Рабочие программы по информатике 10 класс 2018-2019
рабочая программа по информатике и икт (10 класс)
Программа по информатике составлена к учебнику Семакина И.Г
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 135.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение лицей №5
города Каменск-Шахтинского
Рассмотрено Педагогическим советом МБОУ лицея №5 Протокол № 1 от 31.08.2018 | «Утверждаю» директор МБОУ лицея №5 Гайдукова С.П.___________ Приказ № 187-о от 31.08.2018 |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по информатике и ИКТ
10 ест класс: среднее общее образование
количество часов: 34
учитель: Кутько Наталья Александровна
УМК Семакин И.Г., Хеннер Е.К., Шеина Т.Ю. ООО «БИНОМ. Лаборатория знаний»
2018-2019 учебный год
СодержаниеСтр. | |
Раздел 1. Пояснительная записка | 3 |
Раздел 2. Планируемые результаты учебного предмета | 6 |
Раздел 3. Содержание учебного предмета | 8 |
Раздел 4. Календарно-тематическое планирование | 13 |
Раздел 1. Пояснительная записка
Нормативно-правовая документация
Рабочая программа по информатике и ИКТ для 10 класса средней общей общеобразовательной школы составлена и реализуется на основе следующих документов:
1.Федеральный закон 29.12.2012. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
2.Закон РО от 14.11.2013 № 26-3С «Об образовании в РО»;
3. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования (10-11 класс)
4.Примерная программа основного общего образования по информатике и ИКТ для 10 класса и авторская программа (авторы: Семакин И.Г., Хеннер Е.К., Шеина Т.Ю );
5.Основная образовательная программа основного общего образования МБОУ лицея №5;
6.Положение о рабочей программе учителя МБОУ лицей № 5;
7.Учебный план МБОУ лицей №5 на 2017-2018 учебный год.
8. «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям организации обучения в общеобразовательных учреждениях» - СанПиН 2.4.2821-10
Изучение предмета в 10 классе направлено на достижение следующих целей:
- освоить систему базовых знаний, относящейся к роли информации в природе и обществе, связанных с научными представлениями об информации, информационных процессах, информационных моделях и системах, а также в области средств информатизации социальной информатики;
- сформировать представление об общенаучных и общекультурных аспектах информатики: моделировании, формализации, алгоритмизации и программировании, управлении и проектировании;
- освоить основные этапы полного цикла решения задачи: постановка задачи, построение и анализ модели, формализация, реализация модели, в том числе программная, анализ полученных результатов, коррекция модели, использование полученных результатов в учебной и практической деятельности;
- освоить основные методы информатики: системно-информационный анализ, информационное моделирование; променять их в решении учебных и практических задач;
- освоить навыки системного использования ИКТ и средств информатизации в процессе решения учебных и практических задач;
- сформировать умение самостоятельно осуществлять постановку, формализацию и решение типовых задач научно-технического, социально-экономического, аналитического и проектного характера с применением базовых средств информатики автоматизированного проектирования, а также прикладных программных средств;
- сформировать углубленное представление об алгоритмах и программировании, развить навыки построения и использования программ на практике;
- освоить основные принципы управления, используя свойства информации и особенности её восприятия человеком.
Задачи учебного предмета:
- раскрытие роли информации и информационных процессов в природных, социальных и технических системах; понимание назначения информационного моделирования в научном познании мира; получение представления о социальных последствиях процесса информатизации общества.
- Углубление теоретической подготовки: более глубокие знания в области представления различных видов информации, научных основ передачи, обработки, поиска, защиты информации, информационного моделирования, программирования
- Приобретение опыта комплексного использования теоретических знаний (из области информатики и других предметов) и средств ИКТ в реализации прикладных проектов, связанных с учебной и практической деятельностью.
