Методические рекомендации для текущего контроля результатов обучения по разделу «Информационная деятельность человека»
методическая разработка по информатике и икт на тему

Осипова Елена Сергеевна

На основании данной методической разработки преподаватель может конструировать многовариантные подборки задания для проведения контрольных мероприятий: теоретических контрольных работ, теоретических тестов, практических контрольных работ на компьютере.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Департамент образования Ямало-Ненецкого автономного округа

Государственное бюджетное профессиональное образовательное

учреждение Ямало-Ненецкого автономного округа

«Ямальский многопрофильный колледж»

Методические рекомендации

для текущего контроля результатов обучения

по разделу «Информационная деятельность человека»

Учебная дисциплина: Информатика 

Составитель: Осипова Елена Сергеевна, преподаватель информатики ГБПОУ ЯНАО «Ямальский многопрофильный колледж», стаж работы: 16 лет

Салехард, 2016

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Материалы обеспечивают поэтапный контроль результатов процесса обучения по разделу «Информационная деятельность человека». Поэтому структура материала соответствует учебному плану курса, т.е. следует логической и хронологической последовательности обучения.

Предлагаются три варианта форм текущего контроля знаний и умений студентов:

1) Контрольные работы. Осуществляют текущий контроль по очередной теме. Содержат вопросы, раскрывающие освоение студентами основных понятий и задачи, решение которых требует знания теоретического материала и умения его использовать для решения задач. Контрольные работы строятся из вопросов-заданий, на которые студенты должны дать в письменном виде полный ответ на вопрос или привести ход решения задачи с получением результата. Объем контрольной работы рассчитан на выполнение в течение 10-15 минут от времени урока.

2) Тесты. Осуществляют контроль одной темы. Содержат задания, требующие выбора ответа из меню вариантов. Объем теста рассчитан на выполнение в течение 15-20 минут от времени урока

3) Практические работы на компьютере. Осуществляют контроль практического освоения студентами умения работать на компьютере со средствами программного обеспечения. Объем практической работы рассчитан на выполнение в течение 20-30 минут от времени урока.

СБОРНИК СОДЕРЖИТ ТРИ БАЗЫ ЗАДАНИЙ:

1) база тестовых заданий

2) база заданий для контрольных работ

3) база практических заданий для выполнения на компьютере

На основании данной методической разработки преподаватель может конструировать многовариантные подборки задания для проведения контрольных мероприятий: теоретических контрольных работ, теоретических тестов, практических контрольных работ на компьютере.


  1. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ, КОНТРОЛИРУЕМЫЕ ИТОГИ ОБУЧЕНИЯ И СРЕДСТВА КОНТРОЛЯ

Пояснение к таблице. Первые два столбца отражают почасовое тематическое планирование изучения раздела. Каждая тема имеет свой порядковый номер. В 4-м и 5-м столбцах представлены элементы знаний и умений, приобретаемые студентами в результате изучения раздела. В 5-м столбце указаны средства контроля освоения соответствующего элемента, которые имеются в базах тестов, контрольных работ и практических работ на компьютере.

урока

Наименование разделов и тем

Кол-во часов

Знать

Уметь

Средства контроля

РАЗДЕЛ 1: Информационная деятельность

человека

Тема 1.1: Основные этапы развития информационного общества.

8

Классификация информационных процессов по принятому основанию.

- Исследование с помощью информационных моделей структуры и поведения объекта в соответствии с поставленной задачей.

- Знание базовых принципов организации и функционирования компьютерных сетей.

- Владение нормами информационной этики и права.

- Владение системой базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование современной научной картины мира.

- Выявление проблем жизнедеятельности человека в условиях информационной цивилизации и оценка предлагаемых путей их разрешения.

- Использование ссылок и цитирования источников информации

- Соблюдение принципов обеспечения информационной безопасности, способов и средств обеспечения надежного функционирования средств ИКТ

Вопросы для контрольной работы

Тестовые задания

Практические работы для выполнения на компьютере

1-2

№1. Информационные ресурсы общества. 

2

3-4

№1. Образовательные информационные ресурсы.

2

5-6

№2. Работа с программным обеспечением.

2

7-8

№3. Инсталляция программного обеспечения, его использование и обновление.

