Программа курса внеурочной деятельности "Информатика".
рабочая программа по информатике и икт (5 класс)

Антропов Михаил Валерьевич

Рабочая программа по информатике и ИКТ составлена на основе авторской программы  Босовой Л.Л. «Программа курса информатики и ИКТ для 5-6 и 7-9  классов средней общеобразовательной школы»  изданной издательством «БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013» «Информатика. Программы и планирование».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_informatika_5_klass_antropov.docx54.49 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное автономное общеобразовательное учреждение города Калининграда лицей № 18

УТВЕРЖДАЮ

по решению педагогического

совета

Директор _________________

                            И.А. Теличко

Приказ от «___»_______20___г.

№_______

Программа  курса внеурочной деятельности «Информатика»

Антропов М.В.

для 5 классов

 

2015 – 2016 учебный год

Пояснительная записка

С целью реализации непрерывного изучения курса «Информатика и ИКТ» в образовательном учреждении за счет часов школьного компонента вводится изучение в 5 классе предмета «Информатика и ИКТ».[1]

Рабочая программа по информатике и ИКТ составлена на основе авторской программы  Босовой Л.Л. «Программа курса информатики и ИКТ для 5-6 и 7-9  классов средней общеобразовательной школы»  изданной издательством «БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013» «Информатика. Программы и планирование»

Цели программы:

  • формирование общеучебных умений и навыков на основе средств и методов информатики и ИКТ, в том числе  овладение умениями работать с различными видами информации, самостоятельно планировать и осуществлять индивидуальную и коллективную информационную деятельность, представлять и оценивать ее результаты;
  •  пропедевтическое изучение понятий основного курса школьной информатики, обеспечивающее целенаправленное формирование общеучебных понятий, таких как «объект», «система», «модель», «алгоритм» и др.;
  •  воспитание ответственного и избирательного отношения к информации; развитие познавательных, интеллектуальных и творческих способностей учащихся.

Задачи программы:

  • показать учащимся роль информации и информационных процессов в их жизни и в окружающем мире;
  • организовать работу в виртуальных лабораториях, направленную на овладение первичными навыками исследовательской деятельности, получение опыта принятия решений и управления объектами с помощью составленных для них алгоритмов;
  • организовать компьютерный практикум, ориентированный на:  формирование умений использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации (работа с текстом и графикой в среде соответствующих редакторов);  овладение способами и методами освоения новых инструментальных средств; формирование умений и навыков самостоятельной работы; стремление использовать полученные знания в процессе обучения другим предметам и в жизни;
  • создать условия для  овладения основами продуктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми: умения правильно, четко и однозначно формулировать мысль в понятной собеседнику форме; умения выступать перед аудиторией, представляя ей результаты своей работы с помощью средств ИКТ.

Место учебного предмета в учебном плане

Содержание образовательной области «Информатика и информационно-коммуникационные технологии» осваивается в рамках отдельного школьного предмета с таким названием.

Программой предполагается проведение непродолжительных практических работ (20-25 мин), направленных на отработку отдельных технологических приемов, и практикумов – интегрированных практических работ, ориентированных на получение целостного содержательного результата, осмысленного и интересного для учащихся. Содержание теоретической и практической компонент курса информатики основной школы должно быть в соотношении 50х50. При выполнении работ практикума предполагается использование актуального содержательного материала и заданий из других предметных областей. Как правило, такие работы рассчитаны на несколько учебных часов. Часть практической работы (прежде всего подготовительный этап, не требующий использования средств информационных и коммуникационных технологий) может быть включена в домашнюю работу учащихся, в проектную деятельность; работа может быть разбита на части и осуществляться в течение нескольких недель. В ходе обучения учащимся предлагаются короткие (5-10 минут) проверочные работы (в форме тестирования). Очень важно, чтобы каждый ученик имел доступ к компьютеру и пытался выполнять практические работы по описанию самостоятельно, без посторонней помощи учителя или товарищей. Как правило, ученики 5 класса еще не имеют опыта работы с достаточно формализованными текстами: в начальной школе они преимущественно читали короткие эмоционально окрашенные художественные тексты и описания. Поэтому пятиклассники  не всегда способны к внимательному прочтению и восприятию алгоритмических предписаний, а именно таковыми являются описания последовательностей действий в работах компьютерного практикума.

Программа рассчитана на 34 часа в год (1 час в неделю). Программой предусмотрено проведение:

  • практических работ – 15;

  • проверочные работы – 3;

  • контрольная работа – 1;
  • творческая работа – 1.

