РАЗВИТИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ
методическая разработка по информатике и икт (7, 9 класс)

Копылова Ирина Андреевна

Данная работа может представлять интерес для учителей информатики. Одним из оптимальных методов обучения является метод проектов, который предполагает получение учащимися нового продукта в ходе самостоятельной учебной деятельности. Урок ориентирован на достижение личностных, предметных и мета предметных результатов, которые достигаются в процессе формирования универсальных учебных действий (УУД)

Скачать:


Предварительный просмотр:

ЧОУ ДПО ПКиПП Особенности мотивации учащихся на уроках информатики

                                                                Ирина Андреевна Копылова,

учитель информатики, высшая квалификационная категория,

МОУ школа №13 с УИОП, г.о. Жуковский, Московская область, РФ

РАЗВИТИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ

  1. Краткая аннотация работы

Данная работа может представлять интерес для учителей информатики. Одним из оптимальных методов обучения является метод проектов, который предполагает получение учащимися  нового продукта в ходе самостоятельной учебной деятельности. Урок ориентирован на достижение личностных, предметных и метапредметных результатов, которые достигаются в процессе формирования универсальных учебных действий(УУД).

  1. Содержание

  1. Введение

Согласно государственной программе развития образования до 2020 года миссией современной школы является реализация каждым гражданином своего позитивного социального, культурного, экономического потенциала, социально-экономическое развитие России. Для этого сфера образования должна обеспечивать доступность качественных образовательных услуг на протяжении жизни каждого человека. Основным механизмом обновления содержания общего образования и модернизации условий его получения станет внедрение новых федеральных государственных образовательных стандартов[1].

Согласно ФГОС ООО содержательный раздел основной образовательной программы определяет общее содержание образования и включает образовательные программы, ориентированные на достижение личностных, предметных и метапредметных результатов, которые достигаются в процессе формирования универсальных учебных действий(УУД), направленных на развитие способности субъекта обучения к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. Таким образом, УУД – это совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса [2].

2.2 Формирование УУД

Коммуникативные УУД обеспечивают социальную компетентность и сознательную ориентацию учащихся на позиции других людей (прежде всего, партнера по общению или деятельности), умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми [2].

Регулятивные УУД обеспечивают организацию учащимся своей учебной деятельности. К ним относятся целеполагание (постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно); планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий; прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик; - контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта; оценка – выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию - к выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий [2]. На уроках информатики каких-то отличительных особенностей формируемых регулятивных УУД фактически не будет .

Личностные УУД – обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. Применительно к учебной деятельности следует выделить два вида действий:

- действие смыслообразования, т. е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения, и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется;

- действие нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор.

Личностные действия позволяют сделать учение осмысленным, обеспечивают ученику значимость решения учебных задач, увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями. Личностные действия направлены на осознание, исследование и принятие жизненных ценностей и смыслов, позволяют сориентироваться в нравственных нормах, правилах, оценках, выработать свою жизненную позицию в отношении мира, окружающих людей, самого себя и своего будущего.

Познавательные УУД – познавательные действия включают действия исследования, поиска и отбора необходимой информации, ее структурирования; моделирования изучаемого содержания, логические действия и операции, способы решения задач. Исходя из данного определения, можно заключить, что это основные действия, формируемые на уроках информатики, основной целью которой является научить эффективно отбирать и обрабатывать информацию из разных источников

В соответствие с данным описанием универсальных учебных действий и рекомендаций ФГОС ООО, одним из оптимальных методов обучения является метод проектов, который предполагает получение учащимися  нового продукта в ходе самостоятельной учебной деятельности.

На уроках информатики метод проектов оказывается удобным для использования.

 С одной стороны учащиеся добывают самостоятельно знания по одной из тем курса «Информатика и ИКТ», а с другой осваивают новые для них технологии работы с программными продуктами. При этом не требуется дополнительная мотивация для изучения необходимого в работе программного обеспечения. Рассмотрим один из таких проектов более подробно.

Проект «Социальная информатика»

Содержание обучения соответствует этапам проекта (см. табл.1).

Таблица 1 

Этап проекта 

Номер занятия 

Содержание занятия 

1 этап – погружение в проект

1

Вводный урок. Погружение в проектную деятельность.

2 этап – организация деятельности

3 этап – осуществление деятельности

2

Сбор информации по теме.

3

Создание  презентации на тему «История развития средств информатизации».

4

Создание  презентации на тему «Национальные информационные ресурсы».

5

Создание презентации на тему «Задачи информатизации общества».

6

Создание презентации на тему «Основные ИКТ по видам деятельности».

4 этап – презентация (защита проектов)

7

Защита проектов.

