Использование информационных технологий для повышения мотивации обучающихся
статья по информатике и икт на тему

Занятие все чаще проходит в напряженном ритме, перед преподавателем ставится вопрос о том, как оптимально распределить время занятия. Ведь организация процесса обучения таким образом, чтобы обучающиеся активно, с интересом и увлечением работал на занятии, видел и оценивал плоды своего труда – не такая простая задача. Поэтому одной из основных задач преподавателя можно обозначить активацию познавательной деятельности студентов в процессе обучения.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Использование информационных технологий для повышения мотивации обучающихся»

Разработал: пр-ль Информатики и ИТвПД

СМК им. Жени Дерюгиной

Мельник Г.Ю.

Ни для кого не секрет, что с каждым годом объем информации, которую необходимо усвоить учащимся средних, средне-специальных и высших учебных заведений, все возрастает. И требования, предъявляемые к современному студенту, постоянно повышаются.  

Занятие все чаще проходит в напряженном ритме, перед преподавателем ставится вопрос о том, как оптимально распределить время занятия. Ведь организация процесса обучения таким образом, чтобы обучающиеся активно, с интересом и увлечением работал на занятии, видел и оценивал плоды своего труда – не такая простая задача. Поэтому одной из основных задач преподавателя можно обозначить активацию познавательной деятельности студентов в процессе обучения.

Различные педагогические технологии, как традиционные, так и инновационные, обеспечивают   индивидуализацию и дифференциацию обучения с учетом способностей студентов, их уровня обученности, способностей и склонности к тому или иному направлению.

Информационные технологии за последние 15 лет плотно вошли не только во все сферы нашей жизни, но и плотно заняли свою нишу в обучающем процессе. Внедрение информационных технологий происходит повсеместно и со все большей скоростью. Одним из приоритетных направлений процесса информатизации современного общества можно назвать информатизацию образования, т.е. внедрение средств новых информационных технологий в систему образования. 

Не секрет, что низкая мотивация обучения – одна из главных проблем современного образования. Информационные технологии являются мощным средством обучения, которое способно повысить его эффективность, создать мотивацию ученика.

Компьютер может влиять на мотивацию учащихся, раскрывая практическую значимость изучаемого материала. Например, моделирование решения задачи в различных условиях (изменяя входные данные), позволяет студенту увидеть зависимость выходных значений функции от входящих значений переменных.

Если говорить о применении информационных технологий при проведении лекционных и практических занятий, то можно говорить об использовании следующих способов на различных этапах обучения:

  1. Самый распространенный способ применения ИТ в обучении – мультимедийные презентации. Они позволяют не только расширить способы визуализации преподаваемого материала, заменив собой плакаты, но так же и воздействовать на студентов с различными типами восприятия:
  • Визуалам (людям, воспринимающим мир в большинстве случаев через органы зрения)   зрительные образы несут больше информации и лучше воспринимаются. Различные изображения, карты, схемы помогут заинтересовать студента с подобным типом восприятия.
  • Аудиалам (лучше воспринимающим информацию на слух) так же есть что предложить при помощи аудио сопровождения презентации, видеороликов.
  • Дискретам, которыми информация воспринимается через цифры, логическое осмысление, четкие доводы, помогут схемы, диаграммы, графики, демонстрирующие логические связи и взаимодействие процессов.

При должной подготовке преподавателя, мультимедийная презентация может служить не только пассивной картинкой, но и инструментом интерактивного обучения студентов, включающем в себя тестирование, викторины и т.д.

Однако, необходимо обращать внимание на то, чтобы занимательность не стала превалирующим фактором в использовании компьютера и не заслонила учебные цели.

  1. Компьютерное тестирование позволяет сосредоточиться студенту на каждом вопросе столько времени, сколько ему необходимо. Оценивание согласно упорядоченному алгоритму сравнивания полученного ответа с эталонным, снимает вопрос о субъективизме выставляемой преподавателем оценки. При этом полученный результат сразу же после выбора варианта, позволяет проанализировать свои знания по этому вопросу и при необходимости обратиться к преподавателю.  

