Рабочая программа по информатике, 9 класс, к УМК Угринович Н.Д., ФГОС
рабочая программа по информатике и икт (9 класс)

Сухорукова Елена Викторовна

Рабочая программа разработа с учетом требований ФГОС, содержит пояснительную записку, результаты, содержание, тематическое и календарно-тематическое планирования учебного предмета.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 9_inf.2019.doc172 КБ

Предварительный просмотр:

Усть-Донецкий район, станица Нижнекундрюченская

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Нижнекундрюченская средняя общеобразовательная школа

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по информатике

Уровень общего образования (класс): 9 класс, основное общее

Количество часов: 34 часа

Учитель: Сухорукова Е. В.

        

2019-2020 учебный год

  1. Пояснительная записка

Наименование   программы

Рабочая программа по информатике

Основания для разработки программы

Нормативные документы, на основании которых вы разработали данную программу:

1) Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г №273-ФЗ  (с изменениями и дополнениями от 24.07.2015г);

2) ФГОС ООО от 17.12.2010г №1897

3) основная образовательная программа  ООО для 5-9 классов (Приказ от 30.08.2019г  № 115);

4) авторской программы Угриновича Н.Д. (книга «Информатика. 7-9 классы: методическое пособие / Н.Д. Угринович, Н.Н. Самылкина. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2016.»).

5) Учебник «Информатика и ИКТ», 9 класс. Н.Д. Угринович.- Бином. Лаборатория знаний, 2018.

Цель программы

  • освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах, технологиях; овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ);
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;
  • воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации; формирование у учащихся практических умений и навыков в области коммуникационных технологий;

Задачи программы  

  • сформировать готовность современного школьника к активной учебной деятельности в информационной образовательной среде школы
  • дать начальные представления о назначении компьютера, о его устройстве и функциях основных узлов, о составе программного обеспечения компьютера; ввести понятие файловой структуры дисков, раскрыть назначение операционной системы;
  • познакомить учащихся с назначением и областями применения компьютерной графики; дать представление об устройстве и функционировании графической системы компьютера; обучить основным приемам работы с графическим редактором.
  • изучить архитектуру ЭВМ на уровне знакомства с устройством и работой процессора; устройств ввода, вывода и хранения информации.
  • сформировать навыки и умения безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умение соблюдать нормы информационной этики и права.

Количество часов

34 часа

Место предмета в учебном плане

Базисный учебный план на изучение информатики в 9 классе основной школы отводит 1 час в неделю, всего 35 урока. По учебному плану МБОУ НКСОШ в 2019-2020 учебном году предусматривается в 9 классе 34 учебные недели. Тематическое планирование курса информатики составлено в соответствии с учебным планом школы.

Сроки реализации программы

2019-2020 учебный год

II. Планируемые результаты изучения учебного предмета.

Личностные результаты – это сформировавшаяся в образовательном процессе система ценностных отношений учащихся к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу, объектам познания, результатам образовательной деятельности. Основными личностными результатами, формируемыми при изучении информатики в основной школе, являются:

      наличие представлений об информации как важнейшем стратегическом ресурсе развития личности, государства, общества; понимание роли информационных процессов в современном мире; 

      владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации; ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды;

      способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значимость подготовки в области информатики и ИКТ в условиях развития информационного общества; готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения с использованием средств и методов информатики и ИКТ;

      способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет знания основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной эксплуатации средств ИКТ.

Метапредметные результаты – освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях. Основными метапредметными результатами, формируемыми при изучении информатики в основной школе, являются:

      владение общепредметными понятиями «объект», «система», «модель», «алгоритм», «исполнитель» и др.

