ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ
статья по экологии по теме

Ахметзянова Гулиня Фаргатовна

В настоящее время, экологическая проблема взаимодействия человека и природы, а так же воздействия человеческого общества на окружающую среду стала очень острой и приняла  огромные  масштабы. В учебно-воспитательном процессе школы экологические знания учащихся можно повысить и через уроки информатики. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ  УЧАЩИХСЯ

НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ

Ахметзянова Гулиня Фаргатовна, учитель информатики

МБОУ «Гимназия №155 с татарским языком обучения»

Ново-Савиновского района города Казани, a.gulina.f@mail.ru 

В настоящее время, экологическая проблема взаимодействия человека и природы, а так же воздействия человеческого общества на окружающую среду стала очень острой и приняла  огромные  масштабы. Эколого-нравственная проблема встает сегодня не только как проблема сохранения окружающей среды от загрязнения и других отрицательных влияний хозяйственной деятельности человека, а главное формирование эколого-нравственной культуры, экологического и нравственного сознания, формирование которых начинается с детства и продолжается всю жизнь. В условиях надвигающейся экологической катастрофы громадное значение приобретает экологическое воспитание школьников.[1,с.29]

В этих условиях становится очевидной необходимость воспитания поколения высоконравственных и образованных людей, способных решать сложные проблемы взаимодействия человека и окружающей среды. Необходимо воспитывать экологическую культуру подрастающего поколения.[2]

Экологическое образование включает в себя организацию учебной деятельности, предполагающую формирование знаний об окружающей среде, через природу, внутри природы, для природы.

Экологическое образование это непрерывный процесс обучения, воспитания и развития личности, обеспечивающие ответственное отношение человека к окружающей среде.

Главная задача экологического образования и воспитания школьников – формирование у них экологической культуры, ответственного отношения к природе, понимания неразрывной связи человеческого общества и природы, включающего систему экологических знаний, умений, мышления. [2]

В учебно-воспитательном процессе школы экологические знания учащихся можно повысить и через уроки информатики. Так как этот предмет дает возможность эффективно применять современные технологии для целей воспитания, в том числе и для воспитания экологической культуры. Современные интерактивные, информационно коммуникационные технологии все более активно вторгаются в процесс обучения.

На уроках информатики при изучении темы «Деловая графика» можно  решить задачи экологического воспитания.

Замечательным свойством электронных таблиц является возможность графического представления числовой информации, содержащейся в таблице. Для этого существует специальный графический режим работы табличного процессора. Табличные процессоры дают возможность получать самые различные формы диаграмм и графиков. [3,с.118]

На уроке информатики выполняем практическую работу для ознакомления, по каким адресам больше всего несанкционированное размещение отходов в Ново-Савиновском районе города Казани. Для этого используем геоинформационную систему (ГИС) «Экологическая карта Республики Татарстан». Для этого:

- открываем «Экологическую карту Республики Татарстан»;

-оптимизируем масштаб карты так, чтобы просматривались границы нашего района;

-устанавливаем флажок на «Несанкционированное размещение отходов»;

- в электронную таблицу вводим информацию: «Адрес», «НРО №», «Площадь, м2», Объем, м3»;

-по введенным данным построим гистограмму;

-делаем вывод по диаграмме.

Вывод. Ежегодно сотни квадратных метров на территории Казани превращаются в свалки. Огромные траты уходят на обнаружение, ликвидацию и отчетность о проделанной работе. [4,с.69]

Продолжая работу по «Экологической карте Республики Татарстан» выполняем следующую практическую работу.

- устанавливаем флажок на «Особо охраняемые природные территории»;

- в электронную таблицу вводим информацию: «Название», «Площадь, га»,

-заполняем информацией ячейки,

-вычисляем суммарную площадь охраняемых территорий нашего города.

-определить  размеры территории всего города (информацию находим в электронных справочниках).

-вычисляем, какую часть всей площади составляют охраняемые территории Казани

-по введенным данным построим круговую диаграмму

-делаем выводы по диаграмме.

Вывод. Официально особо охраняемыми природными территориями признана ничтожно малая часть окружающего мира. Поэтому наша задача – взять защиту природы в свои руки. [4,с.70]

Электронные таблицы могут оказаться полезными и для научных целей. С их помощью можно строить компьютерные математические модели, проводить вычислительные эксперименты. Среди задач, успешно моделируемых на компьютерах, особое место занимают экологические. [3,с.127]

Объектами математического моделирования могут быть природные объекты, например, месторождение полезных ископаемых, водохранилище, изменение погодных условий в определенной географической точке, изменение со временем численности определенных популяций.

Таким образом, экологическое воспитание учащихся на уроках информатики многообразно. Наша задача состоит в том, чтобы помочь нашим ученикам овладеть экологическими знаниями и научить их жить в гармонии с собой и окружающей природой.

Литература

  1. Замалетдинова З.И., Формирование экологической культуры детей в обучении предмета «Окружающий мир» в начальных классах// Формирование экологической культуры обучающихся при изучении естественнонаучных дисциплин: материалы III Всероссийской научно-практической конференции. – Казань,2016. – С.29
  2. Федосов А.Ю., Рашитова М. Ш.  Воспитание экологической культуры в школьном курсе информатики [Электронный ресурс] URL: http://ito.su/main.php?pid=26&fid=6939 
  3. Семакин И.Г. Информатика и ИКТ//  Учебник для 9 класса/М.. 2010. – с. 118-119, с.127-128
  4. Давлетова И. «Деловая графика»//журнал «Магариф» №1 2017. С.68-70

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока информатики и ИКТ к учебнику "Информатика и ИКТ. 8 класс"/ Семакин И.Г. и др. "Предмет информатики. Техника безопасности в компьютерном классе"

Методическая разработка урока информатики и ИКТ к учебнику "Информатика и ИКТ. 8 класс"/ Семакин И.Г.  и др.  "Предмет информатики. Техника безопасности в компьютерном классе"  включает...

Экологические проекты на уроках технологии как средство формирования экологической культуры школьников

Обобщение опыта учителя технологии :экологическое и трудовое воспитание в школе связаны неразрывно,т.к. теоретические и практические знания, полученные  на уроках технологии,находят свое применен...

Доклад на экологическом семинаре "Экологическое воспитание на уроках русского языка и литературы"

          В последнее десятилетие экология переживает небывалый расцвет, становится все более значимой наукой, вплотную взаимодействуя с биологией, природоведением, гео...

Разработка урока по теме: "Моделирование экологических ситуаций" по предмету информатика и ИКТ

Материал содержит разработку урока по теме: "Моделирование экологических ситуаций" и включает в себя технологическую карту урока и презентацию к нему....

экологические проекты на уроках технологии как средство формирования экологической культуры школьников

В своей статье автор делится опытом организации проектной деятельности по экологии на уроках технологии в 5-7 классах общеобразовательной школы. Кроме этого автор приводит примеры реализованных проект...

Методическая работа по теме " Экологический компонент на уроках географии как средство воспитания экологической культуры.

Работа содержит описание целей, задач, принципов экологического воспитания, возможности формирования экологической культуры в общеобразовательном учреждении на уроках географии и в каждом курсе геогра...

Экологические задачи на уроках информатики

Эти задачи можно использовать на уроках информатики...