Методические рекомендации по подготовке к мониторингу оценки качества обучающихся 7 классов образовательных организаций в соответствии с требованиями ФГОС по информатике
учебно-методический материал по информатике и икт (7 класс)

Агейчев Олег Михайлович

Главной задачей пособия, является подготовка обучающихся 7-х классов к мониторингу оценки качества.

Материал ориентирован на учебно-методический комплект автора Н.Д. Угринович и др., рекомендованного к использованию при реализации образовательных программ основного общего образования Минобрнауки России.

Практикум содержит задания, соответствующих тематическому планированию содержания обучения предмету примерной авторской рабочей программы УМК (Н.Д. Угринович) в I полугодии 7 класса.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методические рекомендации по подготовке к мониторингу оценки качества обучающихся 7 классов образовательных организаций в соответствии с требованиями ФГОС по информатике.

Главной задачей пособия, является подготовка обучающихся 7-х классов к мониторингу оценки качества.

Материал ориентирован на учебно-методический комплект автора Н.Д. Угринович и др., рекомендованного к использованию при реализации образовательных программ основного общего образования Минобрнауки России.

Практикум содержит задания соответствующих тематическому планированию содержания обучения предмету примерной авторской рабочей программы УМК (Н.Д. Угринович) в I полугодии 7 класса.

Для закрепления и проверки знаний в пособие включены дополнительные вопросы для самопроверки и контрольные задания по основным темам курса.

Тема. Информация и информационные процессы.

Что необходимо знать.

Информация (от латинского informatio - разъяснение, изложение), первоначально - сведения, передаваемые людьми устным, письменным или другим способом (с помощью условных сигналов, технических средств, и т.д.).

Типы информации о точном количестве:

  • -логическая;
  • -числовая;
  • -текстовая;
  • -звуковая;
  • -графическая.

Тип информации

Человек

Компьютер

числовая

5

00000101

текстовая

А

11000000

графическая

Рисунок

00000000

звуковая

Звук максимальной громкости

11111111

Основные свойства информации:

  • объективность,
  •  полнота,
  • достоверность,
  • адекватность,
  • доступность,
  • актуальность информации.

Объективность и субъективность информации. Понятие объективности информации является относительным. Это понятно, если учесть, что методы являются субъективными. Более объективной принято считать ту информацию, в которую методы вносят меньший субъективный элемент. Так, например, принято считать, что в результате наблюдения фотоснимка природного объекта или явления образуется более объективная информация, чем в результате наблюдения рисунка того же объекта, выполненного человеком.

Полнота информации. Полнота информации во многом характеризует качество информации и определяет достаточность данных для принятия решений или для создания новых данных на основе имеющихся. Чем полнее данные, тем шире диапазон методов, которые можно использовать, тем проще подобрать метод, вносящий минимум погрешностей в ход информационного процесса.

Достоверность информации. Данные возникают в момент регистрации сигналов, но не все сигналы являются «полезными» - всегда присутствует какой-то уровень посторонних сигналов, в результате чего полезные данные сопровождаются определенным уровнем «информационного шума». Если полезный сигнал зарегистрирован более четко, чем посторонние сигналы, достоверность информации может быть более высокой. При увеличении уровня шумов достоверность информации снижается. В этом случае для передачи того же количества информации требуется использовать либо больше данных, либо более сложные методы.

Адекватность информации – это степень соответствия реальному объективному состоянию дела. Неадекватная информация может образовываться при создании информации на основе неполных или недостоверных данных. Однако и полные, и достоверные данные могут приводить к созданию неадекватной информации в случае применения к ним неадекватных методов.

Доступность информации – мера возможности получить ту или иную информацию. На степень доступности информации влияют одновременно как доступность данных, так и доступность адекватных методов для их интерпретации. Отсутствие доступа к данным или отсутствие адекватности методов обработки данных приводят к одинаковому результату: информация оказывается недоступной. Отсутствие адекватных методов для работы с данными во многих случаях приводит к применению неадекватных методов, в результате чего образуется неполная, неадекватная или недостоверная информация.

Актуальность информации – это степень соответствия информации текущему моменту времени. Нередко с актуальностью, как и с полнотой, связывают коммерческую ценность информации. Поскольку информационные процессы растянуты во времени, то достоверная и адекватная, но устаревшая информация может приводить к ошибочным решениям.

