Программируем на Pascal
презентация урока для интерактивной доски по информатике и икт (8 класс)

Пацева Екатерина Викторовна

Данная презентация поможет изучить программирование с нуля.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programmirovanie_pascal.pptx2.72 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Начала программирования Общие сведения о языке программирования Паскаль Организация ввода и вывода данных Программирование линейных алгоритмов Программирование разветвляющих алгоритмов Программирование циклических алгоритмов Теория Задания Теория Задания Теория Задания Теория Задания Теория Задания

Слайд 2

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ЯЗЫКЕ ПРОГРАММИРОВАНИЯ ПАСКАЛЬ

Слайд 3

Языки программирования - это формальные языки, предназначенные для записи алгоритмов, исполнителем которых будет компьютер. Записи алгоритмов на языках программирования называются программами . Язык Паскаль – универсальный язык программирования. Никлаус Вирт ( 1934 года рождения) - швейцарский учёный, специалист в области информатики, один из известнейших теоретиков в области разработки языков программирования, профессор информатики (компьютерных наук). Разработчик языка Паскаль и ряда других языков программирования.

Слайд 5

Алфавит языка Алфавит языка программирования Паскаль - набор допустимых символов, которые можно использовать для записи программы. A, B, C, …, X Y, Z Алфавит языка Паскаль Латинские прописные буквы Латинские строчные буквы Арабские цифры Специальные символы a, b, c,…, x, y, z 0, 1, 2, …, 7, 8, 9 Знаки арифметические, препинания, скобки и другие

Слайд 6

Алфавит языка В алфавит языка Паскаль включены неделимые элементы (составные символы). : = Неделимые элементы Знак операции присваивания Знаки больше или равно, меньше или равно Начало и конец комментария > = и < = (* и *)

Слайд 7

Словарь языка Служебное слово языка Паскаль Значение служебного слова and и array массив begin начало do выполнить else иначе for для if если of из or или procedure процедура program программа repeat повторять then то to до (увеличивая до) until до ( до тех пор, пока) var переменная while пока

Слайд 8

Алфавит и словарь языка Имена (констант, переменных, программ и других объектов) - любые отличные от служебных слов последовательности букв, цифр и символа подчеркивания, начинающиеся с буквы или символа подчеркивания. Правильные имена x velichina zzz polnaja_summa tri_plus_dva s25 _k1 a1b88qq oshibka Прописные и строчные буквы в именах не различаются. Длина имени может быть любой. Неправильные имена Ж - буква не латинского алфавита polnaja summa - содержится символ (пробел), не являющийся буквой, цифрой или знаком подчеркивания. 2as - начинается с цифры Domby&Son - содержится символ &, не являющийся буквой, цифрой или знаком подчеркивания

Слайд 9

Простые типы данных Название Обозначение Допустимые значения Область памяти Целочисленный integer - 32 768 … 32 767 2 байта со знаком Вещественный real  (2 . 9 *10 -39 …1.7*10 +38 ) 6 байтов Символьный char Произвольный символ алфавита 1 байт Строковый string Последовательность символов длиной меньше 255 1 байт на символ Логический boolean True и False 1 байт

Слайд 10

Структура программы на языке Паскаль Служебное слово program и имя программы Структура программы Заголовок программы Описание данных Описание действий Описание констант( const ) и описание переменных ( var ) Начинается словом begin и заканчивается словом end с точкой

Слайд 11

Раздел описания переменных var i , j: integer ; x: real ; a: char ; Целый тип Вещественный тип Символьный тип Имена переменных

Слайд 12

Общий вид программы program < имя программы >; const < список постоянных значений >; var < описание используемых переменных >; begin < начало программного блока > < оператор 1 >; < оператор 2 >; . . . < оператор n > end . Операторы - языковые конструкции для записи действия, выполняемого над данными в процессе решения задачи.

Слайд 13

Перед вами слова, которые встречаются во многих программах на языке Паскаль. как эти слова переводятся на русский язык? Program программа Var переменная Integer целое Real вещественное Begin начало Read прочитать Write написать end конец

Слайд 14

Установить соответствия между названиями типов данных и их обозначениями. string boolean real integer char Проверить Логический Строковый Символьный Целочисленный Вещественный

Слайд 15

ОРГАНИЗАЦИЯ ВВОДА И ВЫВОДА ДАННЫХ

Слайд 16

Вывод данных Вывод данных из оперативной памяти на экран монитора : w rite ( < выражение 1 > , < выражение 2 > , ..., < выражение N > ) список вывода Выражения - символьные, числовые, логические, в том числе переменные и константы Пример: write ( ' s= ', s ) . Информация в кавычках выводится на экран без изменений

