План урока в 8 классе по теме "Алфавитный подход к определению количества информации"
план-конспект урока по информатике и икт (8 класс) по теме

Рябцева Нина Федоровна

Тема "Алфавитно-цифровой подход к измерению информации"

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_v_no_6_v_8kl_.doc78 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка дистанционного урока

с использованием интернет-технологий

«Алфавитный подход к определению количества информации».

Рябцева Нина Федоровна, учитель информатики

Пояснительная записка

Тема урока: Алфавитный подход к определению количества информации.

Класс: 8.

Специфика контингента обучающихся- дети - инвалиды.

Тип урока: урок усвоения новых знаний и умений.  

Вид урока: урок-практикум.

Форма работы: индивидуальная дистанционная.

Учебно-методическое обеспечение: учебник Н.Д. Угриновича «Информатика и ИКТ» для общеобразовательных учреждений.- М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2015г.

Рабочая тетрадь Н.Д.Угринович, И.А.Серегин, О.А.Полежаева «Информатика 8 класс» в двух частях, М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2017г.

Презентация и видеофрагмент «Измерение информации. Алфавитный подход к измерению информации».

Задание «Заполнить таблицу».

Тест.

Необходимое оборудование и материалы для занятия: компьютер, Skype, выход в Интернет, учебник, рабочая тетрадь ч.1, программа Калькулятор.

Цели урока:

Обучающая: рассмотреть алфавитный подход к измерению количества информации, научиться вычислять количество информации с точки зрения алфавитного подхода.

Развивающая: развитие у учащихся самостоятельности и познавательной активности.

Воспитывающая: воспитывать дисциплинированность, аккуратность, собранность.

Задачи урока:

  • познакомить учащихся с методом измерения информации в символьном сообщении;
  • повторить понятие алфавита, ввести понятие мощности алфавита;
  • научиться вычислять количество информации в тексте, составленном из символов определенного алфавита;
  • отработать навыки решения задач.

Основные понятия и термины урока: «информационная емкость знака», «количество информации в сообщении».

Формы и методы обучения: работа с учебником, электронной тетрадью, беседа, практическая работа, обсуждение.

Образовательные результаты- решение задач на компьютере.

План урока:

№ п/п

Этапы урока

Временная реализация

1

Организационный этап

1 минута

2

Постановка цели и задач. Мотивация учебной деятельности учащегося

3 минуты

3

Актуализация знаний

10 минут

4

Первичное усвоение новых знаний

Физминутка

3 минуты

1 минута

5

Первичная проверка понимания

  • индивидуальная работа учащегося  на ПК

3 минуты

6

Первичное закрепление

  • визуальная проверка работы учащегося

13  минут

7

Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

4 минуты

8

Рефлексия

2 минуты

ХОД УРОКА

I. Организационный момент (1)


Приветствие «поздоровайся глазами», наличие учебника, рабочей тетради, выход на курсы.

II. Постановка цели и задач. Мотивация учебной деятельности учащегося (3)

Создание проблемной ситуации.

1) Есть ли сходство у следующих ситуаций: наборщик текста подготовил статью в печатное издание, переводчик выполнил перевод статьи, студент набрал курсовую/ дипломную работу. В чем оно? А если работа выполнена за денежное вознаграждение, то как вычислить объем и стоимость работы?

Выделение образовательной цели: сформировать представление у учащихся об «информационной емкости знака», «количестве информации в сообщении»; сформировать умения работы на калькуляторе и в электронной тетради, закрепить основной программный материал в процессе выполнения заданий.

Полученные умения  использовать в своей учебной и повседневной деятельности.

III. Актуализация знаний (10)

Учитель: Прежде, чем приступить к практической деятельности, нам необходимо познакомиться с новыми понятиями и новыми терминами, связанными с алфавитным подходом к определению количества информации.

Для этого можно воспользоваться учебником, материалами курсов moodle урока 6, калькулятором,  рабочей тетрадью.

Информационная деятельность неразрывно связана с получением, хранением и передачей различных информационных сообщений.

При алфавитном подходе к определению количества информации отвлекаются от содержания (смысла) информации и рассматривают информационное сообщение как последовательность знаков определенной знаковой системы.

Информационная емкость знака вычисляется по формуле N=2I, где N- количество знаков в алфавите знаковой системы, I — количество информации, которое несет каждый знак.

Количество информации измеряется в битах. «Бит» - наименьшая единица измерения количества информации. В переводе с английского «bit» от «BInary digiT»- «двоичная цифра».

Чем большее количество знаков содержит алфавит знаковой системы, тем большее количество информации несет один знак.

Количество информации в сообщении равно произведению количества знаков в сообщении K на количество информации I, которое несет один знак I c=K*I.

