Рабочие программы по информатике 10 класс 2018-2019
рабочая программа по информатике и икт (10 класс)

Кутько Наталья Александровна

Программа по информатике составлена к учебнику Семакина И.Г

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon informatika_10_est.doc135.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение лицей №5

города Каменск-Шахтинского

Рассмотрено

Педагогическим советом    

МБОУ лицея №5                                                                  

Протокол № 1 от 31.08.2018                                                                                                            

«Утверждаю»

директор МБОУ лицея №5

Гайдукова С.П.___________

           Приказ  № 187-о  от 31.08.2018

РАБОЧАЯ   ПРОГРАММА

по информатике и ИКТ

10 ест класс:   среднее  общее образование

количество часов: 34

учитель: Кутько Наталья Александровна

УМК Семакин И.Г., Хеннер Е.К., Шеина Т.Ю.  ООО «БИНОМ. Лаборатория знаний»

2018-2019 учебный год


Содержание

Стр.

Раздел 1. Пояснительная записка

3

Раздел 2. Планируемые результаты учебного предмета

6

Раздел 3. Содержание учебного предмета

8

Раздел 4. Календарно-тематическое планирование

13


 Раздел 1. Пояснительная записка

Нормативно-правовая документация

Рабочая программа по информатике и ИКТ для 10 класса средней общей общеобразовательной школы составлена и реализуется на основе следующих документов:

1.Федеральный закон 29.12.2012. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

2.Закон РО от 14.11.2013 № 26-3С «Об образовании в РО»;

3. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования (10-11 класс)

4.Примерная программа основного общего образования по информатике и ИКТ для 10 класса и авторская программа (авторы: Семакин И.Г.,                      Хеннер Е.К., Шеина Т.Ю );

5.Основная образовательная программа основного общего образования МБОУ лицея №5;

6.Положение о рабочей программе учителя МБОУ лицей № 5;

7.Учебный план МБОУ лицей №5 на 2017-2018 учебный год.

8. «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям организации обучения в общеобразовательных учреждениях» - СанПиН 2.4.2821-10

Изучение предмета в 10 классе направлено на достижение следующих целей:

  • освоить систему базовых знаний, относящейся к роли информации в природе и обществе, связанных с научными представлениями об информации, информационных процессах, информационных моделях и системах, а также в области средств информатизации социальной информатики;
  • сформировать представление об общенаучных и общекультурных аспектах информатики: моделировании, формализации, алгоритмизации и программировании, управлении и проектировании;
  • освоить основные этапы полного цикла решения задачи: постановка задачи, построение и анализ модели, формализация, реализация модели, в том числе программная, анализ полученных результатов, коррекция модели, использование полученных результатов в учебной и практической деятельности;
  • освоить основные методы информатики: системно-информационный анализ, информационное моделирование; променять их в решении учебных и практических задач;
  • освоить навыки системного использования ИКТ и средств информатизации в процессе решения учебных и практических задач;
  • сформировать умение самостоятельно осуществлять постановку, формализацию и решение типовых задач научно-технического, социально-экономического, аналитического и проектного характера с применением базовых средств информатики автоматизированного проектирования, а также прикладных программных средств;
  • сформировать углубленное представление об алгоритмах и программировании, развить навыки построения и использования программ на практике;
  • освоить основные принципы управления, используя свойства информации и особенности её восприятия человеком.

Задачи учебного предмета:

  • раскрытие роли информации и информационных процессов в природных, социальных и технических системах; понимание назначения информационного моделирования в научном познании мира; получение представления о социальных последствиях процесса информатизации общества.
  • Углубление теоретической подготовки: более глубокие знания в области представления различных видов информации, научных основ передачи, обработки, поиска, защиты информации, информационного моделирования, программирования
  • Приобретение опыта комплексного использования теоретических знаний (из области информатики и других предметов) и средств ИКТ в реализации прикладных проектов, связанных с учебной и практической деятельностью.

Рабочая программа по информатике и ИКТ составлена на основе авторской программы  Семакина И.Г. с учетом примерной программы среднего (полного) общего образования по курсу «Информатика и ИКТ» на базовом уровне и кодификатора элементов содержания для составления контрольных измерительных материалов (КИМ) единого государственного экзамена.

Данная рабочая программа рассчитана на учащихся, освоивших базовый курс информатики и ИКТ в основной школе.

Информационные процессы являются фундаментальной составляющей современной картине мира. Они отражают феномен реальности, важность которого в развитии биологических, социальных и технических систем сегодня уже не подвергается сомнению.

Общая логика развития курса информатики от информационных процессов к информационным технологиям проявляется и конкретизируется в процессе решения задачи.

В соответствии с учебным планом МБОУ лицея №5 на изучение информатики в 10ест классе предусмотрено 1 час в неделю, 35 часов в год.