Рабочая программа по информатике и ИКТ составлена на основе авторской программы Семакина И.Г. с учетом примерной программы среднего (полного) общего образования по курсу «Информатика и ИКТ» на базовом уровне и кодификатора элементов содержания для составления контрольных измерительных материалов (КИМ) единого государственного экзамена.
Данная рабочая программа рассчитана на учащихся, освоивших базовый курс информатики и ИКТ в основной школе.
Информационные процессы являются фундаментальной составляющей современной картине мира. Они отражают феномен реальности, важность которого в развитии биологических, социальных и технических систем сегодня уже не подвергается сомнению.
Общая логика развития курса информатики от информационных процессов к информационным технологиям проявляется и конкретизируется в процессе решения задачи.
В соответствии с учебным планом МБОУ лицея №5 на изучение информатики в 10ест классе предусмотрено 1 час в неделю, 35 часов в год.
Согласно календарному учебному графику МБОУ лицея № 5 на 2018-2019 на реализацию данной программы отводится 34 часа в год.
Приоритетной задачей курса информатики является освоение информационной технологии решения задачи. При этом следует отметить, что в основном решаются типовые задачи с использованием типовых программных средств. Приоритетными объектами изучения информатики в старшей школе являются информационные системы, преимущественно автоматизированные информационные системы, связанные с информационными процессами, и информационные технологии, рассматриваемые с позиций системного подхода.
Раздел 2. Планируемые результаты учебного предмета
В результате изучения информатики и ИКТ ученик должен -
знать:
- язык представления информации; какие бывают языки
- «кодирование» и «декодирование» информации
- понятия «шифрование», «дешифрование».
- термины «информация», «сообщение», «данные», «кодирование», а также понимать разницу между употреблением этих терминов в обыденной речи и в информатике;
- размер двоичных текстов, используя термины «бит», «байт» и производные от них;
- термины, описывающие скорость передачи данных;
- основные технологии создания, редактирования, оформления, сохранения, передачи информационных объектов различного типа с помощью современных программных средств информационных и коммуникационных технологий;
- назначение и виды информационных моделей, описывающих реальные объекты и процессы;
- назначение и функции операционных систем;
- язык программирования (операторы языка, структуру программы, составлять блок-схему или словесную модель к программе)
уметь:
- записывать в двоичной системе целые числа от 0 до 256;
- кодировать и декодировать тексты при известной кодовой таблице;
- использовать основные способы графического представления числовой информации.
- понимать термин «алгоритм»; знать основные свойства алгоритмов (фиксированная система команд, пошаговое выполнение, детерминированность, возможность возникновения отказа при выполнении команды);
- составлять неветвящиеся (линейные) алгоритмы управления исполнителями и записывать их на выбранном алгоритмическом языке (языке программирования);
- использовать логические значения, операции и выражения с ними;
- понимать (формально выполнять) алгоритмы, описанные с использованием конструкций ветвления (условные операторы) и повторения (циклы), вспомогательных алгоритмов, простых и табличных величин;
- создавать алгоритмы для решения несложных задач, используя конструкции ветвления (условные операторы) и повторения (циклы), вспомогательные алгоритмы и простые величины;
- создавать и выполнять программы для решения несложных алгоритмических задач в выбранной среде программирования.
- оперировать различными видами информационных объектов, в том числе с помощью компьютера, соотносить полученные результаты с реальными объектами;
- распознавать и описывать информационные процессы в социальных, биологических и технических системах;
- использовать готовые информационные модели, оценивать их соответствие реальному объекту и целям моделирования;
- оценивать достоверность информации, сопоставляя различные источники;
- иллюстрировать учебные работы с использованием средств информационных технологий;
- создавать информационные объекты сложной структуры, в том числе гипертекстовые документы;
- просматривать, создавать, редактировать, сохранять записи в базах данных, получать необходимую информацию по запросу пользователя;
- наглядно представлять числовые показатели и динамику их изменения с помощью программ деловой графики;
- соблюдать правила техники безопасности и гигиенические рекомендации при использовании средств ИКТ;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- эффективного применения информационных образовательных ресурсов в учебной деятельности, в том числе самообразовании;
- ориентации в информационном пространстве, работы с распространенными автоматизированными информационными системами;
- автоматизации коммуникационной деятельности;
- соблюдения этических и правовых норм при работе с информацией;
- эффективной организации индивидуального информационного пространства.
