Рабочие программы
рабочая программа по информатике и икт (7, 8, 9, 10, 11 класс)

Кощеева Людмила Юрьевна

Рабочие программы по информатике для 7-11 класса по учебнику Семакина И.Г.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл informatika_7-9_klassy_2019.rar171.46 КБ

Предварительный просмотр:

 

Рассмотрена и одобрена на заседании  методического объединения

 Председатель МО

       Утверждена руководителем                                           образовательного учреждения
 
_____________/Фролова Е.В.

__________/Громова С.В.                                                         «___»__________2019г.

«___»___________2019г.
 
 Согласовано

Заместитель директора по УВР

_____________/Липкина Г.М.

«____»________2019г
 

Рабочая программа

учебного курса  «Информатика» в 10 классе

на 2019-2020 учебный год


 
 

Составитель: Кощеева Л.Ю.,

учитель физики и информатики

 2019г.

Рабочая программа учебного курса по информатике для 10 класса составлена в соответствии с Примерной программой основного общего образования (базовый уровень) с учетом требований федерального компонента государственного стандарта общего образования и на основе авторской программы базового курса информатики, разработанной авторами учебников Семакиным И.Г., Залоговой Л.А., Русаковым С.В., Шестаковой Л.В.

Учебник - Семакин И.Г., Залогова Л.А., Русаков С.В., Шестакова Л.В. Информатика и ИКТ. Базовый курс: Учебник для 10 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2017г.

Согласно учебному плану  филиала «Самаевская СОШ» всего на изучение учебного предмета «Информатика» в 10 классе отводится 34 часа (1 час в неделю).

I. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.

Тема 1.  Введение.  Структура информатики – 1 час

Учащиеся должны знать:

- в чем состоят цели и задачи изучения курса в 10-11 классах

- из каких частей состоит предметная область информатики

Тема 2. Информация. Представление информации – 1 час

Основные подходы к определению понятия «информация». Системы, образованные взаимодействующими элементами, состояния элементов, обмен информацией между элементами, сигналы. Дискретные и непрерывные сигналы. Носители информации. Виды и свойства информации. Классификация информационных процессов. Кодирование информации. Языки кодирования. Формализованные и неформализованные языки. Выбор способа представления информации в соответствии с поставленной задачей.

Учащиеся должны знать:

- три философские концепции информации

- понятие информации в частных науках: нейрофизиологии, генетике, кибернетике, теории информации

- что такое язык представления информации; какие бывают языки

- понятия «кодирование» и «декодирование» информации

- примеры технических систем кодирования информации: азбука Морзе, телеграфный код Бодо

- понятия «шифрование», «дешифрование».

Тема 3. Измерение информации – 2 часа

Количество информации как мера уменьшения неопределенности знаний. Алфавитный подход к определению количества информации. Содержательный подход к определению количества информации.

Учащиеся должны знать:

- сущность объемного (алфавитного) подхода к измерению информации

- определение бита с алфавитной т.з.

- связь между размером алфавита и информационным весом символа (в приближении равновероятности символов)

- связь между единицами измерения информации: бит, байт, Кб, Мб, Гб

- сущность содержательного (вероятностного) подхода к измерению информации

- определение бита с позиции содержания сообщения

Учащиеся должны уметь:

- решать  задачи на измерение информации, заключенной в тексте, с алфавитной т.з. (в приближении равной вероятности символов)

- решать несложные задачи на измерение информации, заключенной в сообщении, используя содержательный подход (в равновероятном приближении)

- выполнять пересчет количества информации в разные единицы

Тема 4. Основы программирования на языке Паскаль – 10 часов

Алфавит и ключевые слова Паскаля. Типы данных, запись арифметических выражений. Операторы ввода-вывода, присваивания. Линейные программы. Порядок работы в среде программирования. Разветвляющиеся программы.  Циклические программы. Процедуры и функции. Графика на Паскале.

Учащиеся должны знать:

- правила оформления программы на Паскале, правила представления данных и операторов на Паскале;

- правила записи арифметических выражений;

- правила записи основных операторов: присваивания, ввода и вывода;

- представление ветвлений, циклов;

- понятия одномерного и двумерного массивов;

- понятия процедуры и функции;

- реализация графики на Паскале.

Учащиеся должны уметь:

  • записывать заголовок программы на Паскале, раздел описания переменных, операторы присваивания, ввода и вывода;
  • записывать арифметические выражения;
  • работать с готовыми программами на Паскале;
  • составлять несложные программы на Паскале;

отлаживать и исполнять программы в системе программирования

Тема 5. Введение в  теорию систем – 2 часа

Понятие системы. Свойства системы. Структура системы. Системный эффект. Роль информационных процессов в системах.