Выделим главное:

  1. Любое информационное сообщение можно рассматривать как последовательность знаков определенной знаковой системы.
  2. Каждый знак имеет свою информационную емкость.
  3. Можно вычислить количество информации в сообщении по формуле  I c=K*I

IV. Первичное усвоение новых знаний (3)

Решение задач на измерение информации

  • Презентации Алфавитный подход к определению количества информации (слайды 9,14 дополнительно 8,10» и «Единицы измерения информации».
  • Учебник п.1.3.3 стр.28-30.

Для проведения вычислений с большими числами, можно воспользоваться программой Калькулятор.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА (1)

Закрыть глаза, под шум моря сделать плавные наклоны и вращения головы, плечевых суставов.

V. Первичная проверка понимания (3)

  • «Работа 1.2. Перевод единиц измерения количества информации с помощью калькулятора».

Учитель:

  1. формулирует цель выполнения практического задания (овладеть навыками сложных вычислений, в том числе вычисления степени числа 2 с натуральным показателем, для перевода единиц количества информации),
  2. научиться переводить единицы измерения количества информации с применением калькулятора,
  3. напоминает учащемуся, что на столе у него есть учебник, который содержит алгоритм выполнения заданий (стр. 34-36). Однако описание приведено для других операционных систем.

Самостоятельная работа учащегося на ПК в программе Калькулятор с демонстрацией экрана в Skype.

  • Задание 1 с курсов «Заполнить таблицу».

Обсуждение  результата работы.

VI. Первичное закрепление (13)

  • Курсы урок 6 «Первичное закрепление»-3 задачи.
  • Рабочая тетрадь стр. 29 задача 21 устно, задачи 23, 24.

Учитель комментирует и исправляет ошибки.

VII. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению (4)

- Домашнее задание: учебник п.1.3.3 стр. 28-30;

- Повторить весь п.1;

- Выполнить задания 1.8, 1.9, 1.10 ;

- РТ: №  24, 29;

- Курсы урок 6;

- Подготовиться к контрольной работе.

Инструктаж по решению задач: в тетради записать формулы, подставить в них данные и вычислить, записать полученный результат.

Можно пройти тест и отправить результат на проверку.

VIII. Рефлексия (2)

– Что нового ты сегодня узнал на уроке? Чему научился?
– Что на уроке запомнилось больше всего?

-  Был ли урок интересен?
– Какое задание вызвало затруднение?
– Сегодня я узнал…
– Сегодня я понял…

– Сегодня мне было интересно/безразлично/скучно…

Какие  жизненные задачи/ситуации схожи  с этой?  (Покупка в магазине по весу, метражу, штучно. Оплата проезда по рейсам, расстоянию в такси. Оплата ЖКХ по счетчику.)

Как правильнее оплатить стоимость заказа по набору, переводу текста — за количество  символов или страниц текста?

Глоссарий

Алфавитный подход к определению количества информации -  сообщение рассматривается как последовательность знаков определноой знаковой системы.

Информационная емкость знака- количество информации (бит), которое несет один знак.

Количество информации в сообщении — это количество знаков умноженное на количество информации в одном знаке.

Ссылки на ресурсы: задания подготовлены учителем самостоятельно


План урока, презентация «Урок 6 в 8 класе» https://drive.google.com/drive/my-drive            https://drive.google.com/file/d/1vAyyH1ZdVgZtUjyn13FtkhWNu8xGNFS5/view?usp=sharing

Глоссарий - http://edu.cdo.altai.ru/mod/glossary/view.php?id=36307

Задание - http://edu.cdo.altai.ru/course/view.php?id=567

Тест - http://edu.cdo.altai.ru/mod/quiz/view.php?id=36308

Ссылки на ресурсы:    презентация «Измерение информации. Алфавитный подход»;  http://edu.cdo.altai.ru/course/view.php?id=567¬ifyeditingon=1, http://edu.cdo.altai.ru/course/view.php?id=534;

анимация «Вычисление количества информации, алфавитный подход». http://edu.cdo.altai.ru/mod/url/view.php?id=30552;

Видеофрагмент:  https://youtu.be/9mA5w_N7JXQ


ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Этап урока, время

Виды работы, формы, методы, приемы

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Название используемых ЦОР

УУД

1.

Организационный

1 мин.

Вступительная беседа

Приветствует учащегося, проверяет готовность к уроку.

Приветствие учителя. Готовит учебник, рабочую тетрадь, выход на курсы урок 6.

Skype, электронный учебник п. 1.3.3 стр. 28-30,  курсы урок 6

http://edu.cdo.altai.ru/course/view.php?id=567

Познавательные:

общеучебные (формулирование познавательной цели)

2.

Постановка цели и задач, мотивация учебной деятельности

3 мин.

Обсуждение проблемной ситуации

Объявляет тему урока, подводит учащегося к осознанию целей и задач.

Цели и задачи формулирует сам учащийся, определив границы знания и незнания.

Презентация слайды1-2

Личностные и Предметные: целеполагание (постановка учебной задачи)

планирование (определение промежуточных целей с учётом конечного результата, составление последовательности действий)

3.

Актуализация опорных знаний и умений учащихся, мотивация учебной деятельности

10 мин.

