Методическая разработка классного часа «Русский оружейник»
методическая разработка по информатике и икт (5, 6 класс)

Скареднева Татьяна Борисовна
Данная методическая разработка используется в лицее при проведении классных часов для учащихся 5 – 6 классов, приуроченных ко Дню героя Отечества и Дню Победы.
Для помощи в проведении классного часа приглашается кадет Пажеского Его Императорского Величества корпуса.
По материалам данной разработки можно обучать детей созданию презентаций в 6 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_russkiy_oruzheynik.docx39.82 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное общеобразовательное учреждение

лицей № 373

Московского района Санкт-Петербурга

«Экономический лицей

Профессиональный конкурс педагогов и организаторов воспитательного процесса

Московского района Санкт-Петербурга

«ВОСПИТАЙ ЛИЧНОСТЬ»

Номинация:

«Классный руководитель общеобразовательного учреждения»

Направление:

«Гражданско-патриотическое воспитание учащихся» 

Методическая разработка

классного часа

«Русский оружейник»

Автор:

Скареднева Татьяна Борисовна, классный руководитель,

учитель информатики

Санкт-Петербург

2015


Пояснительная записка

9 декабря отмечается в России как памятная дата – День героев Отечества. В подготовке мероприятий для школьников к этому дню мы, прежде всего, акцентируем внимание детей на героях военного времени, говорим о подвигах защитников Родины. А за что получают «Золотую звезду» в мирное время? Биографии каких современников дают нам уроки жизни, отданной на благо своей страны и обеспечение мира?

Имя русского оружейника Михаила Калашникова известно всей планете.

Стрелковое оружие Калашникова признано как самое надежное в мировой истории. Оружейник – изобретатель, создал оружие, но призывал к миру.

Судьба великого конструктора была сложной, путь к успеху – трудным. Целеустремленность и увлеченность, твердый характер и ярое стремление защитить свою страну позволили ему стать легендарным человеком, героем Отечества.

Интерес к его личности не угаснет и через многие поколения, а мы можем гордиться тем, что являемся его современниками и учиться так же достойно служить Родине.

Цель: формирование гражданственности и патриотизма у подростков.

Задачи:

  • формировать ценностные ориентации и активную жизненную позицию у учащихся;
  • вовлечь учащихся класса в коллективно-творческие дела патриотической направленности;
  • пропагандировать выдающихся личностей и знаменательные героические даты отечественной истории
  • развить умение добывать необходимую информацию из разных источников в соответствии с заданной темой и предъявлять результаты своей деятельности

Данная методическая разработка используется в лицее при проведении классных часов для учащихся 5 – 6 классов, приуроченных ко Дню героя Отечества и Дню Победы.

Для помощи в проведении классного часа приглашается кадет Пажеского Его Императорского Величества корпуса.

Оборудование: персональный компьютер, интерактивная доска, проектор.


Ход мероприятия

Музыкальная заставка «Служить России»( сл. И.Резника, муз.Э.Ханка)

Слайд 1. 

Учитель: Расхожей фразе «Страна должна знать своих героев» уже 84 года.

 В обиход ее запустила газета «Правда» 6 марта 1931 года. Это был крупный заголовок на пятой странице газеты «Правда», цитата из опубликованной в том же номере редакционной статьи «Лучшие из лучших», в которой говорилось о награждении 15 передовиков труда.

Слайд 2.

Кто же такой «герой»? Какой он? Особенный человек, не похожий на других?

В толковом словаре Ожегова есть такое определение: "Герой - человек, совершающий подвиги, необычный по своей храбрости, доблести, самоотверженности"

Толковый словарь Даля гласит: "Герой - доблестный сподвижник вообще, в войне и в мире, самоотверженец".

Слайд 3. видеоряд "Герои Отечества"

 Учитель: Глядя на галерею портретов выдающихся людей нашей страны, награжденных родиной высоким званием «Герой», давайте определим внешние качества, объединяющие их. (В ответах детей выясняется, что по внешним признакам герои могут быть абсолютно разными.)

Учитель: Обратимся к внутренним качествам, которыми наделены люди, совершающие героические поступки в военное и мирное время (храбрость, смелость, мужество, честь, самоотверженность, достоинств).

Молодцы! Только высокие человеческие качества, нравственные ценности побуждают человека совершать великие дела, вставать на защиту своего народа, служить своей родине во имя чести, и не только в военное время.