      владение умениями организации собственной учебной деятельности, включающими: целеполагание как постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что требуется установить; планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата, разбиение задачи на подзадачи,  разработка последовательности и структуры действий,  необходимых для достижения цели при помощи фиксированного набора средств; прогнозирование – предвосхищение результата; контроль – интерпретация полученного результата, его соотнесение с имеющимися данными с целью установления соответствия или несоответствия (обнаружения ошибки); коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план действий в случае обнаружения ошибки;  оценка – осознание учащимся того, насколько качественно им решена учебно-познавательная задача;

      опыт принятия решений и управления объектами (исполнителями) с помощью составленных для них алгоритмов (программ);

      владение основными универсальными умениями информационного характера: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;

      владение информационным моделированием как основным методом приобретения знаний: умение преобразовывать объект из чувственной формы в пространственно-графическую или знаково-символическую модель; умение строить разнообразные информационные структуры для описания объектов; умение «читать» таблицы, графики, диаграммы, схемы и т.д., самостоятельно перекодировать информацию из одной знаковой системы в другую; умение выбирать форму представления информации в зависимости от стоящей задачи,  проверять адекватность модели объекту и цели моделирования;

      широкий спектр умений и навыков использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации, навыки создания личного информационного пространства.

Предметные результаты включают в себя: освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами. В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом общего образования основными предметными результатами, формируемыми при изучении информатики в основной школе, являются:

  формирование информационной и алгоритмической культуры; формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации; развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств;

  формирование представления об основных изучаемых понятиях: информация, алгоритм, модель – и их свойствах;

  развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в современном обществе; развитие умений составить и записать алгоритм для конкретного исполнителя; формирование знаний об алгоритмических конструкциях, логических значениях и операциях; знакомство с одним из языков программирования и основными алгоритмическими структурами — линейной, условной и циклической;

  формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей — таблицы, схемы, графики, диаграммы, с использованием соответствующих программных средств обработки данных;

  формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права.

 

III. Содержание учебного предмета 

  1. Логика и логические основы компьютера. (5 ч)

Алгебра логики. Логические основы компьютера.

Компьютерный практикум

Практическая работа №1. «Таблица истинности логических функций».

Практическая работа №2 «Модели электронных схем логических элементов «И», «ИЛИ» и «НЕ»».

Контрольная работа №1 по теме: «Алгебра логики».

  1. Основы алгоритмизации и объектно-ориентированного программирования (16ч)

Алгоритм и его формальное исполнение. Свойства алгоритма и его исполнители. Блок-схемы алгоритмов. Выполнение алгоритмов компьютером. Кодирование основных типов алгоритмических структур на объектно-ориентированных языках и алгоритмическом языке. Линейный алгоритм. Алгоритмическая структура «ветвление». Алгоритмическая структура «выбор». Алгоритмическая структура «цикл». Переменные: тип, имя, значение. Арифметические, строковые и логические выражения. Функции в языках объектно-ориентированного и алгоритмического программирования. Основы объектно-ориентированного визуального программирования. Графические возможности объектно-ориентированного языка программирования Visual Basic 2005.

Компьютерный практикум

Практическая работа № 3 «Знакомство с системами объектно-ориентированного и алгоритмического программирования».

Практическая работа № 4 «Проект “Переменные”».

Практическая работа № 5 «Проект “Калькулятор”».

Практическая работа № 6 «Проект “Строковый калькулятор”».

Практическая работа № 7 «Проект “Даты и время”».

Практическая работа № 8 «Проект “Сравнение кодов символов”».

Практическая работа № 9 «Проект “Отметка”».

Практическая работа № 10 «Проект “Коды символов”».

Практическая работа № 11 «Проект “Слово-перевертыш”».

Практическая работа № 12 «Проект “Графический редактор”».

Практическая работа № 13 «Проект “Системы координат”».

Практическая работа № 14 «Проект “Анимация”».

Контроль знаний и умений

Контрольная работа № 2 по теме «Основы алгоритмизации и объектно-ориентированного программирования».

  1. Моделирование и формализация (10 ч)

Окружающий мир как иерархическая система. Моделирование, формализация, визуализация. Моделирование как метод познания. Материальные и информационные модели. Формализация и визуализация моделей. Основные этапы разработки и исследования моделей на компьютере. Построение и исследование физических моделей. Приближенное решение уравнений. Экспертные системы распознавания химических веществ. Информационные модели управления объектами.

Компьютерный практикум

Практическая работа № 15 «Проект “Бросание мячика в площадку”».

Практическая работа № 16 «Проект “Графическое решение уравнения”».

Практическая работа №17 Проект «Выполнение геометрических построений в системе компьютерного черчения КОМПАС»

Практическая работа № 18 «Проект “Распознавание удобрений”».

