Рабочая программа курса по выбору "Основы программирования"
рабочая программа по информатике и икт (11 класс)

Мараник  Любовь Викторовна

Программирование

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Основы программирования39.04 КБ

Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА ПРИ ИСПРАВИТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ»

ПРИНЯТО

на педагогическом совете

Протокол № __ от «___» _______ 2019 г.

УТВЕРЖДАЮ:

Директор ГКОУ КО

«СОШ при ИУ УИС»

________________А.Е. Кремзюк

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

курса по выбору «Основы программирования»

в условиях реализации ФК ГОС среднего общего образования

10-12  классы

очно-заочная форма обучения

Составитель:

Мараник  Л.В., учитель информатики и ИКТ

первой  квалификационной категории

территориального структурного

 подразделения г. Мариинска

Кемерово, 2019

Пояснительная записка

Рабочая программа курса по выбору «Основы программирования» составлена в соответствии с правовыми и нормативными документами:

1. Закона «Об образовании в Российской Федерации» (№273-ФЗ от 29.12.2012 г.);

2. Федерального компонента государственного стандарта среднего общего образования по информатике и ИКТ (базовый уровень), утвержденного приказом Минобразования России (приказ МО и Н РФ от 5.03.2004 г. № 1089 в ред. от 23.06.2015);

3. «Программы по информатике и ИКТ 10  11 классы: Создание программ на языке Паскаль», автора Э.С. Ларина, М.:«Учитель», 2013, допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации и соответствующей федеральному государственному стандарту среднего образования.

4. Локального нормативного акта «Положения о рабочей программе ГКОУ КО « СОШ  при ИУ УИС».

Изучение основ программирования связано с целым рядом умений и навыков (организация деятельности, планирование ее), которые по праву носят общеинтеллектуальный характер и формирование которых - одна из приоритетных задач уровня среднего образования. Велика роль изучения программирования для развития мышления учащихся, формирования многих приемов умственной деятельности, решения соответствующих задач для развития мышления учащихся, формирования многих общеучебных умений и навыков.

Паскаль - это один из распространенных языков, используемых в программировании:

  • Пригоден для обучения программированию как систематической дисциплине, так как основан на ряде фундаментальных понятий, ясно и естественно отраженных в языке.
  • Позволяет строить программу-последовательность инструкций (операторов) в виде блоков, что создает условия для так называемого структурного программирования.
  • Для этого языка созданы программные системы, позволяющие доказать правильность алгоритмов.
  • Программы на данном языке обладают повышенной надежностью благодаря избыточности информации, сообщаемой компилятору (например, к избыточным относится требование описывать все переменные).

         Цель: углубление знаний по информатике, формирование интереса к изучению профессии, связанной с программированием; алгоритмической культуры.

Задачи:

  • Изучить методы  решения задач с помощью  программирования.
  • Развивать алгоритмическое мышление учащихся.
  • Формировать навыки грамотной разработки программ.
  • Углублять знания, умения и навыки решения задач по программированию и алгоритмизации.

         Курс по выбору «Основы программирования» для 10-12 классов  рассчитан следующим образом:

в 10 классе на 35 часов в год (1 час в неделю);

в 11 классе на 35 часов в год (1 час в неделю);

в 12 классе на 35 часов в год (1 час в неделю);

Всего 105 часов.

         Графическая форма программы представлена в виде взаимосвязанных блоков в соответствии с логикой. В структуре следующей программы выделяются данные  разделы:

1.Алгоритмизация.

2.Структура программы на Паскале.

3.Виды операторов.

4.Программирование циклов.

5.Обработка текстовой информации.

6.Массивы.

7.Процедуры и функции.

8.Файлы, работа с файлами.

9.Графика. Анимация.

         Особенностями организации образовательного процесса с учащимися являются традиционные занятия, чтение установочных лекций, проведение практических занятий, семинаров, обобщающих занятий. Используется групповая и индивидуальная самостоятельная работа учащихся.

         Форма контроля освоения материала  – собеседование, тестирование, кроссворды, ребусы, творческие работы по выбору, семинары. Реализация содержания курса по выбору «Основы программирования» осуществляется по текущей работе и итоговой работе в конце изучения темы, а так же проводится промежуточная аттестация и итоговая аттестация в конце учебного года,  которая может быть представлена в виде тестов, кроссвордов, ребусов, творческих заданий.

        Формы  и методы   организации курса по выбору.

        Методы проведения занятий: беседа, игра, практическая работа, эксперимент, наблюдение,  самостоятельная работа.

        Технологии, методики:

  • уровневая дифференциация;
  • проектная деятельность;
  • проблемное обучение;
  • моделирующая деятельность;
  • поисковая деятельность.

Содержание курса по выбору «Основы программирования»

10 класс

Введение – 2 часа.

Цели, задачи, основное содержание программы.  Инструктаж по технике безопасности.

1 раздел. Алгоритмизация – 20 часов.

