расширить образовательную среду ребенка, для этого ему придется сотрудничать с другими учителями-предметниками.

Я хочу обратить ваше внимание на схему. Ученик общается не с одним преподавателем, а с несколькими. Также ученики общаются между собой, и у нас происходит процесс взаимообучения. Конечно, в этой среде должна принимать участие и семья, но прямого влияния она не оказывает, она может только помочь ученику в сложных вопросах.

Тем не менее, приходится констатировать недостаточный уровень использования ДО. Сложностью внедрения ДО является целый ряд проблем.

  1. Для того чтобы ДО перешло на новый уровень, нужно изменить менталитет преподавателей. Перед учителем встает вопрос: Готов ли он тратить свое время, свои силы на достаточно объемную работу, начиная с разработки УМК, заканчивая на оценивание и комментирование каждой работы. Потому что дистанционное обучение, в большинстве случаев, происходит чисто на добровольных началах.
  2. Учитель приобретает новую роль. Теперь он становится тьютером, а значит ему нужно повысить свою ИКТ-компетентность.  А на это также и материальные, и временные затраты.
  3. Проблема недостаточной материально-технической базы. Нужно понимать, что государство не может обеспечить каждого ребенка компьютером, то есть необходимо получить поддержку семей.
  4. Для ДО необходима жесткая дисциплина, а его результат напрямую зависит от самостоятельности и сознательности учащегося;

Таким образом, речь должна идти не просто об использовании информационных технологий в традиционной форме обучения, а о разработке иной технологии образовательного процесса, ориентированной на реализацию новой учебной деятельности, поддерживаемой средствами ДОТ и включающей в себя этапы проектирования, конструирования и реализации индивидуального образовательного маршрута учащегося.

Без сомнений, Дистанционное обучение – это завтрашний день! И если общество поймет, какие преимущества оно дает, то процесс образовательной деятельности шагнет на совершенно новый уровень.


Список литературы

  1. Красильникова В.А. Использование информационных и коммуникационных технологий в образовании/Учебное пособие (2-е изд. перераб. и дополн.). — Оренбург: Оренбургский государственный университет, 2012. — 291 с.
  2. Теория и практика дистанционного обучения: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учебн. заведений / Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина, М. В. Моисеева; Под ред. Е. С. Полат // М.: Издательский центр «Академия», 2004. — 416 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эффективность использования ИКТ и современных образовательных технологий в образовательном процессе как средство повышения мотивации при изучении английского языка.

В последние годы очень много говорится о необходимости применения информационных технологий в современных образовательных учреждениях. Школа, в первую очередь, работает со знаниями и информацией, а ин...

Использование интерактивной доски на уроках математики как средства повышения мотивации и качества знаний по предмету

В  статье представлен наработанный опыт работы по использованию интерактивной доски на уроках математики....

Образовательный квест как средство повышения мотивации к обучению

Обучение современных школьников требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа. Использование квест-технологий в процессе обучения может существенно повлиять на качес...

Тематическая статья на тему "Развитие образовательной среды школы и повышения мотивации к обучению учащихся в условиях реализации ФГОС"

В настоящее время все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать новые знан...

Обобщение опыта работы по теме "Использование песенного материала в обучении английскому языку как средство повышения мотивации учащихся"

Обобщение опыта работы по теме "Использование песенного материала в обучении английскому языку как средство повышения мотивации учащихся"...