 Классификация информационных процессов. Управление системой как информационный процесс.

Учащиеся должны знать:

- основные понятия системологии: система, структура, системный эффект, подсистема

- основные свойства систем: целесообразность, целостность

- что такое «системный подход» в науке и практике

- чем отличаются естественные и искусственные системы

- какие типы связей действуют в системах

- роль информационных процессов в системах

- состав и структуру систем управления

Учащиеся должны уметь:

- приводить примеры систем (в быту, в природе, в науке и пр.)

- анализировать состав и структуру систем

- различать связи материальные и информационные.

Тема 6. Процессы хранения и передачи информации – 1 час

Хранение информации; выбор способа хранения информации. Передача информации. Канал связи и его характеристики. Примеры передачи информации в социальных, биологических и технических системах.

Учащиеся должны знать:

- историю развития носителей информации

- современные (цифровые, компьютерные) типы носителей информации и их основные характеристики

- модель К Шеннона передачи информации по техническим каналам связи

- основные характеристики каналов связи: скорость передачи, пропускная способность

- понятие «шум» и способы защиты от шума

Учащиеся должны уметь:

- сопоставлять различные цифровые носители по их техническим свойствам

- рассчитывать объем информации, передаваемой по каналам связи,  при известной скорости передачи

Тема 7. Обработка информации – 2 часа

Варианты обработки информации. Алгоритм обработки информации. Аналитическая машина. Свойства алгоритма. Автоматическая обработка информации

Учащиеся должны знать:

- основные типы задач обработки информации

- понятие исполнителя обработки информации

- понятие алгоритма обработки информации

- что такое «алгоритмические машины» в теории алгоритмов

- определение и свойства алгоритма управления алгоритмической машиной

- устройство и систему команд алгоритмической машины Поста

Учащиеся должны уметь:

- составлять алгоритмы решения несложных задач для управления машиной Поста

Тема 8. Поиск  данных – 1 час

Поиск и отбор информации. Методы поиска. Критерии отбора.

Учащиеся должны знать:

- что такое «набор данных», «ключ поиска» и «критерий поиска»

- что такое «структура данных»; какие бывают структуры

- алгоритм последовательного поиска

- алгоритм поиска половинным делением

- что такое блочный поиск

- как осуществляется поиск в иерархической структуре данных

Учащиеся должны уметь:

- осуществлять поиск данных в структурированных списках, словарях, справочниках, энциклопедиях

- осуществлять поиск в иерархической файловой структуре компьютера

Тема 9. Защита информации – 1 часа

Защита информации. Методы защиты.

Учащиеся должны знать:

  • какая информация требует защиты
  • виды угроз для числовой информации
  • физические способы защиты информации
  • программные средства защиты информации
  • что такое криптография
  • что такое цифровая подпись и цифровой сертификат

Учащиеся должны уметь:

- применять меры защиты личной информации на ПК

- применять простейшие криптографические шифры (в учебном режиме)

Тема 10. Информационные модели и структуры данных – 3 часа

Информационное моделирование как метод познания. Информационные (нематериальные) модели. Назначение и виды информационных моделей. Объект, субъект, цель моделирования. Адекватность моделей моделируемым объектам и целям моделирования. Формы представления моделей: описание, таблица, формула, граф, чертеж, рисунок, схема. Основные этапы построения моделей. Формализация как важнейший этап моделирования.

Компьютерное моделирование и его виды: расчетные, графические, имитационные модели. Структурирование данных. Структура данных как модель предметной области.

Учащиеся должны знать:

- определение модели

- что такое информационная модель

- этапы информационного моделирования на компьютере

- что такое граф, дерево, сеть

- структура таблицы; основные типы табличных моделей

- что такое многотабличная модель данных и каким образом в ней связываются таблицы

Учащиеся должны уметь:

- ориентироваться в граф-моделях

- строить граф-модели (деревья, сети) по вербальному описанию системы

- строить табличные модели по вербальному описанию системы

Тема 11. Алгоритм – модель деятельности  - 2 часа

Алгоритм как модель деятельности.

