Мозаика (Графический редактор Paint)
план-конспект урока по информатике и икт (5 класс) по теме

Крендясова Лариса Анатольевна

Данный урок относится к содержательной линии курса «Компьютерная графика» и явля­ется предпоследним при изучении графического редактора. Организация изучения мате­риала основана на элементах деятельностного метода обучения, что позволило значи­тельно повысить познавательную активность учащихся. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

  1. 5 класс

Пояснительная записка

Данный урок относится к содержательной линии курса «Компьютерная графика» и является предпоследним  при изучении графического редактора. Организация изучения материала основана на элементах деятельностного метода обучения, что позволило значительно повысить познавательную активность учащихся. Урок проводился в рамках проверки новых предметов в 5 классах.

Тема урока: «Мозаика. Создание мозаичного рисунка в редакторе Paint»

  1. Цель урока: сформировать умение применять средства компьютерной графики в изобразительном искусстве. 

      Задачи урока:

Образовательные:

  • систематизирование знаний учащихся по теме “Графический редактор”;
  • закрепление практических навыков и умений при работе с графическими примитивами;
  • ознакомление учащихся с мозаикой – древнейшим видом изобразительного  искусства.

Развивающие:

  • развитие творческих способностей ребенка средствами изобразительного искусства;
  • развитие внимания, наблюдательности, творческого и логического мышления;
  • развитие познавательного интереса к предмету.

Воспитательные:

  • воспитание в ребёнке творческого восприятия мира;
  • воспитание выраженного индивидуального восприятие мира через средства искусства.
  1. Тип урока: интегрированный урок информатики и изобразительного искусства.

Вид урока: эвристическая беседа, практическая работа с элементами творческого задания.

  1. Оборудование,  используемое на уроке:

ПК, мультимедийный проектор, экран

      Дидактические материалы: графические файлы «Бабочка», «Рисунок1», «Рисунок2»,  

      «Рисунок3», тест с заданиями, памятки с алгоритмом, мультимедийная презентация.

  1. Список литературы:

8.  План урока

№ пп

Наименование этапа урока

Время в минутах

Самоопределение к деятельности, настрой на работу.

2

Проверка домашнего задания

5

Актуализация знаний

7

Постановки цели деятельности: сообщение темы и целей урока

2

Открытие новых знаний и умений, фиксация затруднения в деятельности, построение проекта выхода из затруднения

7

Первичное закрепление во внешней речи

5

Включение в систему знаний и повторение

10

Рефлексия учебной деятельности

1

Домашнее задание

1

   

Содержание урока.

Вступительное слово учителя:

Здравствуйте, ребята! Сегодня на уроке у нас присутствуют гости, но пусть вас это не смущает. Работайте как всегда дружно, активно. Я уверена,  у нас с вами все получится.

Мы занимаемся в компьютерном классе, поэтому, пожалуйста, не забывайте, о соблюдении техники безопасности, о правильной посадке за компьютерами. Будьте внимательны!

 Ребята, на уроке мы продолжим работу в графическом редакторе Paint.  Но сегодня  - необычный урок. У нас будет работать арт-студия. Мы познакомимся с очень древним видом искусства (каким, вы узнаете позже) и, используя возможности знакомой  нам программы Paint, попробуем, как настоящие художники, создать свою картину.

(Слайд 1 презентация мозаика)

Давайте повторим все, что необходимо нам для работы в графическом редакторе.

  1. Что такое графический редактор?

 (Программа для создания и редактирования изображений)

  1. Как запустить графический редактор Paint?     Демонстрация

  (Пуск – программы – стандартные – Paint)

Вспомнить элементы окна программы Paint.

  1. Вспомните, какими возможностями располагает  программа Paint.

У каждого из вас на столах есть карточки. Слева напечатаны возможности редактора, но предложения не закончены. Справа – окончание предложений - действия, которые следует выполнить.  Окончания перепутались. Подберите правильно действия для возможностей редактора. (Слайд 2)

(Демонстрация работы с программой тестирования.) 

