Методическая разработка урока "Обработка числовой информации в электронных таблицах"
план-конспект урока по информатике и икт (9 класс)

Барсуков Олег Евгеньевич

Данный урок рассматривается как подготовительный перед проведением контрольной работы по теме «Формализация и моделирование» в 9 классе. 

Урок

Решение задач.

Электронные таблицы и вычислительный эксперимент.

Цель: Показать учащимся применение Excel в качестве инструмента для математического моделирования и для проведения вычислительного эксперимента.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon monte-karlo.zip1.35 МБ

Предварительный просмотр:

Данный урок рассматривается как подготовительный перед проведением контрольной работы по теме «Формализация и моделирование» в 9 классе.  

Урок

Решение задач.

Электронные таблицы и вычислительный эксперимент.

Тип урока: совершенствование и закрепление ЗУН учащихся по теме.

Методы: обяснительно-иллюстративный,  частично-поисковый, практическая, исследовательская работа.

Цель: Показать учащимся применение Excel в качестве инструмента для математического моделирования и для проведения вычислительного эксперимента.

О: Совершенствование навыков  работы с электронными таблицами; учить применять электронные таблицы для обработки данных по различным учебным предметами и процессам.

Р: Развитие логики мышления, навыков работы с ВТ, творческих способностей (исследовательских навыков, умения анализировать). Развитие самостоятельности активности, интереса к предмету. Развитие межпредметных связей.

В: воспитание сознательной дисциплины, бережного отношения к оборудованию, аккуратности работы; валеологических качеств. Воспитание объективного самооценивания.

Оборудование: доска, таблицы, компьютер, раздаточный материал, карточки.  

Ход урока:

I Оргмомент

II Повторение

На прошлом уроке вы познакомились с методом приближенного вычисления площадей сложных фигур – методом Монте-Карло. Сегодня на уроке мы рассмотрим применение Excel в качестве инструмента для математического моделирования и для проведения вычислительного эксперимент и обработки данных. В ходе урока необходимо решить 2 задачи обязательно и одну дополнительно /для успешно справившихся с 1 и 2/. Решение 1 задачи разберем вместе и 2 вы будете решать самостоятельно, я только дам небольшой комментарий.

№ 1   Рассмотрим следующую задачу.

Имеется окружность единичного радиуса. Площадь круга можно вычислить по формуле S=πR2. Т.к. R=1, площадь будет равна π квадратных единиц. Применив метод Монте-Карло для нахождения площади круга, мы экспериментально определим значение числа π.

К доске решать задачу пойдет …

Для решения данной задачи с помощью Excel создадим математическую модель.

Значение координаты Х меняется от –1 до 1, значение координаты Y  - аналогично. Если выполняется условие Х2+Y2<=1, то можно сказать, что точка с данными координатами лежит на окружности или внутри окружности.

Формируем множество точек со случайными координатами:

-  в ячейке А1 записываем формулу получения случайного числа  на промежутке от –1 до 1        =2*слчис()-1   /координата Х/;

- в ячейке В1 записываем формулу получения случайного числа  на промежутке от –1 до 1        =2*слчис()-1   /координата Y/;

  • выделяем ячейки А1 и В1 и копируем содержимое ячеек по 100-ю строчку, получаем 100 пар координат Х и Y, т.е. моделируем 100 точек лежащих на квадрате;
  • подсчёт количества точек попавших на круг

в С1 записываем формулу =Если(А1^2+B1^2<=1;1;0), копируем по 100-ю ячейку

        в ячейке D1 записываем формулу =Сумм(С1:С100) т.е. в ячейке D1 получаем результат – сколько точек попало на круг;

- вычисление площади круга S кр=Sкв*M/N /площадь квадрата  равна 4/

   в D2 записываем формулу =4*D1/100

*-* Учащиеся выполняют задание на компьютере.

Получаем результат. Экспериментально получили число π.

Оценка результата.

*Для успешно справившихся получить результат для 1000 точек.