Учебно-методическое обеспечение для учителя
Информатика. Базовый уровень: учебник для 10 класса / И.Г. Семакин, Е.К. Хеннер, Т.Ю. Шеина. – 3-е изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний.
Раздел 3. Содержание учебного курса 10 класса
Раздел 1. Повторение (5 час)
Алгоритмы, структуры алгоритмов, структурное программирование
Учащиеся должны знать
- этапы решения задачи на компьютере:
- что такое исполнитель алгоритмов, система команд исполнителя
- какими возможностями обладает компьютер как исполнитель алгоритмов
- система команд компьютера
- классификация структур алгоритмов
Учащиеся должны уметь:
- составлять программы на Паскале
Раздел 2. Программирование (16ч.)
Алгоритмы, структуры алгоритмов, структурное программирование
Учащиеся должны знать
- этапы решения задачи на компьютере:
- что такое исполнитель алгоритмов, система команд исполнителя
- какими возможностями обладает компьютер как исполнитель алгоритмов
- система команд компьютера
- классификация структур алгоритмов
- основные принципы структурного программирования
Учащиеся должны уметь:
- описывать алгоритмы на языке блок-схем и на учебном алгоритмическом языке
- выполнять трассировку алгоритма с использованием трассировочных таблиц
Программирование линейных алгоритмов
Учащиеся должны знать
- систему типов данных в Паскале
- операторы ввода и вывода
- правила записи арифметических выражений на Паскале
- оператор присваивания
- структуру программы на Паскале
Учащиеся должны уметь:
- составлять программы линейных вычислительных алгоритмов на Паскале
Логические величины и выражения, программирование ветвлений
Учащиеся должны знать
- логический тип данных, логические величины, логические операции
- правила записи и вычисления логических выражений
- условный оператор IF
- оператор выбора select case
Учащиеся должны уметь:
- программировать ветвящиеся алгоритмов с использованием условного оператора и оператора ветвления
Программирование циклов
Учащиеся должны знать
- различие между циклом с предусловием и циклом с постусловием
- различие между циклом с заданным числом повторений и итерационным циклом
- операторы цикла while и repeat – until
- оператор цикла с параметром for
- порядок выполнения вложенных циклов
Учащиеся должны уметь:
- программировать на Паскале циклические алгоритмы с предусловием, с постусловием, с параметром
- программировать итерационные циклы
- программировать вложенные циклы
Одномерные и двумерные массивы
Учащиеся должны знать
- правила описания массивов на Паскале
- правила организации ввода и вывода значений массива
- правила программной обработки массивов
Учащиеся должны уметь:
- составлять типовые программы обработки массивов: заполнение массива, поиск и подсчет элементов, нахождение максимального и минимального значений, сортировки массива и др.
Раздел 3. Измерение информации (8 часов)
Учащиеся должны знать:
- три философские концепции информации
- понятие информации в частных науках: нейрофизиологии, генетике, кибернетике, теории информации
- что такое язык представления информации; какие бывают языки
- понятия «кодирование» и «декодирование» информации
- примеры технических систем кодирования информации: азбука Морзе, телеграфный код Бодо
- понятия «шифрование», «дешифрование».
Учащиеся должны уметь:
- применять на практике простейшие приемы шифрования и дешифрования текстовой информации.
Измерение информации
Учащиеся должны знать:
- сущность объемного (алфавитного) подхода к измерению информации
- определение бита с алфавитной т.з.