Слайд 17

Варианты организации вывода Вариант организации вывода Оператор вывода Результат Без разделителей write (1, 20, 300). 120300 Разделители – запятые write ( 1, ’,’ , 20, ’, ’, 300 ) 1, 20, 300 Разделители – пробелы write (1, ‘ ‘, 2, ‘ ‘, 3) 1 20 300

Слайд 18

Формат вывода Формат вывода позволяет установить количество позиций на экране, занимаемых выводимой величиной. Оператор вывода Результат выполнения оператора write ( ‘s=‘, s:2:0); s=15 write ( ‘s=‘, s:3:1); s=15.0 write ( ‘s=‘, s:5:1); s= 15.0 write ( s:x:y) x - общее количество позиций, отводимых под число; y - количество позиций в дробной части числа. write ln - вывод c новой строки!

Слайд 19

Первая программа program n_1; const pi=3.14; var r , c , s: real ; begin r:=5.4; c :=2* pi * r ; s:=pi*r*r; writeln (' c =', c:6:4); writeln (' s= ', s:6:4) end .

Слайд 20

Ввод данных с клавиатуры r ead (< имя переменной1 > , …, < имя переменной N > ) Ввод в оперативную память значений переменных : Выполнение оператора read : компьютер переходит в режим ожидания данных: пользователь вводит данные с клавиатуры: несколько значений переменных числовых типов могут вводиться через пробел или через запятую; при вводе символьных переменных пробел и запятую ставить нельзя; пользователь нажимает клавишу Enter . список ввода

Слайд 21

Ввод данных с клавиатуры var i , j: integer ; x: real ; a: char ; read ( i , j , x , a ) ; После выполнения оператора readln курсор переходит на новую строку. Типы вводимых значений должны соответствовать типам переменных , указанных в разделе описания переменных. !

Слайд 22

Для ввода данных в блок-схемах используют фигуру … Ввода данных Вывода данных Команда проверки условия Правильно! Неп равильно!

Слайд 23

Writeln – это команда … Ромб Параллелограмм Прямоугольник Правильно! Неп равильно!

Слайд 24

Выберите правильный ответ: Write (‘a=‘, a); a a=5 5 Правильно! Неп равильно!

Слайд 25

ПРОГРАММИРОВАНИЕ ЛИНЕЙНЫХ АЛГОРИТМОВ

Слайд 26

Числовые типы данных Стандартные функции языка Паскаль: Функция Назначение Тип аргумента Тип результата abs ( x ) Модуль x i nteger, real Такой же, как у аргумента sqr ( x ) Квадрат x i nteger, real Такой же, как у аргумента sqrt ( x ) Квадратный корень из x i nteger , real real round ( x ) Округление х до ближайшего целого real i nteger int ( x ) Целая часть x real i nteger frac ( x ) Дробная часть x real real random Случайное число от 0 до 1 - real random ( x ) Случайное число от 0 до x i nteger i nteger

Слайд 27

Исследование функций round , int и frac Выполните программу несколько раз для x  {10,2; 10,8; –10,2; –10,8}. Какой будет тип результата каждой из этих функций? program n_3; var x: real ; begin writeln ( 'Исследование функций round , int , frac '); write (' Введите x>>'); readln (x); writeln ( 'Округление: ', round (x)); writeln ( 'Целая часть: ', int (x)); writeln ( 'Дробная часть: ', frac (x)) end . ?

Слайд 28

Целочисленный тип данных Операции над целыми числами в языке Паскаль: Операция Обозначение Тип результата Сложение + i nteger Вычитание - i nteger Умножение * i nteger Получение целого частного div i nteger Получение целого остатка деления mod i nteger Деление / r eal

Слайд 29

Операции div и mod program n_4; var x , a , b , c , s: integer ; begin writeln ('Нахождение суммы цифр трёхзначного числа'); write ('Введите исходное число>>'); readln ( x ); a:=x div 100; b:=x mod 100 div 10; c:=x mod 10; s:=a+b+c ; writeln (' s= ', s ) end . Трёхзначное число можно представить в виде следующей суммы: x = a ·100 + b ·10 + c , где а, b , с - цифры числа. Программа нахождения суммы цифр вводимого с клавиатуры целого трёхзначного числа:

Слайд 30

Символьный и строковый типы данных Функция ord преобразовывает букву в её числовой код. Символы – это все буквы и значки, которые есть на клавиатуре. Для ввода в программу символьных переменных необходимо указать для них символьный тип данных char . Функция chr преобразовывает числовой код символа в сам символ. Значением строковой величины (тип string ) является произвольная последовательность символов, заключенная в апострофы. W ch r 87 ord W % 37 % 4 52 4 S 83 S var c: string c:= chr (52)+ chr (37) с 4%

Слайд 31

Логический тип данных Величины логического типа принимают всего два значения: false и true ; false < true . Логические значения получаются в результате выполнения операций сравнения числовых, символьных, строковых и логических выражений. В Паскале логической переменной можно присваивать результат операции сравнения.

