Сcылки в электронных таблицах.
план-конспект урока по информатике и икт (8, 9 класс)

Корнилова Елена Владимировна

Урок посвещен изучению различных типов ссылок в электронных таблицах и изучению их свойств. Урок предназначен для учеников 8 класса. Может быть использован для повторения  материала в старших классах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_v_tablitseel._ssylki.docx42.02 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект составил учитель информатики: Корнилова Елена Владимировна.

Урок по информатике в 8 классе  на тему

 «Ссылки в электронных таблицах»

Цель урока:

- сформировать представление о видах электронных ссылок;

- выяснить свойства ссылок в электронных таблицах.

Задачи урока.

Образовательные:

закрепление навыков работы с программой Excel;

  • целевое применение усвоенного для самостоятельного выполнения задания;
  • формирование у учащихся творческой, информационной, коммуникативной и технологической компетентностей.

Развивающие:

  • развитие познавательного интереса к предмету информатика
  •  развитие образного мышления, умения работать в группе, умения анализировать.
  •   формирование творческих способностей, задатков, а также умения их реализовать;
  •   активизация и стимулирование самостоятельности и инициативы;
  •   развитие мотивов и потребности учиться.

Воспитательные:

  • формирование творческой культуры личности ребенка;
  • развитие усидчивости, аккуратности, любознательности и заинтересованного отношения к предмету;
  • развитие эмоциональной сферы личности ребенка;
  • закрепление уверенности и готовности самостоятельно решить поставленную учителем задачу.

Педагогические технологии и приемы:  индив. работа, работа в группах, решение кроссворда (Технология развития критического мышления, таблица «Толстых и тонких вопросов», стратегия «Зигзаг»)

Оборудование: проектор, презентация, созданная преподавателем, раздаточный материал.

Ход урока. Деятельность преподавателя.

Деятельность учащихся.

Организационный момент

Ученики получают карточки разных цветов (желтая, зеленая, розовая) и проходят за столы. Записывается число и тема урока «Ссылки в электронных таблицах»

Записывают число и тему урока «Ссылки в электронных таблицах»

1стадия. Вызов.

Давайте вспомним то, о чем говорили на прошлых урока. Необходимо вспомнить общие данные об злектронных таблицах. Для этого ответим на вопросы. (Таблица тонких и толстых вопросов).

За активную работу учащиеся получают  наклейки в течение всего урока.

В таблице остаются три вопроса, на которые учащиеся не могут дать ответ.

Учитель:  Как вы думаете, «Что произойдет с формой записи при копировании?

Ученики отвечают на вопросы.

Вопросы

Ответы

Из каких элементов состоит эл.-ная таблица?

Столбцы, строки, ячейки

Как записывается имя ячейки?

Вначале имя столбца на латинской раскладке, затем номер строки.

Какую информацию можно записать в эл. таб.?

Текстовую, числовую, формулы

С чего начинается запись любой формулы?

Со знака =

Что может содержать формула?

Цифры, математические знаки, имена ячеек

Что обозначает $?

Где можно вводить формулу?

В строке формул, в ячейке

Как заканчивается ввод формулы?

Если в строке формул, то нажатием Enter, если в ячейке, то щелчком мыши по любой ячейке.

Что произойдет с формулой при копировании?

От чего зависит результат копирования формулы?

2 стадия Осмысление.

Учитель: Для того чтобы получить ответы на эти вопросы, вам необходимо сегодня поработать исследователями. Для этого подготовьте, пожалуйста, таблицу в тетради.

Возьмите свои карточки (цветные), которые вы получили в начале урока. На каждой карточке вы видите формулу, которую необходимо ввести в указанную ячейку и скопировать их в предложенные ячейки. Полученный результат вы записываете на карточке.

После выполнения задания, сохраните файлы в указанной папке.

Ученики подготавливают таблицу в тетради.

Название

Запись

=A1+B2

=$A$1+$B$2

=$A1+B$2, =A1+$B$2,

=$A$1+B2, =A$1+$B2

Что произойдет с формулой при копировании?

Ученики берут свои цветные карточки, проходят к компьютерам и выполняют задание. Полученный результат записывают на карточке, файл сохраняют в указанной папке.

Пока учащиеся выполняют задание на компьютере и делают записи, учитель записывает фамилии учеников,  получивших одинаковые по цвету карточки и расставляет  цветные таблички на столы, формируя три команды.