Проверьте по слайду работу. Оцените работу: 1 – 3 балла - оценка «два», 4 – 5 баллов - оценка «три»,  6 – 7 баллов - оценка «четыре»,  8 баллов - оценка «пять».  (Слайды 3-4)

Поднимите руки,  кто получил «5»? «4»? Не справился с заданием?      

  1. Какую панель необходимо использовать для создания изображения?

     (Панель инструментов)

  1. Какие действия надо воспроизвести, чтобы воспользоваться инструментами?

ыбрать курсором мыши любой инструмент, сделать щелчок левой кнопки мыши). 

  1. Разгадайте кроссворд, вписывая названия инструментов. (Слайды 5-6).

Ребята, обратите внимание  на выделенное слово. Здесь спрятано название вида искусства, с которым мы сегодня будем знакомиться. Что это?  (МОЗАИКА.). Это и будет темой нашего урока.

Тема  урока: «Мозаика. Создание мозаики в редакторе Paint». (Слайд 7)

(тема урока записывается в тетрадях)

Наши задачи: 1)   дать определение мозаики;

  1. построить  план (алгоритм) создания мозаики;
  2. создать мозаичный рисунок в редакторе Paint;

Наша арт-студия продолжает работу.

(Демонстрация презентации с музыкальным сопровождением)   (Слайды 8-15)

Она мерцает и блестит, лучи переливая,

На стенах храмов иль домов прохожих восхищая.

Кусочки мелкого стекла, что смальтой называют,

Изображение творя, на солнышке играют.

История мозаики уходит глубоко в прошлое и насчитывает не одно тысячелетие. Мозаичное искусство в его зачаточном состоянии при использовании глиняных клиньев и пластин и,  лишь позднее, примитивного стекла было известно людям приблизительно за 3000 лет до н. э.

Техника мозаики была широко распространена уже в античные времена, в Древнем Риме и Древней Греции. Мозаикой украшали купальни, полы вилл и спален, роскошные залы в домах знати.

Высочайшим расцветом мозаичного искусства можно считать эпоху Византийской империи (средние века).  Византийская мозаика становится более утончённой, используется более мелкий модуль камней и деликатная кладка, фон изображений становится по преимуществу золотым. В дальнейшем мозаика распространилась по всей Европе.

 На Руси мозаика появляется с принятием христианства, но не получает распространения из-за дороговизны импортируемого из Константинополя материала. Возрождением русской мозаики занимался М. В. Ломоносов. (Слайды 16-17)

 М.В.Ломоносов с учениками возродил искусство мозаики и создал ряд мозаичных картин. Обратите внимание на работу «Полтавская баталия», над созданием которой Ломоносов трудился вместе со своими помощниками с 1761 по 1764 год. Мозаика огромна (309,764 кв. м). Она состоит из миллиона тридцати тысяч кубиков смальты, набранных и укреплённых на плоском медном подносе весом 80 пудов (1280 кг). (Слайд 16)

 С сер. 18 в. появилась, так называемая, русская мозаика: набор из пластинок камня одной породы: малахита, яшмы, лазурита и др. самоцветов на поверхности столешниц, колонн, ваз, шкатулок, имитирующий изделие, высеченное из цельного камня.

Примеры древнегреческой, римской, византийской мозаик и сейчас можно увидеть в музеях мира и на развалинах древних городов. И сейчас мозаику используют для отделки помещений,  (станции метрополитена) украшении стен и др. (Слайды 18-23).

Мозаичные картины посвящают знаменательным датам. В г. Калуге в Музее Космонавтики есть огромное мозаичное полотно, посвященное покорителям космоса. (Слайд 24)

Картины-мозаики очень долго сохраняют свою красоту и не разрушаются даже через тысячу лет.

Ребята, как вы считаете, почему?

(Выполнены из материалов, которые не разрушаются)

Давайте посмотрим, какие долговечные материалы можно использовать для создания мозаики. (Слайды 25-28)

Стеклянная мозаика - наиболее доступный материал для создания мозаичного декора.

