Особенности преподавания информатики в старших классах в условиях реализации ФГОС СОО
методическая разработка по информатике и икт (10, 11 класс)

Особенности преподавания информатики в старших классах в условиях реализации ФГОС СОО с использованием системно-деятельностного подхода

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osobennosti_prepodavaniya.docx18.85 КБ

Предварительный просмотр:

Богачева О.Н., учитель информатики МБОУ «Гимназия №3»

 «Особенности преподавания информатики в старших классах в условиях реализации ФГОС СОО»

Актуальность заявленной темы выступления обусловлена современной стратегией развития образования, что поставило перед школой ряд серьезных проблем.

Методологической основой ФГОС СОО является системно-деятельностный подход, который обеспечивает: формирование готовности обучающихся к саморазвитию и непрерывному образованию; проектирование и конструирование развивающей образовательной среды организации, осуществляющей образовательную деятельность и др;

Стандарт СОО устанавливает требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы: личностным, предметным и метапредметным.

Личностные результаты освоения основной образовательной программы отражают основные аспекты гармонично развитой личности.

Предметные результаты освоения основной образовательной программы устанавливаются для учебных предметов на базовом и углубленном уровнях. Предметные результаты освоения основной образовательной программы должны обеспечивать возможность дальнейшего успешного профессионального обучения или профессиональной деятельности.

Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы должны отражать: умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях; умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты…

Механизмом развития метадеятельности может стать система индивидуальных творческих проектов. При их создании которых у обучающихся формируются понятия, факты, идеи, законы, общие для всех наук, развиваются способы, действия, которые они приобретают в процессе обучения, появляется привычка мыслить и действовать в соответствии с принципами метапредметности, то есть происходит интеграция знаний, приобретается опыт творческой деятельности. Принцип «метапредметности» состоит также в развитии и применении общих приемов, техник, схем, образцов мыслительной работы, которые лежат над предметами, поверх предметов, но которые воспроизводятся при работе с любым предметным материалом.

Реализация системно-деятельностного подхода предполагает существенные изменения в методике преподавания информатики и других учебных предметов на основе принципов метапредметности как условия достижения высокого качества образования.

Знания не даются обучающемуся в готовом виде, а «добываются» им в процессе учебной деятельности самостоятельно. Каждый учебный предмет имеет свои специфические особенности, которые позволяют определенным образом способствовать формированию необходимых компетенций.

Системно-деятельностный подход в обучении информатике, смещает акценты в образовании на индивидуальную активную деятельность, моделирует процессы общения, познания и творчества, характерные для научного сообщества.

Специфика общеобразовательного курса информатики заключается в том, что она активно использует элементы других дисциплин: математики, логики, философии, стилистики, психологии и инженерии. Информатика имеет большое и всё возрастающее количество междисциплинарных связей, причем как на уровне понятийного аппарата, так и на уровне инструментария. Информатика оперирует с фундаментальными понятиями, которые внешне по-разному проявляются в различных областях знания

В информатике формированию необходимых компетенций  способствует экспериментальный метод познания на уроках, во внеклассной работе; практические работы конструкторского, исследовательского характера; метод моделирования, активный диалог, анализ, синтез, индукция, дедукция, ознакомление обучающихся с глобальными проблемами человечества и раскрытие роли информационных технологий в их решении.

Что изменить на пути реализации системно-деятельностного подхода в преподавании информатики? Уйти от репродуктивного способа обучения! Перейти к педагогике, в которой основной компетентностью является наличие у человека основ теоретического мышления, способного в экстремальных условиях находить нужное решение, уметь действовать в нестандартных ситуациях, так как основной целью системно-деятельностного подхода в обучении является - научить не знаниям, а работе.

Повышение качества процесса обучения информатике возможно при эффективной организации индивидуальной деятельности обучающихся в условиях информационно-предметной среды, что достигается при реализации системно-деятельностного подхода  и способствует повышению качества образования, помогает подготовить учащихся к жизни и профессиональной деятельности в высокоразвитой информационной среде, к возможности получения дальнейшего образования с использованием современных информационных технологий обучения. Так как известно, что когда обучающийся непосредственно участвует в реальной деятельности, в самостоятельной постановке проблем, выработке и принятии решения, формулировке выводов и прогнозов, он запоминает и усваивает материал на 90%.

