Рабочая программа по информатике, 8 класс, к УМК Угринович Н.Д., ФГОС
рабочая программа по информатике и икт (8 класс)

Сухорукова Елена Викторовна

Рабочая программа разработа с учетом требований ФГОС, содержит пояснительную записку, результаты, содержание, тематическое и календарно-тематическое планирования учебного предмета.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 8_inf.2019.doc184.5 КБ

Предварительный просмотр:

Усть-Донецкий район, станица Нижнекундрюченская

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Нижнекундрюченская средняя общеобразовательная школа

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по информатике 

Уровень общего образования (класс): 8 класс, основное общее

Количество часов: 35 часов

Учитель: Сухорукова Е. В.

        

2019-2020 учебный год

  1. Пояснительная записка

Наименование   Программы

Рабочая программа по информатике

Основания для разработки программы

Нормативные документы, на основании которых вы разработали данную программу:

1) Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г №273-ФЗ  (с изменениями и дополнениями от 24.07.2015г);

2) ФГОС ООО от 17.12.2010г №1897

3) основная образовательная программа  ООО для 5-9 классов (Приказ от 30.08.2019г  № 115);

4) авторской программы Угриновича Н.Д. (книга «Информатика. 7-9 классы: методическое пособие / Н.Д. Угринович, Н.Н. Самылкина. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2016.»).

5) Учебник «Информатика и ИКТ», 8 класс. Н.Д. Угринович.- Бином. Лаборатория знаний, 2018.

Цель программы

  • освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах, технологиях; овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ);
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;
  • воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации; формирование у учащихся практических умений и навыков в области коммуникационных технологий;

Задачи программы  

  • сформировать готовность современного школьника к активной учебной деятельности в информационной образовательной среде школы
  • дать начальные представления о назначении компьютера, о его устройстве и функциях основных узлов, о составе программного обеспечения компьютера; ввести понятие файловой структуры дисков, раскрыть назначение операционной системы;
  • познакомить учащихся с назначением и областями применения компьютерной графики; дать представление об устройстве и функционировании графической системы компьютера; обучить основным приемам работы с графическим редактором.
  • изучить архитектуру ЭВМ на уровне знакомства с устройством и работой процессора; устройств ввода, вывода и хранения информации.
  • сформировать навыки и умения безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умение соблюдать нормы информационной этики и права.

Количество часов

35 часов

Место предмета в учебном плане

Базисный учебный план на изучение информатики в 8 классе основной школы отводит 1 час в неделю, всего 35 урока. На основании учебного плана МБОУ НКСОШ на 2019-2020 учебный год (Приказ от 30.08.2019г № 133) и регламентирования образовательного процесса (Приказ от 30.08.2019г № 118), с целью выполнения программного материала мной уплотнено количество часов, предусмотренное программой по темам «Повторение материала за курс информатики 8 класса. Решение упражнений из открытой базы данных ОГЭ.» с 2 часов до 1 часа. Внесенные коррективы позволяют программный материал реализовать в полном объеме, не снижают уровень подготовки учащихся.

Сроки реализации программы

2019-2020 учебный год

II. Планируемые результаты изучения учебного предмета.

Личностные результаты – это сформировавшаяся в образовательном процессе система ценностных отношений учащихся к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу, объектам познания, результатам образовательной деятельности. Основными личностными результатами, формируемыми при изучении информатики в основной школе, являются:

      наличие представлений об информации как важнейшем стратегическом ресурсе развития личности, государства, общества; понимание роли информационных процессов в современном мире; 

      владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации; ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды;

      способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значимость подготовки в области информатики и ИКТ в условиях развития информационного общества; готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения с использованием средств и методов информатики и ИКТ;

      способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет знания основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной эксплуатации средств ИКТ.

Метапредметные результаты – освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях. Основными метапредметными результатами, формируемыми при изучении информатики в основной школе, являются:

      владение общепредметными понятиями «объект», «система», «модель», «алгоритм», «исполнитель» и др.

      владение умениями организации собственной учебной деятельности, включающими: целеполагание как постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что требуется установить; планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата, разбиение задачи на подзадачи,  разработка последовательности и структуры действий,  необходимых для достижения цели при помощи фиксированного набора средств; прогнозирование – предвосхищение результата; контроль – интерпретация полученного результата, его соотнесение с имеющимися данными с целью установления соответствия или несоответствия (обнаружения ошибки); коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план действий в случае обнаружения ошибки;  оценка – осознание учащимся того, насколько качественно им решена учебно-познавательная задача;

      опыт принятия решений и управления объектами (исполнителями) с помощью составленных для них алгоритмов (программ);

      владение основными универсальными умениями информационного характера: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;

      владение информационным моделированием как основным методом приобретения знаний: умение преобразовывать объект из чувственной формы в пространственно-графическую или знаково-символическую модель; умение строить разнообразные информационные структуры для описания объектов; умение «читать» таблицы, графики, диаграммы, схемы и т.д., самостоятельно перекодировать информацию из одной знаковой системы в другую; умение выбирать форму представления информации в зависимости от стоящей задачи,  проверять адекватность модели объекту и цели моделирования;

      широкий спектр умений и навыков использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации, навыки создания личного информационного пространства.