Под смальтой понимают цветное непрозрачное стекло, представленное чаще      всего в форме квадратных пластинок. Характерное для смальт свойство - богатство и разнообразие окраски. Говорят, что знаменитая "папская" мозаичная мастерская в Риме хранила на своих складах смальту 28 тысяч различных цветовых оттенков. В ленинградской мозаичной мастерской в запасе 15 тысяч сортов смальт разных колеров, заготовленных еще в позапрошлом столетии Санкт-Петербургским стеклянным заводом.

Керамическая мозаика представляет собой квадратные керамические плитки сравнительно небольшого цветового разнообразия.

Кафельная плитка - бывает разнообразных цветов, текстуры, может содержать множество узоров и иметь различные размеры.

Менее распространены из-за дороговизны каменная, металлическая и керамогранитная мозаики.

В настоящее время мозаика также пользуется большой популярностью.

Помимо распространенных, мозаичные материалы встречаются самые разнообразные: (Слайды 29-34)

  • яичная скорлупа
  • пластилин
  • зерна
  • банки
  • гвозди

Условно мозаику можно разделить на два вида: (Слайд 35)

  • орнаментальная  (состоит из одинаковых повторяющихся деталей)
  • сюжетная  (объекты имеют контур, очертания, состоят из мелких кусочков разной формы)

Вспомните изображения, рассмотренные сейчас. Попробуйте объяснить, что такое мозаика?

(Это картинка или узор из множества мелких разноцветных частей.) 

Действительно, само слово мозаика в переводе с итальянского языка, - означает "сложенный из кусочков".

Мозаика (латин. opus misivum,  дословно - "произведение, посвящённое музам") -  представляет собой изображение или узор, выполненные из однородных или различных по материалу частиц (камень, смальта, керамическая плитка, стекло, кость, дерево и др. материалы). (Слайд 36)

Запишите определение в тетрадь.

Определите, является ли изображение на рисунках мозаикой. (Слайд 37). Ответ обосновать.

К какому виду мозаики (орнаментальной или сюжетной) относятся изображения?

Молодцы, вы хорошо работали. Далее нам предстоит самый трудный, но интересный этап. Давайте отдохнем.

Разминка для глаз с музыкальным сопровождением  (Слайд 38)

Сегодня мы -  художники. Давайте  нарисуем радугу. Но только глазами. Повторяйте за мной. Закройте глаза и мысленно выберите в палитре нужный  цвет. Откройте глаза и нарисуйте полоску радуги глазами, как кистью, в одну сторону, затем в другую. (Повторяем действия несколько раз.) Затем закрыли сильно глаза, открыли, быстро поморгали. Зарядка окончена.

Наша арт-студия продолжает работу. (Слайд 39) Демонстрация

Создадим мозаичный рисунок «Бабочка». Какие действия выполним?

(С помощью инструмента Линия разбить на части изображение)

Как, используя возможности редактора Paint, о которых мы говорили в начале урока, упростить нашу работу?

(Разбить и раскрасить половину рисунка, скопировать фрагмент, отразить слева направо или сверху вниз, соединить части)

Мы получили алгоритм построения мозаичного рисунка. Кто повторит?

(ученик называет этап, этап демонстрируется на слайде) (Слайды 40-43)

(Раздать каждому ученику полученный алгоритм и алгоритм сохранения изображения). (Приложение  №3)

Итак, вспомните все, что мы сегодня, повторили, изучили, добавьте капельку фантазии и творчества. Создайте каждый свой неповторимый  мозаичный рисунок.

Возьмите за основу графический файл Рабочий стол/УРОК/бабочка.bmp (Cлайд 44)

(Практическая работа «Создание мозаичного рисунка в редакторе  Paint»)

(Созданные работы ученики сохраняют и передают учителю, который размещает их на общей картине).

Ребята, наша арт-студия завершает работу. Я думаю, что она была очень плодотворной. Посмотрим на результат нашего совместного проекта. (Слайд 45)

Эта прекрасная поляна – доказательство того, что знания по информатике можно применять даже в искусстве.

Ребята, а вам хотелось, чтоб  все ваши бабочки вспорхнули  и полетели? (Слайд 46)

На следующих уроках информатики я научу вас, как сделать так, чтобы наши бабочки ожили. Но использовать для этого мы будем другую программу -  PowerPoint.