Практическая работа № 19 «Проект “Модели систем управления”».

Контроль знаний и умений

Контрольная работа № 3 по теме «Моделирование и формализация».

4. Информационное общество и информационная безопасность (3 ч)

Информационное общество. Информационная культура. Перспективы развития информационных и коммуникационных технологий. 

Содержание информатики с точки зрения построения траектории обучения в основной школе раскрывается в тематическом планировании автора. Объем изучаемого материала и его распределение по годам изучения представлены в следующей таблице.

Тема

Количество часов / класс

Всего

7

8

9

1

Информация и информационные процессы

3

1

2

-

2

Компьютер как универсальное устройство обработки информации

7

7

-

-

3

Кодирование текстовой и графической информации

9

-

9

-

4

Обработка текстовой информации

9

9

-

-

5

Обработка графической информации

8

8

-

-

6

Кодирование и обработка числовой информации

6

-

6

-

7

Кодирование и обработка звука, цифровых фото и видео

4

-

4

-

8

Основы алгоритмизации и объектно-ориентированного программирования

14

-

-

14

9

Моделирование и формализация

8

-

-

8

10

Хранение, поиск и сортировка информации в базах данных (использование электронных таблиц)

2

-

2

-

11

Логика и логические основы компьютера

4

-

-

4

12

Коммуникационные технологии и разработка web-сайтов

14

7

7

-

13

Информационное общество и информационная безопасность

3

1

-

2

Контрольные уроки и резерв

14

2

5

7

Всего

105

35

35

35

Отличительной чертой рабочей программы от авторской является изменение количества часов на изучение тем. Это было сделано с учетом поурочного планирования, взятого из книги «Информатика. 7-9 классы: методическое пособие / Н.Д. Угринович, Н.Н. Самылкина. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2016.» Получилась следующая почасовка:

Тема

Количество часов / класс

9

1

Информация и информационные процессы

-

2

Компьютер как универсальное устройство обработки информации

-

3

Кодирование текстовой и графической информации

-

4

Обработка текстовой информации

-

5

Обработка графической информации

-

6

Кодирование и обработка числовой информации

-

7

Кодирование и обработка звука, цифровых фото и видео

-

8

Основы алгоритмизации и объектно-ориентированного программирования

16

9

Моделирование и формализация

10

10

Хранение, поиск и сортировка информации в базах данных (использование электронных таблиц)

-

11

Логика и логические основы компьютера

5

12

Коммуникационные технологии и разработка web-сайтов

-

13

Информационное общество и информационная безопасность

3

Контрольные уроки и резерв

0

Всего

34

IV. Тематическое планирование учебного предмета

№ п/п

Тема раздела

Количество часов по разделу

Сроки

1

Основы алгоритмизации и объектно-ориентированного программирования

16

6.09-4.10

2

Моделирование и формализация

10

11.10-7.02

3

Логика и логические основы компьютера

5

14.02-24.04

4

Информационное общество и информационная безопасность

3

8.05-22.05

V. Календарно-тематическое планирование учебного предмета

№ п/п

Тема урока

Количество часов

Дата

Раздел 1. Логика и логические основы компьютера (5 часов)

1

Техника безопасности в кабинете информатики. Алгебра логики. Логические переменные и логические высказывания. Основы устройства компьютера.

1

6.09

2

Алгебра логики. Логические переменные и логические высказывания. Основы устройства компьютера.

1

13.09

3

Таблицы истинности логических функций. Практическая работа №1«Таблицы истинности и логических функций».

1

20.09

4

Логические основы компьютера. Практическая работа №2 «Модели электрических схем логических элементов «И», «ИЛИ» и «НЕ»».

1

27.09

5

Контрольная работа №1 по теме: «Алгебра логики».

1

4.10

Раздел 2. Основы алгоритмизации и объектно-ориентированного программирования (16 часов)

6

Алгоритм и его формальное исполнение.

1

11.10

7

Знакомство с системами объектно-ориентированного и процедурного программирования. Практическая работа №3 «Знакомство с системами объектно-ориентированного и алгоритмического программирования»

1

18.10

8

Основные алгоритмические структуры. РК Работа с пословицами и поговорками на казачью тематику

1

25.10

9

Переменные: тип, имя, значение. Практическая работа №4 «Проект «Переменные».