 Согласно календарному учебному графику МБОУ лицея № 5 на 2018-2019 на реализацию данной программы отводится 34 часа  в год.

Приоритетной задачей курса информатики является освоение информационной технологии решения задачи. При этом следует отметить, что в основном решаются типовые задачи с использованием типовых программных средств. Приоритетными объектами изучения информатики в старшей школе являются информационные системы, преимущественно автоматизированные информационные системы, связанные с информационными процессами, и информационные технологии, рассматриваемые с позиций системного подхода.

Раздел 2. Планируемые результаты  учебного предмета

В  результате изучения информатики и ИКТ ученик должен -

знать:

  • язык представления информации; какие бывают языки
  • «кодирование» и «декодирование» информации
  • понятия «шифрование», «дешифрование».
  • термины «информация», «сообщение», «данные», «кодирование», а также понимать разницу между употреблением этих терминов в обыденной речи и в информатике;
  • размер двоичных текстов, используя термины «бит», «байт» и производные от них;
  • термины, описывающие скорость передачи данных;

- основные технологии создания, редактирования, оформления, сохранения, передачи информационных объектов различного типа с помощью современных программных средств информационных и коммуникационных технологий;

- назначение и виды информационных моделей, описывающих реальные объекты и процессы;

- назначение и функции операционных систем;

- язык программирования (операторы языка, структуру программы, составлять блок-схему или словесную модель к программе)

уметь:

  • записывать в двоичной системе целые числа от 0 до 256;
  • кодировать и декодировать тексты при известной кодовой таблице;
  • использовать основные способы графического представления числовой информации.
  • понимать термин «алгоритм»; знать основные свойства алгоритмов (фиксированная система команд, пошаговое выполнение, детерминированность, возможность возникновения отказа при выполнении команды);
  • составлять неветвящиеся (линейные) алгоритмы управления исполнителями и записывать их на выбранном алгоритмическом языке (языке программирования);
  • использовать логические значения, операции и выражения с ними;
  • понимать (формально выполнять) алгоритмы, описанные с использованием конструкций ветвления (условные операторы) и повторения (циклы), вспомогательных алгоритмов, простых и табличных величин;
  • создавать алгоритмы для решения несложных задач, используя конструкции ветвления (условные операторы) и повторения (циклы), вспомогательные алгоритмы и простые величины;
  • создавать и выполнять программы для решения несложных алгоритмических задач в выбранной среде программирования.

- оперировать различными видами информационных объектов, в том числе с помощью компьютера, соотносить полученные результаты с реальными объектами;

- распознавать и описывать информационные процессы в социальных, биологических и технических системах;

- использовать готовые информационные модели, оценивать их соответствие реальному объекту и целям моделирования;

- оценивать достоверность информации, сопоставляя различные источники;

- иллюстрировать учебные работы с использованием средств информационных технологий;

- создавать информационные объекты сложной структуры, в том числе гипертекстовые документы;

- просматривать, создавать, редактировать, сохранять записи в базах данных, получать необходимую информацию по запросу пользователя;

- наглядно представлять числовые показатели и динамику их изменения с помощью программ деловой графики;

- соблюдать правила техники безопасности и гигиенические рекомендации при использовании средств ИКТ;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- эффективного применения информационных образовательных ресурсов в учебной деятельности, в том числе самообразовании;

- ориентации в информационном пространстве, работы с распространенными автоматизированными информационными системами;

- автоматизации коммуникационной деятельности;

- соблюдения этических и правовых норм при работе с информацией;

- эффективной организации индивидуального информационного пространства.

Учебно-методическое обеспечение для учителя

Информатика. Базовый уровень: учебник для 10 класса / И.Г. Семакин, Е.К. Хеннер, Т.Ю. Шеина. – 3-е изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний.

Раздел 3. Содержание учебного курса 10 класса

Раздел 1. Повторение (5 час)

Алгоритмы, структуры алгоритмов, структурное программирование

Учащиеся должны знать

- этапы решения задачи на компьютере:

- что такое исполнитель алгоритмов, система команд исполнителя

- какими возможностями обладает компьютер как исполнитель алгоритмов

- система команд компьютера

- классификация структур алгоритмов

Учащиеся должны уметь:

- составлять программы на Паскале

Раздел 2. Программирование (16ч.)