Самостоятельная познавательная деятельность с использованием учебника, материалов курса

Учитель контролирует и направляет работу.

Учащийся получает новые знания на основе учебных материалов.

 

Skype, электронный учебник п. 1.3.3 стр. 26-28, http://edu.cdo.altai.ru/course/view.php?id=567

Презентация слайды 4-10

http://edu.cdo.altai.ru/course/view.php?id=534

Познавательные:

действия постановки и решения проблем; логические (умеет выбирать смысловые единицы текста и устанавливать отношения между ними, построение логической цепи рассуждений)

4.

Первичное усвоение новых знаний и умений

3 мин.

Работа с новым текстом

Учитель отслеживает изучаемый материал, мотивирует учащегося на выполнение практикума.

Учащийся знакомится с  основными понятиями

Skype, электронный учебник п. 1.3.3 стр. 28-30, курсы урок 6, Презентация слайды12-16

 http://edu.cdo.altai.ru/course/view.php?id=567¬ifyeditingon=1 http://edu.cdo.altai.ru/course/view.php?id=567

http://edu.cdo.altai.ru/course/view.php?id=534, https://youtu.be/9mA5w_N7JXQ

Познавательные:

общеучебные (выделение информации и формулирование познавательной цели)

Физкультминутка

1 мин.

Физупражнения под звуки

Предлагает упражнения

Выполняет упражнения (Закрывает глаза и под шум моря делает легкие наклоны и вращения головой, шеей, плечами)

Презентация слайд 16

Умение снимать напряжение головы и шеи

5.

Первичная проверка понимания

 3 мин.

 Практикум

Учитель объясняет правила работы, знакомит учащегося с инструкцией:

Компьютерный практикум: Практическая работа 1.2  стр. 34-36)

Учащийся читает задание, определяет последовательность действий и выполняет их.

Skype,   курсы урок 6, задание 1,  учебник, презентация, слайды 17-20,   Калькулятор,

http://edu.cdo.altai.ru/course/view.php?id=567¬ifyeditingon=1

http://edu.cdo.altai.ru/mod/url/view.php?id=30552

Регулятивные: 

составление плана и последовательности действий

6.

Первичное закрепление и применение изученного материала

13 мин.

Практическая работа

Консультация

Учитель наблюдает за ходом выполнения практической работы, консультирует, помогает учащемуся, если он затрудняется с выполнением практикума,

Учителем  проверяются результаты практической работы учащегося;

организуется обсуждение и теоретическая интерпретация полученных результатов работы; формируется адекватная самооценка учащихся.

Учащийся работает   самостоятельно и выполняет задание

Компьютерный практикум: Практическая работа 1.2  стр. 34-36;РТ стр. 29 задачи 21,23,24; курсы тест

Учащийся представляет результаты самостоятельной работы; обсуждает эти результаты с учителем

Skype,  учебник, презентация слайды 21-22, Калькулятор, электронная Рабочая тетрадь, тест

Предметные:

формирование навыков и умений 

научиться вычислять количество информации в тексте, составленном из символов определенного алфавита;

Личностные: владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации;

умение конструктивно разрешать конфликты.

Коммуникативные:

 (устанавливает рабочие отношения, учится эффективно сотрудничать и осуществлять;

формирование морально-этических и

психологических принципов общения и сотрудничества.

Регулятивные: оценивания (оценивают  достигнутый  результат),

самооценивания (волевая саморегуляция).

7.

Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению 

4 мин.

Беседа

Объявление оценки, выставление в Skype. объяснение домашнего задания: учебник п.1.3.3 стр. 28-30,  повторить весь пункт 1 (будет КР), задания 1.8-1.10,  РТ: № 28, курсы урок 6.

Учащийся выбирает задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей.

Ознакомление с оценкой и текстом  домашнего задания.

Skype,  учебник и рабочая тетрадь

Познавательные:

Осуществляют поиск и выделение необходимой информации;

Регулятивные: оценка (осознание качества и уровня усвоения);

Коммуникативные:

адекватно используют речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции;

интересуется чужим мнением и высказывает свое.

8.

Рефлексия

 2 мин.

Беседа

Проводится рефлексия

Учащийся подводит итоги своей деятельности на уроке,  демонстрирует свое представление о круге задач, связанных с вычислением количества информации.

Skype

Регулятивные:

Оценка (выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено),

Коммуникативные:

используют адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей и побуждений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Алфавитный подход к определению количества информации. Единицы измерения информации.

Урок – презентация для учащихся 8 классов. Урок направлен на формирование у учащихся алфавитного подхода к определению количества информации; развитие логического мышления и самостоятельности; формиро...

План-конспект урока "Алфавитный подход к определению количества информации"

План-конспект урока информатики  "Алфавитный подход к определению количества информации" в 8 классе с использованием ЭОР...

Презентация урока в 8 классе "Алфавитный подход к определению количества информации"

Презентация урока в сокращенном варианте (без физминутки)....