Предметные результаты включают в себя: освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами. В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом общего образования основными предметными результатами, формируемыми при изучении информатики в основной школе, являются:

  формирование информационной и алгоритмической культуры; формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации; развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств;

  формирование представления об основных изучаемых понятиях: информация, алгоритм, модель – и их свойствах;

  развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в современном обществе; развитие умений составить и записать алгоритм для конкретного исполнителя; формирование знаний об алгоритмических конструкциях, логических значениях и операциях; знакомство с одним из языков программирования и основными алгоритмическими структурами — линейной, условной и циклической;

  формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей — таблицы, схемы, графики, диаграммы, с использованием соответствующих программных средств обработки данных;

  формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права.

III. Содержание учебного предмета

1. Информация и информационные процессы – 7 ч

Информация в природе, обществе и технике. Информация и информационные процессы в неживой природе. Информация и информационные процессы в живой природе. Человек: информация и информационные процессы.  Информация и информационные процессы в технике. Кодирование информации с помощью знаковых систем. Знаки: форма и значение. Знаковые системы. Кодирование информации. Количество информации. Количество информации как мера уменьшения неопределенности знания. Определение количества информации. Алфавитный подход к определению количества информации.

Практические работы:

Практическая работа № 1.1 «Тренировка ввода текстовой и цифровой информации с клавиатурного тренажера».

Практическая работа № 1.2 «Перевод единиц измерения количества информации с помощью калькулятора».

 Контрольная работа №1 «Информация и информационные процессы»

2. Кодирование текстовой и графической информации – 5 ч.

Кодирование графической информации. Пространственная дискретизация. Растровые изображения на экране монитора. Палитры цветов в системах цветопередачи RGB, CMYK и HSB. Растровая и векторная графика.

Практические работы:

Практическая работа № 2.1 «Кодирование текстовой информации».

Практическая работа № 2.2 «Кодирование графической информации».

Контрольная работа №2 «Кодирование текстовой и графической информации»

3. Кодирование и обработка звука, цифровых фото и видео – 4 ч

Кодирование и обработка звуковой информации. Цифровые фото и видео.

Практические работы:

Практическая работа № 3.1 «Кодирование и обработка звуковой информации».

Практическая работа № 3.2 «Захват цифрового фото и создание слайд-шоу».

Практическая работа № 3.3 «Захват и редактирование цифрового видео с использованием системы нелинейного видео-монтажа».

4. Кодирование и обработка числовой информации – 7 ч

Кодирование числовой информации. Представление числовой информации с помощью систем счисления. Арифметические операции в позиционных системах счисления. Двоичное кодирование чисел в компьютере.

Электронные таблицы. Основные параметры электронных таблиц. Основные типы и форматы данных. Относительные, абсолютные и смешанные ссылки. Встроенные

функции. Построение диаграмм и графиков. 

Практические работы:

Практическая работа № 4.1 «Перевод чисел из одной системы счисления в другую с помощью калькулятора».

Практическая работа № 4.2 «Относительные, абсолютные и смешанные ссылки в электронных таблицах».

Практическая работа № 4.3 «Создание таблиц значений функций в электронных таблицах».

Практическая работа № 4.4 «Построение диаграмм различных типов».

Контрольная работа №3 «Кодирование и обработка числовой информации»

 

5. Хранение, поиск и сортировка информации в базах данных (использование электронных таблиц) - 2ч.

Базы данных в электронных таблицах. Сортировка и поиск данных в электронных таблицах.

Практические работы:

Практическая работа № 5.1 «Сортировка и поиск данных в электронных таблицах».

6. Коммуникационные технологии и разработка web-сайтов -8ч.

Передача информации. Локальные компьютерные сети. Глобальная компьютерная сеть Интернет. Состав Интернета. Адресация в Интернете. Маршрутизация и транспортировка данных по компьютерным сетям. Разработка web-сайтов с использованием языка разметки гипертекста HTML. Web-страницы и web-сайты.

Структура web-страницы. Форматирование текста на web-странице. Вставка изображений в web-страницы. Гиперссылки на web-страницах. Списки на web-страницах. Интерактивные формы на web-страницах.