Запишите домашнее задание.

Я прошу, чтобы вы мне оставили частичку настроения,  с которым вы уходите после урока. Откройте папку «Настроение» и выберите из трех картин ту, которая больше всего подходит вам. (Слайд 47)  Если у вас настроение такое же яркое, как краски, с которыми мы сегодня работали и все на уроке получилось, оставьте открытым на Рабочем  столе Рисунок1.  Если что-то не получилось – Рисунок2. Если на уроке вам было трудно, вы поняли, что надо еще раз повторить все о графическом редакторе – Рисунок3.

Спасибо за урок, дети!

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Возможности редактора

1. Чтобы выбрать фоновый цвет,

     необходимо…

2. Чтобы выбрать основной цвет,

     необходимо…

3. Чтобы нарисовать квадрат или окружность при использовании инструментов Прямоугольник и Эллипс, необходимо…

 

4. Чтобы удалить выделенный фрагмент

   рисунка, необходимо…

5. Чтобы размножить выделенный фрагмент    

     рисунка, необходимо…

6. Чтобы удалить полностью рисунок

    и начать работу заново, необходимо…

7. Чтобы дополнить рисунок текстом,

    необходимо…

8. Чтобы                     до полного

дополнить

часть                      изображения

                                                                                 ,

необходимо…

вернуться к уроку

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

ДЕЙСТВИЯ

выбрать в меню Правка команду  

Очистить выделение

переместить фрагмент при одновременно нажатых левой кнопке мыши и клавише {Ctrl}

выбрать инструмент Текст

создать копию фрагмента, выбрать в меню Рисунок команду Отразить слева направо и соединить полученные части

выбрать в меню Файл команду

Создать

щелкнуть правой кнопкой мыши

по палитре

рисовать, удерживая нажатой клавишу {Shift}

щелкнуть левой кнопкой мыши

по палитре

вернуться к уроку

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Алгоритм построения мозаики «Бабочка».

Запустить программу Paint.

Из меню Файл  открыть файл Заготовка Бабочка.

Разбить линиями половину рисунка на части.

Раскрасить части.

Выделить полученный фрагмент, используя прозрачное выделение.(рис.1)

Копировать фрагмент в буфер обмена.

Отразить по горизонтали выделенный фрагмент.

Соединить части рисунка.        (рис.1)

Стереть лишнее.

Выделить весь рисунок и использовать команду Обрезать

Сохранение мозаики

Выбрать в меню Файл  команду  Сохранить как.

Сообщить  учителю об окончании  работы.

вернуться к уроку

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

вернуться к уроку

вернуться к уроку

РИСУНОК1

вернуться к уроку

РИСУНОК2

вернуться к уроку

РИСУНОК3

вернуться к уроку


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

АРТ-СТУДИЯ

Слайд 2

Возможности редактора Действия 1. Чтобы выбрать фоновый цвет, необходимо… выбрать в меню Правка команду Очистить выделение 2. Чтобы выбрать основной цвет, необходимо… переместить фрагмент при одновременно нажатых левой кнопке мыши и клавише { Ctrl } 3. Чтобы нарисовать квадрат или окружность при использовании инструментов Прямоугольник и Эллипс, необходимо… выбрать инструмент Надпись 4. Чтобы удалить выделенный фрагмент рисунка, необходимо… создать копию фрагмента, выбрать в меню Рисунок команду Отразить слева направо и соединить полученные части 5. Чтобы размножить выделенный фрагмент рисунка, необходимо… выбрать в меню Рисунок команду Очистить 6. Чтобы удалить полностью рисунок и начать работу заново, необходимо… щелкнуть правой кнопкой мыши по палитре 7. Чтобы дополнить рисунок текстом, необходимо… рисовать, удерживая нажатой клавишу { Shift } 8. Чтобы до полного дополнить часть изображения , необходимо… щелкнуть левой кнопкой мыши по палитре

