Рабочая программа по информатике, 11 класс, к УМК Макаровой Н.В.
рабочая программа по информатике и икт (11 класс)

Сухорукова Елена Викторовна

Рабочая программа разработа с учетом требований ФКГОС, содержит пояснительную записку, результаты, содержание, тематическое и календарно-тематическое планирования учебного предмета.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 11_inf._2019.doc161 КБ

Предварительный просмотр:

Усть-Донецкий район, станица Нижнекундрюченская

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Нижнекундрюченская средняя общеобразовательная школа

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по информатике и ИКТ

Уровень общего образования (класс): 11 класс, среднее  общее

Количество часов: 34 часа

Учитель: Сухорукова Е. В.

        

2019 – 2020 учебный год

  1. Пояснительная записка

Наименование   программы

Рабочая программа по информатике и ИКТ

Основания для разработки программы

Нормативные документы, на основании которых вы разработали данную программу:

1) Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г №273-ФЗ (с изменениями и дополнениями от 24.07.2015г);

2) Федерального компонента государственного стандарта среднего общего образования от 5 марта 2004 г. N 1089

3) основная образовательная программа  СОО для 10-11 классов (Приказ от 30.08.2019г  № 115);

4) авторской программы Н.В. Макаровой (книга «Программа по информатике и ИКТ (системно-информационная концепция). Макарова Н.В.- СПб.: Питер, 2009 г. 

5) Учебник «Информатика и ИКТ», 11 класс. Базовый уровень /Под ред. Проф. Н.В. Макаровой. – СПб.: Лидер, 2011.

Цель программы

  1. освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах, технологиях; овладение умениями работать с различными видами Развитие системного мышления, творческих способностей, познавательного интереса учащихся на основе организации межпредметных связей;
  2. развитие навыков технологии поиска информации в Интернете;
  3. закрепление и развитие навыков моделирования и технологии обработки данных в среде табличного процессора;

Задачи Ппограммы  

  • систематизировать подходы к изучению предмета;
  • сформировать у учащихся единую систему понятий, связанных с созданием, получением, обработкой, интерпретацией и хранением информации;
  • научить пользоваться распространенными прикладными пакетами;
  • показать основные приемы эффективного использования информационных технологий;
  • сформировать логические связи с другими предметами, входящими в курс среднего образования.

Количество часов

34 часа

Место предмета в учебном плане

Базисный учебный план на изучение информатики в 11 классе основной школы отводит 1 час в неделю, всего 34 урока.

Сроки реализации программы

2019-2020 учебный год


II. Планируемые результаты изучения учебного предмета

Предметные результаты включают в себя: освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами. В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом общего образования основными предметными результатами, формируемыми при изучении информатики в основной школе, являются:

  формирование информационной и алгоритмической культуры; формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации; развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств;

  формирование представления об основных изучаемых понятиях: информация, алгоритм, модель – и их свойствах;

  развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в современном обществе; развитие умений составить и записать алгоритм для конкретного исполнителя; формирование знаний об алгоритмических конструкциях, логических значениях и операциях; знакомство с одним из языков программирования и основными алгоритмическими структурами — линейной, условной и циклической;

  формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей — таблицы, схемы, графики, диаграммы, с использованием соответствующих программных средств обработки данных;

  формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права.

III. Содержание учебного предмета

Часть  1.  Информационная  картина  мира.

Раздел  1.  Основы  социальной  информатики – 14 часов.

Тема  1.1.  От  индустриального  общества  -  к  информационному.

Роль  и  характеристика  информационных  революций.  Краткая  характеристика  поколений  ЭВМ  и  связь  с  информационной  революцией.  Характеристика  индустриального  общества.  Характеристика  информационного  общества.  Понятие  информатизации.  Информатизация  как  процесс  преобразования  индустриального  общества  в  информационное.

