Методическая разработка "Средства анализа и визуализации данных, представленных в электронных таблицах"
план-конспект урока по информатике и икт (9 класс) по теме

Курдя Светлана Евгеньевна

Методическая разработка урока

 

Тема: Средства анализа и визуализаци данных, представленных в электронных таблицах

Цель: Формировать умение строить диаграммы с использованием среды электронных таблиц

Задачи:

1. Закрепление знаний о структуре электронных таблиц

2. Знание алгоритма построения диаграммы в электронных таблицах

3. Применение полученных знаний в практической деятельности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл postroenie_diagramm.rar316.8 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Ф.И.О.  Курдя Светлана Евгеньевна
Предмет: 
Информатика и ИКТ
Класс:
9
Тип урока:
открытие новых знаний.

Тема

Средства анализа и визуализаци данных, представленных в электронных таблицах

Цель

Формировать умение строить диаграммы с использованием среды электронных таблиц

Задачи

1. Закрепление знаний о структуре электронных таблиц

2. Знание алгоритма построения диаграммы в электронных таблицах

3. Применение полученных знаний в практической деятельности

Планируемые результаты

Предметные:

  • овладеть алгоритмами создания диаграмм в среде Excel

Личностные:

  • сформировать учебно-познавательный интерес к предмету

Метапредметные:

Познавательные

  • сформировать умение осуществлять поиск и выделение необходимой информации;

    Коммуникативные

  • сформировать умение вести учебное сотрудничество на уроке с учителем, одноклассниками в группе и коллективе, представить полученный результат в коллективе учащихся.

Регулятивные

  • Сформировать умение выбирать форму представления информации, соответствующую решаемой задаче; умение визуализировать числовые данные;

Основные понятия

диаграмма: линейная, столбчатая, круговая.

Средства обучения

Мультимедийный проектор, экран, презентация, раздаточный материал, пульты голосования

Технология

Самостоятельная деятельность обучающихся, здоровьесберегающие технологии, ИКТ-технологии, даалогового взаимодействия, системно-деятельный подход

Этапы урока

Задачи этапа

Деятельность учителя

Деятельность

обучающихся

Планируемые результаты

УУД

1. Организационный момент. Мотивация к деятельности.

 Настроить класс на начало работы.

Приветствует учащихся. Обращает внимание на карточки, находящиеся на партах обучающихся.

Слушают, желают друг другу успеха.

Личностные

Готовность и способность к выполнению норм и требований школьной жизни, прав и обязанностей ученика

2.Актуализация знаний

Активизировать мыслительные операции, познавательные процессы (внимание, речь, память, мышление).

Предлагает обучающимся рассмотреть карточку № 1(на ней изображен кроссворд  с основными терминами электронных таблиц Необходимо найти и последовательно вычеркнуть известные термины электронной таблицы и найти новое понятие.) Кроссворд проецируется на интерактивную доску. (Приложение 1) Слайд 2

 

Работают с кроссвордом на карточке и на доске (в парах)

Коммуникативные

Планируют учебное сотрудничества со сверстником и учителем, принимают решение и реализуют его, умеют выражать свои мысли.

Познавательные

Поиск и выделение необходимой информации, смысловое чтение, ориентировка в своей системе знаний

Регулятивные

Выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению

3.Формулирование  темы и цели урока.

Определение  темы урока. Постановка учебной задачи. Планирование работы на достижение поставленной задачи.

После нахождения ключевого слова (диаграмма) учитель спрашивает у обучающихся «Знакомо ли им понятие диаграмма? Где они сталкивались с таким понятием? Строили ли диаграммы самостоятельно? Зачем?».

Предлагает назвать тему урока, выяснить чему они должны научиться на уроке.

Делятся информацией о понятии диаграмма. Формулируют тему и задачи  урока.

 Регулятивные

Ставят учебную задачу, планируют работу

4.Формулирование учебной проблемы

Мотивировать, дать представление о  практическом применении  диаграмм

1. Учитель предлагает для работы карточку № 2 (Приложение 2) (обучающимся предлагаются таблица с данными о наблюдениях за погодой)

Обучающиеся читают текст. Учитель задает вопросы:

  • Давайте поработаем с таблицей. Какой день был самым холодным в мае месяце?
  • Какой день был самым теплым в мае?
  • В течение скольких дней температура была +17°С и выше? Слайд 3

- Удобно ли вам было использовать информацию, представленную в виде таблицы, для ответов на мои вопросы?