- связь между размером алфавита и информационным весом символа (в приближении равновероятности символов)
- связь между единицами измерения информации: бит, байт, Кб, Мб, Гб
- сущность содержательного (вероятностного) подхода к измерению информации
- определение бита с позиции содержания сообщения
Учащиеся должны уметь:
- решать задачи на измерение информации, заключенной в тексте, с алфавитной т.з. (в приближении равной вероятности символов)
- решать несложные задачи на измерение информации, заключенной в сообщении, используя содержательный подход (в равновероятном приближении)
- выполнять пересчет количества информации в разные единицы
Представление чисел в компьютере
Учащиеся должны знать:
- основные принципы представления данных в памяти компьютера
- представление целых чисел
- диапазоны представления целых чисел без знака и со знаком
- принципы представления вещественных чисел
Учащиеся должны уметь:
-получать внутреннее представление целых чисел в памяти компьютера
- определять по внутреннему коду значение числа
Представление текста, изображения и звука в компьютере
Учащиеся должны знать:
- способы кодирования текста в компьютере
- способы представление изображения; цветовые модели
- в чем различие растровой и векторной графики
- способы дискретного (цифрового) представление звука
Учащиеся должны уметь:
- вычислять размет цветовой палитры по значению битовой глубины цвета
- вычислять объем цифровой звукозаписи по частоте дискретизации, глубине кодирования и времени записи
Раздел 4. Основы логики (5ч.)
Основы логики. Таблицы истинности. Законы алгебры логики
Учащиеся должны знать:
- понятие логики;
- основные элементы алгебры логики;
- основные логические операции (отрицание, конъюнкция, дизъюнкция), их таблицы истинности.
Учащиеся должны уметь:
- определять высказывания из предлагаемых предложений;
- создавать из простых высказываний сложные;
- определять истинность заданных высказываний.
№ п/п | Тема раздела | Количество часов | контрольные | практические |
1 | Введение | 5 | 1 | |
2 | Программирование | 16 | 3 | 5 |
3 | Информация | 8 | 1 | 2 |
4 | Основы логики | 5 | 1 | 2 |
Итого | 34 | 4 | 9 |
Раздел 4. Календарно-тематическое планирование по информатике
10 класс, 34 часа (1 час в неделю)
№ п/п | № урока в теме | Раздел учебного курса | Дата проведения | |
теория | практика | |||
Повторение (5ч.) | ||||
1 | 1 | Техника безопасности в кабинете информатики. Повторение. Системы счисления | 1.09 | |
Пр. Системы счисления. Перевод из одной системы в другую | 1.09 | |||
2 | 2 | Повторение. Одномерные массивы в Паскаль Пр. Составление программ одномерных массивов | 8.09 | 8.09 |
3 | 3 | Повторение. Двумерные массивы в Паскаль Пр. Составление программ двумерных массивов | 15.09. | 15.09 |
4 | 4 | Стартовая диагностическая работа Составление программ на Паскаль | 22.09 | 22.09 |
5 | 5 | Измерение информации (звуковой, текстовой, графической) Решение задач на тему «Измерение информации» | 29.09 | 29.09 |
Программирование (16 ч.) | ||||
6 | 1 | Линейные программы. Алгоритмы, структура алгоритмов, структурное программирование Пр. Составление блок- схем и программ | 6.10 | 6.10 |
7 | 2 | Оператор IF. Разветвляюшие программы Пр. Составление программ ветвления | 13.10 | 13.10 |
8 | 3 | Программирование линейных алгоритмов Пр. Составление линейных программ | 20.10 | 20.10 |
9 | 4 | Циклические программы. Операторы циклов Пр. Программирование циклов | 27.10 | 27.10 |
10 | 5 | Контрольная работа №1 "Программирование линейных программ, программ ветвления и циклов" Пр. Программирование циклов | 10.11 | 10.11 |