Понятие  информационной  культуры:  информологический  и  культурологический  подходы.  Проявление  информационной  культуры  человека.  Основные  факторы  развития  информационной  культуры.

Тема  1.2.  Информационные  ресурсы.

Основные  виды  ресурсов.  Понятие  информационного  ресурса.  Информационный  ресурс  как  главный  стратегический  ресурс страны.  Как  отражается  правильное  использование  информационных  ресурсов  на  развитии  общества.

Понятие  информационного  продукта,  услуги,  информационной  услуги.  Основные  виды  информационных  услуг  в  библиотечной  сфере.  Роль  баз  данных  в  предоставлении  информационных  услуг.  Понятие  информационного  потенциала  общества.

Тема  1.3.  Этические  и  правовые  нормы  информационной  деятельности  человека.

Право  собственности  на  информационный  продукт:  права  распоряжения,  права  владения,  права  пользования.  Роль  государства  в  правовом  регулировании.  Закон  РФ  «Об  информации,  информатизации  и  защите  информации»  как  юридическая  основа  гарантий  прав  граждан  на  информацию.  Проблемы,  стоящие  перед  законодательными  органами  в  части  правового  обеспечения  информационной  деятельности  человека.

Понятие  этики.  Этические  нормы  информационной  деятельности.  Формы  внедрения  этических  норм.

Тема  1.4.  Информационная  безопасность.

Понятие  информационной  безопасности.  Понятие  информационной  среды.  Основные  цели  информационной  безопасности.  Объекты,  которым  необходимо  обеспечить  информационную  безопасность.

Понятие  информационных  угроз.  Источники  информационных  угроз.  Основные  виды  информационных  угроз  и  их  характеристики.

Информационная  безопасность  различных  пользователей  компьютерных  систем.  Методы  защиты  информации:  ограничение  доступа,  шифрование  информации,  контроль  доступа  к  аппаратуре,  политика  безопасности,  защита  от  хищения  информации,  защита  от  компьютерных  вирусов,  физическая  защита,  защита  от  случайных  угроз  и  пр.

Тема  1.5.  Моделирование  в  электронных  таблицах.

Этапы  моделирования  в  электронных  таблицах.

Моделирование  биологических  процессов  на  примере  решения  задачи  исследования  биоритмов  и  прогнозирования  неблагоприятных  дней  для  человека.  Индивидуальные  задания.

Моделирование  движения  тел  под  воздействием  силы  тяжести  на  примере  решения  следующих  задач:  исследование  движения  тела,  брошенного  под  углом  к  горизонту;  исследование  движения  парашютиста.  Индивидуальные  задания.

Моделирование  экологических  систем  на  примере  исследования  изменения  численности  биологического  вида  (популяции)  при  разных  коэффициентах  рождаемости  и  смертности  с  учетом  природных  факторов  и  биологического  взаимодействия  видов.  Индивидуальные  задания.

Моделирование  случайных  процессов  на  примере  решения  следующих  задач:  бросание  монеты;  игра  в  рулетку.  Индивидуальные  задания.

Тема  1.6.  Информационные  модели  в  базах  данных.

Этапы  создания  информационных  моделей  в  базах  данных.  Стандартные  и  индивидуальные  информационные  модели.  Информационная  модель  «Учащиеся».

Практические и письменные работы

Практическая работа №1. Моделирование биологических процессов.

Практическая работа №2. Моделирование случайных процессов.

Практическая работа №3. Моделирование движения тела под действием силы тяжести.

Практическая работа №4. Моделирование экологических систем.

Самостоятельная работа по теме: «Моделирование в ЭТ»

Практическая работа №5. Стандартные и индивидуальные информационные модели.

Практическая работа №6. Информационная модель «Учащиеся». Сведения об учащихся.

Практическая работа №7. Информационная модель «Учащиеся».

Контрольная работа № 1 по теме: «Информационные модели»

Раздел 2. Информационные системы и технологии – 3 часа.

Тема 2.1. Информационные системы.