Учащиеся должны знать:

- понятие алгоритмической модели

- способы описания алгоритмов: блок-схемы, учебный алгоритмический язык

- что такое трассировка алгоритма

Учащиеся должны уметь:

- строить алгоритмы управления учебными исполнителями

- осуществлять трассировку алгоритма работы с величинами путем заполнения трассировочной таблицы

Тема 12. Компьютер: аппаратное и программное обеспечение – 2 часа

 Аппаратное и программное обеспечение компьютера. Архитектуры современных компьютеров. Многообразие операционных систем. Программные средства создания информационных объектов, организации личного информационного пространства, защиты информации. Выбор конфигурации компьютера в зависимости от решаемой задачи. Тестирование компьютера. Настройка BIOS и загрузка операционной системы. Работа с графическим интерфейсом Windows, стандартными и служебными приложениями, файловыми менеджерами, архиваторами и антивирусными программами.

Учащиеся должны знать:

- архитектуру персонального компьютера

- что такое контроллер внешнего устройства ПК

- назначение шины

- в чем заключается принцип открытой архитектуры ПК

- основные виды памяти ПК

- что такое системная плата, порты ввода-вывода

- назначение дополнительных устройств: сканер, средства мультимедиа, сетевое оборудование и др.

- что такое программное обеспечение ПК

- структура ПО ПК

- прикладные программы и их назначение

- системное ПО; функции операционной системы

- что такое системы программирования

Учащиеся должны уметь:

- подбирать конфигурацию ПК в зависимости от его назначения

- соединять устройства ПК

- производить основные настройки БИОС

- работать в среде операционной системы на пользовательском уровне

Тема 13. Дискретные модели данных в компьютере – 3 часов

Представление чисел в компьютере. Представление чисел в формате с фиксированной запятой. Представление чисел в формате с плавающей запятой. Представление текста, графики и звука.

Учащиеся должны знать:

- основные принципы представления данных в памяти компьютера

- представление целых чисел

- диапазоны представления целых чисел без знака и со знаком

- принципы представления вещественных чисел

- представление текста

- представление изображения; цветовые модели

- в чем различие растровой и векторной графики

- дискретное (цифровое) представление звука

Учащиеся должны уметь:

-получать внутреннее представление целых чисел в памяти компьютера

- вычислять размет цветовой палитры по значению битовой глубины цвета

Тема 14. Многопроцессорные системы и сети – 2 часа

Развитие архитектуры вычислительных систем. Организация локальных сетей. Организация глобальных сетей

Учащиеся должны знать:

- идею распараллеливания вычислений

- что такое многопроцессорные вычислительные комплексы; какие существуют варианты их реализации

- назначение и топологии локальных сетей

- технические средства локальных сетей (каналы связи, серверы, рабочие станции)

- основные функции сетевой операционной системы

- историю возникновения и развития глобальных сетей

- что такое Интернет

- систему адресации в Интернете (IP-адреса, доменная система имен)

- способы организации связи в Интернете

- принцип пакетной передачи данных и протокол TCP/IP

  1. II.  ПЛАНИРУЕМЫЕ ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА:

Обязательные результаты составлены в соответствии с федеральными образовательными стандартами основного общего образования.

Предметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать:

  • формирование информационной и алгоритмической культуры; формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации; развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств;
  • формирование представления об основных изучаемых понятиях: информация, алгоритм, модель - и их свойствах;
  • развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в современном обществе; развитие умений составить и записать алгоритм для конкретного исполнителя; формирование знаний об алгоритмических конструкциях, логических значениях и операциях; знакомство с одним из языков программирования и основными алгоритмическими структурами - линейной, условной и циклической;
  • формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей - таблицы, схемы, графики, диаграммы, с использованием соответствующих программных средств обработки данных;
  • формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права.

III. Календарно-тематическое планирование

№ урока

Тема урока

Кол-во часов

Вид занятия

Задание на дом

Дата проведения занятия

планируемая

фактическая

Информация

4

Инструктаж по технике безопасности в кабинете информатики. Введение. Структура информатики.

1

НМ

Введение.

Понятие информации. Представление информации, языки, кодирование.

1

НМ

п.1-2

Измерение информации: объемный и содержательный подход.

1

КУ

 п.3-4

Определение объема информации. Зачет по теме.

1

ПК

Основы программирования на языке Паскаль

10

Алфавит и ключевые слова Паскаля. Типы данных, запись арифметических выражений. Операторы ввода-вывода, присваивания.

1

КУ

конспект

Линейные программы. Порядок работы в среде программирования. Практическая работа.

1

КУ

конспект

Разветвляющиеся программы. Практическая работа.

1

КУ

конспект

Циклические программы. Практическая работа.

1

КУ

конспект

Процедуры и функции. Практическая работа.

1

ПЗУ

конспект

Одномерные массивы. Практическая работа.

1

ПЗУ

конспект

Двумерные массивы. Практическая работа

1

ПЗУ

конспект

Массивы. Практическая работа.