Как правило, ученики 5 класса еще не имеют опыта работы с достаточно формализованными текстами: в начальной школе они преимущественно читали короткие эмоционально окрашенные художественные тексты и описания. Поэтому пятиклассники  не всегда способны к внимательному прочтению и восприятию алгоритмических предписаний, а именно таковыми являются описания последовательностей действий в работах компьютерного практикума.

Формы текущего контроля знаний, умений, навыков; промежуточной и итоговой аттестации учащихся

Текущий контроль осуществляется с помощью практических работ (компьютерного практикума).

Тематический контроль осуществляется по завершении крупного блока (темы) в форме интерактивного тестирования,  теста по опросному листу или компьютерного тестирования. 

Итоговый контроль осуществляется по завершении учебного материала за год  в форме интерактивного тестирования,  теста по опросному листу или компьютерного тестирования, творческой работы.

Тематические и итоговые контрольные работы:

Тематика

Вид

Форма

1

Устройства компьютера и основы пользовательского интерфейса

Тематический контроль

Интерактивное тестирование / тестирование по опросному листу

2

Информация и информационные процессы

Тематический контроль

Интерактивное тестирование/ тестирование по опросному листу

3

Обработка информации средствами текстового и графического редакторов

Тематический контроль

Интерактивное тестирование/ тестирование по опросному листу

4

Информационные процессы и информационные технологии

Итоговый контроль

Интерактивное тестирование/ тестирование по опросному листу

5

Планирование последовательности действий. Создание анимации.

Итоговый мини-проект

Творческая работа

Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности

Название темы

Всего часов

Основные виды учебной деятельности обучающихся по предмету

Количество часов

Предметно-содержательные линии

Критерии усвоения знаний

теория

практика

1

Компьютер для начинающих

8

Информация и информатика.

Как устроен компьютер. Техника безопасности и организация рабочего места.

Ввод информации в память компьютера. Клавиатура. Группы клавиш. Основная позиция пальцев на клавиатуре.

Программы и файлы. Рабочий стол. Управление компьютером с помощью мыши. Главное меню. Запуск программ. Управление компьютером с помощью меню

Должны:

- определять устройства компьютера, моделирующие основные компоненты информационных функций человека;

- различать программное и аппаратное обеспечение компьютера;

- запускать программы из меню Пуск;

- уметь изменять размеры и перемещать окна, реагировать на диалоговые окна;

вводить информацию в компьютер с помощью клавиатуры и мыши

- знать о требованиях к организации компьютерного рабочего места, соблюдать требования безопасности и гигиены в работе со средствами ИКТ.

4

4

2

Информация вокруг нас

15

Действия с информацией.

Хранение информации. Носители информации. Передача информации. Кодирование информации. Язык жестов. Формы представления информации. Метод координат. Текст как форма представления информации. Табличная форма представления информации. Наглядные формы представления информации.

Обработка информации. Изменение формы представления информации. Систематизация информации. Поиск информации. Кодирование как изменение формы представления информации.

Получение новой информации. Преобразование информации по заданным правилам. Преобразование информации путем рассуждений. Разработка плана действий и его запись. Запись плана действий в табличной форме.

Должны:

- понимать и правильно применять на бытовом уровне понятия «информация», «информационный объект»;

- различать виды информации по способам её восприятия человеком, по формам представления на материальных носителях;

- приводить простые жизненные примеры передачи, хранения и обработки информации в деятельности человека, в живой природе, обществе, технике;

- приводить примеры информационных носителей;

иметь представление о способах кодирования информации;

- уметь кодировать и декодировать простейшее сообщение;

8

7

3

Информационные технологии

10

Подготовка текстовых документов. Текстовый редактор и текстовый процессор. Этапы подготовки документа на компьютере. Компьютерная графика. Графические редакторы. Устройства ввода графической информации. Создание движущихся изображений.

Должны:

- уметь применять текстовый редактор для набора, редактирования и форматирования простейших текстов;

- уметь применять простейший графический редактор для создания и редактирования рисунков;

- уметь выполнять вычисления с помощью приложения Калькулятор

4

6

4

Итоговой контроль

(мини-проект)

1

1

Итого:

34

16

18

Перечень учебно-методических средств обучения

Содержание авторской программы Босовой Л.Л. в рабочей программе адаптировано к условиям используемого программного обеспечения в образовательном процессе.