1

8.11

10

Арифметические, строковые и логические выражения. Практическая работа №5 «Проект «Калькулятор».

1

15.11

11

Функции в языках объектно-ориентированного и алгоритмического программирования. Практическая работа №6 Проект «Строковый калькулятор».

1

22.11

12

Практическая работа №7 Проект «Даты и время». Практическая работа №8 Проект «Сравнение кодов символов».

1

29.11

13

Практическая работа №9 Проект «Отметка».

1

6.12

14

Практическая работа №10 Проект «Коды символов».

1

13.12

15

Практическая работа №11 Проект «Слово-перевертыш».

1

20.12

16

Графические возможности объектно-ориентированного языка программирования.

1

27.12

17

Практическая работа №12 Проект «Графический редактор».

1

10.01

18

Практическая работа №13 Проект «Системы координат».

1

17.01

19

Практическая работа №14 Проект «Анимация».

1

24.01

20

Обобщающий урок по теме «Основы алгоритмизации и объектно-ориентированного программирования»

31.01

21

Контрольная работа №2 по теме «Основы алгоритмизации и объектно-ориентированного программирования»

1

7.02

Глава 3. Моделирование и формализация (10 часов)

22

Окружающий мир как иерархическая система. Моделирование, формализация, визуализация.

1

14.02

23

Материальные и информационные модели. Формализация и визуализация информационных моделей.

1

21.02

24

Основные этапы разработки и исследования моделей на компьютере. Построение и исследование физических моделей из курса физики.

1

28.02

25

Физические модели. Практическая работа №15 Проект «Бросание мячика в площадку»

1

6.03

26

Приближенное решение уравнений.

Практическая работа №16 Проект «Графическое решение уравнений»

1

13.03

27

Компьютерное конструирование с использованием системы компьютерного черчения. Практическая работа №17 Проект «Выполнение геометрических построений в системе компьютерного черчения КОМПАС»

1

20.03

28

Экспертные системы распознавания химических веществ. Практическая работа №18 Проект «Распознавание удобрений»

1

3.04

29

Информационные модели управления объектами.

Практическая работа №19 Проект «Модели систем управления»

1

10.04

30

Обобщающий урок по теме «Моделирование и формализация»

17.04

31

Контрольная работа №3 по теме «Моделирование и формализация»

1

24.04

Глава 4. Информационное общество и информационная безопасность (3 ч)

32

Информационное общество. Информационная культура.

1

8.05

33

Правовая защита программ и данных. Защита информации.

1

15.05

34

Итоговое занятие.

1

22.05

6.Лист корректировки рабочей программы

Класс

Название темы

Дата проведения по плану

Причина корректировки

Корректирующие мероприятия

Дата проведения по факту

 

 

 

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по информатике 8-9 кл. Угринович. 2012г.

рабочая программа по информатике 8-9 кл. Угринович. 2012г....

Рабочая программа по информатике и ИКТ по Угриновичу Н.Д. 10 класс по 4 часа

Рабочая программа по информатике и ИКТ по Угриновичу Н.Д. 10 класс по 4 часа...

Рабочая программа по информатике для 7-9 классов к учебнику Угриновича Н.Д. на основе ФГОС 2004 года

Рабочая программа по информатике для 7-9 классов составлена к учебнику Угриновича Н.Д. на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования по инф...

Рабочая программа по информатике и ИКТ, 7 класс, Угринович ФГОС

Рабочая программа по информатике и ИКТ, 7 класс, Угринович ФГОС вместе с календарно-тематическим планом...

Рабочая программа 2-4 классы по немецкому языку в формате ФГОС

Основанием для разработки данной рабочей программы послужила завершенная предметная линия учебников  «Немецкий язык» для 2–4 классов общеобразовательных  учреждений, авторы: И. Л. Бим, Л. И....

Рабочая программа по информатике 8,9 кл. (Угринович Н.Д.)

Рабочая программа по информатике и ИКТ составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного стандарта общего образования //Сборник нормативных документов Информатика и ИКТ/сост. Э.Д.Дн...