Учитель. «Теперь, вам необходимо сесть за столы с тем цветом, какая у вас карточка и обсудить получившиеся результаты. После обсуждения, решите, кто пойдет к доске и объявит ваши выводы».

Учащиеся делятся на команды по цвету карточек  и обсуждают свои записи, сделанные на карточках. После обсуждения выбирают ученика, который подойдет к доске,  и объявит получившийся результат.

Пожалуйста, представители команды №1 (желтая карточка).

(Желтая). При копировании формула никак не изменилась.

Начальная C3=$A$1+$B$2;

      Конечная D5=$A$1+$B$2; E3=$A$1+$B$2; F5=$A$1+$B$2

Ученики заполняют подготовленную ранее в тетради таблицу.

Название

Запись

=A1+B2

=$A$1+$B$2

=$A1+B$2, =A1+$B$2,

=$A$1+B2, =A$1+$B2

Что произойдет с формулой при копировании?

Не меняется

Пожалуйста,  представители команды №2 (Розовая карточка.)

(Розовая.)При копировании изменяется та часть формулы, где отсутствует знак $.

Начальная C3=$A1+B$2; C3=A1+$B$2; C3=$A$1+B2; C3=A$1+$B2

Конечная D5=$A3+C$2; E4=C2+$B$2; F5=$A$1+E4; E6=C$1+$B5

Ученики заполняют подготовленную ранее в тетради таблицу.

Запись

Название

=A1+B2

=$A$1+$B$2

=$A1+B$2, =A1+$B$2,

=$A$1+B2, =A$1+$B2

Что произойдет с формулой при копировании?

Не меняется

При копировании изменяется та часть формулы, где отсутствует знак $.

Пожалуйста,  представители команды №3 (Зеленая карточка. )

(Зеленая). При копировании изменяется  вся формула.

Начальная C3=A1+B2;

      Конечная D5=B3+C4; E4=C2+D3; F5=D3+E4

Ученики заполняют подготовленную ранее в тетради таблицу.

Название

Запись

=A1+B2

=$A$1+$B$2

=$A1+B$2, =A1+$B$2,

=$A$1+B2, =A$1+$B2

Что произойдет с формулой при копировании?

При копировании изменяется  вся формула.

Не меняется

При копировании изменяется та часть формулы, где отсутствует знак $.

Получается частично заполненная таблица.

Учитель: « Давайте проанализируем полученный результат. Что влияет на изменение вида формулы?

Запишите, пожалуйста, в тетрадь:

При копировании формул в ячейки электронной таблицы форма записи меняется, если присутствует знак $. Этот знак ($)  называется знак  абсолютной адресации или  заморозки.»

Ожидаемый ответ: «Наличие знака $».

Ученики записывают в тетрадь:

При копировании формул в ячейки электронной таблицы форма записи меняется, если присутствует знак $.

($)  - знак абсолютной адресации или заморозки.

Так, как ваши формулы содержат из имен ячеек, то получается, что  мы ссылаемся на данные, записанные в них, поэтому они и получили название ссылки.  Запишите, пожалуйста, название ссылок, в таблицу.

1.Если знак заморозки стоит перед всеми элементами в формуле, то она называется абсолютная.

Какое свойство мы узнали этой формулы?

Ученики записывают название в таблице.

Ожидаемый ответ: «Не меняет свой вид при копировании».

2.Если знака заморозки нет в формуле, то она называется относительная.

Какое свойство мы узнали этой формулы?

Ученики записывают название в таблице.

Ожидаемый ответ:  «Меняет свой вид при копировании».

3.Если знак заморозки стоит перед отдельными частями формулы или имени ячейки, то  она называется смешанная. 

Какое свойство мы узнали этой формулы?

Ученики записывают название в таблице.

Ожидаемый ответ: «Именно эти элементы  не меняют свой вид при копировании».

В тетради получается заполненная таблица.

Название

Относительная

Абсолютная

Смешанная

Запись

=A1+B2

=$A$1+$B$2

=$A1+B$2, =A1+$B$2,

=$A$1+B2, =A$1+$B2

Что произойдет с формулой при копировании?

При копировании изменяется  вся формула.

Не меняется

При копировании изменяется та часть формулы, где отсутствует знак $.

Вы сегодня молодцы, поработали исследователями и сделали правильные выводы.

Домашнее задание. Повторите основные понятия. Потренируйтесь дома в определении вида ссылок и разделите данные формулы по их типу на группы. Элементы, которые будут меняться, выделите цветом.  