Преподавание курса ориентировано на использование учебного и программно-методического комплекса, в который входят: 

  • учебник и рабочая тетрадь для учащихся;  
  • методическое пособие для учителя, где последовательно раскрывается содержание учебных тем, предлагаются способы и приемы работы с УМК;
  • комплект цифровых образовательных ресурсов;
  • сборник занимательных задач, в котором  собраны, систематизированы по типам и ранжированы по уровню сложности задачи по информатике, а также из смежных с информатикой теоретических областей, которые могут быть предложены для решения учащимся в 5 классе, даны ответы, указания и решения.

Название

Класс

ФИО автора

Издательство

Год издания

Информатика и ИКТ: Учебник для 5 класса – 2-е изд.

5

Л.Л. Босова

БИНОМ. Лаборатория знаний

2013

Информатика и ИКТ: Рабочая тетрадь для 5 класса - 2-е изд.

5

Л.Л. Босова

БИНОМ. Лаборатория знаний

2013

Информатика и ИКТ: методическое пособие для учителей.

5

Л.Л. Босова

БИНОМ. Лаборатория знаний

2013

Набор цифровых образовательных ресурсов на диске «Информатика 5–7».

5

Л.Л. Босова

БИНОМ. Лаборатория знаний

2013

Занимательные задачи по информатике: сборник задач по информатике для 5-7 классов.

5-7

Л.Л. Босова

БИНОМ. Лаборатория знаний

2008

Информатика и ИКТ. Учебная программа и поурочное планирование для 5–7 классов.

5-7

Л.Л. Босова

БИНОМ. Лаборатория знаний

2013

Оборудование

  1. Операционная система Windows XP.
  2. Пакет офисных приложений Microsoft Office 2007.
  3. Плакаты Босовой Л.Л.
  4. Ресурсы Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (http://school-collection.edu.ru/).
  5. Материалы авторской мастерской Босовой Л.Л. (http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/).

Перечень  цифровых  образовательных  ресурсов

  1. Техника безопасности.
  2. Компьютер на службе у человека.
  3. Хранение информации.
  4. Носители информации.
  5. Средства передачи информации.
  6. В мире кодов.
  7. Текст: история и современность.
  8. Табличный способ решения логических задач.
  9. Наглядные формы представления информации.
  10. Задача о напитках.
  11. Клавиатурный тренажер.
  12. Логические игры «Морской бой», «Переливашки», «Пары».

Календарно-тематическое планирование

п/п

Дата

Тема урока

Основные понятия

Тип

урока

Цифровые образователь

ные ресурсы

Компьютерный практикум

Кол-во часов

Параграф учебника

Домашнее задание

1

Цели изучения курса информатики. Техника безопасности и организация рабочего места. Информация вокруг нас

информация, данные, информатика, компьютер

комбинир.

Презентация «Понятие информации»  плакат «Техника безопасности», презентация «Техника безопасности»

Компьютерный тест «Техника безопасности»

1

Введение  § 1

§ 1

2

Компьютер – универсальная машина для работы с информацией. Работа с клавиатурными тренажером

процессор, память, жесткий диск, монитор, клавиатура

комбинир.

Плакат «Компьютер и информация», презентация «Устройство ПК»

Клавиатурный тренажер.

1

§ 2

§ 2

3

Ввод информации в память компьютера.

Вспоминаем клавиатуру. Практическая работа №1 «Знакомимся с клавиатурой».

устройства ввода информации, клавиатура, группы клавиш

комбинир.

Плакат «Знакомство с клавиатурой», Плакат «Правила работы на клавиатуре

ПР № 1

1

§3

§ 3

4

Управление компьютером.

Вспоминаем приёмы управления компьютером.

Практическая работа № 2 «Осваиваем  мышь».

рабочий стол, значок, ярлык, кнопка

комбинир.

Тренажер работы с мышью

Тренажер работы с мышью. ПР № 2

1

§ 4

§ 4

5

Хранение информации.

Создаём и сохраняем файлы.

Практическая работа № 3 «Создаем и сохраняем файлы»

информация, оперативная память, внешняя память

программное обеспечение, операционная система, прикладная программа, файл

комбинир.

Плакат «Как хранят информацию в компьютере»

Запуск программ. Основные элементы окна программы. ПР № 3

1

§ 5

§ 5

6

Передача информации.

Управляем  компьютером с помощью меню

источник информации, приемник информации раскрывающееся меню, контекстное меню, диалоговое окно, элементы управления

комбинир.