2

ИТОГО

8

2. БАЗА ЗАДАНИЙ ДЛЯ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ

        Пояснение к структуре базы заданий для контрольных работ.  В столбце «Содержание» - формулировка задания в том виде, в каком она предлагается студентам в контрольной работе. В графе «Ответ» (или «примерный ответ») - информация для преподавателя с целью проверки контрольной работы. В тех случаях, когда ответ носит вербальный характер (повествовательный текст), точное совпадение с приведенным ответом не является обязательным. Однако ключевые слова и логика ответа студентами должны быть воспроизведены. Все задания ранжированы по двум уровням сложности.

ЗАДАНИЯ

Содержание

Примерный ответ

Уровень

Что такое информационные ресурсы?

Информационные ресурсы – это знания, подготовленные для целесообразного социального использования.

1

Что такое образовательные информационные ресурсы?

Под образовательными информационными ресурсами понимают текстовую, графическую и мультимедийную информацию, а также исполняемые программы (дистрибутивы), то есть электронные ресурсы, созданные специально для использования в процессе обучения на определенной ступени образования и для определенной предметной области.

1

Что относится к образовательным информационным ресурсам?

К образовательным электронным ресурсам относят:

  • учебные материалы (электронные учебники, учебные пособия, рефераты, дипломы),
  • учебно-методические материалы (электронные методики, учебные программы),
  • научно-методические (диссертации, кандидатские работы),
  • дополнительные текстовые и иллюстративные материалы (лабораторные работы, лекции),
  • системы тестирования (тесты – электронная проверка знаний),
  • электронные полнотекстовые библиотеки;
  • электронные периодические издания сферы образования;
  • электронные оглавления и аннотации статей периодических изданий сферы образования,
  • электронные архивы выпусков.

1

На какие категории по правовому статусу можно разделить программные продукты?

Программы по их правовому статусу можно разделить на три большие группы: лицензионные, условно бесплатные и свободно распространяемые.

1

Что представляет собой лицензия?

Лицензионные программы. В соответствии с лицензионным соглашением разработчики программы гарантируют её нормальное функционирование в определенной операционной системе и несут за это ответственность.

1

Поясните назначение условно бесплатных программ

Условно бесплатные программы. Некоторые фирмы разработчики программного обеспечения предлагают пользователям условно бесплатные программы в целях рекламы и продвижения на рынок. Пользователю предоставляется версия программы с определённым сроком действия (после истечения указанного срока действия программы прекращает работать, если за неё не была произведена оплата) или версия программы с ограниченными функциональными возможностями (в случае оплаты пользователю сообщается код, включающий все функции программы).

1

3.БАЗА ЗАДАНИЙ ДЛЯ ТЕСТИРОВАНИЯ

Решение тестового задания происходит путем выбора правильных ответов из предлагаемого меню. Число вариантов ответов в заданиях пять. Все тестовые задания проранжированы по двум уровням сложности. Во всех заданиях 1-го уровня сложности имеется только один правильный вариант ответа. Для некоторых заданий 2-го уровня сложности полный ответ может включать в себя одновременно несколько вариантов. Задание считается выполненным только при указании всех вариантов ответа.

ЗАДАНИЯ

Содержание

Варианты ответа

Верный вариант

Уровень

Основным носителем информации в социуме на современном этапе является:

а) бумага

 б) кино и фотопленка

 в) магнитная лента

 г) дискета, жесткий диск

 д) лазерный компакт-диск

а) бумага

1

Открытые или скрытые целенаправленные информационные воздействия социальны структур (систем) друг на друга с целью получения определенного выигрыша в

материальной, военной, политической, идеологической сферах называют:

а) компьютерным преступлением

 б) информатизацией

 в) информационным подходом

 г) информационной войной

 д) информационной преступностью.

г) информационной войной

1

Идея программного управления процессами вычислений была впервые высказана:

а) Н. Винером

 б) Дж. Маучли

 в) А. Лавлейс

 г) Ч. Баббиджем

 д)Дж. фон Нейманом

г) Ч. Баббиджем

1

Появление возможности эффективной автоматизации обработки и целенаправленного преобразования информации связано с изобретением:

а) письменности

 в) книгопечатания

 б) абака

 г) электронно-вычислительных машин

 д) телефона, телеграфа, радио, телевидения.