Понятие системы. Представление об информационной системе. Процессы в информационной системе. Разомкнутая информационная система. Замкнутая информационная система. Понятие обратной связи. Классификация информационных систем: по характеру использования информации; по сфере применения. Типовые обеспечивающие подсистемы: техническая, информационная, математическая, программная, организационная, правовая.

Тема 2.2. Информационные технологии.

Сопоставление понятий и целей технологии материального производства и информационной технологии. Особенности компьютерной технологии. Инструментарий информационной технологии. Как соотносятся между собой информационные технологии и системы. История развития информационной технологии.

Часть  2.  Программное  обеспечение  информационных  технологий.

Раздел  3.  Информационная  технология  автоматизированной  обработки  текстовых  документов – 3 часа.

Тема  3.1. Автоматизация  редактирования.

Редактирование  и  форматирование  документа.  Проверка  орфографии.  Автозамена.  Автотекст.  Поиск  и  замена  символов.  Обработка  сканированного  текста.

Тема  3.2.  Автоматизация  форматирования

Автоперенос.  Нумерация  страниц.  Стилевое  форматирование.  Технология  стилевого  форматирования.  Правила  применения  стилей  в  многостраничных  документах.  Применение  и  изменение  стандартных  стилей.  Создание  нового  стиля.  Создание  стиля  на  основе  выделенного  фрагмента.  Определение  стилей  в  документах.  Стили  заголовков  с  нумерацией.  

Создание  оглавления.  Нумерация  страниц  и  рисунков.  Перекрестные  ссылки  в  документе,  в  колонтитулах,  на  список  литературы.  Сортировка.

Практические и письменные работы

Практическая работа № 8. Инструменты автоматизации редактирования. РК Редактирование и форматирование документа «Казаки на службе и их подвиги».

Практическая работа №9.  Инструменты автоматизации форматирования.

Контрольная работа №2 по теме: «Автоматизированная обработка текстовых документов»

Раздел  4.  Информационная  технология  хранения  данных -14 часов.

Тема  4.1.  Представление  о  базах  данных.

Роль  информационной  системы  в  жизни  людей.  Понятие  предметной  области.  Примеры  представления  информации  в разных  предметных  областях.  Пример  организации  алфавитного  и  предметного  каталогов.

Понятие  структурированных  данных.  База  данных  как  основа  информационной  системы.  Основные  понятия  базы  данных  -  поле  и  запись.  Понятие  структуры  записи.

Тема  4.2.  Виды  моделей  данных.

Примеры  информационных  моделей  предметной  области.  Понятие  модели  данных.  Иерархическая  модель  данных  и  ее  основные  свойства.  Сетевая  модель  данных  и  ее  основные  свойства.

Реляционная  модель  данных  и  ее  основные  свойства.  Типы  связей  между  таблицами  реляционной  модели  данных:  «один  к  одному»,  «один  ко  многим»  и  «многие  ко  многим».  Графическое  обозначение  реляционной  модели  данных.  Понятие  ключа.  Причина,  по  которой  одна  таблица  разделяется  на  две.  Преобразование  иерархической  и  сетевой  моделей  данных  к  реляционной.

Тема  4.3.  Система  управления  базами  данных.

Понятие  системы  управления  базой  данных  (СУБД).  Этапы  работы  в  СУБД.  Интерфейс  среды  СУБД.

Основные  группы  инструментов  СУБД:  для  создания  таблиц;  для  управления  видом  представления  данных;  для  обработки  данных;  для  вывода  данных.  Технология  описания  структуры  таблицы.  Понятие  формы  для  ввода  и  просмотра  данных.  Понятие  фильтра.  Виды  фильтров.  Понятие  запроса.  Понятие  отчета.

Тема  4.4.  Этапы  разработки  базы  данных.

Этап  1  -  постановка  задачи.  Этапы  2  -  проектирование  базы  данных.  Этап  3  -  создание  базы  данных  в  СУБД.  Этап  4  -  управления  базой  данных  в  СУБД.