Практические работы:

Практическая работа № 6.1 «Предоставление доступа к диску на компьютере, подключенном к локальной сети».

Практическая работа № 6.2 « «География» Интернета».

Практическая работа № 6.3 «Разработка сайта с использованием языка разметки текста HTML».

Контрольная работа №4 «Коммуникационные технологии и разработка web-сайтов»

7. Повторение – 2ч.

Содержание информатики с точки зрения построения траектории обучения в основной школе раскрывается в тематическом планировании автора. Объем изучаемого материала и его распределение по годам изучения представлены в следующей таблице.

Тема

Количество часов / класс

Всего

7

8

9

1

Информация и информационные процессы

3

1

2

-

2

Компьютер как универсальное устройство обработки информации

7

7

-

-

3

Кодирование текстовой и графической информации

9

-

9

-

4

Обработка текстовой информации

9

9

-

-

5

Обработка графической информации

8

8

-

-

6

Кодирование и обработка числовой информации

6

-

6

-

7

Кодирование и обработка звука, цифровых фото и видео

4

-

4

-

8

Основы алгоритмизации и объектно-ориентированного программирования

14

-

-

14

9

Моделирование и формализация

8

-

-

8

10

Хранение, поиск и сортировка информации в базах данных (использование электронных таблиц)

2

-

2

-

11

Логика и логические основы компьютера

4

-

-

4

12

Коммуникационные технологии и разработка web-сайтов

14

7

7

-

13

Информационное общество и информационная безопасность

3

1

-

2

Контрольные уроки и резерв

14

2

5

7

Всего

105

35

35

35

Отличительной чертой рабочей программы от авторской является изменение количества часов на изучение тем. Это было сделано с учетом поурочного планирования, взятого из книги «Информатика. 7-9 классы: методическое пособие / Н.Д. Угринович, Н.Н. Самылкина. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2016.» Получилась следующая почасовка:

Тема

Количество

часов

1

Информация и информационные процессы

7

2

Компьютер как универсальное устройство обработки информации

-

3

Кодирование текстовой и графической информации

5

4

Обработка текстовой информации

-

5

Обработка графической информации

-

6

Кодирование и обработка числовой информации

7

7

Кодирование и обработка звука, цифровых фото и видео

4

8

Основы алгоритмизации и объектно-ориентированного программирования

-

9

Моделирование и формализация

-

10

Хранение, поиск и сортировка информации в базах данных (использование электронных таблиц)

2

11

Логика и логические основы компьютера

-

12

Коммуникационные технологии и разработка web-сайтов

8

13

Информационное общество и информационная безопасность

-

14

Резерв - повторение

2

Всего

35

IV. Тематическое планирование учебного предмета

№ п/п

Тема раздела

Количество

часов по разделу

Сроки

1

Информация и информационные процессы

7

5.09-17.10

2

Кодирование текстовой и графической информации

5

24.10-28.11

3

Кодирование и обработка звука, цифровых фото и видео

4

5.12-26.12

4

Кодирование и обработка числовой информации

7

9.01-20.02

5

Хранение, поиск и сортировка информации в базах данных (использование электронных таблиц)

2

27.02-5.03

6

Коммуникационные технологии и разработка web-сайтов

8

12.03-7.05

7

Резерв - повторение

2

14.05

V. Календарно-тематическое планирование учебного предмета

 

№ п/п

Тема

Количество часов

Дата

1. Информация и информационные процессы – 7 ч

1

Введение. Информация в природе, обществе и технике

1

5.09

2

Информационные процессы в различных системах. Практическая работа № 1.1 «Тренировка ввода текстовой и цифровой информации с клавиатурного тренажера».

1

12.09

3

Кодирование информации с помощью знаковых систем

1

19.09

4

Знаковые системы

1

26.09

5

Вероятностный (содержательный) подход к измерению количества информации Практическая работа № 1.2 «Перевод единиц измерения количества информации с помощью калькулятора».

1

3.10

6

Алфавитный подход к измерению количества информации

1

10.10

7

Контрольная работа №1 «Информация и информационные процессы»

1

17.10

2. Кодирование текстовой и графической информации – 5 ч.

8

Кодирование текстовой информации

1

24.10

9

Определение числовых кодов символов и перекодировка текста. Практическая работа № 2.1 «Кодирование текстовой информации».

1

7.11

10

Кодирование графической информации

1

14.11

11

Палитры цветов в системах цветопередачи RGB, CMYK и HSB. Практическая работа № 2.2 «Кодирование графической информации».