Среда Pascal ABC.NET. Элементы интерфейса. Модули. Использование справки в Pascal ABC.NET. Алфавит языка. Константы и переменные. Синтаксис языка. Использование комментариев в программе. Исполнение программы. Отладка. Сообщения об ошибках. Типичные ошибки. Данные. Типы данных. Блок описания переменных. Описание констант. Запись алгоритма в виде блок-схем. Основные алгоритмические конструкции. Линейные алгоритмы и программы. Арифметические выражения в линейном алгоритме. Стандартные функции в линейном алгоритме. Основные понятия математической логики. Алгоритмы с ветвлением. Организация ветвлений в Pascal ABC.NET. Полное и неполное ветвление. Вложенные ветвления. Алгоритмы с повторениями.

2 раздел. Структура программы на Паскале – 10 часов.

Структура программы. Разделы описания. Оператор ввода. Оператор вывода. Форматы вывода. Программа, как способ записи алгоритма. Первая программа на языке Паскаль. Ввод данных с клавиатуры. Числовые типы данных.

3 раздел. Виды операторов – 3 часа.

Понятие оператора. Виды операторов. Итоговое занятие.

11 класс

1 раздел. Программирование циклов – 10 часов.

Основные виды циклов. Использование циклов в программах. Программирование циклических алгоритмов. Программирование циклов с заданным условием продолжения работы. Программирование циклов с заданным условием окончания работы. Программирование циклов с заданным числом повторений. Различные варианты программирования циклического алгоритма. Применение циклов со счётчиком. Цикл в цикле. Цикл с параметром.

2 раздел. Обработка текстовой информации – 3 часа.

Строковые функции. Строковые типы данных. Обработка строк.

3 раздел. Массивы – 22 часа.

Описание массива. Индексы в массиве. Указатели в массиве. Операции с массивами. Числовой массив. Символьный массив. Задание массива в разделе констант. Заполнение массива случайными числами. Вывод массива на экран. Вычисление суммы элементов массива. Подсчёт суммы массива с условием. Последовательный поиск в массиве. Нахождение наименьшего элемента массива. Нахождение наибольшего элемента массива. Нахождение номера отрицательного элемента массива. Упорядочение массива по возрастанию. Упорядочение массива по убыванию. Инициализация массивов. Обработка массива. Одномерные массивы. Двумерные массивы. Основные типы задач с двумерными массивами. Итоговое  занятие.

12 класс

1 раздел. Процедуры и функции – 10 часов.

Понятие подпрограммы в программировании. Порядок операций с математическими функциями. Функции работы со строками в массиве. Функции работы со столбцами в массиве. Использование процедур в программах. Простейшие процедуры с параметрами. Применение функций в программах. Простейшие функции с параметрами. Способы передачи параметров. Основные различия между функциями и процедурами.

2 раздел. Файлы, работа с файлами – 10 часов.

Виды файлов, способы доступа к файлам. Чтение файла. Запись файла. Работа с файлами. Текстовые файлы. Открытие файла для чтения. Открытие файла для записи. Создание и копирование файла. Сохранение числовых данных в текстовом файле. Сохранение массива чисел в текстовом файле. Решение задач с использованием символов и строк.

3 раздел. Графика. Анимация  - 15 часов.

Графика. Графические примитивы. Структура графической программы. Динамическая графика. Прямые линии. Прямоугольники.

Графика. Окружность. Графика. Эллипс. Графика. Дуга. Графика. Сектор. Построение  линейной диаграммы. Построение круговой диаграммы. Графика. Закрашивание. Построение графиков функций в декартовых координатах. Простая анимация. Сложная анимация. Итоговое занятие.

Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы

10 класс

п/п

Тема занятия

Количество

часов

                                                Введение (2ч)

1

Инструктаж по технике безопасности.

1

2

Цели, задачи, основное содержание программы.  

1

                              1 раздел. Алгоритмизация (20ч)

3

Среда Pascal ABC.NET.

1

4

Элементы интерфейса.

1

5

Модули.

1

6

Использование справки в Pascal ABC.NET.

1

7

Алфавит языка.

1

8

Константы и переменные.

1

9

Синтаксис языка. Использование комментариев в программе.

1

10

Исполнение программы. Отладка.

1

11

Сообщения об ошибках. Типичные ошибки.

1

12

Данные. Типы данных.

1

13

Блок описания переменных. Описание констант

1

14

Запись алгоритма в виде блок-схем.

1

15

Основные алгоритмические конструкции.

1

16

Линейные алгоритмы и программы.

1

17

Арифметические выражения в линейном алгоритме.

1

18

Стандартные функции в линейном алгоритме.

1

19

Основные понятия математической логики.

1

20

Алгоритмы с ветвлением.

1

21

Организация ветвлений в Pascal ABC.NET. Полное и неполное ветвление.

1

22

Вложенные ветвления.  Алгоритмы с повторениями.

1

              2 раздел. Структура программы на Паскале (10ч)

23

Структура программы. Разделы описания.

1

24

Основные математические функции.

1

25

Оператор ввода.

1

26

Оператор вывода.

1

27

Форматы вывода.

1

28

Программа, как способ записи алгоритма.

1

29

Программа, как способ записи алгоритма.

1

30

Первая программа на языке Паскаль.