Урок информатики всегда отличался от уроков других школьных предметов. Учитель информатики для реализации ФГОС СОО должен уметь конструировать новые педагогические ситуации, новые задания, направленные на использование обобщенных способов деятельности и создание учащимися собственных продуктов в освоении знаний. Роль учителя становится иной: организовать деятельность учащихся по поиску и обработке информации, по обобщению способов действия, по постановке учебной задачи и т.д. Каждый урок должен быть результативен, а достичь этого можно только при условии, что ученик будет по максимуму активен и самостоятелен в решении поставленных задач.

Задача учителя - стремиться оценивать реальное продвижение каждого обучающегося, поощрять и поддерживать минимальные успехи, что соответствует индивидуальной образовательной траектории каждого обучающегося.

Учитель информатики на уроке обучая предметным понятиям (как найти информацию, как представить), добивается метапредметных (как общаться грамотно и безопасно, как успеть выполнить, какой способ, программу или среду лучше использовать) и получает самые важные – личностные.

Очевидно, что достичь хорошего результата в преподавании информатики можно лишь в том случае, когда обучающиеся будут вовлечены в самостоятельную учебно-познавательную деятельность, научатся работать с разными источниками информации, а процесс саморазвития личности в образовательной деятельности будет непрерывен. Кроме того важен системный подход к проблеме и разумное сочетание традиционных и современных методов и приѐмов работы.

Кроме того повышение качества обучения теоретическим основам информатики в школе может быть достигнуто, если воздействовать на важнейшую составляющую учебной деятельности — мотивацию к обучению: познавательный интерес, творческую активность, развитость самоконтроля, самоорганизацию обучающегося через применение в учебном процессе информационных и коммуникационных технологий, позволяющих обеспечить каждому индивиду собственную траекторию обучения;

 Применение системно-деятельностного подхода на уроках инфрорматики направлен на развитие каждого обучающегося, на формирование его индивидуальных способностей, а также позволяет значительно упрочнить знания и увеличить темп изучения материала без перегрузки обучающихся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

статья "Преподавание биологии в общеобразовательной школе в условиях реализации ФГОС второго поколения"

статья "Преподавание биологии в общеобразовательной школе в условиях реализации ФГОС второго поколения"...

Методическая работа. «Особенности построения урока немецкого языка в 5 классе в условиях реализации ФГОС второго поколения» (доклад)

Доклад «Особенности построения урока немецкого языка в 5 классе в условиях реализации ФГОС второго поколения» Мишиной Олеси Михайловны посвящен рассмотрению современного урока в соответствие с требова...

Курсовая работа "«ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ТЕХНОЛОГИИ СМЫСЛОВОГО ЧТЕНИЯ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ В 6-ОМ КЛАССЕ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС»

В данной работе рассматривается проблема использования технологии смыслового чтения на уроках литературы. Выделяются и описываются характерные особенности приема смыслового чтения, цели и задачи, кото...

Особенности преподавания биологии в общеобразовательной школе в условиях реализации ФГОС

«Время есть величайший из новаторов», - говорил английский философ Френсис Бэкон. Время затрагивает все сферы человеческой жизни, в том числе и образование, периодически требуя его обновления. Сегодня...

Реализация деятельностного подхода в практике преподавания биологии в 5 классе в условиях реализации ФГОС

Обмен опытом работы по реализации деятельностного подхода в преподавании биологии по ФГОС в 5 классе; основные формы и методы, использование ИКТ, максимальное использование оборудования кабинета биоло...

Особенности преподавания биологии в общеобразовательной школе в условиях реализации ФГОС второго поколения.

Особенности преподавания биологии в общеобразовательной школе в условиях реализации ФГОС второго поколения....

Организационно-педагогические условия преемственности в преподавании иностранных языков в начальной, средней и старшей школах в условиях реализации ФГОС второго поколения.

Основной целью образования в современном обществе является: Обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации....