Построение диаграмм и графиков в электронных таблицах Excel
план-конспект занятия по информатике и икт (9 класс)

Коновалова Ольга Николаевна

Цель урока:  помочь учащимся получить представление о диаграммах

Задачи урока:

образовательные:

  • расширить представления учащихся о возможностях программы Excel;
  • научить строить и использовать круговые диаграммы  в программе Excel

развивающие:

  • развивать аналитико-синтезирующее мышление обучающихся;
  •  формировать умения наблюдать, делать выводы;
  •  развивать находчивость и умения преодолевать трудности для достижения намеченной цели.

воспитательные:

  • воспитывать положительное отношение к знаниям, прививать интерес к информатике.
  • воспитывать творческий  подход к работе;

развивать  познавательный  интерес, формировать информационную  культуру.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_otkrytogo_uroka.doc453 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока: «Построение диаграмм и графиков в электронных таблицах Excel»

9 класс

Раздел программы: Информационное моделирование;

Цель урока:  помочь учащимся получить представление о диаграммах

Задачи урока:

образовательные:

  • расширить представления учащихся о возможностях программы Excel;
  • научить строить и использовать круговые диаграммы  в программе Excel

развивающие:

  • развивать аналитико-синтезирующее мышление обучающихся;
  •  формировать умения наблюдать, делать выводы;
  •  развивать находчивость и умения преодолевать трудности для достижения намеченной цели.

воспитательные:

  • воспитывать положительное отношение к знаниям, прививать интерес к информатике.
  • воспитывать творческий  подход к работе;
  • развивать  познавательный  интерес, формировать информационную  культуру.

Тип урока:  комбинированный.

Формы работы:   беседа, индивидуальная работа, работа в группах

Программное и техническое обеспечение урока:

  1. Мультимедийный проектор;
  2. Компьютерный класс;
  3. Программа MS Excel;

Дидактическое обеспечение урока:

  1. Раздаточный материал –  электронный тест «Электронные таблицы», практическая работа
  2. Презентация к уроку «Диаграммы»

Список литературы:

  1. Босова Л. Л. Информатика: Учебник для 8 класса
  2. Босова Л.Л.  Уроки информатики в 8 классе. Методическое пособие

Последовательность этапов урока. 

1.Организационный момент (3 мин).

  1. Мотивация
  2. Эпиграф

2.Актуализация и проверка усвоения изученного материала (10 мин).

3.Сообщение темы и целей урока (2 мин).

4.Объяснение нового материала (10 мин).

5.Физкультминутка  (2 мин).

6.Компьютерный практикум  (15 минут).

7.Рефлексия  (1 мин).

8.Домашнее задание  (1 мин).

9.Итог урока  (1 мин).

Ход урока:

1.Организационный момент. (Приветствие класса)

  • Мотивация (1 мин)

Здравствуйте, ребята! Как вы уже успели заметить, сегодня на уроке у нас присутствуют гости. Они хотят посмотреть, как мы с вами умеем работать. Ну что ж, давайте постараемся и попробуем не разочаровать их.

  • Эпиграф.   Итак мы начинаем наш урок.

2.Актуализация и проверка усвоения изученного материала (10 мин).

Мы живем в мире цифр и статистические данные окружают нас, но за цифрами могут стоять реальные люди. Каждый из вас имеет свои порядковый номер в журнале, но это не просто номер- это реальный человек со  своей жизнью и интересами.

Я сейчас озвучу следующую статью со статистическими данными:

В 7 «а»  классе 20 учащихся: из которых 5 учащихся отличники, а в 7 «в»  8 отличников из 25 учащихся, в с 7 «б» количество отличников такое же как 7 «в», но в классе 24 ученика. Хорошистов в    «а» и «б» равное количество и равно 10, а в «в» классе на 2 больше. В «а» и «в» успевающих  равное количество, но   на одного меньше, чем в «б» классе, количество которых равно 6. Также посчитано качество знаний в этих классах, в 7 «а» и 7 «б» - 75%, а в 7 «в»-80%.