г) электронно-вычислительных машин

1

Первым средством дальней связи принято считать:

а) радиосвязь

 б) телефон

 в) телеграф

 г) почту

 д) компьютерные сети

г) почту

1

Идея использования двоичной системы счисления в вычислительных машинах принадлежит:

 

а) Ч. Бэббиджу

 б) Б. Паскалю

 в) Г. Лейбницу

 г) Дж. Булю

 д) Дж. фон Нейману.

в) Г. Лейбницу

1

Среди возможных негативных последствий развития современных средств

 информационных и коммуникационных технологий указывают:

а) реализацию гуманистических принципов управления социумом

 б) формирование единого информационного пространства человеческой цивилизации

 в) разрушение частной жизни людей

 г) организацию свободного доступа каждого человека к информационным ресурсам

 человеческой цивилизации

 д) решение экологических проблем.

в) разрушение частной жизни людей

1

ЭВМ второго поколения:

 

а) имели в качестве элементной базы электронные лампы; характеризовались малым быстродействием, низкой надежностью; программировались в машинных кодах

 б) имели в качестве элементной базы полупроводниковые элементы; программировались с использованием алгоритмических языков

 в) имели в качестве элементной базы интегральные схемы; отличались возможностью доступа с удаленных терминалов;

г) имели в качестве элементной базы большие интегральные схемы, микропроцессоры; отличались относительной дешевизной;

 д) имели в качестве элементной базы сверхбольшие интегральные схемы; были способны моделировать человеческий интеллект.

б) имели в качестве элементной базы полупроводниковые

элементы; программировались с использованием алгоритмических языков

2

Информатизация общества — это процесс:

а) увеличения объема избыточной информации в социуме

 б) возрастания роли в социуме средств массовой информации

 в) более полного использования накопленной информации во всех областях человеческой деятельности за счет широкого применения средств информационных и коммуникационных технологий

 г) повсеместного использования компьютеров (где надо и где в этом нет абсолютно никакой необходимости

 д) обязательного изучения информатики в общеобразовательных учреждениях

в) более полного использования накопленной информации во всех областях человеческой деятельности за счет широкого применения средств информационных и коммуникационных технологий

2

Информационная революция — это:

а) качественное изменение способов передачи и хранения информации, а также объема информации, доступной активной части населения

 б) радикальная трансформация доминирующего в социуме технологического уклада

 в) возможность человека получать в полном объеме необходимую для его жизни и

профессиональной деятельности информацию

 г) изменение в способах формирования и использования совокупного интеллектуального потенциала социума

 д) совокупность информационных войн.

а) качественное изменение способов передачи и хранения информации, а также объема информации, доступной активной части населения

2

Первый арифмометр, выполнявший все четыре арифметических действия,

сконструировал в XVII веке:

а) Чарльз Бэббидж

 б) Блез Паскаль

 в) Герман Холлерит

 г) Джордж Буль

 д) Готфрид Вильгельм Лейбниц.

д) Готфрид Вильгельм Лейбниц

1

Решающий вклад в алгебраизацию логики внес:

а) А. Тьюринг

 б) Г. Лейбниц

 в) Дж. Буль

 г) Н. Винер

 д) Ч. Бэббидж.

в) Дж. Буль

1

ЭВМ первого поколения:

а) имели в качестве элементной базы электронные лампы; характеризовались малым быстродействием, низкой надежностью; программировались в машинных кодах

 б) имели в качестве элементной базы полупроводниковые элементы; программировались с использованием алгоритмических языков

 в) имели в качестве элементной базы интегральные схемы, отличались возможностью доступа с удаленных терминалов

 г) имели в качестве элементной базы большие интегральные схемы, микропроцессоры;  отличались относительной дешевизной

 д) имели в качестве элементной базы сверхбольшие интегральные схемы, были способны моделировать человеческий интеллект.

а) имели в качестве элементной базы электронные лампы; характеризовались малым быстродействием, низкой надежностью; программировались в машинных кодах

2

К числу основных тенденций в развитии информационных процессов в социуме относят:

а) уменьшение влияния средств массовой информации

 б) уменьшение объема процедур контроля над процессами общественного производства распределения материальных благ

 в) уменьшение информационного потенциала цивилизации

 г) снижение остроты противоречия между ограниченными возможностями человека по восприятию и переработке информации и объемом информации в социуме

 д) увеличение доли «интеллектуальных ресурсов» в объеме производимых материальных благ.

