Использование свободного программного обеспечения в ходе разработки прикладного программного обеспечения для нужд образовательного учреждения
статья по информатике и икт

Давыдов Денис Эдуардович

В ходе процесса информатизации образовательного процесса школы в итоге сталкиваешься с ситуацией, что для решения определенного круга управленческих задач не подобрать готовое программное обеспечение. Таковое либо вовсе отсутствует на рынке программного обеспечения в связи со спецификой образовательной деятельности, либо не обладает всем необходимым функционалом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_dlya_sbornika.odt29.04 КБ

Предварительный просмотр:

Давыдов Денис Эдуардович

(davydov@school416spb.ru)

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 416 Петродворцового района Санкт-Петербурга «Школа развития личности именни Веры Васильевны Павловой» (ГБОУ средняя общеобразовательная школа № 416 Петродворцового района Санкт-Петербурга)

Санкт-Петербург

Использование свободного программного обеспечения в ходе разработки прикладного программного обеспечения для нужд образовательного учреждения

В ходе процесса информатизации образовательного процесса школы в итоге сталкиваешься с ситуацией, что для решения определенного круга управленческих задач не подобрать готовое программное обеспечение. Таковое либо вовсе отсутствует на рынке программного обеспечения в связи со спецификой образовательной деятельности, либо не обладает всем необходимым функционалом.

Если программный продукт является проприетарным, то путь отсутствует возможность изменить его под нужды школы. В случае со свободным программным обеспечением имеется возможность взять исходные коды и начать вносить в них изменения с целью изменения функциональности продукта под нужды школы. Но порой (и с этим согласятся многие программисты) проще начать писать программный продукт для собственных нужд с нуля, изначально затачивая его под конкретные нужды, нежели видоизменять и дорабатывать уже имеющееся программное обеспечение.

Тогда встает вопрос в выборе средств и инструментов для решения поставленной задачи, в выборе платформы, на которой все это будет функционировать.

В нашем школе существует программа развития школы до 2020 года, одним из пунктов которой является активное развитие средств информатизации именно в области управления образовательным процессом, иными словами речь идет об администрировании этого процесса. И как следствие, встала потребность в разработке собственного программного обеспечения для достижения целей, изложенных в этой программе развития.

Была поставлена задача ускорить процесс администрирования образовательного процесса путем переноса его на почву ИКТ-технологий и окончательного отказа от классических средств обмена и доставки информацией внутри школы (бумажный носитель с очередным объявлением, написанный от руки листочек с заменами уроков на завтра, объявление на стенде для родителей и т.п.). Все это долго, не эффективно и в конечном счете сказывается на скорости и продуктивности работы всего образовательного учреждения.

Было принято решение реализовать средствами ИКТ-технологий следующие программные продукты:

  • Программный комплекс «Виртуальная учительская»
  • Программный комплекс «Завуч»
  • Мобильное приложение «Школьный ассистент» под операционную систему Android
  • Справочная информационная система

Программный комплекс «Виртуальная учительская» предназначен для оперативного информирования всех педагогов о происходящих изменениях в жизни школы в режиме реального времени, организации обратной связи с педагогами школы, обмена информацией между самими учителями.

Программный комплекс «Завуч» позволяет заместителю директора по УВР оперативно вносить изменения в действующее расписание уроков учителей и обучающихся, вносить изменения в расписание звонков уроков, вести учет замен уроков и оперативно информировать учителей и обучающихся о предстоящих заменах в уроках, просматривать историю замен уроков по учителям и формировать табель оплаты за месяц.

Мобильное приложение «Школьный ассистент» позволяет родителям (законным представителям) и обучающимся быстро и оперативно получать доступ к расписанию уроков, просматривать новости и ближайшие мероприятия, отслеживать замены уроков, расписание звонков и много другое.

Справочная информационная система представляет из себя телевизионную панель на которой запущен google chrome в режиме kiosk, расположенную в холле первого этажа, на которую транслируются изменения в расписании уроков или звонков уроков, происходит отсчет времени текущего урока или перемены, общая информация о школе, погоде и прочее.      

В качестве инструмента реализации за основу была выбрана web-технология. Выбор на web-технологии пал по ряду весомых причин:

  • Априори они в большинстве своем относятся к категории свободного программного обеспечения
  • Кроссплатформенность (для работы web-приложения нужен web-сервер и любой современный браузер, версия операционной системы не имеет никакого значения)
  • Масштабируемость (возможность быстрого переноса приложения с одного web-сервера на другой)

В процессе реализации были применены следующие web-инструменты:

  • Язык разметки гипертекста HTML версии 5  
  • Формальный язык описания внешнего вида документа СSS версии 3
  • Система управления базами данных MySQL версии 5.5
  • Web-приложение phpMyAdmin
  • Скриптовый язык общего назначения PHP версии 5.3
  • Фреймворк Twitter Bootstrap версии 3
  • Система управления файлами MODx версии 2.5
  • Сервер под управлением Linux Ubuntu версии 12.04 LTS
  • Web-сервер Apache2

Все вышеназванные технологии являются свободным и кроссплатформеным программным обеспечением, распространяемым под лицензией GPL или схожей с ней. Выше перечисленные инструменты использовались в совокупности, каждый для решения своей задачи.

HTML использовался для разметки интерфейса всех создаваемых приложений, а так же для реализации элементов управления. Для этого достаточно минимального количества используемых тегов:

,