Вопрос: Кто скажет, в какой форме была представлена эта информация? (В звуковой форме).

Вопрос: Вы хорошо запомнили эту информацию? Я думаю, что нет.

Как вы думаете можно представить эту информацию в другой форме,  текстовой,  которая позволила бы сохранить и запомнить эту информацию?

Посмотрим на эту форму представления информации. ( Показ слайда  с текстом)

Вопрос:  -  Удобно ли представлена данная информация? (Нет)

Вопрос: В этом тексте как вы видите, имеется множество числовых данных. Как вы думаете, можно ли упорядочить эти данные?

 Какая форма представления информации для этого используется?

 (Представить данные текста в виде таблицы).

Вопрос:- А в какой форме удобно было бы представить информацию?  (Правильно табличной).

Она бы приняла следующий вид:

Класс

Кол-во учащихся

20

24

25

5

5

8

8

4

10

10

12

3

5

6

5

%качества знании

75

75

80

Как вы видите, табличное представление информации позволяет упорядочить информацию, делает ее удобной для нашего восприятия.

На прошлом уроках мы познакомились с электронными таблицами. Как они  назывались? (Excel) Мы с Вами продолжим изучение этой темы.

 Что Вы научились делать в этих таблицах? Создавать, заполнять таблицы, оформлять их содержимое, работать с готовыми таблицами, выполнять расчеты над данными таблицы.

Для начала мы вспомним изученный материал прошлых уроков с помощью теста. На рабочем столе у каждого имеется тест. На выполнение, которого дается 5-6 минут.

 Проверку мы выполним - поменявшись своей работой с соседом по парте. Вы видите на слайде правильные ответы. За каждый правильный ответ, 1 бал, соответственно за кол-во правильных ответов вы ставите оценку. Поставьте оценку за тест на своем яблоке.

Молодцы вы справились с заданием и получили свои оценки. А теперь вернемся к нашей таблице.

3.Сообщение темы и целей урока (2 мин).

Вопрос: Как вы думаете, какой вид представления информации более нагляден и пригоден для дальнейшего анализа? (Графическая форма). Ребята, пользуясь этой таблицей можно сделать содержащуюся в таблице информацию более наглядной и легко воспринимаемой.

А как? А я хочу вас познакомить сегодня, как с помощью таблиц Excel  можно это сделать. С чем мы сегодня познакомимся на уроке, а тему урока  вы узнаете, разгадав ребус (ребус на слайде)

Молодцы! Правильно! Тема нашего урока «Диаграммы».  Запишем тему урока в тетрадь.

Давайте мы поставим для себя цель, которую хотим достигнуть на уроке.  

  • Работая в таблице, я научусь …(наглядно представлять данные в виде диаграммы)
  • Работая в таблице,  я сегодня  буду развивать… (навык работы с программой,  память, мышление)

А для чего они нам нужны диаграммы???

Диаграммы наглядно отображают зависимость между данными, что облегчает восприятие и помогает при анализе и сравнении результатов.

                           4.Изучение нового материала.

А что же такое диаграмма?

Диаграмма – это средство наглядного графического представления числовых данных.

Электронные таблицы позволяют создавать диаграммы нескольких типов, основными из которых являются круговая диаграмма, гистограмма, график и точечная диаграмма. (слайд)

Ребята, на прошлом уроке я вам дала задание подготовить сообщение о типах диаграмм, которые были ранее вами изучены.

Круговые диаграммы используются для отображения величины частей некоторого целого. В них каждая часть целого представляет собой сектор круга, угловой размер которого прямо пропорционален величине части. (слайд)

Особенность построения круговой диаграммы заключается в том, что она строится по данным только одного столбца или одной строки таблицы с данными.

Итоговые данные таблицы вместе с остальными данными при построении диаграмм не выделяют. Это правила относится ко всем типам диаграмм.

Гистограммы (слайд) используют для сравнения нескольких величин.

В них величины отображаются в виде вертикальных или горизонтальных столбцов. Высота столбца соответствует отображаемым значениям величин.