Алгоритмы, структуры алгоритмов, структурное программирование

Учащиеся должны знать

- этапы решения задачи на компьютере:

- что такое исполнитель алгоритмов, система команд исполнителя

- какими возможностями обладает компьютер как исполнитель алгоритмов

- система команд компьютера

- классификация структур алгоритмов

- основные принципы структурного программирования

Учащиеся должны уметь:

- описывать алгоритмы на языке блок-схем и на учебном алгоритмическом языке

- выполнять трассировку алгоритма с использованием трассировочных таблиц

Программирование линейных алгоритмов

Учащиеся должны знать

- систему типов данных в Паскале

- операторы ввода и вывода

- правила записи арифметических выражений на Паскале

- оператор присваивания

- структуру программы на Паскале

Учащиеся должны уметь:

- составлять программы линейных вычислительных алгоритмов на Паскале

Логические величины и выражения, программирование ветвлений

Учащиеся должны знать

- логический тип данных, логические величины, логические операции

- правила записи и вычисления логических выражений

- условный оператор IF

- оператор выбора select case

Учащиеся должны уметь:

- программировать ветвящиеся алгоритмов с использованием условного оператора и оператора ветвления

Программирование циклов

Учащиеся должны знать

- различие между циклом с предусловием и циклом с постусловием

- различие между циклом с заданным числом повторений и итерационным циклом

- операторы цикла while и repeat – until

- оператор цикла с параметром for

- порядок выполнения вложенных циклов

Учащиеся должны уметь:

- программировать на Паскале циклические алгоритмы с предусловием, с постусловием, с параметром

- программировать итерационные циклы

- программировать вложенные циклы

Одномерные и двумерные массивы

Учащиеся должны знать

- правила описания массивов на Паскале

- правила организации ввода и вывода значений массива

- правила программной обработки массивов

Учащиеся должны уметь:

- составлять типовые программы обработки массивов: заполнение массива, поиск и подсчет элементов, нахождение максимального и минимального значений, сортировки массива и др.

Раздел 3. Измерение информации (8 часов)

Учащиеся должны знать:

- три философские концепции информации

- понятие информации в частных науках: нейрофизиологии, генетике, кибернетике, теории информации

- что такое язык представления информации; какие бывают языки

- понятия «кодирование» и «декодирование» информации

- примеры технических систем кодирования информации: азбука Морзе, телеграфный код Бодо

- понятия «шифрование», «дешифрование».

Учащиеся должны уметь:

- применять на практике простейшие приемы шифрования и дешифрования текстовой информации.

Измерение информации

Учащиеся должны знать:

- сущность объемного (алфавитного) подхода к измерению информации

- определение бита с алфавитной т.з.

- связь между размером алфавита и информационным весом символа (в приближении равновероятности символов)

- связь между единицами измерения информации: бит, байт, Кб, Мб, Гб

- сущность содержательного (вероятностного) подхода к измерению информации

- определение бита с позиции содержания сообщения

Учащиеся должны уметь:

- решать задачи на измерение информации, заключенной в тексте, с алфавитной т.з. (в приближении равной вероятности символов)

- решать несложные задачи на измерение информации, заключенной в сообщении, используя содержательный подход (в равновероятном приближении)

- выполнять пересчет количества информации в разные единицы

Представление чисел в компьютере

Учащиеся должны знать:

- основные принципы представления данных в памяти компьютера

- представление целых чисел

- диапазоны представления целых чисел без знака и со знаком

- принципы представления вещественных чисел

Учащиеся должны уметь:

-получать внутреннее представление целых чисел в памяти компьютера

- определять по внутреннему коду значение числа

Представление текста, изображения и звука в компьютере

Учащиеся должны знать:

- способы кодирования текста в компьютере

- способы представление изображения; цветовые модели

- в чем различие растровой и векторной графики

- способы дискретного (цифрового) представление звука

Учащиеся должны уметь:

- вычислять размет цветовой палитры по значению битовой глубины цвета

- вычислять объем цифровой звукозаписи по частоте дискретизации, глубине кодирования и времени записи

Раздел 4. Основы логики (5ч.)

Основы логики. Таблицы истинности. Законы алгебры логики

Учащиеся должны знать: 

  1. понятие логики; 
  2. основные элементы алгебры логики; 
  3. основные логические операции (отрицание, конъюнкция, дизъюнкция), их таблицы истинности. 

Учащиеся должны уметь: 

  1. определять высказывания из предлагаемых предложений; 
  2. создавать из простых высказываний сложные; 
  3. определять истинность заданных высказываний. 

№ п/п

Тема раздела

Количество часов

контрольные

практические

1

Введение

5

1

2

Программирование

16

3

5

3

Информация

8

1

2

4

Основы логики

5

1

2

Итого

34

4

9


Раздел 4. Календарно-тематическое планирование по информатике

10 класс, 34 часа (1 час в неделю)

№ п/п

№ урока в теме

Раздел учебного курса

Дата проведения

теория

практика

                                                  Повторение (5ч.)

1

1

Техника безопасности в кабинете информатики.