В ходе проекта учащиеся знакомятся с такими понятиями как  средства хранения, передачи и обработки  информации,  поколения ЭВМ и программное обеспечение, информационные ресурсы, автоматизация управления, технологии САПР, информационные преступления, защита информации, защита авторских прав.

Проект позволяет развивать коммуникативные навыки, навыки исследовательской, коллективной работы, а также позволит проявить творческие способности и анализировать выполненную работу.

Мы выделили следующие вопросы, направляющие проект:

Основополагающий вопрос: 

Что такое социальная информатика?  Как она помогает нам в жизни?

Проблемные вопросы: 

1. Какие средства хранения, передачи и обработки информации существовали и существуют в мире?

2. Какие существуют поколения  электронно-вычислительных машин (ЭВМ)?

3. Почему существует проблема защиты информации?

4. Как необходимо защищать информацию?

Учебные вопросы: 

1. Что такое системы счисления?

2. Чем различаются поколения ЭВМ?

3. Чем различаются поколения программного обеспечения?

4. Какие существуют ИКТ по видам деятельности?

5. Какие существуют информационные преступления?

6. Как защитить авторские права?

.

Содержание деятельности на уроке 

Занятие 1.

  • Актуализация тематики проекта: что такое социальная информатика;
  • краткий перечень мероприятий, которые учащиеся должны сделать в ходе проекта;
  • показ презентации о предыстории средств информатизации.
  • формирование групп по 3- 4 человека.

Занятие 2.

  • Знакомство с поколениями ЭВМ;
  • поиск интересных фактов по проблеме (ключевые элементы, история, статистика и т.д.);
  • поиск иллюстраций, видео  по теме;
  •  домашнее задание: систематизировать найденный материал, разместить в отдельных папках графическую и текстовую информацию.

Занятие 3. 

  • Знакомство с программным обеспечением (ПО) компьютера;
  • познакомить учащихся с поколениями ПО;
  • создание презентаций.

Занятие 4. 

  • Знакомство с национальными информационными ресурсами;
  • продолжить разработку презентации.

Занятие 5. 

  • Знакомство с задачами информатизации общества;
  • продолжить разработку презентации.

Занятие 6. 

  • Знакомство с основными ИКТ;
  • редактирование продукта проектной деятельности (презентации);
  • подготовка к защите проекта.

Занятие 7. 

  • Знакомимся с проблемами защиты информации;
  • защита проектов (выступление групп с докладами, представление продукта проектной деятельности);
  • оценивание проекта членами других групп и учителем.

В результате выполнения работы у учащихся расширяется сфера интересов; углубленное изучение темы; воспитание целеустремленности, работоспособности; они учатся анализировать собственные результаты и результаты коллег.

2.3 Заключение

Таким образом, использование в процессе обучения метода проектов, основанного на информационных технологиях, улучшает качество образовательной работы по информатике и активизирует познавательную деятельность учащихся на уроке, что будет способствовать повышению самостоятельности учащихся при изучении нового материала. Участие учащихся в проектах позволяет  сформировать у учащихся все группы универсальных учебных действий.

  1. Список использованных источников и  литературы 
  1. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ «РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАНИЯ» на 2013-2020 годы [Электронный ресурс] – URL: http://минобрнауки.рф (дата доступа: 28.12.2013).
  2. Полат Е.С. Метод проектов: программа Intel обучение для будущего [Электронный ресурс] – URL: http://www.iteach.ru/met/metodika/a_2wn3.php (дата доступа: 23.12.2013)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие универсальных учебных действий учащихся на уроках русского языка по теме "Наречие"

Упражнения для выявления уровня знаний учащихся по теме "Наречие"....

Исследовательский проект Использование современных интерактивных образовательных технологий на уроках ФК и во внеурочной деятельности как механизм развития универсальных учебных действий учащихся основной школы

   В наше  время основным нормативным документом, на котором строятся и проектируются результаты обучения, является Федеральный государственный образовательный стандарт, ко...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРНЕТ- РЕСУРСОВ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА. Статья в монографии "АКТУАЛЬНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ФУНДАМЕНТАЛЬНЫХ"

Внедрение в учебный процесс учебных ИР будет способствовать развитию коммуникативных умений учашихся. Сложность материала и его объем варьируются и должны соответствовать уровню развития школьников на...

Доклад "Формирование универсальных учебных действий учащихся на уроках развития речи"

Развитие связной речи обучающихся – это раздел школьного курса, интерес к которому у специалистов не иссякает, а, напротив, только возрастает, что объясняется наличием ряда проблем у поколения ...

ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ УЧАЩИХСЯ КАК СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ

Большинство российских школ страны включены в инновационную деятельность, потому что понимают, что без этого в наше время невозможно быть успешными и поддерживать должный уровень педагогического масте...

Развитие универсальных учебных действий учащихся на уроках математики с использованием УМК

            Метапредметные результаты        освоения    учащимися       основной о...