Слайд 32

Логический тип данных Пусть ans - логическая переменная, n - целая переменная. В результате выполнения оператора присваивания ans:=n mod 2=0 переменной ans будет присвоено значение true при любом чётном n и false в противном случае. program n_6; var n: integer ; ans : boolean ; begin writeln ('Определение истинности высказывания о чётности числа'); write ('Введите исходное число>>'); readln ( n ); ans:=n mod 2=0; writeln ('Число ', n ,' является четным - ', ans ) end .

Слайд 33

Логический тип данных Логическим переменным можно присваивать значения логических выражений, построенных с помощью логических функций и ( and ) , или ( or ), не ( not ). Логическая операция в Паскале Название операции and конъюнкция (логическое умножение) or дизъюнкция (логическое сложение) not отрицание (инверсия)

Слайд 34

Линейным называется алгоритм, в котором … Команды выполняются снизу вверх Команды выполняются одна за другой в порядке их следования Выполнение алгоритма определяется проверкой некоторых условий Правильно! Неп равильно!

Слайд 35

ПРОГРАММИРОВАНИЕ РАЗВЕТВЛЯЮЩИХСЯ АЛГОРИТМОВ

Слайд 36

Общий вид условного оператора Перед else знак «;» не ставится. Полная форма условного оператора: if <условие> then <оператор_1> else <оператор_2> Неполная форма условного оператора: if <условие> then <оператор> Операции отношений Логические операции Простые Сложные Условия - логические выражения !

Слайд 37

Условный оператор program n_9; var x , a , b: real ; begin writeln ('Определение принадлежности точки отрезку'); write ('Введите а, b >>'); readln ( a , b ); write ('Введите x >>'); readln ( x ); if ( x > =a ) and ( x < =b ) then writeln ('Точка принадлежит отрезку ') else writeln ('Точка не принадлежит отрезку') еnd . a, b, x (x>=a) and (x<=b) ДА НЕТ да нет

Слайд 38

Неполный условный оператор program n_10; var y, a, b, c: integer ; begin writeln ('Нахождение наибольшей из трёх величин'); write ('Введите а, b, с>>'); readln (a, b, c); y:=a; if (b>y) then y:=b; if (c>y) then y:=c; writeln ('y=', y) end . Y:=A B>Y Y:=B Y:=C C>Y да нет да нет

Слайд 39

Составной оператор В условном операторе и после then , и после else можно использовать только один оператор . Если в условном операторе после then или после else нужно выполнить несколько операторов , то используют составной оператор – конструкцию вида: begin <последовательность операторов> end

Слайд 40

Вложенные ветвления if <условие1> then if <условие2> then <оператор1> else <оператор2 > else <оператор3> else всегда относится к ближайшему оператору if !

Слайд 41

Отметьте условия, записанные правильно на языке Паскаль: a ≥10 x>0 or y<0 C≠0 (x>10) and (y<20) x , y>10 x >0, y<0 d ><0 -5=y Z=10 x =y=z П роверить

Слайд 42

ПРОГРАММИРОВАНИЕ ЦИКЛИЧЕСКИХ АЛГОРИТМОВ

Слайд 43

Программирование циклов с заданным условием продолжения работы Общий вид оператора: while < условие > do < оператор > Здесь: < условие > - логическое выражение; пока оно истинно, выполняется тело цикла; < оператор > - простой или составной оператор, с помощью которого записано тело цикла. Тело цикла Условие да нет

Слайд 44

Программирование циклов с заданным условием окончания работы Общий вид оператора: repeat < оператор1; оператор2; …; > until < условие > Здесь: < оператор1 >; < оператор2 >; … - операторы, образующие тело цикла; < условие > - логическое выражение; если оно ложно, то выполняется тело цикла. Тело цикла Условие да нет

Слайд 45

Вычислить корень квадратный из введенного с клавиатуры числа.

