Подготовка к ОГЭ по теме «Обработка большого массива данных с использованием средств электронной таблицы или базы данных»
материал для подготовки к егэ (гиа) по информатике и икт (9 класс)

Банникова Ирина Владимировна

Цель методической разработки: совершенствование подготовки к ГИА (проектирование диагностических материалов по оценке качества знаний, достижения образовательных результатов в соответствии с ФГОС ООО). 

При подготовке данного материала:

  • был отобран теоретический материал, являющийся основой для подготовки учащихся по выбранной теме;
  • подготовлен материал для самостоятельной работы учащихся (три варианта + ответы)
  • выделены критерии для оценивания.
  • Задание предлагается к выполнению в 9 классе после изучения темы «Обработка больших массивов данных»
  • По учебнику информатики К.Ю. Полякова и Е.А. Еремина  для 7-9 классов – §27

К заданию прилагается файл MS EXCEL  с таблицей

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл podgotovka_k_oge_po_informatike_zadanie_19.docx196.39 КБ
Office spreadsheet icon zadacha19.xls26.5 КБ

Предварительный просмотр:

Подготовка к ОГЭ  по теме «Обработка большого массива данных с использованием средств электронной таблицы или базы данных»

9 класс

Разработала
Банникова Ирина Владимировна

Санкт-Петербург

2018


Теоретический материал для подготовки по теме

Контроль знаний учащихся по теме «Обработка большого массива данных с использованием средств электронной таблицы или базы данных» осуществляется в рамках ОГЭ по информатике  в задании 19.

Задание 19 подразумевает практическую работу учащихся за компьютером с использованием специального программного обеспечения – электронных таблиц. Результатом исполнения задания является отдельный файл. Задания части 3 направлены на проверку практических навыков по работе с информацией в текстовой и табличной форме, умения проводить обработку большого массива данных с использованием средств электронной таблицы или базы данных.

Разберем задание из демо-версии 2017 года.

Для этого перейдите по ссылке, скачайте и распакуйте архив. Перейдите в папку «Дополнительные материалы» и откройте файл task19.xlsx.

ЗАДАЧА: В электронную таблицу занесли данные о калорийности продуктов. Ниже приведены первые пять строк таблицы.

Продукт

Жиры, г

Белки, г

Углеводы, г

Калорийность, Ккал

Арахис

45,2

26,3

9,9

552,0

Арахис жареный

52,0

26,0

13,4

626,0

Горох отварной

0,8

10,5

20,4

130,0

Горошек зеленый

0,2

5,0

8,3

55,0

В столбце А записан продукт; в столбце В — содержание в нём жиров; в столбце С — содержание белков; в столбце D — содержание углеводов и в столбце Е — калорийность этого продукта.

Всего в электронную таблицу были занесены данные по 1000 продуктам.

Откройте файл с данной электронной таблицей.

На основании данных, содержащихся в этой таблице, ответьте на два вопроса.

  1. Сколько продуктов в таблице содержат меньше 50 г углеводов и меньше 50 г белков? Запишите число этих продуктов в ячейку Н2 таблицы.
  2. Какова средняя калорийность продуктов с содержанием жиров менее 1 г? Ответ на этот вопрос запишите в ячейку НЗ таблицы с точностью не менее двух знаков после запятой.

РЕШЕНИЕ: В данной задаче нужно ответить на 2 вопроса. Отвечаем на первый вопрос. Необходимо найти, сколько продуктов в таблице содержат меньше 50 г углеводов и меньше 50 г белков. В первом вопросе нужно выполнить 2 запроса:

меньше 50 г углеводов

меньше 50 г белков

Для вычисления множественных запросов применим функцию СЧЁТЕСЛИМН в табличном процессоре Excel.

В режиме «Мастер функции» выбираем категорию «Полный алфавитный перечень» и функцию СЧЁТЕСЛИМН, нажимаем ОК.

Далее в аргументах функции напротив пункта «Диапазон_условия 1″нажимаем на значок:

Курсор изменится на крестик. Теперь нужно этим крестиком, зажав левую кнопку мыши и не отпуская её, провести от ячейки D2 до ячейки D1001: После этого нажимаем на значок:

В поле «Условие 1» вписываем < 50 (без кавычек). Таким образом, мы выбрали те продукты, в которых содержится менее 50 г. углеводов. Осталось отобрать белки. Отбор происходит точно также, с той лишь разностью, что отбирать нужно от ячейки C2 до C1001. В аргументах функции напротив пункта «Условие 2″вписываем < 50.

В итоге в аргументах функции получится такой результат:

Нажимаем ОК и в ячейке H2 появится число 864. Ответ на первый вопрос найден.

Переходим ко второму вопросу: какова средняя калорийность продуктов с содержанием жиров менее 1 г? Здесь понадобится функция СРЗНАЧЕСЛИ. Выделяем ячейку H3, нажимаем кнопку «выбрать функцию». В окне «Мастер функции» из категории «Полный алфавитный перечень» выбираем функцию СРЗНАЧЕСЛИ. В аргументах функции напротив пункта «Диапазон» нажать на значок: , выбрать ячейки от B2 до B1001 (жиры) и нажать на значок.