Минимальной единицей измерения количества информации является бит, а следующая по величине единица — байт, причем 1 байт = 8 битов = 23 битов.

В компьютере информация кодируется с помощью двоичной знаковой системы, поэтому в кратных единицах измерения количества информации используется коэффициент 2n.

Так, кратные байту единицы измерения количества информации вводятся следующим образом:

  • 1 килобайт (Кбайт)= 210 байтов=1024 байта;
  • 1 мегабайт (Мбайт)= 210 Кбайт=1024 Кбайт;
  • 1 гигабайт (Гбайт) =210 Мбайт=1024 Мбайт;
  • 1 терабайт (Тбайт)=210 Гбайт=1024 Гбайт.

Варианты заданий.

  1. За минимальную единицу измерения количества информации принят
  1.  1 бод                б)        1 пиксель        в)        1 байт                г)        1 бит
  1. Информационное сообщение объемом 450 бит состоит из 150 символов. Каков информационный вес каждого символа этого сообщения?
  1.  5 бит                б)        30 бит                в)         3 бита                г)        3 байта
  1. Наименьшая единица измерения информации:

а)        байт        б)        бит        в)        Мбайт                г)         Кбайт

  1. Определите информационный объем текста (1 символ = 1 байт): Бамбарбия! Кергуду!

а)        38 бит        б)        144 бита        в)        152 бита        г)        19 бит

  1. Сравните числа: 1536 бит и 1,5 кбайта. В ответе укажите наибольшее число.
  2. Скорость передачи информации или скорость информационного потока измеряется:

а)        бит/с                б)        км/ч        в)        1 миля/ч        г)        нет верного ответа

  1. К свойствам информации не относится:

а)         понятная        б)         актуальная        в)         полная        г)        естественная

  1. Племена словио используют алфавит из букв: A, B, C, D, E, F, Z, H, I, K, L, M, N, O, P, Q, R, S, T, V и X, точки и для разделения слов используется пробел. Сколько информации несет свод законов племени, если в нем 10 строк и в каждой строке по 20 символов?

Адресация в Интернет:

Что нужно знать:

  • адрес документа в Интернете (URL = Uniform Resource Locator) состоит из следующих частей:
  • протокол, чаще всего http (для Web-страниц) или ftp (для файловых архивов);
  • знаки ://, отделяющие протокол от остальной части адреса;
  • доменное имя (или IP-адрес) сайта;
  • каталог на сервере, где находится файл;
  • имя файла;
  • принято разделять каталоги не обратным слэшем «\» (как в Windows), а прямым «/».

Пример адреса (URL) http://www.vasya.ru/home/user/vasya/qu-qu.zip

протокол, доменное имя сайта, каталог на сайте, имя файла

Варианты заданий.

  1. Идентификатор некоторого ресурса сети Интернет имеет следующий вид: ftp://www. http.ru/index.html

Какая часть этого идентификатора указывает на протокол, используемый для передачи ресурса? 1) www                2) ftp                3) http                4)        html


  1. Доступ к файлу http.txt, находящемуся на сервере www.net осуществляется по протоколу ftp. В таблице фрагменты адреса файла закодированы буквами от А  до Ж. Запишите последовательность этих букв, кодирующую адрес указанного файла.

A

://

Б

http

В

ftp

Г

.net

Д

.txt

Е

/

Ж

www

Тема. Компьютер как универсальное устройство обработки информации.

Что необходимо знать.

Устройство компьютера. Анализировать устройства компьютера с позиции организации процедур ввода, хранения, обработки, вывода и передачи информации. Применять схемы для решения учебных задач.

Обладать знаниями об основных и дополнительных устройствах компьютера.

Современный персональный компьютер может быть настольным, портативным (ноутбуки (англ. notebook), нетбуки (англ. netbook), планшетные компьютеры (например, iPad)) или мобильным (карманные ПК — КПК, коммуникаторы, смартфоны), при этом его устройство может быть отображено с помощью одной и той же функциональной схемы.

В 1945 г. знаменитый математик Джон фон Нейман подготовил доклад об этой машине. В своем докладе Джон фон Нейман описал, как должен быть устроен компьютер для того, чтобы он был универсальным и эффективным устройством для обработки информации.