Плакат «Передача информации», презентация «Средства передачи информации»

Управление компьютером с помощью меню

1

§ 6 (1)

§ 6 (придумайте и изобразите свое диалоговое окно)

7

Электронная почта. Работаем с электронной почтой.

Практическая работа № 4

«Работаем с электронной почтой»

Электронная почта

комбинир.

Браузер, mail.ru

ПР № 4

1

§ 6(2)

§ 6 (2)

Отправить по электронной почте сообщение и получить ответ

8

В мире кодов. Способы кодирования информации

Код, кодирование информации

комбинир.

Презентация «Кодирование информации»

1

§ 7(1)

§ 7(1) Придумать свою систему кодирования информации

9

Метод координат

Метод координат

комбинир.

Игра «Морской бой»

1

§ 7(2)

§ 7(2)

Придумать рисунок и представить его в системе координат

10

Текст как форма представления информации. Компьютер – основной инструмент подготовки текстов

Текст, текстовый документ, текстовый редактор

комбинир.

Презентация «Текст как форма представления информации». Плакат «Подготовка текстовых документов», презентация

Клавиатурный тренажер в режиме ввода предложений

1

§ 8(1,3)

§ 8(1,3)

Подготовить сообщение «Современные текстовые редакторы»

11

Основные объекты текстового документа. Ввод текста.

Практическая работа № 5 «Вводим текст»

Правила ввода текста

комбинир.

Плакат «Правила ввода текста»

Работа «Определение структурных единиц сложного текстового документа» ПР № 5

1

§ 8(2,4)

§ 8(2,4)

12

Редактирование текста. Практическая работа № 6 «Редактируем текст»

редактирование

комбинир.

Плакат «Редактирование текста», текстовые файлы

ПР № 6

1

§ 8(5)

§ 8(5)

13

Копирование, перемещение и удаление текстовых фрагментов. Практическая работа № 7 «Работаем с фрагментами текста» 

вставка, замена, удаление, буфер обмена

комбинир.

ПР № 5

1

§ 8(6)

§ 8(6)

14

Форматирование текста. Практическая работа № 8 «Форматируем текст»

форматирование, выравнивание, шрифт, начертание

комбинир.

Плакат «Форматирование текста»

ПР № 8

1

§ 8(7)

§ 8 (7)

15

Табличная форма представления информации. Структура таблицы. Практическая работа № 9 «Создаём простые таблицы» 

таблица, строка, столбец, ячейка

комбинир.

ПР № 8

1

§ 9(1)

§ 9(1), № 3

16

Табличное решение логических задач

Логика, планирование

Комбинир.

Презентация «Табличный способ решения логических задач»

1

§ 9(2)

§ 9(2), № 4

17

Наглядные формы представления информации. Проверочная работа. 

Рисунок, схема

комбинир.

Презентация «Наглядные формы представления информации»,

интерактивные тесты.

Работа  интерактивными тестами

1

§ 10(1,2)

§ 10(1,2)

18

Диаграммы.

Практическая работа № 10 «Строим диаграммы»

диаграмма

комбинир.

Плакат «Представление информации в виде диаграмм разных типов»

ПР № 10

1

§ 10(3)

§ 10(3) № 4,6

19

Компьютерная графика. Графический редактор Paint.

Практическая работа № 11 «Изучаем инструменты графического редактора»

компьютерная графика, графический редактор

комбинир.

Графические файлы

ПР № 11

1

§ 11(1)

§ 11(1)

20

Устройства ввода графической информации.

Практическая работа № 12 «Работаем с графическими фрагментами»

фрагмент, буфер

комбинир.

Образцы графических файлов

ПР № 12

1

§ 11(2)

§ 11(2)

21

Применение графического редактора в задачах прикладных задачах

Практическая работа № 13 «Планируем работу в графическом редакторе»

Планирование построения изображения

комбинир.

Графические файлы

ПР № 13

1

§ 11(1,2)

§ 11 (1,2)

22

Разнообразие задач обработки информации.

Практическая работа № 14 «Создаём списки»

информация, обработка информации, сортировка,

упорядочивание, списки

комбинир.

Презентация «Обработка информации» (часть 1)

Текстовые файлы

ПР № 14

1

§ 12(1)

§ 12 (1)

23

Кодирование как изменение формы представления информации.

Формы представления информации и ее преобразование

комбинир.