В поле «Условие» вписать < 1 (без кавычек). Напротив поля «Диапазон_усреднения» нажать на значок. Выбрать ячейки от E2 до E1001 (калорийность). Получится такой результат:

Нажимаем ОК и в ячейке H3 видим результат 89,4533. Данный результат нужно записать с точностью не менее двух знаков после запятой. Для этого воспользуемся кнопкой «Уменьшить разрядность» щелкнув по ней 2 раза

 

Таким образом, с помощью двух функций СЧЁТЕСЛИМН и СРЗНАЧЕСЛИ были получены правильные ответы.

ОТВЕТ: H2= 864 H3 = 89,45

Округление с нужной точностью можно было произвести иначе, с помощью функции ОКРУГЛ:

Задание для самостоятельной работы

В электронную таблицу занесли результаты «медального зачета» XXIII зимних Олимпийских игр  2018 года в  Пхёнчхане, Республика Корея. Вот первые строки получившейся таблицы:

A

B

C

D

E

F

1

 

Общее количество медалей

 

2

Часть света

Страна

Золото

Серебро

Бронза

Всего

3

Австралия

 Австралия

0

2

1

3

4

Европа

 Австрия

5

3

6

14

5

Европа

 Белоруссия

2

1

0

3

6

Европа

 Бельгия

0

1

0

1

7

Европа

 Великобритания

1

0

4

5

8

Европа

 Венгрия

1

0

0

1

9

Европа

 Германия

14

10

7

31

В столбце А указана часть света команды, в столбце B указана страна команды, в столбцах C, D, E, указано количество золотых, серебряных и бронзовых медалей команды, в столбце F указано общее количество медалей команды. Всего в данную таблицу занесены данные по 28 командам.

Откройте файл  с данной электронной таблицей. На основании данных этой таблицы ответьте на 2 вопроса. Ответы поместите в ячейки H2 и H3

Вариант 1

1)Сколько европейских команд смогли завоевать больше 3 золотых медалей

2)Каково среднее количество медалей  у европейских команд?

Вариант 2

1)Сколько европейских команд не смогли завоевать золотые медали

2)Каково среднее количество медалей  у азиатских команд?

Вариант 3

1)Сколько команд из медального списка смогли завоевать только "бронзу"?

2)Каково среднее количество медалей  у   американских команд?

Ответы:

Вариант 1.

  1. 7

=СЧЁТЕСЛИМН(A3:A32;"Европа";C3:C32;">3")

  1. 9,17

=СРЗНАЧЕСЛИ(A3:A32;" Европа ";F3:F32)

Вариант 2.

  1. 6

=СЧЁТЕСЛИМН(A3:A32;"Европа";C3:C32;"=0")

  1. 13

=СРЗНАЧЕСЛИ(A3:A32;"Азия";F3:F32)

Вариант 3.

  1. 5

=СЧЁТЕСЛИМН(C3:C32;0;D3:D32;0)

  1. 26,00

=СРЗНАЧЕСЛИ(A3:A32;"Америка";F3:F32)

Самостоятельная работа  по обработке большого массива данных с использованием средств электронной таблицы или базы данных оценивается следующим образом:

- оценка «5» ставится, если:

  • верно определены функции MS Excel для решения задачи;
  • верно построена формула для решения задачи;
  • верно заданы аргументы функций;
  • ответ представлен с заданной точностью
  • работа выполнена полностью и получен верный ответ;

- оценка «4» ставится, если:

  • работа выполнена полностью, но при выполнении обнаружилось недостаточное владение навыками применения аппарата встроенных функций  электронной таблицы в рамках поставленной задачи;
  • правильно выполнена большая часть работы (свыше 85 %);
  • работа выполнена полностью, но использованы наименее оптимальные подходы к решению поставленной задачи.

- оценка «3» ставится, если:

  • работа выполнена не полностью, допущено более трех ошибок, но учащийся владеет основными навыками работы  с электронными таблицами, требуемыми для решения поставленной задачи.

- оценка «2» ставится, если:

- допущены существенные ошибки, показавшие, что учащийся не владеет обязательными знаниями, умениями и навыками работы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Электронная таблица Excel. Ввод данных. Оформление таблиц.

План- конспект урока. Дидактический материал к уроку....

Основные типы данных в электронных таблицах. Операции над данными.

Опорный конспект.Тема: Основные типы данных в электронных таблицах. Операции над данными...

Решение задач математического анализа и линейной алгебры средствами электронных таблиц MS Excel

Решение задач математического анализа и линейной алгебры средствами электронных таблиц MS Excel...

Дистанционный зачет по теме "Обработка двумерных массивов"

Пример организации  дистанционного зачета. Актуально, кргда надо экономить время на уроке http://array10.blogspot.ru/...

Тема мастер-класса: Обработка большого массива данных с использованием средств электронной таблицы или базы данных.

Цели занятия: научиться использовать электронные таблицы для автоматизации расчетов; научиться обрабатывать числовые данные при помощи математических и статистических функций; использовать...

Подготовка к ОГЭ по русскому языку. Задания 2 части контрольно - измеритетельных материалов из открытой базы данных ФИПИ.

В материале содержится 15 вариантов 2 - ой  части заданий контрольно - измерительных материалов, которые можно использовать на занятиях  в ходе подготовки обучающихся к ОГЭ....