Слайд 46

Программирование циклов с заданным числом повторений Общий вид оператора: for < параметр >:=< начальное_значение > to < конечное_значение > do < оператор > Здесь: < параметр > - переменная целого типа; < начальное_значение > и < конечное_значение > - выражения того же типа, что и параметр; < оператор > - простой или составной оператор - тело цикла. Тело цикла i = i 1 , i 2

Слайд 47

program n_16; var i,n:integer;a,y:real ; begin writeln ('Возведение в степень'); write ('Введите основание a >>'); readln (a); write ('Введите показатель n >>'); readln (n); y:=1; for i:=1 to n do y:=y*a; writeln ('y=', y) end . Конец Начало Список данных i, n – цел a, y – вещ y := 1 y := y * a y a, n i = 1 , n

Слайд 48

Различные варианты программирования циклического алгоритма Для решения одной и той же задачи могут быть созданы разные программы. Организуем ввод целых чисел и подсчёт количества введённых положительных и отрицательных чисел. Ввод должен осуществляться до тех пор, пока не будет введён ноль. В задаче в явном виде задано условие окончания работы. Воспользуемся оператором repeat .

Слайд 49

program n_17; var n, k1, k2: integer ; begin k1:=0; k2:=0; repeat write ('Введите целое число>>'); readln (n); if n>0 then k1:=k1+1; if n<0 then k2:=k2+1; until n=0; writeln ('Введено:'); writeln ('положительных чисел – ', k1 ); writeln ('отрицательных чисел – ', k2 ) end . да нет n n > 0 Начало Список данных n, k1, k2 - цел n < 0 n = 0 k1, k2 Конец k1:=0 k2:=0 k1:=k1+1 k2:=k2+1 да да нет нет

Слайд 50

Ввод осуществляется до тех пор, пока не будет введён ноль. Работа продолжается, пока n 0. Воспользуемся оператором while : program n_18; var n , k1, k2: integer ; begin k1:=0; k2:=0; n:=1; while n <>0 do begin writeln ('Введите целое число>>'); read ( n ); if n >0 then k1:=k1+1; if n <0 then k2:=k2+1; end ; writeln ('Введено:'); writeln ('положительных – ', k1 ); writeln ('отрицательных – ', k2 ) end . да n > 0 да нет Начало Список данных n, k1, k2 - цел n <> 0 k1, k2 Конец k1:=0 k2:=0 n:=1 k1:=k1+1 k2:=k2+1 нет n

Слайд 51

Установите порядок фигур в блок-схеме задачи: begin Readln (x); X>=4 end. y=4* sqr (x); W riteln ( x,y ); Проверить y=7*x;

Слайд 52

s:=1 to 10 s:=0 Вычислить сумму чисел от 1 до 10 Найдите ошибку в блок-схеме Н ачало Вывод s s:=0 Конец s:=1 to 10 s:= s+a Исправить Вывод s Конец

Слайд 53

Босова Л.Л., Босова А.Ю., Информатика. Учебник для 8 класса. – БИНОМ: Лаборатория знаний, 2-е изд., - М.: 2014. Босова Л.Л., Босова А.Ю., Информатика. Рабочая тетрадь для 8 класса. – БИНОМ: Лаборатория знаний, - М.: 2017. Электронное приложение к учебнику «Информатика» 8 класс - http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/eor8.php


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Элективный курс "Программируем на Паскале".

Основная функция курсов по выбору в системе предпрофильной подготовки по информатике – выявление средствами предмета информатики нравственности личности, ее профессиональных интересов. Для того, чтобы...

Программируем на Бейсике, 6 класс

Информатика, 6 класс  Учебное пособие, - Пермь, 2009    Составитель: Волкова Евгения Игоревна.    МАОУ СОШ № 9 с углубленным изучением предметов ф...

Программируем на Free Pascal

Предствалена презентация к урокам на Free Pascal....

Методичка по QBasic для начинающих программировать

Методичка по Бейсику для начинающих программировать (6-8 класс). 2002 год....

Методичка по Pascal для начинающих программировать

Методичка по Паскалю для начинающих программировать на кружках и уроках (7-9 класс). 2004 год (переработано)....

Начинаем программировать на Pascsl

Презентация позволяет с первых уроков освоить программирование на Pascal ABC, писать простые программы в пределах тематического планирования по теме "Алгоритмизация и программирование"....

Готовимся к ЕГЭ по информатике (программируем на Pascal)

ЦОР состоит из двух частей. Первая часть – это задания тренировочного характера по теме “Программирование на Pascal”, во второй части предлагается выполнить тест.ЦОР можно использовать при подготовке ...