1

31

Ввод данных с клавиатуры.

1

32

Числовые типы данных.

1

                          3 раздел. Виды операторов (3 ч)

33

Понятие оператора.

1

34

Виды операторов.

1

35

Итоговое  занятие.

1

Итого

35

11 класс

п/п

Тема занятия

Количество

часов

                 1 раздел. Программирование циклов (10ч)

1

Основные виды циклов.

1

2

Использование циклов в программах.

1

3

Программирование циклических алгоритмов.

1

4

Программирование циклов с заданным условием продолжения работы.

1

5

Программирование циклов с заданным условием окончания работы.

1

6

Программирование циклов с заданным числом повторений.

1

7

Различные варианты программирования циклического алгоритма.

1

8

Применение циклов со счётчиком.

1

9

Цикл в цикле.

1

10

Цикл с параметром.

1

               2 раздел. Обработка текстовой информации (3ч)

11

Строковые функции.

1

12

Строковые типы данных.

1

13

Обработка строк.

1

                             3 раздел. Массивы (22ч)

14

Описание массива.

1

15

Индексы в массиве.

1

16

Указатели в массиве.

1

17

Операции с массивами.

1

18

Числовой массив.

1

19

Символьный массив.

1

20

Задание массива в разделе констант.

1

21

Заполнение массива случайными числами.

1

22

Вывод массива на экран.

1

23

Вычисление суммы элементов массива.

1

24

Подсчёт суммы массива с условием.

1

25

Последовательный поиск в массиве.

1

26

Нахождение наименьшего элемента массива.

1

27

Нахождение наибольшего элемента массива.

1

28

Нахождение номера отрицательного элемента массива.

1

29

Упорядочение массива по возрастанию.

1

30

Инициализация массивов.

1

31

Обработка массива.

1

32

Одномерные массивы.

1

33

Двумерные массивы.

1

34

Основные типы задач с двумерными массивами.

1

35

Итоговое  занятие

1

Итого

35

12 класс

п/п

Тема занятия

Количество

часов

                         1 раздел. Процедуры и функции (10ч)

1

Понятие подпрограммы в программировании.

1

2

Порядок операций с математическими функциями.

1

3

Функции работы со строками в массиве.

1

4

Функции работы со столбцами в массиве.

1

5

Использование процедур в программах.

1

6

Простейшие процедуры с параметрами.

1

7

Применение  функций в программах.

1

8

Простейшие функции с параметрами.

1

9

Способы передачи параметров.

1

10

Основные различия между функциями и процедурами.

1

                     2 раздел. Файлы, работа с файлами (10ч)

11

Виды файлов, способы доступа к файлам.

1

12

Чтение файла.

1

13

Запись файла.

1

14

Работа с файлами.

1

15

Текстовые файлы.

1

16

Открытие файла для чтения.

1

17

Открытие файла для записи.

1

18

Создание и копирование файла.

1

19

Сохранение числовых данных в текстовом файле.

1

20

Решение задач с использованием символов и строк.

1

                     3 раздел. Графика. Анимация (15ч)

21

Графика. Графические примитивы

1

22

Структура графической программы.

1

23

Динамическая графика.

1

24

Прямые линии. Прямоугольники.

1

25

Графика. Окружность.

1

26

Графика. Эллипс.

1

27

Графика. Дуга.

1

28

Графика. Сектор.

1

29

Построение  линейной диаграммы.

1

30

Построение круговой диаграммы.

1

31

Графика. Закрашивание.

1

32

Построение графиков функций в декартовых координатах.

1

33

Простая анимация.

1

34

Сложная анимация.

1

35

Итоговое  занятие.

1

Итого

35


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа общепрофессиональной дисциплины "Основы программирования". Специальность: 09.02.03. Программирование в компьютерных системах. 2 курс.

Аннотация рабочей программыРабочая программа учебной дисциплины «Основы программирования» разработана в соответствии с требованиями  Федерального государственного образовательного стандарта средн...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Мир программирования. Среда Кумир» 11 – 13 лет

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Мир. Программироваиня. Среда Кумир". Включает в себя:Пояснительная записку.Учебно-тематический план.Содержание программы.Методическое обесп...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Мир программирования. Объектно-ориентированные языки» 14 -15 лет 1 год обучения

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Мир. Программироваиня. Объектно-ориентированные языки". Включает в себя:Пояснительная записку.Учебно-тематический план.Содержание программы...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСОВ ПО ВЫБОРУ «ПРОГРАММИРОВАНИЕ НА ЯЗЫКЕ ПАСКАЛЬ»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАКУРСОВ ПО ВЫБОРУ «ПРОГРАММИРОВАНИЕ НА ЯЗЫКЕ ПАСКАЛЬ»...

Рабочая программа курса "Программирование в среде КуМир"

Программв составлена для учащихся 9 классов. Можно использовать для 7,8 классов....

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Питон-программирование"

Рабочая программа курса внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА дополнительного образования «Знакомство со средой программирования Scratch» (центра образования цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста»)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА дополнительного образования «Знакомство со средой программирования Scratch»(центра образования цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста») На...