Конспект урока "Ветвление"
план-конспект урока по информатике и икт (9 класс)

Кутько Наталья Александровна

Оператор Ветвления

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_vetvlenie.docx79.33 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока "Условный оператор в Паскале"

Тип урока: Урок объяснения нового материала и первичного закрепления знаний.

Форма работы: Фронтальная, индивидуальная, самостоятельная.

Методы: Объяснительно-иллюстративный, словесный (беседа),  практическая работа,  применение здоровье сберегающих технологий.

Оборудование: мультимедийный проектор, персональные компьютеры для учителя и учащихся, интерактивная доска.

Программное обеспечение: презентация к уроку.

Цели урока:

  • Научить реализовывать ветвления в Паскале с помощью оператора If…then…else.
  • Развивать память, внимание, мышление.

Задачи урока:

Познавательная

  • Формировать навыки и умения составления программ с использованием условного оператора.

Развивающая

  • Учить строить аналогии, связывать материал с полученными в других ситуациях знаниями, выделять главное, ставить и решать проблемы; развитие навыков аналитического и логического мышления.

Воспитательная

  • Воспитывать аккуратность, внимательность,  дисциплинированность.

Оздоровительная

  • Соблюдать допустимое количество времени  работы за компьютерами учениками 9 класса (не более 30 мин); следить за сменой видов учебной деятельности учащихся на уроке; следить за правильной посадкой учащихся за партами и на рабочем месте во время работы с компьютером (спина прямая, расстояние до экрана монитора 60–70 см. и т.д.)

Ход урока

Организационный момент.

– Здравствуйте ребята. Я рада видеть вас.  

Актуализация знаний.

Предлагаю вам разминку для ума и для повторения. (Слайд 2). Расположите в правильном порядке строки программы. (Один ученик выходит к доске и перетаскивает строки программы в нужном порядке, остальные ребята проверяют правильность выполнения задания)

Мотивация изучения темы урока.

Решим задачу. Составить программу, которая будет запрашивать возраст Маши, возраст Саши и выводить на экран фразу «Маша старше Саши» или «Саша старше Маши» (предполагаем, что кто-нибудь из них обязательно старше).

-Что мы должны сделать для решения задачи?

Ученики - Сравнить возраст Маши и Саши .

-А как это записать в программе?

Объяснение нового материала.

Тема урока: «Условный оператор». (Слайд 4)

Условный оператор помогает нам осуществить «ветвление» программы, т.е. передать управление по условию.

Условный оператор имеет вид :

IF  условие THEN <операторы1> ELSE <операторы 2>

Если условие истинно, то выполняется <операторы1>,  в противном случае -<операторы 2>. 

Разветвляющимся алгоритмам отвечают 2 структуры:(Слайд 5)

  1. ПОЛНАЯ. При выполнении УСЛОВИЯ выполняется один блок действий, а при невыполнении – другой блок.
  2. НЕПОЛНАЯ, которая начинается с  вопроса-УСЛОВИЯ, имеющая вариант ответа ДА, по которому выполняется некоторый ОПЕРАТОР, а веточка НЕТ отсутствует.

Полная форма записи оператора:

IF условие THEN  оператор1ELSE оператор2;

Краткая форма записи оператора:

IF условие THEN  оператор;

Это мы запишем в тетради.

Полная форма соответствует полному ветвлению, а неполная форма – неполному ветвлению в алгоритмах.

Запомните! Перед служебным словом ELSE знак ; не ставится.

Построим блок-схему для нашей задачи о возрасте детей. (Слайд 6)

Рассмотрим фрагмент программы на Паскале. (Слайд 7)

Закрепление материала.

Решим задачу. Дан фрагмент программы, найдите значение переменных X и Y

X:=21;

Y:= 32;

IF  X>Y  THEN  X:=X*Y   ELSE Y:=Y+X;

Прежде хочу напомнить, что переменная величина в понимании информатики – это ячейка памяти, которая имеет свое имя и текущее значение. В результате выполнения оператора  X:= 21; значение ячейки с именем X станет равным 21. Ребята, подскажите, что получится в результате выполнения команды Y := 32? Какое значение получат переменные X ,Y после выполнения условного оператора?  

Ученики X=21, Y=53

(Слайд 8)А теперь займем места за компьютерами, запустим программу PascalABC и попробуем решить задачу. Вычислить значение функции

Составим алгоритм решения совместно, а затем вы наберете текст программы, отладите ее и проверите, как она работает.

(Слайд 9) Решим следующую задачу: Написать программу, проверяющую, принадлежит ли число, введенное с клавиатуры интервалу (0;5)

Рассмотрим интервал на рисунке

Безымянный.png

Запишем неравенство                        А теперь запишем это неравенство в виде логического выражения на математическом языке X>0  И  X<5   и на языке программирования  IF (X>0)  AND  (X<5)/

Составим блок-схему (Слайд 13)

Запишем программу  на языке программирования Pascal (Слайд 14)

PROGRAM  FUNCZIY;

VAR X:INTEGER;

BEGIN

  WRITELN (‘Введите число’);

  READLN (X);

  IF (X>0) AND (X<5)

      THEN WRITELN (‘Число принадлежит промежутку’)

      ELSE WRITELN (‘Число не принадлежит промежутку’);

END.

Самостоятельная работа.(Слайд 15)

Запишите условный оператор, в котором значение переменной вычисляется по формуле: a+b, если а- нечетное и a*b если    а- четное.

Если у вас возникли трудности при составлении программы, можете воспользоваться подсказкой на доске.

Рефлексия. (Слайд 16)

Расположите элементы условного оператора. (Один ученик выходит к доске и перетаскивает строки условного оператора в нужном порядке, остальные ребята проверяют правильность выполнения задания)

Отметим самые важные моменты сегодняшней темы:

  • Как реализуется алгоритм с ветвлением в Паскале?
  • Как записывается оператор ветвления в Паскале?
  • Что представляет собой полное ветвление(неполное) в Паскале?

Д/з(Слайд 17)

Объяснение Д/з

Вопросы учеников.

Ответы на вопросы учащихся.

Итог урока.

Подведение итога урока. Выставление оценок.

 (Слайд 18)Спасибо за урок. До свидания, ребята!

Список литературы.

  1. Семакин И.Г., Л.А. Залогова и др Информатика и ИКТ – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010
  2. Чернов А.А. Конспекты уроков информатики в 9-11 классах. Практикум по программированию – Волгоград: Изд. Учитель, 2004


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План - конспект урока в форме презентации в программе Power Point на немецком языке по теме " Немецкая пресса для подростков" и конспект урока в программе Word к УМК И.Л.Бим., Л.В.Садомовой " Шаги 5" для 9 класса.

Презентация конспекта урока на немецком языке  в программе Power Point по теме "Немецкая пресса для подростков" и конспект в программе  Word показывают некоторые приёмы работы по теме "СМИ" ...

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА План-конспект урока в 11 классе «Фотоэффект. Применение фотоэффекта.»

Урок с использованием  ЭОР. В изучении нового материала используется информационный модуль  "Фотоэффект" для базового уровня старшей школы.  В практический модуль входи...

РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО УМЕНИЯ С ПОМОЩЬЮ МЕТОДА ОПОРНЫХ СИГНАЛОВ-КОНСПЕКТОВ РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО УМЕНИЯ С ПОМОЩЬЮ МЕТОДА ОПОРНЫХ СИГНАЛОВ-КОНСПЕКТОВ.АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК.

Говорение на иностранном языке, особенно в монологической форме, представляет большую трудность для учащихся.Обучение с помощыо метода опорных сигналов открывает большие возможности в развитии речи уч...