1

21.11

12

Контрольная работа №2 «Кодирование текстовой и графической информации»

1

28.11

3. Кодирование и обработка звука, цифровых фото и видео – 4 ч

13

Кодирование и обработка звуковой информации

1

5.12

14

Обработка звука. Практическая работа № 3.1 «Кодирование и обработка звуковой информации». РК Монтаж «Казачье попурри»

1

12.12

15

Цифровые фото и видео. Практическая работа № 3.2 «Захват цифрового фото и создание слайд-шоу». РК Фото «Казачьи храмы в России»

1

19.12

16

Редактирование цифрового видео с использованием системы нелинейного видео-монтажа. Практическая работа № 3.3 «Захват и редактирование цифрового видео с использованием системы нелинейного видео-монтажа». РК Видеоролик «Быт казаков»

1

26.12

4.  Кодирование и обработка числовой информации – 7 ч

17

Кодирование числовой информации. Системы счисления

1

9.01

18

Развернутая и свернутая формы записи чисел. Перевод из произвольной в десятичную систему счисления

1

16.01

19

Перевод из десятичной в произвольную систему счисления. Двоичная арифметика.  Практическая работа № 4.1 «Перевод чисел из одной системы счисления в другую с помощью калькулятора».

1

23.01

20

Электронные таблицы. Основные возможности. Практическая работа № 4.2 «Относительные, абсолютные и смешанные ссылки в электронных таблицах».

1

30.01

21

Электронные таблицы. Основные возможности.  Практическая работа № 4.3 «Создание таблиц значений функций в электронных таблицах».

1

6.02

22

Построение диаграмм и графиков в электронных таблицах.  Практическая работа № 4.4 «Построение диаграмм различных типов».

1

13.02

23

Контрольная работа №3 «Кодирование и обработка числовой информации»

1

20.02

5. Хранение, поиск и сортировка информации в базах данных (использование электронных таблиц) - 2ч.

24

Базы данных в электронных таблицах

1

27.02

25

Сортировка и поиск данных в электронных таблицах. Практическая работа № 5.1 «Сортировка и поиск данных в электронных таблицах».

1

5.03

6. Коммуникационные технологии и разработка web-сайтов -8ч.

26

Передача информации. Локальные компьютерные Сети.  Практическая работа № 6.1 «Предоставление доступа к диску на компьютере, подключенном к локальной сети».

1

12.03

27

Глобальная компьютерная сеть Интернет. Структура и способы подключения.

1

19.03

28

Адресация в Интернете. Маршрутизация и транспортировка данных в сети. Практическая работа № 6.2 ««География» Интернета».

1

2.04

29

Публикации в сети. Структура web-страницы и web-сайта, инструменты для их создания

1

9.04

30

Форматирование текста на web-странице. Вставка изображений и гиперссылок

1

16.04

31

Вставка и форматирование Списков.  Практическая работа № 6.3 «Разработка сайта с использованием языка разметки текста HTML». РК Разработка мини-сайта на тему «Сельское хозяйство РО»

1

23.04

32

Использование интерактивных форм

1

30.04

33

Контрольная работа №4 «Коммуникационные технологии и разработка web-сайтов»

1

7.05

Повторение – 2ч.

34-35

Повторение материала за курс информатики 8 класса. Решение упражнений из открытой базы данных ОГЭ.

2

14.05

6.Лист корректировки рабочей программы

Класс

Название темы

Дата проведения по плану

Причина корректировки

Корректирующие мероприятия

Дата проведения по факту

 

 

 

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по информатике 8-9 кл. Угринович. 2012г.

рабочая программа по информатике 8-9 кл. Угринович. 2012г....

Рабочая программа по информатике и ИКТ по Угриновичу Н.Д. 10 класс по 4 часа

Рабочая программа по информатике и ИКТ по Угриновичу Н.Д. 10 класс по 4 часа...

Рабочая программа по информатике для 7-9 классов к учебнику Угриновича Н.Д. на основе ФГОС 2004 года

Рабочая программа по информатике для 7-9 классов составлена к учебнику Угриновича Н.Д. на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования по инф...

Рабочая программа по информатике и ИКТ, 7 класс, Угринович ФГОС

Рабочая программа по информатике и ИКТ, 7 класс, Угринович ФГОС вместе с календарно-тематическим планом...

Рабочая программа 2-4 классы по немецкому языку в формате ФГОС

Основанием для разработки данной рабочей программы послужила завершенная предметная линия учебников  «Немецкий язык» для 2–4 классов общеобразовательных  учреждений, авторы: И. Л. Бим, Л. И....

Рабочая программа по информатике 8,9 кл. (Угринович Н.Д.)

Рабочая программа по информатике и ИКТ составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного стандарта общего образования //Сборник нормативных документов Информатика и ИКТ/сост. Э.Д.Дн...