На гистограмме могут отображаться значения нескольких строк или столбцов.

Графики используют для того, чтобы показать развитие процесса во времени или по категориям. (слайд)

Точечные диаграммы в Excel используют для сравнения пары значений и для построения математических функций. (слайд)

5.Мы сказали, что такое диаграмма, для чего они нужны, а как на компьютере создать диаграммы???

Порядок создания диаграмм:

  1. Вызвать Microsoft Office Excel 2007 – Пуск – Программы – M. Office – Microsoft Office Excel 2007.
  2. Построить таблицу
  3. Выделить объект, содержащий данные для построения.
  4. Вызвать мастера диаграмм.

  1. Выбрать тип диаграммы.
  2. При необходимости изменить данные

Диаграмма представляет собой самостоятельный объект электронной таблицы и характеризуется рядом параметров, которые задаются при создании и могут быть изменены при редактировании диаграммы.

6.Компьютерный практикум  (15 минут).

.

Пересаживайтесь, пожалуйста,  за компьютеры. Но прежде, чем приступить к работе вспомним о ТБ. (Напоминание основных правил ТБ)         Учащиеся открывают MS Excel. На столах карточки практическая работа, вместе выполняем задания, учитель координирует работу учащихся,  контролируя результаты каждого ученика.

Задание 1

1) На Рабочем столе откройте рабочую книгу Диаграммы.xlsx.

2) Сделайте текущим лист КруговаяДиаграмма.

Итоговый медальный зачет XXII Олимпиады (фрагмент)

золото

серебро

бронза

Всего

Россия

13

11

9

33

Норвегия

11

5

10

26

Канада

10

10

5

25

3) Постройте круговую диаграмму для отображения доли золотых, серебряных и бронзовых медалей в общем количестве медалей сборной России, для этоговыполните следующие действия:

а. Выделите заголовок таблицы и строку, содержащую сведения о медалях

Российской сборной;

б. Выполните команду Вставка, Круговая и выберите вид круговой

диаграммы Объемная круговая.

в. Измените заголовок диаграммы на следующий: «Медали сборной

России»;

г. Щелкните правой кнопкой по любому сектору диаграммы мыши и в

контекстном меню выберите пункт «Добавить подписи данных»;

д. Щелкните правой кнопкой по любой подписи данных и в контекстном

меню выберите команду Формат подписей данных;

е. В открывшемся диалоговом окне в группе Параметры подписи

установите флажок в поле Доли и щелкните по кнопке Закрыть;

ж. Дважды щелкните на секторе, отображающем количество золотых

медалей, и вызовите его контекстное меню;

з. Выберите команду Формат точки данных;

4) Сохраните изменения в рабочей книге Диаграммы.xlsx.

Задание 2

1) В рабочей книге Диаграммы.xlsx сделайте текущим лист Гистограмма.

2) Выделите таблицу, за исключением столбца Всего.

3) Постройте гистограмму для сравнения количества золотых, серебряных и бронзовых медалей сборных России, Норвегии и Канады.

4) Добавьте заголовок диаграммы, для этого выполните следующие действия:

a. Щелкните левой кнопкой мыши в области диаграммы, чтобы выделить диаграмму. На ленте появится группа вкладок Работа с диаграммами;

b. Перейдите на вкладку Макет, щелкните по кнопке Название диаграммы и выберите опцию Над диаграммой.

c. Введите текст заголовка: «Итоговый медальный зачет XXII Олимпиады (фрагмент)»

5) Самостоятельно примените к диаграмме необходимое форматирование (подписи данных, заливку рядов, размер шрифта и др.).

6) Сохраните изменения в книге Диаграммы.

Задание 3

  1. В рабочей книге Диаграммы.xlsx сделайте текущим лист График.

Скорость боба олимпийских чемпионов в бобслее-четверках (Россия), км/ч

Время, с

5 с

10 с

20 с

40 с

1-япопытка

55,4

78,5

128,6

143,2

2-я попытка

50,3

74,4

122,3

135,6

3-япопытка

51,1

76,2

124,9

138,0

4-я попытка

49,5

73,8

121,6

134,3

2) Постройте график для сравнения скорости прохождения трассы в 1-й и 2-й попытках.