Центральным устройством компьютера, которое обрабатывает данные в соответствии с заданной программой, является процессор. Процессор обрабатывает двоичный компьютерный код, реализованный последовательностями электрических импульсов (нет импульса — 0, есть импульс — 1).

В состав компьютера должны входить устройства ввода и вывода информации. Устройства ввода «переводят» информацию с языка человека на язык компьютера. Устройства вывода, наоборот, «переводят» информацию с двоичного языка компьютера в формы, доступные для человеческого восприятия.

Для того чтобы компьютер мог выполнить обработку данных по программе, программа и данные должны быть загружены в оперативную память. Процессор последовательно считывает команды программы, а также необходимые данные из оперативной памяти, выполняет команды, а затем записывает полученные данные обратно в оперативную память. В процессе выполнения программы процессор может запрашивать данные с устройств ввода и пересылать данные на устройства вывода.

Однако при выключении компьютера все данные и программы в оперативной памяти стираются. Для долговременного хранения большого количества различных программ и данных используется долговременная память. Пользователь может запустить программу, хранящуюся в долговременной памяти, она загрузится в оперативную память и начнет выполняться. Необходимые для выполнения этой программы данные, хранящиеся в долговременной памяти, будут также загружены в оперативную память.

В процессе программной обработки данных на компьютере пересылка данных, программ и управляющих сигналов между отдельными устройствами компьютера осуществляется по магистрали.

Процессор — это центральное устройство компьютера.

Выполняет находящиеся в оперативной памяти команды программы и "общается" с внешними устройствами.

Микропроцессоры различаются рядом важных характеристик:

  • тактовой частотой обработки информации;
  • разрядностью;
  • интерфейсом с системной шиной;
  • адресным пространством (адресацией памяти).

Тактовая частота определяется как количество тактов в секунду и измеряется в мегагерцах или гигагерцах (2.20ГГц = 2.2 млд тактов/с).

Устройства ввода вывода информации.

Устройства ввода информации обеспечивают ввод числовой и текстовой информации (клавиатура, мышь, графические планшеты), ввод графической информации (сенсорные панели и графические планшеты, сканеры), получение изображений (цифровые фото и видеокамеры), ввод звуковой информации (микрофон).

Устройства вывода информации обеспечивают вывод числовой, текстовой и графической информации на экран (электронно-лучевые, ЖК и плазменные мониторы), вывод на бумагу числовой, текстовой и графической информации (матричные, струйные и лазерные принтеры, плоттеры), вывод звуковой информации (колонки).

Варианты заданий.

  1. Основные характеристики процессора (выберите неправильный ответ)

а) разрядность        б) тактовая частота         в) реактивность         г) производительность

  1. Устройством ввода информации является:
  1. мышь                2.        экран дисплея                3.        звуковые колонки        4. принтер
  1. Что не является устройством компьютера:
  1. монитор        2.        системный блок        3.        Клавиатура        4.текстовый редактор
  1. Какую функцию выполняет процессор:

  1. обеспечивает управление всеми устройствами компьютера;
  2. обеспечивает долговременное хранение информации;
  3. обеспечивает обмен информацией между устройствами компьютера;
  4. нет правильного ответа.
  1. Процессор обрабатывает информацию
  1. в десятичной системе счисления;
  2. на языке программирования высокого уровня;
  3. на алгоритмическом языке;
  4. на машинном языке (в двоичном коде).
  1. Чем отличаются CD-R и DVD-R- диски. Дайте развернутый ответ.

  1. Нарисуйте схему процесса передачи информации.

  1. Что пропущено:

Программное обеспечение компьютера.

Что нужно знать.

Программное обеспечение - согласно ГОСТ 19781-90 - совокупность программ системы обработки информации и программных документов, необходимых для их эксплуатации.

Данными называется информация, представленная в цифровой форме и обрабатываемая на компьютере.

Последовательность команд, которую выполняет компьютер в процессе обработки данных, называется программой.

Базовой и необходимой составляющей программного обеспечения компьютера является операционная система (ОС).

Операционная система обеспечивает совместное функционирование всех устройств компьютера и предоставляет пользователю доступ к его ресурсам.