д) увеличение доли «интеллектуальных ресурсов» в объеме производимых материальных благ.

2

Патологическая потребность человека в регулярном использовании компьютерных систем, обусловленная привыканием к воздействию на его психику технологий виртуальной реальности, называется:

а) киберкультурой

 б) телеработой

 в) инфраструктурой

 г) компьютероманией

 д) информационной угрозой.

г) компьтероманией

1

4.БАЗА ЗАДАНИЙ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ НА КОМПЬЮТЕРЕ

ЗАДАНИЯ

Содержание

Вид ПО

Уровень

1.

Задание №1

  1. Загрузите Интернет.
  2. В строке поиска введите фразу «каталог образовательных ресурсов».
  3. Перечислите, какие разделы включают в себя образовательные ресурсы сети Интернет.

  1. Охарактеризуйте любые три.

Название

Характеристика

Задание №2

С помощью Универсального справочника-энциклопедии найдите ответы на следующие вопросы:

Вопрос

Ответ

1) укажите время утверждения григорианского календаря

2) каков диаметр пылинки

3) укажите смертельный уровень звука

4) какова температура кипения железа

5) какова температура плавления йода

6) укажите скорость обращения Земли вокруг Солнца

7) какова масса Земли

8) какая гора в Австралии является самой высокой

9) дайте характеристику народа кампа

10) укажите годы правления Ивана III

11) укажите годы правления Екатерины II

12) укажите годы правления Ивана IV

13) укажите годы правления Хрущева Н.С.

14) в каком году был изобретен первый деревянный велосипед

Задание №3. Ответьте на вопросы:

  1. Что Вы понимаете под информационными ресурсами?

  1. Перечислите параметры для классификации информационных ресурсов.

  1. Что понимают под образовательными информационными ресурсами?

  1. Что можно отнести к образовательным электронным ресурсам?

Задание №4. Сделайте вывод о проделанной лабораторной работе

ОС Windows

Браузер Mozilla Firefox

Текстовой редактор Microsoft Word

1

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Цветкова М.С., Великович Л.С. Информатика и ИКТ: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования. — М., 2014
  2. Цветкова М.С., Хлобыстова И.Ю. Информатика и ИКТ: практикум для профессий и специальностей естественно-научного и гуманитарного профилей : учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования. — М., 2014.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Информация и информационные процессы в природе, обществе, технике. Информационная деятельность человека.

Краткое изложение (конспект для учащихся) по теме "Информация и информационные процессы в природе, обществе, технике. Информационная деятельность человека."...

Методическое обеспечение текущего контроля для 2,3 и 4 классов к УМК FORWARD (М.В.Вербицкая).

Контрольная работа № 1 для 2 классаНапиши буквы, которые в алфавите читаются так:[si:]         4) [ai][em]        5) [ti:][di...

Информатика и ИКТ (9 класс). Методическая разработка текущего контроля по теме "8-ричная и 16-ричная системы счисления"

Методическая разработка содержит интерактивный тест, который может быть использован для проверки знаний учащихся 9 классов по теме "8-ричная и 16-ричная системы счисления".Тест содержит 12 в...

Информатика и ИКТ (9 класс). Методическая разработка текущего контроля по теме "Единицы измерения информации"

Методическая разработка содержит интерактивный тест, который может быть использован для проверки знаний учащихся 9 классов по теме "Единицы измерения информации".Тест содержит 12 вопрос...

Информатика и ИКТ (9 класс). Методическая разработка текущего контроля по теме "Кодирование информации"

Методическая разработка содержит интерактивный тест, который может быть использован для проверки знаний учащихся 9 классов по теме "Кодирование информации".Тест содержит 11 вопросов по теме....

Проверочный тест по разделу: Информационная деятельность человека

Проверочный тест по разделу: Информационная деятельность человека составлен в программе My Test для проверки знаний студентов по разделу...

Информатика и ИКТ (10 класс). Методическая разработка текущего контроля по теме "Кодирование графики"

Методическая разработка содержит интерактивный тест, который может быть использован для проверки знаний учащихся 10 классов по теме "Кодирование графической информации".Тест содержит 11 вопр...