Технологическая карта урока «Языки и способы кодирования информации»
план-конспект урока по информатике и икт (8 класс)

материал опубликован на Всероссийском педагогическом портале Методкабинет.рф

Является частью групповой работы городского методического объединения учителей информатики по теме "Технологическая карта урока по теме "Языки и способы кодирования информации"". Другими словами мы пытались по разному посмотреть на один и тот же урок. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока (учитель МБОУ СОШ№3 Панина С.В.)

Предмет Информатика

Класс  8

Автор УМК Н. Угринович

Тема урока  Языки и способы кодирования информации

Тип урока Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности

Планируемые результаты

а) научиться применять различные виды кодирования информации, понимать процесс обмена информацией (предметный материал);

б) развитие памяти, внимания, словесно-логического мышления (метапредметный результат);

в) формирование умений управлять своей учебной деятельностью (личностный результат)

Этапы урока

Деятельность

Задания

Результат

учителя

учащихся

1.

Постановка проблемы

Предлагает учащимся устно решить задания. Напоминает, что ответ должен быть выстроен следующим образом: «ответ по № не подходит, так как…»

Объясняют откидывание ответов, ссылаясь на формулировки условия или логические выводы

  1. В формировании цепочки из четырех бусин используются некоторые правила: В конце цепочки стоит одна из бусин Р, N, Т, O. На первом – одна из бусин P, R, T, O, которой нет на третьем месте. На третьем месте – одна из бусин O, P, T, не стоящая в цепочке последней. Какая из перечисленных цепочек могла быть создана с учетом этих правил?

1) PORT  2) TTTO  3)TTOO  4) OOPO

  1. Для составления 4-значных чисел используются цифры 1, 2, 3, 4, 5, при этом соблюдаются следующие правила:
  • На первом месте стоит одна из цифр 1, 2 или 3.
  • После каждой четной цифры идет нечетная, а после каждой нечетной - четная
  • Третьей цифрой не может быть цифра 5.

Какое из перечисленных чисел получено по этим правилам?

1) 4325 2) 1432  3) 1241  4) 3452

3) Решить ребус

Описание: Описание: http://allforchildren.ru/rebus/rebus11/11-001.gif

Умение устанавливать причинно-следственные связи

Учатся аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом

Предлагает ответить на вопросы

Если нужного ответа не прозвучало, то добавляет следующее задание:

В зависимости от ответов учеников, этот вопрос№4 может отсутствовать

Вопросы:

  1. Перечислите какие действия с информацией пришлось выполнять при решении трех заданий?
  2. Предположите, какая тема предмета «информатика» объединяет эти три задачи.

Было получено сообщение от одного ученика другому. Учитель перехватил это сообщение:

Навынавклюначи намонанинатор.

Что было в сообщении?

  1. Можно ли считать, что все четыре задания соответствуют одной теме?
  2. К какой теме относится последнее задание?

2.

Решение поставленной задачи

Предлагает заготовку шаблона урока. Используя подготовленные учителем источники информации нужно заполнить пропуски. Время на выполнение – 7 минут.

Работа с источниками информации и заполнение шаблона

Тема урока:

Зачем кодируют информацию?

1)

2)

3)

Способы кодирования информации:

1)

2)

3)  Описание: Описание: https://encrypted-tbn1.gstatic.com/images?q=tbn:ANd9GcTY-5G2i2dYYXopJBZ4Q2oTbdTNDUgcZ7BAhNm9In4fYcpJ0RhpsA

От чего зависит способ кодирования информации?

1)

2)

3)

Развитие стратегий смыслового чтения и работе с информацией.

Отработка умения самостоятельно контролировать своё время и управлять им

3.

Самокоррекция

Контролирующая. Выборочная проверка нескольких конспектов. Заслушивание ответа одного из учащихся

Перечисляют виды кодирования информации, выявляют преимущества одного способа кодирования перед другим.

В случае неточностей ответа учащиеся дополняют его ответ

Учатся владеть устной и письменной речью; строить монологическое контекстное высказывание

4.

Первичное применение полученных знаний

Контролирующая. Индивидуальная работа с обучающимися.

Учащиеся решают задачи по теме.

  1. Вася забыл пароль для запуска компьютера, но помнил алгоритм его получения из строки подсказки «KBRA69KBK»: если все последовательности символов «RA6» заменить на «FL», «KB» на «12B», а затем из получившейся строки удалить три последних символа, то полученная последовательность и будет паролем. Определите пароль:

1) 12BFL91        2) 12BFL9        3) KBFL912BK        4) 12BFL1

3.        Для шифровки каждой буквы слова используются двузначные числа. Известно, что буква «к» закодирована числом 15. Среди слов «торт», «ёжик», «станок», «радуга» есть слова кодируемые последовательностью цифр : 35291815, 303113241115. Какая последовательность цифр является кодом слова «китёнок»?

А) 151831241115        Б) 15181211243515        В) 15183135241115

Г) 151831153524        Д) 15181135243015

7.        Угадайте правило шифровки и расшифруйте слова:

ТКАФЕТРА, ТКНИТСНИ, ТИЦАРТНА, ЛАНИГИРО.

8.        По каналу связи передаются сообщения, содержащие только 5 букв А, И, К, О, Т. Для кодирования букв используется неравномерный двоичный код с такими кодовыми словами:

А-0, И-00, К-10, О-110, Т-111.

Среди приведённых ниже слов укажите такое, код которого можно декодировать только одним способом. Если таких слов несколько, укажите первое по алфавиту.

1) КАА        2) ИКОТА

3) КОТ        4) ни одно из сообщений не подходит

Осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий.

Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей

5.

Саморефлексия

Контролирующая. Просит учащегося подвести итог урока, отражая следующие моменты:

- что нового,

- что трудного,

- что понравилось…

Несколько учащихся (до 3-х) выстраивают итог урока

Умение формулировать собственное мнение и позицию.

Использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей

6

Домашнее задание.

Дается инструктаж по выполнению задания

Записывают, где располагается домашнее задание

В АИС «Сетевой город. Образование» в подробностях урока расположены две задачи. Решение записать в тетрадь

  1. Запишите, используя естественный и формальный языки, второй закон Ньютона.
  2. Джентльмен пригласил даму в гости, но вместо кода цифрового замка своего подъезда отправил ей такое сообщение: «В последовательности 52186 все четные цифры нужно разделить на 2, а из нечетных вычесть 1. Затем удалить из полученной последовательности первую и последнюю цифры».  Определите код цифрового замка.

1) 104                2) 107                3) 218                4) 401


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по теме "способы кодирования информации" 5 класс

Открытый урок по информатике, который я разрабатывала будучи учителем информатики в своей родной школе....

Технологическая карта урока "Текст как форма представления информации"

Данный материал содержит разработку урока по теме: "Текст как форма представления информации"...

Технологическая карта урока 8 класс "Способы изменения внутренней энергии"

Урок разработан на основе системно-деятельностного подхода с применением цифровых образовательных ресурсов...

Технологическая карта урока по теме "Способы изучения иностранного языка".

Урок английского языка в 9 классе по теме "Способы изучения иностранного языка". При организации урока использовалась "кейс"-технология....

Конспект урока на тему: "Способы кодирования информации"

    Цель данного урока: обобщить и систематизировать знания обучающихся по теме «Способы кодирования информации», сформировать у них понимание процесса кодирования. Состав...

Технологическая карта урока информатики по теме "Кодирование звуковой информации", 10 класс

Технологическая карта урока информатики по теме "Кодирование звуковой информации", 10 класс...