Тема  4.5.  Практикум.  Теоретические  этапы  разработки  базы  данных.

  Постановка  задачи  -  разработка  базы  данных  «Географические  объекты».  Цель  -  создание  базы  данных.  Проектирование  базы  данных  «Географические  объекты»:  разработка  структуры  таблиц  «Континенты»,  «Страны»,  «Населенные  пункты»;  выделение  в  таблицах  ключей.

Тема  4.6.  Практикум.  Создание  базы  данных  в  СУБД.

Технология  создания  таблицы  «Континенты».  Создание  структуры  таблицы.  Изменение  свойств  таблицы.  Вставка  рисунков  в  таблицу.  Редактирование  структуры  таблицы.  Технология  создания  таблицы  «Населенные  пункты».

Установление  связей  между  таблицами:  создание  связей,  удаление  и  восстановление  связей.  Понятие  целостности  данных.

Ввод  данных  в  связанные  таблицы.

Тема  4.7.  Практикум.  Управление  базой  данных  в  СУБД.

Технология  создания  и  редактирования  форм  для  таблиц  «Континенты»,  «Страны»,  «Населенные  пункты».  Создание  и  редактирование  составной  формы.  Ввод  данных  с  помощью  форм.

Сортировка  данных  в  таблице.  Разработка  фильтра.  Понятие  расширенного  фильтра.

Технология  работы  с  запросами.  Создание  запроса  на  выборку  и  условия  отбора  в  нем.  Создание  запроса  с  параметром  и  условие  отбора  в  нем.  Групповые  операции  в  запросах.

Технология  создания  и  редактирование  отчета.

Практические и письменные  работы

 Практическая работа №10. Система управления базами данных Access.

Практическая работа №11. Этапы разработки базы данных «Географические объекты».

Практическая работа №12. Создание базы данных в СУБД Access. Создание файла базы данных.

Практическая работа №13. Технология создания таблицы.

Практическая работа №14. Связи между таблицами и ввод данных в связанные таблицы.

Практическая работа №15. Управление базой данных в СУБД Access. Формы.

Практическая работа №16. Управление базой данных в СУБД Access. Сортировка и отбор данных.

Практическая работа №17. Управление базой данных в СУБД Access. Создание запросов.

Практическая работа №18. Управление базой данных в СУБД Access. Создание отчетов

Контрольная работа №3 по теме: «Базы данных».

IV. Тематическое планирование учебного предмета

№ п/п

Тема раздела

Количество часов по разделу

Сроки

1

Основы социальной информатики

14

5.09-12.12

2

Информационные системы и технологии

3

19.12-9.01

3

Информационная технология автоматизированной обработки текста

3

16.01-30.01

4

Информационная технология хранения данных

14

6.02-14.05

V.  Календарно-тематическое планирование учебного предмета

№ п/п

Раздел, тема урока

Количество часов по разделу, теме

Дата

Часть 1. Информационная картина мира.

Раздел 1. Основы социальной информатики, 14 часов.

1

Инструктаж по технике безопасности. От индустриального общества к информационному. Информационная культура современного человека.

1

5.09

2

Информационные ресурсы.

1

12.09

3

Этические и правовые нормы информационной деятельности людей

1

19.09

4

Информационная безопасность.

1

26.09

5

Этапы моделирования в электронных таблицах.  
Практическая работа №1. Моделирование биологических процессов.

1

3.10

6

Практическая работа №2. Моделирование случайных процессов.

1

10.10

7

Практическая работа №3. Моделирование движения тела под действием силы тяжести.

1

17.10

8

Практическая работа №4. Моделирование экологических систем.

1

24.10

9

Самостоятельная работа по теме: «Моделирование в ЭТ»

1

7.11

10

Информационные модели в базах данных. Этапы создания информационных моделей в базах данных

1

14.11

11

Практическая работа №5. Стандартные и индивидуальные информационные модели.