Сегодня мы познакомимся с легендарной личностью, с которой мы имели честь жить в одно время, в одну эпоху.

Слайд 4: портрет М.Т. Калашникова

 Учитель: Михаил Тимофеевич Калашников человек — легенда, имя которого знают в самых далеких уголках мира. Чем же он известен? Да, ребята, своим уникальным изобретением. Сегодня об этом расскажет кадет Пажеского Его Императорского Величества корпуса.

Слайд 5.

 Кадет: АВТОМАТ КАЛАШНИКОВА (АК)— БРЕНД, популярный и узнаваемый в современном мире, на рекламу которого не тратятся миллиарды долларов, а лучшую рекламу себе создал он сам, - неприхотливый, надежный и безотказный автомат.

 Автомат Калашникова калибром 7,62-мм (АК) — общевойсковой автомат, принятый на вооружение в СССР в 1949 году. АК и его модификации являются самым распространённым стрелковым оружием в мире.

 

За 60 лет было выпущено более 70 миллионов автоматов Калашникова различных модификаций.

Главный конкурент автомата Калашникова — американская автоматическая винтовка М16 — была произведена в количестве примерно 8 миллионов штук. По мнению многих экспертов, автомат Калашникова является эталоном надёжности и простоты обслуживания.

Автомат Калашникова занесен в Книгу рекордов Гиннеса как самое распространенное оружие в мире. Различные модификации автомата Калашникова состоят на вооружении армий и спецподразделений 106 стран мира.

На вооружении российской армии оружие М.Т.Калашникова состоит более 60 лет.

Слайд 6:

Кадет: Помимо АК у Михаила Тимофеевича было еще много разработок. Давайте их посмотрим:

  • автомат Калашникова (с множественными модификациями);

  • ручной пулемет Калашникова (пулемет относится к так называемым "единым пулеметам", то есть может использоваться в варианте ручного и станкового);

  • пулемет Калашникова танковый ПКТ (предназначен для вооружения танков и другой бронетехники);

  • охотничьи нарезные и гладкоствольные карабины «Сайга» и "Вепрь».

Учитель: Мы с вами узнали много интересного об изобретении М.Т Калашникова и о нем самом. Есть еще интересные факты.

Я предлагаю вам сыграть в игру "Верю, не верю". Кто «верит» в то, что я скажу, тот поднимает зеленую бумажную ладошку, а кто не верит – синюю.

Итак, верите ли вы, что:

  1. АК - это единственное современное оружие, изображение которого есть на государственных символах нескольких государств.

(Это герб и флаг Мозамбика, гербы Зимбабве и Восточного Тимора.)

  1. В честь автомата Калашникова создаются памятники.

(Самый известный находится в Египте, Несколько памятников "Калашникову" установлены в Северной Корее. Памятник "Калашникову" есть и в России –недалеко от Петропавловска-Камчатска.)

  1. Калаш - одно из самых распространенных мужских имен в некоторых странах Африки

(В Мозамбике, Эфиопии, Сомали и других. странах Африки. Считается, что это имя наделяет его обладателя магической силой автомата, будет оберегать его и приносить удачу, как автомат Калашникова - для бойцов)

  1. "Конструктор Михаил Калашников" – такое имя дали в 1999 году добытому в Якутии алмазу.

(Вес этого алмаза составлял 50,74 карата)

  1. Бюст Михаилу Калашникову на его родине – популярное место, куда приезжают молодожены Алтайского края.

(Женихи и невесты едут сюда, чтобы сказать: "Дядя Миша, пожелай нам хорошей семейной жизни и много детей". Некоторые новобрачные утверждают, что "Дядя Миша" в ответ на просьбу кивает).

Учитель: Путь от ссыльного крестьянина до генерал-лейтенанта, который прошел Михаил Калашников, освещается в нашем радиорепортаже.

(учащиеся – дикторы ведут импровизированную радиотрансляцию)

Диктор 1: Здравствуйте уважаемые радиослушатели! Сегодняшняя наша передача посвящена судьбе и жизни Михаила Тимофеевича Калашникова.

Миша родился 10 ноября 1919 года в Алтайском крае, в семье крестьян. Всего у него было 18 братьев и сестер, но выжило из них только восемь. В детстве Миша не отличался крепким здоровьем, один раз даже был на грани смерти.