- Есть ли другие формы представления информации?

2. Учитель демонстрирует различные виды диаграмм. Слайд 4-9

1. Учащиеся читают таблицу. Анализируют форму таблица. Предполагают, что диаграмма еще одна из форм наглядного представления информации.

2. Обсуждают различия между типами диаграмм.

Познавательные

Работа с информацией, с текстом, представление информации в виде таблиц.

Регулятивные

Развивают умение высказывать свои предположения, работая с текстом

Личностные

Мотивация к обучению, познавательной деятельности

5.  Решение учебной задачи

Учить представлять информацию в форме диаграммы, построенной  с помощью электронных таблиц.

1. Учитель открывает программу EXCEL(с заполненной таблицей) и просит найти необходимые вкладки для построения диаграмм

 Организует обсуждение алгоритма построения диаграммы (с демонстрацией на интерактивной доске) (Приложение 3) Слайд 10

2. Предлагает найти определения «диаграмма» в учебнике и выписать его в конспект.

1. Рассматривая интерфейс программы, предлагают способы построения диаграммы

2. записывают определение в тетрадь

Регулятивные

Определяют последовательность операций с учетом конечного результата; составляют план и последовательности действий

Познавательные

Работают с информацией, обобщают, делают выводы, умозаключения

6. Динамическая пауза

Снятие утомляемости, повышение работоспособности и формирования здорового образа жизни

Организует просмотр видеосюжета "Физкультминутка" с сайта videouroki.net

Просматривают видеосюжет, выполняя предложенные упражнения

Личностные

Заботятся о своем здоровье

7. Применение новых знаний в практической деятельности.

На материале домашнего задания учить применять полученные знания в практической деятельности. Представлять результаты своей работы.

Организует деятельность обучающихся.

 Демонстрирует результаты работы на экран.

  1. Учащиеся распределяются по группам за компьютерами.
  2. Выполняют работу, занося результаты своего домашнего задания (социологический опрос одноклассников и родителей работа парами) в электронную таблицу(Приложение 4).
  3. Выполняют построение диаграммы, самостоятельно определяя наиболее наглядный тип.
  4. Демонстрируют результаты своей работы

Познавательные

самостоятельный выбор наиболее оптимальных средств и способов создания диаграмм

Коммуникативные

Умение вести учебное сотрудничество на уроке с учителем, одноклассниками в группе и коллективе. Умение представить полученный результат в коллективе учащихся.

Личностные

Проявляют интерес к результатам работы, дают оценку выполненной работе, организовывают  в группе.

8. Инструктаж о домашнем задании.

Актуализация знаний

Озвучивает домашнее задание, разъясняет его

Слайд 11

Слушают, задают вопросы, записывают в дневник

Личностные

Готовность и способность к выполнению норм и требований школьной жизни, прав и обязанностей ученика

Познавательные

Ищут необходимую информацию

9.Рефлексия деятельности

Оценить свои знания и умения по данной теме.

Организует работу с системой голосования

А – я научился строить диаграммы с помощью электронных таблиц

В - я научился строить диаграммы с помощью электронных таблиц и могу научить других

С - - я научился строить диаграммы с помощью электронных таблиц,  могу научить других и знаю, где могу применить полученный умения

Д – я не научился строить диаграммы. Слайд 12

Определяют практическую

значимость новых знаний, оценивают свои результаты

Личностные

Развивают умение выражать свои эмоции, практически применять полученные знания

Регулятивные

Адекватная самостоятельная оценка правильности выполнения действия, понимание возможности его исправления.

Приложение 1 Карточка № 1

Английский кроссворд «Табличный процессор MS EXCEL»

д

к

у

р

с

о

р

и

ц

е

б

л

о

т

с

д

к

л

и

с

т

а

и

а

н

а

г

н

к

а

л

я

и

р

и

о

п

у

с

ч

г

м

р

а

м

у

а

е

а

т

з

р

м

а

й

с

о

о

м

м

м

к

н

ф

р

а

в

н

о

а

КЛЮЧЕВОЕ СЛОВО:  Диаграмма

 

