Методическая разработка урока "Единицы измерения информации", 7 класс
методическая разработка по информатике и икт (7 класс)

Мариана Н

Тема урока: Единицы измерения информации

Планируемые образовательные результаты:

Предметные – знание единиц измерения информации и свободное оперирование ими;

Метапредметные – понимание сущности измерения как сопоставления измеряемой величины с единицей измерения;

Личностные – навыки концентрации внимания

Решаемые учебные задачи:

  1. Изучение единиц измерения информации и соотношений между ними;

  2. Определение информационного веса символа произвольного алфавита;

  3. Определение информационного объема сообщения, состоящего из некоторого количества символов алфавита

  4. Создание маркированного списка

Тип урока: комбинированный

Основные понятия рассматриваемые на уроке:

  • Бит;

  • Информационный вес символа;

  • Информационный объем сообщения;

  • Единицы измерения информации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok.docx28.79 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка урока № 8. Единицы измерения информации. Босова Л.Л. Босова А.Ю. 7 класс.

Цели урока:

Образовательная:

обобщить знания учащихся о представлении информации в памяти компьютера;

дать представление о единицах измерения информации;

научить находить информационный объем сообщений;

учить создавать маркированный списки в текстовом редакторе.

Развивающая:

развитие познавательного интереса, речи и внимания учащихся;

формирование информационной компетентности.

Воспитательная:

воспитание у учащихся интереса к предмету, доброжелательности, умения работать в коллективе.

Тип урока: изучение новых знаний, применение знаний, получение навыков

Планируемые результаты: 

предметные – знание единиц измерения информации и свободное оперирование ими;

метапредметные – понимание сущности измерения как сопоставления измеряемой величины с единицей измерения;

личностные – навыки концентрации внимания.

Решаемые учебные задачи:

1) рассмотрение алфавитного подхода к измерению информации;

2) определение информационного веса символа произвольного алфавита;

3) определение информационного объема сообщения, состоящего из некоторого количества символов алфавита;

4) изучение единиц измерения информации и соотношений между ними;

5) знакомство с равномерными и неравномерными двоичными кодами.

Основные понятия рассматриваемые на уроке:

  • Бит;
  • Информационный вес символа;
  • Информационный объем сообщения;
  • Единицы измерения информации.

Материально-техническое обеспечение:   

  • компьютерный класс, оснащенный современной техникой и лицензированным программным обеспечением,   
  • интерактивная панель,  
  • презентация. 

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный. 

Способы организации деятельности учителя и учащихся: 

  • Фронтальный. 
  • Индивидуальный. 
  • Коллективный. 

План урока 

  1. Организационный момент. Создание рабочей обстановки (2 мин.)   
  1. Актуализация опорных знаний (3 мин.) 

Обучающиеся отвечают на вопросы по теме «Дискретная форма представления информации»  

  1. Мотивация  учебной деятельности (3 мин.) 

Создание мотивации учебно-познавательной деятельности обучающихся через привлечение их внимания к актуальности изучаемой темы. 

  1. Основная часть (25 мин.) 
  1. Изложение нового материала (обучающиеся внимательно смотрят презентацию, которую демонстрирует учитель; фиксируют записи в тетрадях) (11 мин.) 
  1. Физминутка (1 мин). 
  1. Закрепление изученного материала. Учащиеся выполняют различные задания: сначала работают на интерактивной доске по желанию, потом делятся на три группы и выполняют задания на карточках, проводят самопроверку, далее работают за компьютерами и проверяют задания друг у друга. (13 мин.) 
  1. Заключительная часть (7 мин.) 
  1. Обобщение, подведение итогов. Оценка деятельности учащихся (5 мин.) 
  1. Домашнее задание (2 мин.) 

 

ЭТАПЫ 

ДИДАКТИЧЕНСКИЕ ЗАДАЧИ ЭТАПА 

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ 

ПОКАЗАТЕЛИ РЕЗУЛЬТАТА 

ВРЕМЯ 

УЧИТЕЛЯ 

УЧАЩИХСЯ 

1.Организационный момент 

Создание рабочей обстановки, проверка присутствующих 

Приветствует обучающихся, фиксирует отсутствующих, проверяет готовность учащихся к занятию, переключает их внимание на изучение материала 

Приветствуют учителя, готовятся к восприятию учебного материала 

Рабочая обстановка в группе. 

2 мин. 

2. Актуализация опорных знаний 

 

 

 

 

Осмысление изученного ранее материала, применение знаний, умений и навыков на практике. 

Фронтальный опрос по теме «Дискретная форма представления информации»   

Вопросы для фронтального опроса 

1.Что такое дискретизация? 

2.Скажите определение алфавита. 

3.Чему равна мощность двоичного алфавита? Мощность русского алфавита?  

Отвечают на вопросы. 

Уточнение теоретических и практических знаний и умений для восприятия новых знаний. 

3 мин. 

3. Мотивация учебной деятельности 

Определение целей занятия, создание мотивации учебно-познавательной деятельности учащихся. 

- Ребята, на доске даны понятия, рапределите их по столбцам: миллиметр, секунда, сутки, год сантиметр, грамм, век, килограмм, минута, час, дециметр, метр, месяц, центнер, километр, тонна.