 Оценка результата.

Итог: экспериментально вычислили значение числа π.

III Решение задач

№2  Чаще всего электронные таблицы используются именно для получения расчетных ведомостей, смет, справок, списков, т.е. в области делопроизводства.

Однако ЭТ могут оказаться полезными и для научных целей. С помощью электронных таблиц можно проводить вычислительные эксперименты.

В результате вычислительного эксперимента можно получить прогноз поведения исследуемой системы; выяснить вопрос о том, как изменение одних характеристик системы отразится на других.

Рассмотрим пример такого вычислительного эксперимента.

Ученые установили, что прирост числа какого-либо вида живых организмов за счет рождаемости прямо пропорционален их количеству, а убыль за счет смертности прямо пропорциональна квадрату от их количества. Этот закон известен под названием закона Мальтуса.

В одном хозяйстве собираются разводить карпов. Прежде, чем запускать мальков в пруд, решили провести расчеты. Согласно закону Мальтуса изменение числа рыб за один год вычисляется по формуле

ΔN=kN-qN2

Здесь N — число карпов в начале года, k — коэффициент прироста, q — коэффициент смертности. Экспериментально установлено, что для данного вида рыб (карпы) и в данных условиях (состояние водоема, наличие корма) k=1, q=0.001.

Если первоначально в пруд запущено N0 рыб, то из закона следует, что количество карпов через год будет таким:

N1=N0+(kN0-qN02).

Через два года

N2=N1+(kN1-qN12).

и т.д. Можно написать общую формулу для вычисления количества рыб в i-м году после их запуска:

Ni=Ni-1+(kNi-1-qN2i-1)  для 1=1,2,3,...

Заполним электронную таблицу для проведения по этой формуле расчета рыбного «поголовья» в пруду в течение нескольких лет.

A

B

C

D

E

F

1

k=

1

q=

0,001

n=

2

3

год

число рыб

4

5

1

=F1+$B$1*F1-$D$1*F1*F1

6

=A5+1

=C5+$B$1*C5-D$1*C5*C5

7

=A6+1

=C6+$B$1*C6-D$1*C6*C6

8

=A7+1

C7+$B$1*C7-$D$1*C7*C7

Для получения результатов достаточно занести в ячейку F1 первоначальное число рыб.

Теперь можно экспериментировать. Проследим, как за 10 лет будет меняться число карпов при разном количестве первоначально запущенных рыб.

A

B

C

D

E

F

1

k=

1

q=

0,001

n=

1980

2

3

год

число рыб

4

5

1

40

6

2

78

7

3

149

8

4

276

9

5

476

10

6

726

11

7

925

12

8

994

13

9

1000

14

10

1000

Из полученных результатов следует, что невозможно иметь в пруду больше 1000 карпов (при k=1, =0,001 и N0=1000). Если начальное число рыб меньше 1000, то оно постепенно будет расти до 1000 штук и далее не меняется. Если сразу запустить 1000 рыб, то это количество останется неизменным и в последующие годы. Даже если запустить сначала 1500 рыб, то через год их численность в два раза сократится, а затем все равно дойдет до 1000. Если же запустить в пруд 2000 рыб, то через год все они вымрут.

Из полученных результатов рыбоводы могут сделать практические выводы. Приведенные выше таблицы автоматически получались после изменений значения всего лишь в одной ячейке F1.

Задания:

  1. Постройте график численности рыб в пруду для k=1, q=0,001, N0=1990.
  2. Проведите численный эксперимент на таблице расчета количества рыб в пруду, поставив следующую цель: подобрать такие значения параметров k и q, при которых количество рыб за 10 лет может быть доведено до 2000.
  3. Сохраните файл c:\ Мои документы \ КЛАСС \Фамилия Имя

№ 3***   Дополнительно

Вычислительный эксперимент (оценка вероятностного события).