Приложение 2 Карточка № 2

Дата

Температура, град С

Влажность, %

Давление, мм

Ветер

Облачность

направление

угол, град

скорость, м/с

1

16

25

759

Ю-В

130

3

Ясно

2

19

30

759

С-З

320

2

Ясно

3

20

30

759

С-В

30

2

Ясно

4

22

26

759

С

350

2

20-30%

5

21

28

760

С-В

50

1

90%

6

22

35

759

В

90

2

70-80%

7

19

52

753

С-В

30

4

60%

8

12

66

750

С

340

3

90%

9

14

58

747

С-В

40

2

Сплошная

10

13

88

743

В

90

1

Сплошная

11

13

71

741

В

80

1

90%

12

10

81

745

С-З

310

2

Сплошная

13

17

48

747

Штиль

-

0

70-80%

14

23

40

743

Ю-З

230

1

50%

15

16

59

743

З

290

2

90%

16

13

38

746

С-З

310

3

70-80%

17

13

41

749

Штиль

-

0

Сплошная

18

15

41

750

С

20

2

70-80%

19

17

36

745

Ю

180

2

40%

20

14

88

738

Ю-З

240

2

90%

21

21

52

739

Ю-В

140

2

Сплошная

22

15

72

740

Ю-З

240

5

Сплошная

23

21

49

745

Ю-З

240

3

70-80%

24

22

53

744

З

280

2

50%

25

17

48

744

Ю-З

220

2

90%

26

18

52

744

Штиль

-

0

90%

27

11

93

738

Ю

160

2

90%

28

13

62

741

З

270

3

90%

29

16

59

735

Ю-В

140

1

Сплошная

30

11

87

736

Штиль

-

0

Сплошная

31

17

51

744

Ю-В

130

3

Сплошная

Приложение 3 Карточка № 3

Порядок создания диаграмм:

  1. Вызвать Microsoft Office Excel 2007 – Пуск – Программы – M. Office – Microsoft Office Excel 2007.
  2. Построить таблицу
  3. Выделить объекты, содержащие данные для построения.
  4. Вызвать мастер диаграмм.

http://vkjournal.ru/vk/html/591/591978/3e7e0224018ab3cf51abb96464d_html_3873ae7f.jpg

  1. Выбрать тип диаграммы.
  2. При необходимости изменить данные
  1. Конструктор – содержит параметры, определяющие тип диаграммы, источник данныx и их упорядочивание, макеты диаграмм, а также команду Переместить диаграмму;
  2. Макет  - позволяет указывать свойства диаграмм, добавлять или редактировать элементы диаграммы
  3. Формат  содержит опции выбора различных элементов графика, присвоения стилей графическим элементам диаграммы

Приложение 4

Мои любимые жанры кино (группа 1)

  • Мелодрама
  • Комедия
  • Боевик
  • Фантастика
  • Детектив
  • Триллер
  • Мюзикл
  • Нет любимых жанров

Где я люблю отдыхать летом(группа 2)

  • На море
  • В лагере
  • На даче
  • Путешествовать
  • В городе

Мир моих увлечений(группа 3)

  • Интернет
  • Кино
  • Музыка
  • Спорт
  • Танцы
  • Чтение книг
  • Компьютерные игры
  • Нет увлечений

Что я ценю в жизни больше всего(группа 4)

  • Любовь
  • Добро
  • Сила
  • Искренность
  • Здоровье
  • Смелость
  • Честность
  • Красота
  • Труд

Ответственность

У групп 5-8 аналогичный опрос проведен среди родителей и учителей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока с ИКТ по теме: Представление о базе данных.

Методическая разработка урока с ИКТ по теме: Представление о базе данных....

Методическая разработка по теме: «Решение задач формата ГИА в электронных таблицах»

Методическая разработка по теме: «Решение задач формата ГИА в электронных таблицах». Рекомендации учащимся 9 классов при подготовке к выполнению заданий.Задачи на применение электронных таблиц с ...

Модуль Базы данных в среде электронных таблиц

Модуль Базы данных в среде электронных таблиц...

Разработка баз данных в среде электронных таблиц MS Excel.

Разработка баз данных в среде электронных таблиц MS Excel....

Методическая разработка раздела образовательной или учебной программы Тема: Процессор электронных таблиц «Open Office Calc»

Методическая разработка раздела образовательной или учебной программыТема: Процессор электронных таблиц «Open Office Calc» ...

Учебно-методическое пособие к занятиям по теме "Практическая работа с электронными таблицами".

Данное пособие предназначено для отработки практических навыков с электронными таблицами....