Диктор 2: В 1930 году всю семью Калашниковых отправили в ссылку в малообжитый район Сибири. Там Михаилу повезло только в одном - со школьными педагогами. Любимыми предметами будущего конструктора были математика и физика, он также увлекался поэзией. Калашников даже получил школьную кличку «Поэт» и все думали, что в будущем он станет литератором.

Диктор 3: Из ссылки Миша бежал, не дожидаясь окончания 8-го класса. Ему удалось найти работу в Курье, на машинно-тракторной станции. Именно тогда у него возник интерес к оружию, причем совершенно случайно: приятель подарил ему найденный на чердаке ржавый пистолет Браунинга.

Михаил попытался восстановить оружие и был поражен совершенством и продуманностью всех его узлов и механизмов.

Диктор 4: В предвоенное время Михаил Тимофеевич был призван на службу в танковый полк Красной Армии. Воевать он начал с первого месяца войны командиром танка, но осенью 1941 года был серьезно ранен в плечо осколками и контужен.

Диктор 1: Из воспоминаний Михаила Тимофеевича Калашникова:

«В госпитале я как бы заново переживал все, что произошло за месяцы участия в боях. Вновь и вновь возвращался к трагическим дням выхода из окружения. Перед глазами вставали погибшие товарищи. Ночью, во сне, нередко чудились автоматные очереди, и я просыпался. В палате была тишина, прерываемая лишь стонами раненых. Лежал с открытыми глазами и думал: почему у нас в армии так мало автоматического оружия, легкого, скорострельного, безотказного? Обо всем этом я размышлял, просыпаясь по ночам, пытаясь представить: а какой бы я сам сделал пистолет-пулемет? Утром вытаскивал из тумбочки тетрадку, делал наброски, чертежи. Потом неоднократно их переделывал. Я заболел по-настоящему идеей создания автоматического оружия, загорелся ею. Мысль о создании своего образца преследовала меня неотвязно».

Диктор 2: Первый примитивный чертеж он нарисовал на обрывке газеты. Начал серьезно и основательно штудировать литературу, которую нашел в местной библиотеке.

После выхода из госпиталя Калашников разрабатывает свой первый пистолет-пулемет и отправляется в Алма-Ату в эвакуированный московский авиационный институт.

Диктор 3: Михаил Тимофеевич продолжает упорно работать над созданием автомата, и в 1947 его опытный образец АК-47 прошел сложнейшие испытания и выдержал жесточайшую конкуренцию с другими видами стрелкового оружия.

В 1949 году Калашников назначается начальником конструкторского бюро и главным конструктором стрелкового оружия Ижевского машиностроительного завода.

Диктор 4: 21 июля 1956 года Калашников становится офицером - ему присваивается воинское звание "техник-лейтенант". Казалось бы, все идет как нельзя лучше, однако начало карьеры Калашникова не было таким уж безоблачным. Это было очень беспокойное время. Часто приходилось выезжать в Москву, в Ленинград на полигон и в войсковые части. Со временем труды и старания принесли свои плоды. Все технические проблемы в разработках оружия были решены.

Диктор 1: Тем не менее, Калашников, активно продолжает конструкторскую работу. По воспоминаниям коллег, даже в преклонном возрасте Калашников, сняв свой генеральский китель (к 75-летнему юбилею ему было присвоено звание генерал-майора, а в 1999 году он стал генерал-лейтенантом) сам вычерчивал детали оружия.

Диктор 2: М.Т. Калашников пытается заниматься и коммерческой деятельностью, под брендом с его именем выпускаются ножи, часы, зонтики и т.п. Несмотря на это, конструктор вел относительно скромный образ жизни, оставаясь жить в двухкомнатной квартире в панельном доме № 21а на ул. Советской. Eздил чаще на машинах отечественного производства.

Диктор 3: В целом после перестройки Калашникова мало интересовали бизнес и политика. Исключение составляют его инициативы по борьбе с международной нелегальной торговлей стрелковым оружием, а также его военно-патриотическая деятельность. В частности, им при помощи родных и близких был основан «Военно-спортивный Союз М.Т. Калашникова».

Диктор 4: В эти годы Калашников издает шесть книг и за достижения на литературном поприще с 19 января 1998 г. становится членом Союза писателей России.