Повторение. Системы счисления

1.09

Пр. Системы счисления. Перевод из одной системы в другую

1.09

2

2

Повторение. Одномерные массивы в Паскаль

Пр. Составление программ одномерных массивов

8.09

8.09

3

3

Повторение. Двумерные массивы в Паскаль

Пр. Составление программ двумерных массивов

15.09.

15.09

4

4

Стартовая диагностическая работа

Составление программ на Паскаль

22.09

22.09

5

5

Измерение информации (звуковой, текстовой, графической)

Решение задач  на тему «Измерение информации»

29.09

29.09

Программирование (16 ч.)

6

1

Линейные программы. Алгоритмы, структура алгоритмов, структурное программирование

Пр. Составление блок- схем и программ

6.10

6.10

7

2

Оператор IF. Разветвляюшие программы

Пр. Составление программ ветвления

13.10

13.10

8

3

Программирование линейных алгоритмов

Пр. Составление линейных программ

20.10

20.10

9

4

Циклические программы. Операторы циклов

 Пр. Программирование циклов

27.10

27.10

10

5

Контрольная работа №1 "Программирование линейных программ,  программ ветвления и циклов" 

Пр. Программирование циклов

10.11

10.11

11

6

Циклы. Виды циклов

Пр. Программирование циклов

17.11

17.11

12

7

Цикл с предусловием и постусловием

Пр. Программирование циклов

24.11

24.11

13

8

Цикл со счетчиком

Пр.Программирование циклов

1.12

1.12

14

9

Контрольная работа №2 "Циклические программы"

Пр. Циклические программы

8.12

8.12

15

10

Одномерные Массивы

Пр. Программирование одномерных массивов

15.12

15.12

16

11

Одномерные Массивы

Пр. Программирование одномерных массивов

22.12

22.12

17

12

Двумерные массивы.

Пр. Программирование двумерных массивов

12.01

12.01

18

13

Двумерные массивы.

Пр. Программирование двумерных массивов

19.01

19.01

19

14

Работа с массивами

Пр. Программирование двумерных массивов

26.01

26.01

20

15

Двумерные массивы

Пр.

2.02

2.02

21

16

Контрольная работа №3 «Массивы»

Пр. программирование  массивов        

9.02

9.02

Информация (8ч.)

22

Информация. Измерение информации

Пр. Решение задач " Измерение информации"

16.02

16.02

23

Измерение информации

Пр. Решение задач " Измерение информации"

2.03

2.03

24

Представление чисел в компьютере

Пр. "Количество информации"

9.03

9.03

25

Представление чисел в компьютере

Пр. "Кодирование информации"

16.03

16.03

26

Представление текста в компьютере

Пр. "Кодирование текстовой информации"

23.03

23.03

27

Представление звуковой информации в компьютере

Пр. "Кодирование звуковой информации"

6.04

6.04

28

Представление текста, изображения и звука в компьютере

Пр. Решение задач "Кодирование информации" Подготовка к контрольной работе

13.04

13.04

29

Контрольная работа №4 "Представление текста, изображения и звука в компьютере

20.04

20.04

Основы логики (5ч.)

30

Основы логики. Таблицы истинности

Пр. Составление таблиц истинности

27.04

27.04

31

Свойства логических операций

Пр. Решение задач из ЕГЭ"Алгебра логики"

4.05

4.05

32

Законы Алгебры логики

Пр. Решение задач из ЕГЭ"Алгебра логики"

11.05

11.05

33

Контрольная работа №2 "Основы логики. Таблицы истинности"

18.05

18.05

34

Обобщающее повторение за курс 10 класса

25.05

25.05


Рекомендовано:                                                                          Согласовано:

Протокол заседания МО                                                           заместитель директора

математики и информатики                                      МБОУ лицея №5  по  УВР

МБОУ лицея №5

от_______________________                                                   Пороло Т.А.____________

руководитель МО _________                                                   _______________г.    

Некрасова Е.П.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по физике на 2018-2019 уч.г.

Рабочая программа на 2018-2019 уч.г....

Рабочая программа по татарскому языку 2018-2019

Рабочая программа 10-11 классов...

Рабочая программа по литературе на 2018-2019 учебный год.

Данная рабочая программа составлена на основе программы по литературедля 5-9 классов, допущенной Департаментом общего среднегго образования Министерства образования РФ: Сборник программ по литературе ...

рабочие программы по математике за 2018-2019 учебный год

рабочая программа по математике 5 класс к учебнику А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир. к Рабочая программа по математике для 5 класса разработана с учетом требований ФГОС....

Рабочие программы по математике на 2018-2019 уч. год

Рабочие программы по математике на 2018-2019 учебный год, заочная форма обучения...

Рабочая программа по литературе 10кл. 2018-2019

Рабочая программа по литературе 10кл. 2018-2019...