11 | 6 | Циклы. Виды циклов Пр. Программирование циклов | 17.11 | 17.11 |
12 | 7 | Цикл с предусловием и постусловием Пр. Программирование циклов | 24.11 | 24.11 |
13 | 8 | Цикл со счетчиком Пр.Программирование циклов | 1.12 | 1.12 |
14 | 9 | Контрольная работа №2 "Циклические программы" Пр. Циклические программы | 8.12 | 8.12 |
15 | 10 | Одномерные Массивы Пр. Программирование одномерных массивов | 15.12 | 15.12 |
16 | 11 | Одномерные Массивы Пр. Программирование одномерных массивов | 22.12 | 22.12 |
17 | 12 | Двумерные массивы. Пр. Программирование двумерных массивов | 12.01 | 12.01 |
18 | 13 | Двумерные массивы. Пр. Программирование двумерных массивов | 19.01 | 19.01 |
19 | 14 | Работа с массивами Пр. Программирование двумерных массивов | 26.01 | 26.01 |
20 | 15 | Двумерные массивы Пр. | 2.02 | 2.02 |
21 | 16 | Контрольная работа №3 «Массивы» Пр. программирование массивов | 9.02 | 9.02 |
Информация (8ч.) | ||||
22 | Информация. Измерение информации Пр. Решение задач " Измерение информации" | 16.02 | 16.02 | |
23 | Измерение информации Пр. Решение задач " Измерение информации" | 2.03 | 2.03 | |
24 | Представление чисел в компьютере Пр. "Количество информации" | 9.03 | 9.03 | |
25 | Представление чисел в компьютере Пр. "Кодирование информации" | 16.03 | 16.03 | |
26 | Представление текста в компьютере Пр. "Кодирование текстовой информации" | 23.03 | 23.03 | |
27 | Представление звуковой информации в компьютере Пр. "Кодирование звуковой информации" | 6.04 | 6.04 | |
28 | Представление текста, изображения и звука в компьютере Пр. Решение задач "Кодирование информации" Подготовка к контрольной работе | 13.04 | 13.04 | |
29 | Контрольная работа №4 "Представление текста, изображения и звука в компьютере | 20.04 | 20.04 | |
Основы логики (5ч.) | ||||
30 | Основы логики. Таблицы истинности Пр. Составление таблиц истинности | 27.04 | 27.04 | |
31 | Свойства логических операций Пр. Решение задач из ЕГЭ"Алгебра логики" | 4.05 | 4.05 | |
32 | Законы Алгебры логики Пр. Решение задач из ЕГЭ"Алгебра логики" | 11.05 | 11.05 | |
33 | Контрольная работа №2 "Основы логики. Таблицы истинности" | 18.05 | 18.05 | |
34 | Обобщающее повторение за курс 10 класса | 25.05 | 25.05 |
Рекомендовано: Согласовано:
Протокол заседания МО заместитель директора
математики и информатики МБОУ лицея №5 по УВР
МБОУ лицея №5
от_______________________ Пороло Т.А.____________
руководитель МО _________ _______________г.
Некрасова Е.П.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по физике на 2018-2019 уч.г.
Рабочая программа на 2018-2019 уч.г....
![](/sites/default/files/pictures/2018/10/14/picture-1069503-1539523099.jpg)
Рабочая программа по литературе на 2018-2019 учебный год.
Данная рабочая программа составлена на основе программы по литературедля 5-9 классов, допущенной Департаментом общего среднегго образования Министерства образования РФ: Сборник программ по литературе ...
![](/sites/default/files/pictures/2017/11/05/picture-968225-1509893605.jpg)
рабочие программы по математике за 2018-2019 учебный год
рабочая программа по математике 5 класс к учебнику А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир. к Рабочая программа по математике для 5 класса разработана с учетом требований ФГОС....
![](/sites/default/files/pictures/2014/03/22/picture-415890-1395458339.jpg)
Рабочие программы по математике на 2018-2019 уч. год
Рабочие программы по математике на 2018-2019 учебный год, заочная форма обучения...
Рабочая программа по литературе 10кл. 2018-2019
Рабочая программа по литературе 10кл. 2018-2019...