Диктор 1: Михаил Тимофеевич Калашников умер 23 декабря 2013 года на 95-м году жизни в Ижевске. Похоронен на Пантеоне Героев Федерального военного мемориального кладбища

Диктор 2: После смерти духовником Калашникова было опубликовано письмо Патриарху Московскому и Всея Руси Кириллу. В нём он делится душевными переживаниями по поводу своей ответственности за смерти людей, убитых из оружия, которое он создал.

Диктор 3: Михаил Тимофеевич создавал оружие для защиты и ради мира.

На этом наша радиотрансляция заканчивается. Спасибо, что были с нами.

Слайд 7:

Учитель: За всю свою непростую, наполненную взлетами и падениями жизнь, Михаил Тимофеевич был награжден огромным количеством орденов, медалей, несметным количеством благодарностей, премий и подарков. Конечно, самыми значимыми наградами были ордена.

Сейчас я хочу вам предложить просмотреть список этих орденов и разложить их по годам, в порядке возрастания.

(Класс делится на команды по 5-6 человек. Им раздаются разрезанные бумажки с датой и названием ордена. Каждая команда должна разложить их в порядке возрастания по годам, а затем всем классом нужно составить единый список.)

1949 год — Орден Красной Звезды

1957 год — Орден Трудового Красного Знамени

1958 год— Орден Ленина

1958 год — Герой Социалистического Труда

1969 год— Орден Ленина

1974 год — Орден Октябрьской революции

1976 год— Орден Ленина

1976 год — Герой Социалистического Труда

1982 год — Орден Дружбы народов

1985 год — Орден Отечественной войны I степени

1994 год — Орден «За заслуги перед Отечеством» II степени — за выдающиеся заслуги в области создания автоматического стрелкового оружия и значительный вклад в дело защиты Отечества

1998 год — Орден Святого апостола Андрея Первозванного — за выдающийся вклад в дело защиты Отечества

1999 год — Орден Почёта (Белоруссия) — за выдающиеся заслуги в разработке уникальных образцов стрелкового оружия, большой личный вклад в укрепление оборонного потенциала Союза Белоруссии и России и в связи с 80-летием

2003 год — Орден Достык I степени (Казахстан)

2004 год — Орден «За военные заслуги» — за большой личный вклад в разработку новых видов оружия и укрепление обороноспособности страны

2006 год — Орден «Звезда Карабобо» (Венесуэла)

2007 год — Орден святого благоверного великого князя Димитрия Донского II степени (РПЦ)

2009 год — Орден «За заслуги перед Алтайским краем» I степени

2009 год — Орден Святителя Николая Чудотворца 1 степени

2009 год - Герой Российской Федерации

Учитель: Молодцы! Вы прекрасно и быстро справились с заданием! И действительно, Михаил Калашников являлся единственным человеком, удостоенным звания Героя России и дважды звания Героя Социалистического Труда.

Кадет: Несмотря на мировую славу, Михаил Тимофеевич был очень простым и доступным для каждого человека.

Он с удовольствием общался с людьми. Из стран, которые посещал, как правило, возвращался с массой впечатлений и с десятками фотографий. Михаил Тимофеевич, «знал цену каждому честно заработанному рублю». Жил скромно. По-крестьянски, как любил сам подчеркивать, был бережлив и экономен.

Никогда не прощал необязательность и безответственность человеку любого уровня. И не боялся заявить публично и открыто свое мнение. Не терпел обмана и непостоянства.

Слайд 8. "Записки конструктора-оружейника"

Учитель: В своей книге "Записки конструктора-оружейника", Михаил Тимофеевич делится своими переживаниями по поводу доступности оружия в наше время:

"... Вновь и вновь, бросая взгляд на пройденный путь, не могу смириться с мыслью, что оружие моей системы, предназначенное для защиты Отечества от внешних врагов, все чаще стало использоваться в конце 80-х — начале 90-х годов в целях неправедных, в событиях трагических. Еще в недавнюю пору наша пресса активно клеймила, пригвождала к позорному столбу торговцев и торговлю оружием в западных странах. Оно и верно, автомату и пулемету не место на настенных коврах в мирных жилищах любого государства, социалистического или капиталистического. Раздумья, раздумья... Весна ли тому причиной, или возраст берет свое, но все острее и глубже воспринимаешь каждый факт нашей жизни, каждое явление современного мира. Все здесь взаимосвязано.