В состав операционной системы входят драйверы устройств — специальные программы, которые обеспечивают управление работой устройств и согласование информационного обмена с другими устройствами. Второй задачей операционной системы является предоставление пользователю доступа к ресурсам компьютера. Пользователь получает возможность запуска программ на выполнение, осуществления операций над файлами, печати документов и т. д.

Графический интерфейс представляет собой совокупность диалоговых окон с элементами управления, окон папок и приложений, содержащих меню, контекстных меню объектов графического интерфейса (окон, значков дисков, папок, файлов и т. д.).

Графический интерфейс позволяет осуществлять взаимодействие человека с компьютером в форме диалога с использованием окон и меню.

Прикладные программы, которые обычно называют приложениями, позволяют пользователю обрабатывать текстовую, графическую, числовую, аудио- и видеоинформацию, а также работать в компьютерных сетях. Приложение — это программа, с помощью которой пользователь решает свои прикладные задачи.

Компьютерные вирусы и антивирусные программы.

Компьютерные вирусы являются программами, которые могут «размножаться» (самокопироваться) и незаметно для пользователя внедрять свой программный код в файлы программ и документов, Web-страницы Всемирной паутины и сообщения электронной почты.

По «среде обитания» вирусы можно разделить на файловые вирусы, макровирусы и сетевые вирусы.

Файлы и файловые структуры.

Файл — это программа или данные, имеющие имя и хранящиеся в долговременной памяти.

Имя файла состоит из двух частей, разделенных точкой: собственно имени файла и расширения, определяющего тип файла (программа, данные и так далее). Имя файлу дает пользователь (причем можно использовать русский алфавит), а тип файла обычно задается программой автоматически при создании файла.

Имя файла может иметь до 255 символов, из которых обычно 3 символа отводится под расширение. Например, текст сочинения можно сохранить в долговременной памяти в файле с именем Сочинение.doc, где расширение doc определяет тип текстового файла, а фотографию класса — в файле Класс.bmp, где расширение bmp определяет тип графического файла

Порядок хранения файлов на диске определяется используемой файловой системой.

Многоуровневая иерархическая файловая система применяется если на диске находятся сотни и тысячи файлов. В каждой папке могут храниться папки нижнего уровня и файлы.

Каталог иерархической файловой системы можно сравнить с оглавлением учебника, являющимся иерархической системой ссылок на начальные страницы глав, параграфов и пунктов.

Каждый диск имеет логическое имя, обозначаемое латинской буквой с двоеточием: А:, В: — гибкие диски, С:, D:,E и так далее — жесткие и лазерные диски. Папкой верхнего уровня для диска является корневая папка, которая обозначается добавлением к имени диска косой черты «\», например: A:\

Путь к файлу начинается с логического имени диска, затем записывается последовательность имен вложенных друг в друга папок, в последней из которых содержится нужный файл. Имена диска и папок записываются через разделитель «\». Например:

С:\QBASIC\BASIC1\qbasic.exe

 С:\QBASIC\BASIC2\qubasiс.ехе

Путь к файлу вместе с именем файла называют иногда полным именем файла. Пример полного имени файла: А:\Документы\Сочинение.dос

При сохранении файла на диске будет всегда занято целое количество секторов, соответственно, минимальный размер файла составляет один сектор, а максимальный размер соответствует общему количеству секторов на диске.

С помощью специальных программ — файловых менеджеров можно производить над файлами следующие операции:

  1. копирование (копия файла помещается в другую папку);
  2. перемещение (сам файл перемещается в другую папку);
  3. удаление (запись о файле удаляется из каталога);
  4. переименование (в каталоге изменяется имя файла).

Для долговременного хранения или передачи по компьютерным сетям целесообразно файлы архивировать (сжимать файлы, уменьшать их информационный объем). В процессе архивирования файлы сжимаются без потери информации, т. е. при разархивировании данные и программы восстанавливаются в исходном виде.

Существуют различные методы архивирования файлов (ZIP, RAR и др.).

Варианты заданий.