3) Добавьте основные и дополнительные линии сетки по оси категорий, для этого:

а. Щелкните по любому числовому значению на оси категорий (горизонтальная ось) правой кнопкой мыши в выберите в контекстном меню пункт Добавить основные линии сетки;

б. Щелкните по любому числовому значению на оси категорий правой кнопкой мыши в выберите в контекстном меню пункт Добавить промежуточные линии сетки.

4) Добавьте заголовок к диаграмме «Скорость боба олимпийских чемпионов в бобслее-четверках (Россия), км/ч».

5) Примените к диаграмме необходимое форматирование (подписи данных, заливку рядов, размер шрифта и др.).

6) Сохраните изменения в книге Диаграммы.xlsx.

Задание 4

1) Создайте новый лист в книге Диаграммы.xlsx и назовите его

ТочечнаяДиаграмма. На этом листе вы построите график функции Y = x2, xÎ[1;10], шаг 1.

2) Оформите данные в виде таблицы (значения функции вычислите по формуле):

x

Y = x2

1

1

2

4

3

9

4

16

5

25

6

36

7

49

8

64

9

81

10

100

3) Постройте точечную диаграмму.

4) Добавьте основные и дополнительные линии сетки по оси категорий.

5) Добавьте заголовок к диаграмме.

6) Примените к диаграмме необходимое форматирование.

7) Сохраните изменения в книге Диаграммы.xlsx.

Проверяем как вы справились с заданием:

Молодцы! Все с заданием справились. Прошу пересесть за парты.

7. Подведение итогов

Вы сегодня научились создавать диаграммы. Результатом работы стали выполненные вами задания.

 

8. Домашнее задание.        

  1. Выучить определения, уметь различать виды диаграмм

2.Построить диаграмму Факторов, влияющих на здоровье человека. (Результаты  представить на следующий урок на любом носителе). (Карточки  таблицей к домашнему заданию раздаются каждому обучающемуся.)

9. Итог урока

Спасибо за сотрудничество. Урок окончен. Слайд 30

Таблица ответов

1

2

3

4

5

А

Б

В

Г


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по теме"Диаграммы и графики в электронных таблицах "Excel"

Разработка урока в 9 классе по теме " Построение диаграмм и графиков с помощью электронных таблиц Excel"...

Презентация к уроку по информатике и ИКТ на тему:"«Построение диаграмм и графиков в электронных таблицах»

Презентация к уроку по информатике и ИКТ на тему:"«Построение диаграмм и графиков в электронных таблицах» ...

Построение диаграмм и графиков в электронных таблицах

Урок "Построение диаграмм и графиков в электронных таблицах". С появлением новых редакций учебников Н.Д.Угриновича эта тема "перекочевала" из 8 класса в 9-й. Я даю в 8-м, в 9-м повторение. Прилож...

Открытый урок Построение диаграмм и графиков в электронных таблицах Excel 7 класс

Раздел программы: Информационное моделирование.Цель урока:  помочь учащимся 7 класса  получить представление о диаграммах...

Конспект урока «Построение диаграмм и графиков в электронных таблицах Excel»

Конспект урока: «Построение диаграмм и графиков в электронных таблицах Excel»8 классРаздел программы: Информационное моделирование;Цель урока:  помочь учащимся получить представление ...

Конспект урока на конкурс «Учитель года - 2015» Тема: «Построение диаграмм и графиков в электронных таблицах Excel»

Мы нашу жизнь уже не мыслим без расчетов, Финансовых, научных, да мало ли у нас подсчетов,   Но чтобы важный сей расчет заслуживал доверия,  Использовать  Excel нам нужно без сомнения.Э...

Урок Построение диаграмм и графиков в электронных таблицах Excel 9 класс

Раздел программы: «Обработка числовой информации»;Цель урока: создание условий для формирования представлений о способах визуализации числовых данных, отработки навыков применения этих спо...