Деятельность профессиональных объединений педагогов по подготовке к работе с одаренными детьми
статья (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)

Казанцева Маргарита Геннадьевна

Выражение «одарённые дети» употребляется весьма широко. Если ребёнок обнаруживает необычные успехи в учении или творческих занятиях, значительно превосходит сверстников, его могут называть одарённым. Многочисленные труды (Венгер Л.А, Гильбух Ю.З, Лейтес Н.С, Бурменская Г.В) посвящены рассмотрению понятия - одарённый ребёнок, выявлению таких детей, особенностям работы с ними, их психологическим проблемам. В последние годы проблема различий между детьми по одарённости « вышла из тени» и вызывает теперь большой интерес. Несомненны реальность и значимость этой проблемы

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 311_kazantsevamg_odarennye_deti.doc47.5 КБ

Предварительный просмотр:

Казанцева М.Г.

учителя информатики

БОУ СОШ №311  углубленным изучением физики

Фрунзенского района Санкт-Петербурга

Деятельность профессиональных объединений педагогов по подготовке к работе с одаренными детьми

        Выражение «одарённые дети» употребляется весьма широко. Если ребёнок обнаруживает необычные успехи в учении или творческих занятиях, значительно превосходит сверстников, его могут называть одарённым. Многочисленные труды (Венгер Л.А, Гильбух Ю.З, Лейтес Н.С, Бурменская Г.В) посвящены рассмотрению понятия - одарённый ребёнок, выявлению таких детей, особенностям работы с ними, их психологическим проблемам. В последние годы проблема различий между детьми по одарённости « вышла из тени» и вызывает теперь большой интерес. Несомненны реальность и значимость этой проблемы.

Одаренность – она проявляется в высоком уровне общего умственного развития, творческих проявлений и восприимчивости к учению во многих областях знаний.

Одаренность – качественно своеобразное сочетание способностей, обеспечивающее успешность выполнения деятельности. Совместное действие способностей, представляющих определенную структуру, позволяет компенсировать недостаточность отдельных способностей за счет преимущественного развития других.

 Одаренные дети – это дети с более высоким (в сравнении со сверстниками) уровнем общего умственного развития, включающего интеллектуальные и творческие способности, чьи особые потребности в учении связаны с их повышенной любознательностью, исследовательской активностью и стремлением к самостоятельному учению; дети, обнаруживающие общую или специальную одаренность (к музыке, рисованию, технике, биологии и т.д.).

Одаренность интеллектуальная – такое состояние индивидуальных психологических ресурсов (в первую очередь, умственных ресурсов), которое обеспечивает возможность творческой интеллектуальной деятельности, т.е. деятельности, связанной с созданием субъективно и объективно новых идей, использованием нестандартных подходов к разработке проблем, чувствительностью к ключевым, наиболее перспективным линиям поиска решений в той или иной предметной области, открытостью любым инновациям.

Одарённость творческая – такое состояние индивидуальных психологических ресурсов, которое обеспечивает возможность достижения человеком более высоких результатов в одном или нескольких видах творческой  деятельности по сравнению с другими людьми.

Среди основных слагаемых одаренности, как правило, принято выделять следующие составляющие:

 - Мотивация. Любая деятельность человека полимотивирована, то есть в основе любых действий лежат самые разные мотивы. Но при этом исследователи отмечают, что сама мотивационно-потребностная сфера личности имеет иерархическую структуру: одни мотивы занимают относительно устойчивое доминирующее, другие – подчиненное положение Это явление получило наименование «направленность личности».

 Направленность – одна из основных характеристик творческой личности, выражена она в иерархической структуре мотивационно-потребностной сферы, в которой доминируют мотивы, непосредственно связанные с содержанием творческой деятельности. Одаренные дети характеризуются тем, что в основе их деятельности вне зависимости от ее предметной ориентации (научная, художественная, коммуникативная) доминируют мотивы, непосредственно связанные с содержанием деятельности.

По многим наблюдениям реальная педагогическая практика научилась определять лишь три категории одаренных детей. Именно эти представления, что совсем не случайно, и закладываются в фундамент дифференциации обучения

 Первая категория  – дети с высокими показателями по уровню общей одаренности.

 Вторая группа – дети, достигшие успехов в каких-либо областях деятельности. Их выявление строится на «экологически валидных» (оценка реального поведения и деятельности ребенка в реальных, а не в искусственных, лабораторных, обычно создаваемых в процессе тестирования, ситуациях) методах диагностики и не представляет особых сложностей. Одаренные юные музыканты, художники, математики, спортсмены давно завоевали себе право на специальное обучение. Эту категорию детей чаще называют талантливыми

 К третьей категории можно отнести детей, хорошо обучающихся в школе («академическая одаренность»).

По мнению Дьяченко О.М.(доктора психологических наук, главного научного сотрудника Центра семьи и детства РАО, Москва), в качестве одной из причин отсутствия проявлений того или иного вида одаренности может быть недостаток (в силу условий жизни) соответствующих знаний, умений и навыков. Стоит такому ребенку их усвоить, как его одаренность становится явной и очевидной для педагога.