1

ОС

Графика на Паскале. Практическая работа.

1

ПЗУ

конспект

Контрольная работа по теме «Основы программирования на языке Паскаль».

ПК

Информационные процессы в системах

7

Что такое система. Информационные процессы в естественных и искусственных системах.

1

НМ

 п.5-6

Передача информации. Хранение информации. Практическая работа.

1

КУ

п.7-8

Обработка информации и алгоритмы. Автоматическая обработка информации.

1

НМ

п.9-10

Практическая работа с электронной таблицей.

1

ПЗУ

Поиск данных. Практическая работа.

1

КУ

п.11

Защита информации. Практическая работа.

1

КУ

п.12

Контрольная работа по теме «Информационные процессы в системах»

1

ПК

Информационные модели

5

Компьютерное информационное моделирование.

1

НМ

п.13

Структура данных: графы, сети, деревья, таблицы. Пример структуры данных – модели предметной области.

1

НМ

п.14-15

Построение информационных моделей. Практическая работа.

1

ПЗУ

Алгоритм – модель деятельности.

1

КУ

п.16

Итоговая практическая работа по теме «Информационные модели»

1

ПК

Программно-технические системы реализации информационных процессов

7

Компьютер – универсальная техническая система обработки информации. Программное обеспечение компьютера.

1

НМ

п.17-18

Определение конфигурации компьютера и настройка компьютера. Практическая работа.

1

КУ

Дискретные модели данных в компьютере. Представление чисел, текста, графики, звука.

1

НМ

п.19-20

Представление текста и графики. Практическая работа.

1

ПЗУ

Представление графики и звука. Практическая работа.

1

ПЗУ

Развитие архитектуры вычислительных систем. Организация локальных и глобальных сетей.

1

КУ

п.21-23

Контрольная работа по теме «Программно-технические системы реализации информационных процессов»

1

ПК

Повторение

1

Повторение курса информатики 10 класса

1

ПЗУ

Сокращения, используемые в рабочей программе:

НМ – урок ознакомления с новым материалом

ЗИ – урок закрепления изученного

ПЗУ – урок применения знаний и умений

ОС – урок обобщения и систематизации знаний

ПК – урок проверки и коррекции знаний и умений

КУ – комбинированный ур

Учебно –методическое обеспечение

  1. Учебник  «Информатика» для 10 класса. Семакин И.Г., Е.К.Хеннер.  — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2017.
  2. Задачник-практикум (в 2 томах) под редакцией И.Г.Семакина, Е.К.Хеннера. Издательство БИНОМ. Лаборатория знаний. 2017
  3. Методическое пособие для учителя (авторы: Семакин И.Г., Шеина Т.Ю.). Издательство БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011
  4. Комплект цифровых образовательных ресурсов (далее ЦОР), помещенный в Единую коллекцию ЦОР (http://school-collection.edu.ru/).
  5.  Комплект дидактических материалов для текущего контроля результатов обучения по информатике в основной школе, под. ред. Семакина И.Г. (доступ через авторскую мастерскую на сайте методической службы). 

Комплект пособий для ученика:

  1. Учебник  «Информатика» для 10 класса. Семакин И.Г., Е.К.Хекннер  — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2017.
  2. Задачник-практикум (в 2 томах) под редакцией И.Г.Семакина, Е.К.Хеннера. Издательство БИНОМ. Лаборатория знаний. 2017
  3. Комплект цифровых образовательных ресурсов (далее ЦОР), помещенный в Единую коллекцию ЦОР (http://school-collection.edu.ru/).

Оборудование и приборы:

1.  Операционная система Windows.

2.  Пакет офисных приложений Microsoft Offiсe

3.  Ресурсы  Единой  коллекции  цифровых  образовательных  ресурсов

(http://school-collection.edu.ru/).

4.  Материалы  авторской  мастерской  Семакина И.Г.

(http://metodist.lbz.ru/authors/informatika).

5.  Информационно-образовательный  портал  для  учителя  информатики  и

ИКТ «Клякса.net»: http://klyaksa.net

6.  Методическая  копилка  учителя  информатики:  http://www.metod-kopilka.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПМ 01, 02, 03, 04, 05 Рабочая программа по бух-учету, по налогам, для специальности 080110 и рабочие программы по налогам и бух-учету для специальности 080114 и программа экзаменов для ПМ 01 и 02

Рабочие программы:ПМ 01 -Документирование хозяйственных операций и ведение бухгвалтерского учета имущества организацииПМ 02-Ведение бухучета источников формирования имущества, выполнения работ по инве...

Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)

Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.

Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...

Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс

Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...