ИНТЕГРИРОВАННЫЕ УРОКИ ИНФОРМАТИКИ КАК СРЕДСТВО РЕАЛИЗАЦИИ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ
статья по информатике и икт (9 класс) на тему

Седина Любовь Федоровна

В докладе рассматриваются особенности интегрированных уроков, главная цель которых – создание у учащихся целостного представления об окружающем мире, т.е. формирование мировоззрения. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ИНТЕГРИРОВАННЫЕ УРОКИ ИНФОРМАТИКИ КАК СРЕДСТВО РЕАЛИЗАЦИИ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ

Доклад

Выполнила:

Л.Ф. Седина,

учитель информатики МОБУ СОШ №24

Таганрог

2018

                                                     

Успешное обучение в  школе невозможно без сформированности предметных и метапредметных компетенций  у ребёнка, которые необходимы ему для дальнейшей учебной деятельности. Приоритетной целью образования в современной школе становится развитие личности, готовой к правильному взаимодействию с окружающим миром, к самообразованию и саморазвитию. Одна из главных задач школьного образования сегодня – подготовить учащегося к быстрому восприятию и обработке больших объемов информации, вооружить его современными средствами и технологиями работы в различных предметных областях, сформировать у него информационную культуру.

           Навыки работы со средствами ИКТ необходимые для формирования информационной культуры учащиеся могут получить на уроках информатики с использованием межпредметных заданий.

           Для выполнения данной задачи педагог должен использовать более эффективные способы и методы работы, которые помогут не только наглядно и доступно на уроке всё объяснить, рассказать, показать, но и включить самого обучающегося в учебную деятельность, организовать процесс самостоятельного овладения новыми знаниями, применения полученных знаний в решении познавательных, учебно-практических и жизненных проблем.

            На уроках информатики практически все темы изучаются на базе знаний других школьных предметов.  

Межпредметные связи школьных предметов с информатикой начинаются с применения на уроках электронной аппаратуры (персонального компьютера, проектора, средств связи с Интернет и т.д.) и использования офисных программ (Word, Excel, Access).

            Интегрированные уроки информатики – это уроки формирования метапредметных знаний и умений.  Особенности таких уроков:

  • применение ИКТ;
  • деятельность учащихся организуется не с целью передачи им знаний, а с целью передачи способов работы со знанием;
  • содержание составляют деятельностные единицы, носящие универсальный характер: понятия, модели, схемы, задачи, проблемы и т.д.

           На интегрированных уроках, обучаемые анализируют  факты и явления,  познают действительность, находят причинно-следственные связи, выделяют главное, составляют из отдельных элементов целую картину, делать выводы. Интегрированные уроки дают ученику достаточно широкое и яркое представление о мире, в котором он живет,  о существовании многообразного мира материальной и художественной культуры,  развивают  образное мышление. Интегрированные уроки также предполагают обязательное развитие творческой активности учащихся. Это позволяет использовать содержание всех учебных предметов, привлекать сведения из различных областей науки, культуры, искусства, обращаясь к явлениям и событиям окружающей жизни. Материал таких уроков показывает единство процессов, происходящих в окружающем нас мире, позволяет учащимся видеть взаимозависимость различных наук. Интегрированные уроки  не просто помогают детям усвоить материал, но и открывают взаимосвязь различных вещей и явлений, подталкивают детей к пониманию их сути.

           Информатика и математика:  использование электронных таблиц Excel для расчетов, построения  графиков функций, графического способа решения систем уравнений.

           Информатика и математика, геометрия, физика – решение  задач с использование языка программирования Паскаль на компьютере.

            Информатика и русский язык: редактирование текста с ошибками, создание плана сочинения с использованием нумерованного списка; создание алгоритма по правилу, с помощью  которого можно определять тип предложения, чтобы легче запомнить и использовать в дальнейшем, создание многоуровневых списков, которые выглядят как самостоятельные части речи из русского языка.

           Информатика и иностранный язык: изучение клавиатуры, набор текстов, словарный диктант.

           Информатика и география: создание баз данных государств и их главных рек , сортировка данных, создание  запросов, например,  определить государства, имеющие площадь менее 200 тыс. кв. км.

Информатика и литература, МХК, искусство –  создание презентаций  с использованием Power Point.

 Информатика и биология: изучение информационных  процессов в живой природе (растения и солнце, опыление).

           Информатика и химия, физика, математика: формальные языки  - это химические символы, математические формулы. Отработка навыков работы в текстовом редакторе, ввод формул, подстрочных и надстрочных символов, различных знаков.

           Информатика и ИЗО: цветовые модели в компьютерной графике, изображение предметного мира средствами компьютерного дизайна, знакомство с понятиями композиция и натюрморт в среде графического редактора  Рaint.

 На таких уроках прослеживается связь наук. Математические методы используются при решении задач информатики. Физика дает представление о кодировании сигналов, физических принципах работы устройств компьютера. Основы логики базируются на физических темах электричества — «Закон Ома для участка Цепи», «Закон Джоуля-Ленца». Изучая тему «Объекты и системы» на основе знаний по биологии о живой и неживой природе, используются таблицы классификация растений, выполняются в векторном редакторе схемы состава объекта цветка. Генетические и муравьиные алгоритмы в программировании  связаны с биологией. Возникновение устройств и способов обработки информации  - с историей.  Английский язык дает понимание синтаксиса языков программирования, помогает овладеть компьютерной терминологией.