Ученики записывают задание в тетрадь: =K34+R15;

=$H22-L$2; =N6*S1; =$C$32/B8; =$F$5+$P$2; =X45-R12; =$G$3+$K$23; =A$8*$D31; =$M$56+$Z$23

3 стадия Рефлексия.

Посмотрите, ответили мы на вопросы, из нашей таблицы в начале урока? (Таблица тонких и толстых вопросов). 

Ученики отвечают на последние вопросы.

Вопросы

Ответы

Из каких элементов состоит эл.-ная таблица?

Столбцы, строки, ячейки

Как записывается имя ячейки?

Вначале имя столбца на латинской раскладке, затем номер строки.

Какую информацию можно записать в эл. таб.?

Текстовую, числовую, формулы

С чего начинается запись любой формулы?

Со знака =

Что может содержать формула?

Цифры, математические знаки, имена ячеек

Что обозначает $?

Знак абсолютной ссылки (заморозки)

Где можно вводить формулу?

В строке формул, в ячейке

Как заканчивается ввод формулы?

Если в строке формул, то нажатием Enter, если в ячейке, то щелчком мыши по любой ячейке.

Что произойдет с формулой при копировании?

Может изменить вид, может не изменить, может частично изменить вид.

От чего зависит результат копирования формулы?

от формы записи (присутствие $)

В заключении посмотрим, как хорошо вы теперь ориентируетесь в электронных таблицах. Заполняем кроссворд.

Ученики отгадывают кроссворд, за правильные ответы получают фишки.

Вопросы:

1.Вид формулы, которая частично меняется при копировании.

2.Вид формулы, который полностью меняется при копировании

3. Мне пришла в голову умная …..

4.Что начинается со знака =

5.Элемент электронной таблицы

6. Вид формулы, которая не меняется при копировании.

4Ф

2О

О

5Я

Т

Р

Ч

Н

М

Е

О

3М

У

Й

1С

С

Ы

Л

К

6А

М

И

С

А

А

Б

Е

Т

Л

С

Ш

Е

Ь

О

А

Л

Л

Н

Ь

Ю

Н

Н

Т

А

А

Н

Я

Я

А

Я

Подумайте, пожалуйста, кто был самым активным на сегодняшнем уроке?

Посмотрите, пожалуйста, на собранные вами смайлики, подсчитайте их количество и запишите на полях тетради.  Все, кто получил больше 4 смайликов получают оценку 5.

Попробуйте оценить  наш урок. Согласно данной таблице нарисуйте смайлик. Поднимите руки, кто оценил свои знания и урок  по первому рисунку, кто по второму и кто по третьему.

Ученики называют имена и фамилии учащихся.

Учитель проходит по классу и объявляет фамилии учеников, получивших оценки.

Ученики поднимают руки.

Урок познавательный.

 Я с удовольствием работал на уроке.

Урок обыкновенный.

 Я понял о чем идет речь.

Урок скучный.

Ничего нового я не узнал.

Вы молодцы. Спасибо за урок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Знакомство с электронными таблицами . Решение задач с помощью электронных таблиц.

Родоначальником электронных таблиц как отдельного класса ПО является Дэн Бриклин, совместно с Бобом Фрэнкстоном разработавший программу табличный редактор VisiCalc в 1979 г.  для компьютера Apple...

Материалы к уроку "Электронные таблицы. Основные параметры электронных таблиц"

Материалы содержат презентацию по теме и раздаточный материал для проведения проверочной практической работы....

Урок на тему: Электронные таблицы. Основные параметры электронных таблиц.

Урок на тему:    Электронные таблицы. Основные параметры электронных таблиц. Цели урока:Расширить представления учащихся о табличных информационных моделях;Сформировать представлен...

Электронные таблицы. Назаначение и основные функции электронных таблиц.

Цель урока познакомить учащихся с назначением и основными функциями электронной таблицы MS Excel. На уроке вводится понятия строки, столбца, ячейки, имения ячейки и диапозона ячеек.Комплект материалов...

Презентация. Электронный таблицы Обработка информации в электронных таблицах

Анимированная презентация по информатике для 9 класс. Тема урока: Электронные таблицы. Обработка информации в электронных таблицах. Презентация представляет собой флэш-анимацию, где изучаемый мат...

Презентация. Организация вычислений в электронных таблицах. Обработка информации в электронных таблицах.

Анимированная презентация по информатике для 9 класс. Тема урока: Организация вычислений в электронных таблицах. Обработка информации в электронных таблицах. Презентация представляет собой флэш-а...