  1. Операционная система – это
  1. программа, обеспечивающая управление базами данных;
  2. антивирусная программа;
  3. программа, управляющая работой компьютера;
  4. система программирования.
  1. Текстовый редактор представляет собой программный продукт, входящий в состав:

а)        системного программного обеспечения;

б)        систем программирования;

в)        прикладного программного обеспечения;

г)        операционной системы.

  1. Диаграмма — это:

а)        форма графического представления числовых значений, которая позволяет облегчить

интерпретацию числовых данных;

б)        график;

в)        красиво оформленная таблица;

г)        карта местности.

  1. Электронная почта (e-mail) позволяет передавать:

а)        сообщения и приложенные файлы;

б)        исключительно текстовые сообщения;

в)        исполняемые программы;

г)        www-страницы.

  1. Файл - это
  1. единица измерения информации;
  2. программа или данные на диске, имеющие имя;
  3. программа в оперативной памяти;
  4. текст, распечатанный на принтере.
  1. Какое из названных действий можно произвести с архивным файлом:

а)        переформатировать;

б)        распаковать;

в)        запустить на выполнение;

г)        отредактировать.

  1. Расширение имени файла, как правило, характеризует:

а)        время создания файла;

б)        объем файла;

в)        место, занимаемое файлом на диске;

г)        тип информации, содержащейся в файле.

  1. Какое расширение имеют текстовые документы
  1. txt, doc, jpg;
  2. txt, gif, rtf;
  3. txt, doc, rtf;
  4. cdr, doc, rtf.
  1. Может ли произойти заражение компьютерными вирусами в процессе работы с электронной почтой?
  1. да, при чтении текста почтового сообщения;
  2. да, при открытии вложенных в сообщение файлов;
  3. да, в процессе работы с адресной книгой;
  4. не может произойти.
  1. Укажите полный путь к файлу Оптические явления.doc

Оптические явления        Интернет        Компьютерные вирусы

  1. В каком файле может храниться заставка к игре.
  2. Постройте дерево каталогов.

С:\Рисунки\Природа\Небо.bmp |

С:\Рисунки\Природа\Снег.bmp

С:\Рисунки\Компьютер\Монитор.bmp

С:\Мои документы\Доклад.doc

Литература.

  1. Информатика. учебник для 7 класса 2—е издание / Н.Д. Угринович— М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2015. —168 с.
  2. http://агейчев.рф. — методические материалы для курса информатики в школе;
  3. http://kpolyakov.spb.ru/ — методические материалы и программное обеспечение для школьников и учителей.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Оценка качества образования в сфере физической культуры в контексте требований ФГОС.

Статья об оценке качества образования в сфере физической культуры в контексте требований ФГОС....

Рабочая программа по математике 7-9 класс как часть образовательной программы в соответствии с требованием ФГОС

Разработка рабочей программы по математике 7-9 класскак части образовательной программы в соответствии с требованием ФГОС (Макарычев Ю.Н.; Атанасян Л.С.; Тюрин Ю.Н.)...

Положение о системе оценок, форм и порядка промежуточной аттестации обучающихся начальной ступени образования в соответствии с требованиями ФГОС.

В    Положении о системе оценок, форм и порядка промежуточной аттестации обучающихся начальной ступени образования в соответствии с требованиями ФГОС  размещен материал  о её принц...

Информационно-методическое сопровождение оценки качества образования в образовательных организациях Калининского района Санкт-Петербурга

Данная статья посвящена вопросам информационно-методического сопровождения комплекса мероприятий, направленных на повышение качества образования.Ключевые слова: система оценки качества образовани...

Оценка качества образования в сфере физической культуры в контексте требований ФГОС

В результате модернизации образования современной школы возникает противоречие между инновационными процессами, происходящими в образовании и сложившейся системой оценивания качества образования. Возн...

Доклад "Современные условия и материально-техническое обеспечение образовательной организации для реализации основных образовательных программ в соответствии с требованиями ФГОС"

Доклад "Современные условия и материально-техническое обеспечение образовательной организации для реализации основных образовательных программ в соответствии с требованиями ФГОС"...

Презентация к выступлению на ММО по теме ""Проектирование образовательного процесса в соответствии с требованиями ФГОС ОО, ФООП: качество иноязычного образования"

Презентация раскрывает пошаговое планирование учебных занятий, этапы и формы учебной деятельности и помогает правильно составить проект учебного занятия....