Смоделировать игровой автомат «Однорукий бандит»:

3 «барабана», со случайным выпадением чисел от 1 до 10 (в столбцах A, B, C). Выигрыш определяется выпадением одинакового числа на каждом из «барабанов». Посчитать частоту выпадения выигрышных комбинаций за 1000 попыток.

A

B

C

D

E

1

=ОКРУГЛ(9*СЛЧИС()+1;0)

=ОКРУГЛ(9*СЛЧИС()+1;0)

=ОКРУГЛ(9*СЛЧИС()+1;0)

=ЕСЛИ(A1=B1;ЕСЛИ(B1=C1;1;0);0)

=СЧЁТЕСЛИ(D1:D1000;"=1")

2

=ОКРУГЛ(9*СЛЧИС()+1;0)

=ОКРУГЛ(9*СЛЧИС()+1;0)

=ОКРУГЛ(9*СЛЧИС()+1;0)

=ЕСЛИ(A2=B2;ЕСЛИ(B2=C2;1;0);0)

3

=ОКРУГЛ(9*СЛЧИС()+1;0)

=ОКРУГЛ(9*СЛЧИС()+1;0)

=ОКРУГЛ(9*СЛЧИС()+1;0)

=ЕСЛИ(A3=B3;ЕСЛИ(B3=C3;1;0);0)

4

=ОКРУГЛ(9*СЛЧИС()+1;0)

=ОКРУГЛ(9*СЛЧИС()+1;0)

=ОКРУГЛ(9*СЛЧИС()+1;0)

=ЕСЛИ(A4=B4;ЕСЛИ(B4=C4;1;0);0)

Измените диапазон выпадения чисел (5, 20, 30), как это сказывается на количестве выигрышей?

Файл сохранить С:\Мои документы \КЛАСС \ Автомат

IV Домашнее задание /комментарий/.

Рассмотреть другой способ проверки попадания точек на фигуру и их подсчет (в №1).

Придумать задачу для решения которой применить функции Excel. Описать решение задачи.

V Итог

Сегодня на уроке мы рассмотрели применение табличного процессора в качестве инструмента для математического моделирования. Полученную математическую модель можно использовать для проведения вычислительного эксперимента т.е. для математических расчетов с целью прогноза поведения какой-то системы, с целью выяснения вопроса о том, как изменение одних характеристик системы отражается на других.

Сведения об авторе

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Технология обработки числовой информации в электронных таблицах»

Методическая разработка может использоваться для работы на уроке по  теме:"Логическая функция в EXCEL" и "Моделирование".Урок разработан на основе задачи №3.6 "Компьютерный магазин" из задачника ...

«История одной обсерватории…» (обобщение и систематизация основных понятий главы «Обработка числовой информации в электронных таблицах») - сценарий урока по информатике для 9 класса (Босова, ФГОС)

Цель урока:обобщить и систематизировать знания учащихся, полученные при изучении главы «Обработка числовой информации».Задачи урока:Образовательные:систематизировать и обобщить знания об э...

Обработка числовой информации в электронных таблицах. 9 класс

Данное пособие знакомит с приёмами работы в прикладной программе MS Excel. Здесь рассмотрены основные способы решения прикладных задач средствами табличного процессора. Приведены варианты практических...

Методическая разработка практического задания по модулю «Обработка числовой информации в электронных таблицах» с учетом регионального компонента по ФГОС

Возрастает интерес ко всему, что связано с прошлым и настоящим Южного Урала. Задачи краеведческого материала реализуются на межпредметном уровне.  Происходит непрерывное воспитание у учащихся отв...

Технологическая карта урока_Обработка числовой информации в электронных таблицах_9класс

Технологическая карта урока_Обработка числовой информации в электронных таблицах_9класс...

Обработка числовой информации в электронных таблицах

Информатика ЕГЭ-2024Задание №9(решение в Excel)  Откройте файл электронной таблицы, содержащей в каждой строке пять натуральных чисел. Определите количество строк таблицы, содержащих числа, ...