- На что вы обращали при этом внимание? Как можно назвать первый столбец, второй, третий.

- Скажите, для чего нам нужна линейка, весы, часы?

- Кроме измерения длины, времени, массы, современному человеку приходится измерять и информацию.Отгадайте ребус. 

Сообщение темы «Единицы измерения информации» и целей урока. 

Демонстрация презентации «Единицы измерения информации». 

Ответы учащихся. 

 

 

 

 

 

Первый столбец – время, второй – рассояния, третий – массы.

Линейка нужна для измерения расстояния, весы – для измерения массы, часы – для измерения времени.

Записывают число и тему урока в тетрадях 

 

Просматривают предоставленный материал 

Осмысление темы и целей урока. 

Готовность к активной учебно-познавательной деятельности. 

3 мин. 

4. Основная часть 

25 мин. 

4.1.Изложение нового материала 

Создание условий для восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний и способов действий. 

Демонстрирует презентацию, дает под запись основные моменты. (Презентация)  

 

Внимательно смотрят, слушают, делают фиксирующие записи в тетради: определение бита, информационный

вес символа, информационный объем сообщения, единицы измерения информации 

Наличие в тетради записи. Осмысление учебной информации. 

11 мин. 

4.2. Физкультминутка 

Снятие напряжения 

Озвучивает и показывает движения физкультминутки. 

Встают со своих мест, повторяют за учителем слова и движения. 

 

1 мин. 

4.3. Закрепление изученного материала 

 

Усвоение учащимися новых знаний и способов действий на уровне применения в измененных обстоятельствах. 

Проверяет, как ученики усвоили данную тему.  

Предлагает решить следующие задания: 

1. Вызывается один желающий для решения задачииз учебника стр. 48

2. Ученики распределяются на 2 группы. Учащимся раздаются карточки – вопросы с выбором ответа.  За правильный ответ группа получает балл.

3. Ученикам предлагается сесть за компьютеры и выполнить представленные задания.  Используя дифференцированный подход, одной группе учеников дается задание заполнить кроссворд, а другой - в графическом редакторе соединить линиями название единицы измерения информации с соответстующим числом.  

После выполненной работы группы меняются местами.

 

 

 

Выполняют задание на интерактивной панели. 

 

 

Групповая работа с карточками. 

 

 

 

 

 

 

 

 

Самопроверка. 

 

 

 

 

Работают индивидуально. Первая группа отвечает на вопросы кроссворда, вторая – работает в графическом редакторе. 

 

Взаимооценка. 

Усвоение. 

 

 

Воспроизведение и применение теоретических знаний на практике 

13 мин. 

 

5.  Заключительная часть 

7 мин. 

5.1. Обобщение материала, подведение итогов и рефлексия 

Осмысление изученного материала, подведение итогов урока. Выявление недочетов. 

  1. Обобщает учебный материал. 
  1. Сообщает оценки. 
  1. Анализирует и обсуждает типичные ошибки, допущенные обучающимися. 

Внимательно слушают. 

Рефлексируют свои действия (проводят параллель между знанием и незнанием) 

Обобщенное восприятие учебного материала. 

 

5 мин. 

5.2. Домашнее задание 

Осознание учащимися целей, содержания и способов выполнения домашнего задания. 

Учебник: с. 47-48; задание 5, с. 49.

Фиксируют домашнее задание 

Успешное выполнение домашнего задания. 

2 мин. 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока: Носители информации

Носители информации.Цель урока:Закрепить и систематизировать знания учащихся о хранении информации;Сформируется понятие о носителях информации как материальном объекте;Познакомить учащихся с различным...

Методическая разработка: Кодирование графической информации. Решение задач.

Документ содержит группу задач по теме «Кодирование графической информации». Задачник разбит на типы задач, исходя из указанной темы. Каждый тип задач рассматривается с учетом дифференцированного подх...

Методическая разработка "Устройства ввода информации"

Конспект урока по информатике для учащихся 8 класса на тему "устройства ввода информации". Урок-экскурсия в виртуальный музей....

Методическая разработка "Средства массовой информации"

Методическая разработка к учебному занятию"Средства массовой информации" позволяет, используя все виды  речевой деятельности -говорение. чтение, аудирование, письмо, ярче и доступнее изложить мат...

Методическая разработка урока физики 8 класс. Лабораторная работа №14 «Измерение фокусного расстояния собирающей линзы. Получение изображений при помощи линзы»

Методическая разработка урока физики содержит  презентацию к уроку и бланк для выполнения и оформлления  отчета  лабораторной работы №14  8 класс....

Методическая разработка урока в 9 классе «Средства массовой информации».

Цель: решение коммуникативной задачи по средствам страноведческого материала и тематической лексики «Средства массовой информации». УМК Кузовлев В.П. Английский язык 9 класс....

Методическая разработка занятия "Ведение информации о ресурсах медицинской организации"

Методическая разработка предназначена преподавателям для подготовки и проведения занятия по данной теме, по дисциплине "Использование Единой медицинской информационно-аналитической системы города...