Помимо этого тестирование позволяет:

  • сосредоточить внимание на пробелах в знаниях и умениях и внести в них коррективы;
  • обеспечить одновременную проверку знаний учащихся всего класса, тем самым более целесообразно использовать время урока;
  • развивать у учащихся добросовестность и аккуратность;
  • повышать интерес к предмету.

  1.  Ресурсы сети Интернет, обладающие  колоссальным потенциалом в сфере образовательных услуг и становящиеся составной частью современного образования. Используя готовые электронные продукты, находящиеся на различных образовательных порталах, преподаватель повышает качество обучения, обеспечивает наглядность, стимулирует ученика к деятельности.

Имея доступ к учебно-значимой информации, обучающиеся учатся целенаправленно подходить к ее поиску, систематизировать ее по заданным признакам, выделять главное в информационном сообщении.

При помощи Интернета студенты могут не только осуществлять поиск информации при выполнении домашних заданий, написания рефератов и докладов, студенты могут проходить дистанционное обучение, прослушивать он-лайн лекции, участвовать в интернет-олимпиадах по различным предметам.

Конечно, существует опасность скачивания уже готовых рефератов и контрольных. Но здесь уже контролирующая роль преподавателя берет верх.

Используя информационно-коммуникационные технологии на занятиях, можно добиться повышения мотивации учащихся к обучению, развитию логического мышления. Создание презентаций самими обучающимися развивает мышление, умение конкретизировать и выделять ключевые моменты в подаваемом материале, устанавливать логические связи. Тогда как в процессе демонстрации презентаций студентами приобретается опыт публичных выступлений, развивается риторика.

Но следует сказать, что компьютерные технологии должны быть органично включены в целостный процесс обучения, где роль преподавателя должна оставаться ключевой и ведущей. Применение компьютеров должно строго следовать логике изучения учебной дисциплины, что реализует компьютер как инструмент познания нового материала.

Но главное, что хочется выделить, говоря о пользе современных технологий, это то, что нельзя считать компьютерную технику абсолютно универсальным средством. Компьютер не должен становиться во главе обучающего процесса, он не должен занимать центральное место, при этом не превращаясь в основное средство передачи знаний, не заменять собой преподавателя и наставника.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование инновационных технологий для повышения мотивации обучения физики

Использование инновационных технологий для повышения мотивации обучения физики...

Использование педагогических технологий для повышения мотивации обучения музыке в музыкальной школе

В докладе рассмотрены наиболее эффективные традиционные и инновационные педагогические технологии, повышающие учебную мотивацию детей в музыкальной школе....

"Перевернутый урок-инновационная педагогическая технология для повышения мотивации обучающихся в средней школе в условиях ФГОС"

Данная презентация подготовлена для выступления на городской педагогической конференции на тему: "Создание условий для раскрытия потенциала каждого обучающегося в системе общего и дополнительного...

Использование инновационных технологий для повышения мотивации обучения физики в непрофильных классах.

Статья рассказывает о различных методах применения инновационных технологий на уроках и внеклассных занятиях. Использование инновационных технологий обеспечивает широкую самостоятельность учащихся, со...

Использование информационных сервисов для повышения мотивации обучающихся

Статья "Использование информационных сервисов для повышения мотивации обучающихся" в сборнике материалов II международной научной конференции "Современное состояние медиаобразования в Р...

Использование образовательных технологий, способствующих повышению мотивации учащихся на уроках в начальных классах

Учитель года - 2023 "Методическая мастерска" - Использование образовательных технологий, способствующих повышению мотивации учащихся на уроках в начальных классах...

Использование ЦОС с целью повышения мотивации обучающихся к освоению учебного предмета

Федеральный проект «Цифровая образовательная среда» направлен на создание и внедрение в образовательных организациях цифровой образовательной среды, а также обеспечение реализации цифровой...