К сожалению, предметные олимпиады по «Информатике и ИКТ» ограничены программированием. Присутствуя на этих олимпиадах (городских, региональных) видишь живое общение учащихся разных школ  (в другое время они вряд ли бы встретились). За это короткое время участники олимпиад успевают усвоить что-то новое, поспорить друг с другом. Да и нам, учителям, честно сказать, бывает очень полезно пообщаться с учащимися других школ. Но это касается только олимпиад по программированию. А сколько у нас талантливых, одаренных детей, у которых нет тяги к программированию, а есть стойкий интерес и способности к видеомонтажу, Web-дизайну, компьютерной графике…

Большая часть предмета «Информатика и ИКТ» остается без контактного общения (телекоммуникационные мероприятия: олимпиады, конкурсы, проекты и т.п.).

Цели и задачи профобъединения педагогов:

  1. Выявление одаренных детей;
  2. Создание условий для развития одаренных детей через участие в конкурсах, викторинах, играх разного направления:

- компьютерная графика;

- анимация;

- фото-видеомонтаж;

- логика, логические задачи;

- алгоритмика, основы программирования;

- программное обеспечение.

3. Разработать положения конкурсов для одаренных и талантливых детей:

        - фестиваль компьютерной графики (заочный этап, очный этап – защита работ, исполнение контрольного задания, и т.д.);

        -  конкурс логических задач (заочных или очный виде игры);

        - олимпиада для младших школьников (включает вопросы не только программирования);

        - дистанционный проект (с очной встречей призеров);

- «Информационный марафон»;

- «Информационный бой».

4. Привлечь к разработке положений преподавателей и студентов ВУЗов.

Почему в план был включен четвертый пункт?

Не хотелось бы, чтобы разработками этих мероприятий занимались только учителя школ, нужно приобщать к этому процессу и ВУЗы (преподавателей и студентов). Это для них и практика, и, возможно, курсовой проект. С 2008 года мы с являемся членами жюри студенческих разработок УМК с применением интерактивной доски Smart Board, а также ежегодно в нашей гимназии проходят практику студенты ОмГПУ, которые выполняют очень неплохие разработки различных мероприятий по информатике. Поэтому этот потенциал неплохо бы тоже задействовать.

Примерный план игры «Информационный бой»

Это одна из самых эффективных форм для контроля и актуализации знаний участников профильной группы, воспитывающая чувство времени, способность к импровизации, быстрому реагированию на изменившуюся ситуацию, умение правильно, корректно задавать вопросы, давать точные и убедительные ответы, внимательно выслушивать точку зрения оппонента, аргументировано высказывать свое мнение, адекватно оценивать свой уровень подготовки. Участники «информационного боя» обмениваются не только знаниями, но и опытом.

«Информационный бой» позволяет учителю, обнаружив пробелы в самообразовании отдельных учеников, группы в целом, изменить тактику подготовки, составить индивидуальные задания для участников профильной группы, проконтролировать их выполнение.

Целесообразно заранее объявить тему «информационного боя» и предложить ребятам самостоятельно составить вопросы, предварительно уточнив их типы (на знание терминов и исторических личностей, на понимание процессов). Вопросы всех типов должны быть и у руководителя профильной группы.

В состязании могут принимать участие от 3 до 6 человек. Если ребят больше, то лучше разделить их на две и более группы, а бой проводить в 2 тура.

Особая ценность боя в том, что для его проведения не требуется дорогостоящего оборудования. Только блокнот для записей вопросов и таблицы рейтинга, песочные часы на 1 минуту и 2-3 минуты.

«Информационный  бой» состоит их нескольких этапов:

I — термины;

II — личности;

III — вопросы на понимание.

Перед началом каждого этапа учитель проговаривает критерии, в соответствии с которыми ответ признается правильным и полным, после чего участники поочередно задают вопросы друг другу. Обдумывать ответ на I и II этапах можно 1 минуту. Если ответ полный, то участнику присуждается 1 балл, если частичный — 0,5 балла. Очень важно соблюсти принцип очередности дополнений: приоритетное право на дополнение имеет следующий за отвечающим в порядке, оговоренном перед началом «исторического боя», существенное дополнение оценивается в 0,5 балла.

Каждый этап «боя» может состоять из произвольного количества туров. После окончания каждого этапа подсчитываются баллы, и учитель оглашает рейтинг участников, формулирует причины неудачных вопросов и ответов, дает рекомендации.

Третий этап включает вопросы на понимание, под которыми мы подразумеваем постановку и решение какой-либо проблемы,


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Поэтапное профессиональное самосовершенствование педагога в работе с одаренными детьми.

Схема поэтапного  профессионального самосовершенствования педагога в работе с одаренными детьми...

Профессиональная подготовка учителя к работе с одаренными детьми

В работе рассматривается проблема одаренности детей. Развивать, совершенствовать их талант способен не каждый учитель. Необходимо подготовить педагога к использованию технологии поддержания и развития...

Требования к профессиональной компетентности педагога при работе с одаренными детьми.

В профессиональном стандарте «Педагог» к необходимым умениям отнесена следующая функция: «Использовать и апробировать специальные подходы к обучению в целях включения в образовательн...