Слайд 3

1. Чтобы выбрать фоновый цвет, необходимо… щелкнуть правой кнопкой мыши по палитре 2. Чтобы выбрать основной цвет, необходимо… щелкнуть левой кнопкой мыши по палитре 3. Чтобы нарисовать квадрат или окружность при использовании инструментов Прямоугольник и Эллипс, необходимо… рисовать, удерживая нажатой клавишу { Shift } 4. Чтобы удалить выделенный фрагмент рисунка, необходимо… выбрать в меню Правка команду Очистить выделение 5. Чтобы размножить выделенный фрагмент рисунка, необходимо… переместить фрагмент при одновременно нажатых левой кнопке мыши и клавише { Ctrl } 6. Чтобы удалить полностью рисунок и начать работу заново, необходимо… выбрать в меню Рисунок команду Очистить 7. Чтобы дополнить рисунок текстом, необходимо… выбрать инструмент Надпись 8. Чтобы до полного дополнить часть изображения , необходимо… создать копию фрагмента, выбрать в меню Рисунок команду Отразить - Слева направо и соединить полученные части Возможности редактора Действия

Слайд 4

домашнего задания практическая работа №11 Файл Квадраты Файл Рисунок 1 Файл Змей Файл Букашка ПРОВЕРКА

Слайд 5

Тест возможности редактора Paint. Найдите на рабочем столе значок Запустите программу двойным щелчком. Разверните окно на весь экран. Слева напечатаны возможности редактора, но предложения не закончены. Справа – окончания предложений – действия, которые следует выполнить. Окончания перепутались. Подберите правильно действия перетаскивая их для возможностей редактора. Найдите продолжения всех восьми предложений.

Слайд 6

Посмотрите количество баллов за работу в строке Ваши баллы. Оцените работу: 1 – 3 балла - оценка « два », 4 – 5 балла - оценка « три », 6 – 7 баллов - оценка « четыре », 8 баллов - оценка « пять » ПРОВЕРКА

Слайд 7

Инструменты Paint 1 . 2. 3. 4. 5. 6. 7. 1 2 3 4 5 6 7

Слайд 8

Инструменты Paint 1 . 2. 3. 4. 5. 6. 7. 1 2 3 4 5 6 7 К И С Т ь П Р Я М О У Г О Л Ь Н И К М А С Ш Т А Б З А Л И В К А К А Р А Н Д А Ш Л И Н И Я Л А С Т И К М О З А И К А

Слайд 9

изображение или узор, МОЗАИКА - выполненные из однородных или различных по материалу частиц (латин. opus misivum, дословно - "произведение, посвященное музам")

Слайд 10

1 2 3 4

Слайд 11

Разминка для глаз

Слайд 17

ФАЙЛ БАБОЧКА

Слайд 20

Домашнее задание : Подготовиться к проверочной работе по WordPad и Paint. §2 .9, § 2.10 РТ № 38-49, стр.74-82 для выполнения см. справочные материалы стр. 191-192.

Слайд 22

ЗА УРОК


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Графический редактор растрового типа. Особенности графического редактора Paint.

Цели: 1. Способствовать восприятию учащимися нового учебного материала. 2. Организовать деятельность учащихся по изучению и первичному закреплению понятий «Графический редактор растров...

Практическое применение графического редактора Paint. Конструирование из мозаики: "Объемная мозаика"

практическое занятие по информатике с использованием графического редактора Paint....

Урок для 5 класса по теме "Графический редактор Paint, инструменты графического редактора"

Разработка второго урока по теме "Графический редактор Paint"....

Копирование графических объектов, операции поворота и отражения в графическом редакторе Paint

Данную практическую работу рекомендую выполнять на уроках информатики в 7 классе, либо при повторении материала в 10 классе (базовый уровень)....

Конспект занятия «Основы обработки графической информации с помощью ПК. Графический редактор Paint»

Цели:Создать условия для расширения знаний о различных способах кодирования информации; способствовать формированию знаний об основах кодирования и обработки графической информации с помощью ПК; дать ...

14.01.2022 для группы МСТ2 Практическая работа по теме: "Графический редактор Paint. "Графические примитивы"".

Задание:Выполнить практическую работу.1) Создать простейший рисунок, используя графические примитивы и встроенные инструменты графического редактора Paint.2) Алгоритм выполнения задания прилагается....