Презентация «Обработка информации» (часть 2)

1

§ 12(2)

§ 12 (2)

24

Систематизация информации.

Проверочная работа

ситематизация

комбинир.

Интерактивные тесты

Работа с интерактивными тестами

1

§ 12(3)

§ 12 (3)

25

Поиск информации. Практическая работа № 15 «Ищем информацию в сети Интернет»

поиск

комбинир.

Браузер, поисковая система.

ПР № 15

1

§ 12(4)

§ 12(4)

26

Преобразование информации по заданным правилам.

Практическая работа № 16. «Выполняем вычисления с помощью программы Калькулятор»

входная и выходная информация

комбинир.

ПР № 16

1

§ 12(5)

§ 12(5)

27

Преобразование информации путём рассуждений. Логическая игра «Переправа»

Логические рассуждения

комбинир.

Презентация «Задача о напитках». Логическая игра «Переправа»

1

§ 12(6)

§ 12(6)

28

Разработка плана действий и его запись. Логическая игра «Переливашки».

план действий

комбинир.

Логическая игра «Переливашки»

Логическая игра «Черный ящик»

1

§ 12(7)

§ 12(7)

29

Запись плана действий в табличной форме

План действия

комбир

Логические задачи

1

§ 12(8)

§ 12(8)

30

Создание движущихся изображений

Практическая работа № 17 «Создаем анимацию» (часть 1)

сюжет, видео-сюжет, анимация

комбинир.

Образцы презентаций

ПР № 17 (1)

1

§ 12(9)

§ 12(9)

31

Создание движущихся изображений

Практическая работа № 17 «Создаем анимацию» (часть 2)

анимация, ее настройка

комбинир.

Образцы презентаций

ПР № 17 (21)

1

§ 12(9)

§ 12(9)

32

Контрольная работа.

комбинир.

Интерактивные тесты

1

33

Создание движущихся изображений. Практическая работа № 18 «Создаем слайд-шоу» (начало) 

анимация, ее настройка

комбинир.

Образцы выполнения заданий —  презентации «Св_тема1», «Св_тема2», «Св_тема3», «Лебеди».

1

§ 2.11

придумать сюжет для анимации

34

Итоговый мини-проект.

Практическая работа № 18 «Создаем слайд-шоу» (завершение)

комбинир.

1


[1] Федеральный компонент государственного стандарта общего образования не предусматривает изучение «Информатики и ИКТ» в 5-7 классах. Но за счет компонента образовательного учреждения можно изучать этот  предмет, как в начальных, так и в 5-7 классах. Это позволит реализовать непрерывный курс информатики.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Организация внеурочной деятельности: модель организации работы школы по реализации внеурочной деятельности в 5-х классах»

В рамках перехода на новые образовательные стандарты актуальным является вопрос  формирования модели построения внеурочной деятельности, ее специфики, основанной на   взаимосвязи внутре...

программа внеурочной деятельности"Экспериментальная деятельность педагога. Внеурочная деятельность в 5.классе"

Следуя требованиям новым ФГОС, наш лицей участвует в эксперименте по внедрению внеурочной деятельности в среднюю школу. Данная программа содержит пояснительную записку, тематическое и поурочное планир...

Конспекты внеурочных занятий по английскому языку. Программа внеурочной деятельности по английскому языку 1-4 классы.

Представлены конспекты мероприятий для начальной школы (начальный этап изучения английского языа) и программа внеурочной деятельности по английскому языку для 1-4 классов....

ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. Основные задачи внеурочной деятельности

В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (ФГОС НОО) основная образовательная программа начального общего образования реализуется обра...

"Приемы формирования исторического мировоззрения на уроках английского языка и во внеурочной деятельности "городской семинар «Приемы формирования исторического мировоззрения лингвистическими средствами на уроках и во внеурочной деятельности»

Презентация к выступлению на городском семинаре «Приемы формирования исторического мировоззрения лингвистическими средствами на уроках  и во внеурочной деятельности» в рамках инновационной площад...

Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6 классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеурочной деятельности «Моя экологическая грамотность 5-6 классы. Р

Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6  классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеу...

Применение здоровьесберегающих технологий на уроках ИЗО и во внеурочной деятельности. Формирование УУД в художественном обрвзовании, во внеурочной деятельности духовно-нравственной и направленности. Используемые педагогические методики.

Представление опыта рабботы на уроках изобразительного искусства. Доклад включает в себя примеры практического применения современных педагогических технологий на уроках и во внеурочной деятельности. ...