И охватывает тебя ясное до знобящего холода понимание: ничего нельзя уже откладывать на потом — ни этих записок, ни новой поездки за рубеж, ни своих замыслов. Поеду ли? Полагаю, нельзя не поехать. Потому что, как и в прошлые встречи с зарубежными коллегами, мы поведем разговор не только о деле, которому служим. Мы непременно продолжим беседу о том, как наш хрупкий мир укрепить согласием и взаимопониманием людей, сближением народов, как нам жить без оружия и войн."

Заключение

 Учитель: В завершении нашего классного часа прошу каждого из вас заполнить небольшие анкеты.

Содержание анкеты:

Больше всего мне запомнилось

Я узнал(а)

Героизм М.Т.Калашникова заключается в

Учитель: Давайте еще раз вспомним кто же такой герой? Герой - сподвижник, и в войне, и в мире, каким и являлся М.Т.Калашников.

Михаил Тимофеевич, благодаря своей самоотверженности, своему трудолюбию и упорству получил мировую славу и признание (для кого-то он стал легендой, для кого-то героем, для кого-то другом и однополчанином). Но, несмотря на то, что всю свою жизнь он посвятил оружию, думал и стремился он всегда к миру!

Информационные ресурсы:

  1. Энциклопедия Кругосвет - http://krugosvet.ru/node/40394
  2. МЕМОРИАЛЬНЫЙ ИНТЕРНЕТ-МУЗЕЙ М.Т. КАЛАШНИКОВА - http://www.российский-союз-инженеров.рф/internet-muzey-m-t-kalashnikova/knigi-i-intervyu/rasskazy-o-m-t-kalashnikove/
  3. Холодная война. Великое противостояние. - http://www.coldwar.ru/rvo/102009/serjant-voorujivshiy-ves-mir.php
  4. Герои страны - http://www.warheroes.ru/hero/hero.asp?Hero_id=9957
  5. Видео: "Человек - автомат" - http://www.youtube.com/watch?v=0f118k5oRHc&feature=related
  6. Официальный сайт Музейно-выставочного комплекса стрелкового оружия имени М. Т. Калашникова - http://museum-mtk.ru/about/
  7. http://trgimn.ucoz.ru/m.t.kalashnikov.pdf
  8. Калашников М. Т. Записки конструктора-оружейника / Литературная запись М. М. Малыгина. — М.: Воениздат, 1992. — 304, [28] с. — (Военные мемуары).
  9. Толковый словарь Даля
  10. Толковый словарь Ожегова
  11. Большая советская энциклопедия

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка классного часа на тему: "Классный час – телепередача «Человек и профессия»

Классный час – телепередача  «Человек и профессия» Цели: 1. Знакомство учащихся с профессиями.           2. Выявление профессиональных склон...

Методическая разработка классного часа «Слово надо спасать» (беседа о чистоте русского языка и сквернословии в подростковой среде)

Возвращение к истокам родной культуры и духовности начинается со знакомства с родным языкам, его богатством и возможностью в полной мере пользоваться им. Обращение к этой теме вызвано прежде всего тем...

Методическая разработка классного часа для 7 класса Конспект классного часа на тему «Жизнь, ставшая легендой»,

В 12-13 лет у школьников развивается самосознание, появляется стремление к самооценке, к определению своего места в мире. Большое значение приобретает для подростка поиск нравственного идеала. Отсюда ...

Методическая разработка классного часа и внеурочной деятельности по изобразительному искусству: «Художники о войне», Тема классного часа: «Художники о войне"

Методическая разработка классного часа и внеурочной деятельности по изобразительному искусству: «Художники о войне»Автор методической разработки: учитель ИЗО, педагог ДО МБОУ г. Иркутска С...

Методическая разработка классного часа в рамках районного конкурса "Самый классный классный" для учащихся 5-9 класса на тему "Прикоснёмся к памяти душой"

РазработкаКлассного часа в форме устного журналана тему « Прикоснёмся к памяти душой»Цели:— развитие у учащихся чувства патриотизма, духовности, гордости за свой народ, отстояв...

Методическая разработка классного часа "Биография и деятельность известного русского мецената и благотворителя Саввы Тимофеевича Морозова"

Методическая разработка классного часа «Биография и деятельность известного русского мецената и благотворителя Саввы Тимофеевича Морозова» предназначена для формирования интереса...