1

21.11

12

Практическая работа №6. Информационная модель «Учащиеся». Сведения об учащихся.

1

28.11

13

Практическая работа №7. Информационная модель «Учащиеся».

1

5.12

14

Контрольная работа № 1 по теме: «Информационные модели»

1

12.12

Раздел 2. Информационные системы и технологии, 3 часа

15

Информационные системы.

1

19.12

16

Классификация информационных систем.

1

26.12

17

Информационные технологии.

1

9.01

Часть 2. Программное обеспечение информационных технологий.

Глава 3. Информационная технология автоматизированной обработки текста, 3 часа

18

Автоматизация редактирования.
Практическая работа № 8. Инструменты автоматизации редактирования. РК Редактирование и форматирование документа «Казаки на службе и их подвиги».

1

16.01

19

Автоматизация форматирования.
Практическая работа №9.  Инструменты автоматизации форматирования.

1

23.01

20

Контрольная работа №2 по теме: «Автоматизированная обработка текстовых документов»

1

30.01

Раздел 4. Информационная технология хранения данных, 14 часов

21

Представление о базах данных.

1

6.02

22

Виды моделей данных.

1

13.02

23

Система управления базами данных Access. Практическая работа №10. Система управления базами данных Access.

1

20.02

24

Этапы разработки базы данных. Практическая работа №11. Этапы разработки базы данных «Географические объекты».

1

27.02

25

РК Разработка проекта базы данных «Крупнейшие промышленные предприятия РО».

1

5.03

26

Практическая работа №12. Создание базы данных в СУБД Access. Создание файла базы данных.

1

12.03

27

Практическая работа №13. Технология создания таблицы.

1

19.03

28

Практическая работа №14. Связи между таблицами и ввод данных в связанные таблицы.

1

2.04

29

Практическая работа №15. Управление базой данных в СУБД Access. Формы.

1

9.04

30

Практическая работа №16. Управление базой данных в СУБД Access. Сортировка и отбор данных.

1

16.04

31

Практическая работа №17. Управление базой данных в СУБД Access. Создание запросов.

1

23.04

32

Практическая работа №18. Управление базой данных в СУБД Access. Создание отчетов

1

30.04

33

Контрольная работа №3 по теме: «Базы данных».

1

7.05

34

Итоговый урок за курс Информатики и ИКТ

1

14.05

        

6.Лист корректировки рабочей программы

Класс

Название темы

Дата проведения по плану

Причина корректировки

Корректирующие мероприятия

Дата проведения по факту

 

 

 

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по Информатике и ИКТ для 9-11 классов к УМК Н. В. Макаровой (базовый уровень)

Рабочая программа по информатике и ИКТ для 9-11 классов  к УМК  Н. В. Макаровой...

Рабочая программа по информатике 5 класс Макарова Н.В. (1 час в неделю)

Рабочая программа по информатике и ИКТ  для 5 класса разработана на основе авторской программы Н.В. Макаровой «Программа по информатике и ИКТ» (системно-информационная  концепция).  – С...

Рабочая программа по информатике 6 класс Макарова Н.В. (1 час в неделю)

Рабочая программа по информатике и информационным технологиям для 6 класса разработана на основе:Программы по информатике и ИКТ(системно-информационная концепция). 5-11 классы.  Н.В. Макарова.Раб...

Рабочая программа по информатике 8 класс, УМК Макарова Н.В.

Рабочая программа по информатике 8 класс, УМК Макарова Н.В....

Рабочая программа по информатике 9 класс, УМК Макарова Н.В.

Рабочая программа по информатике 9 класс, УМК Макарова Н.В....

Рабочая программа по информатике и ИКТ 7-9 классы Макарова Н.В.

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование....

Рабочая программа по информатике 10 класс, УМК Макаровой Н.В.

Рабочая программа по "Информатике и ИКТ" для 10 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования по информатике и информационным технологиям и Программы профессора Н....