Систематизация знаний, всестороннее развитие, творческий подход, высокая мотивация к познанию – это возможность, которую предоставляет метапредметное обучение.

Интегрированные уроки развивают потенциал учащихся, побуждают к познанию окружающей действительности, к развитию логики мышления, коммуникативных способностей.

Главная цель интеграции – создание у учащихся целостного представления об окружающем мире, т.е. формирование мировоззрения. Исходя из этого, на современном этапе развития школьного образования весьма актуальными становятся межпредметные связи, которые создают благоприятную почву для интеграции знаний. Основной задачей интегрированного подхода в учебно-воспитательном процессе является подготовка школьников к жизни во «взрослом мире», показ многообразия духовной сферы, удовлетворения познавательных и нравственных потребностей на основе координации содержания, конкретизации задач через комплексное взаимодействие предметов.

Такой опыт организации учебного процесса позволяет говорить о высокой степени эффективности использования современных информационных технологий, предполагающих познание через деятельность.

При активном использовании ИКТ успешнее достигаются общие цели образования, легче формируются компетенции в области коммуникации: умение собирать факты, их сопоставлять, организовывать, выражать свои мысли на бумаге и устно, логически рассуждать, слушать и понимать устную и письменную речь, открывать что-то новое, делать выбор, принимать решение, которые формируют  личностные качества лидера и его информационную культуру.

Выполнение на занятиях по информатике заданий с применением системы межпредметных задач является достаточно эффективным средством активизации учебного процесса, усиления его обучающего и развивающего эффекта. В результате использования метапредметов, учебная деятельность учеников активизировалась, повысился  уровень обученности. Использование таких уроков позволило добиться хороших результатов. Данная форма работы способствует активизации познавательной  деятельности учащихся. У детей появляется интерес к предмету с помощью нетрадиционного подхода к обучению. В случае же одновременного рассмотрения программного материала в рамках двух и более учебных предметов, получаемая информация приобретает практическое значение, а усвоение новых знаний идёт путём их наложения на базовые знания и навыки. Интегрированные уроки обеспечивают организацию деятельности учащихся не с целью передачи им знаний, а с целью передачи им способов работы со знаниями. Все это способствует формированию метапредметной компетентности школьников и реализации  метапредметных результатов обучения.

Литература

1. Воронина Г.А. "Подходы к отбору содержания естественно - научного образования для профильных классов" - "Профильная школа", №5, 2004.

2. Хуторской А.В., Ключевые компетенции как компонент личностно - ориентированной парадигмы. Народное образование №2, 2003.

3. Говорухин В. Н., Цибулин В. Г. Компьютер в математическом исследовании. Учебный курс. – СПб.: Питер, 2001.

4. Информатика и ИКТ: Методическое пособие для учителей. Информационная картина мира. Части 1, 2, 3/ под ред. проф. Н. В. Макаровой. – СПб.: Питер, 2007.

  1. Громыко Н.В. Метапредмет «Знание». / Учебное пособие для учащихся старших классов. — М., 2001. — 540 с.
  2. Громыко Ю. В. Метапредмет «Проблема». / Учебное пособие для учащихся старших классов. — М., 1998. — 374 с.
  3. Громыко Ю.В. «Метапредмет «Знак». —  М., 2001. — 285  с.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация проектной деятельности обучающихся как средство достижения метапредметных результатов обучения физике

В данной презентации (с интерактивным слайдом №5) рассмотрена поэтапная работа над проектом с указанием формируемых УУД на каждом этапе при обучении физике., что приводит к пониманию проектной де...

«Работа с текстом как средство формирования метапредметных результатов обучения в условиях реализации новых образовательных стандартов» презентация

Серьезные изменения, происходящие в российской системе образования за последние годы, связанные с введением и реализацией Федеральных государственных стандартов второго поколения, оказывают ощутимое в...

Авдеева Л.И., учитель русского языка и литературы:«Работа с текстом как средство формирования метапредметных результатов обучения в условиях реализации новых образовательных стандартов»

В статье предлагается теоретически обоснованная, экспериментально проверенная методика работы над текстом. Разработанный АВдеевой Л.И.  дидактический материал (междисциплинарная программа «...

Авдеева Л.И. "Работа с текстом как средство формирования метапредметных результатов обучения в условиях реализации новых образовательных стандартов" 2016г

Выпускная квалификационная работа Авдеевой Л.И. "Работа с текстом как средство формирования метапредметных результатов обучения в условиях реализации новых образовательных стандартов" (2016 г). Зад...

Презентация "Работа с картой как средство достижения метапредметных результатов обучения на уроке географии"

middot;География представляет собой предмет, аккумулирующий в себе огромные возможности для формирования умений прикладного характера, связывающих научные знания с человеческими потребностями.·...

Метапредметный урок как средство реализации метапредметных результатов обучения в рамках ФГОС

Презентация "Метапредметный урок как средство реализации метапредметных результатов обучения в рамках ФГОС"...

Метапредметный урок как средство реализации метапредметных результатов обучения

Метапредметный уроккак средство реализации метапредметных результатов обучения...