Урок информатики по теме «Информационные процессы»
план-конспект урока по информатике и икт (8 класс)

Цель:
- ввести понятие информационных процессов;
- рассмотреть различные примеры информационных процессов;
- ввести понятие «информационная технология.
Урок №3 8 класс.doc

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_no3_8_klass.docx19.25 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Информационные процессы»

- ввести понятие информационных процессов;

- рассмотреть различные примеры информационных процессов;

- ввести понятие «информационная технология.

Задачи учителя:

- определить понятие «информационный процесс»;

- рассмотреть примеры информационных процессов в обществе;

- рассмотреть примеры информационных процессов в природе и в технических устройствах;

- определить понятие «технология»;

- определить понятие «информационная технология»;

- выделить инструменты информационных технологий.

План урока:

  1. Организационный момент
  2. Объяснение нового материала
  3. Подведение итогов
  4. Постановка домашнего задания

Ход урока:

  1. Орг. момент.
  2. Объяснение нового материала.

- определение понятия «информационный процесс»

Учитель: Приведите примеры словосочетаний со словом «процесс».

Ученики: Процесс приготовления пищи (пирога), исторический процесс (переход от одного общественного строя к другому), замерзание воды в реках и озерах, экологический процесс, процесс лечения.

Учитель: Приготовление пирога – это процесс переработки исходных продуктов (муки, молока, яиц) в конечный продукт (пирог).

Переход  от рабовладельческого строя к феодальному – это исторический процесс. Он характеризуется изменением общественного и экономического состояния общества.

Замерзание воды в реках и озерах – это физический процесс. Он протекает во времени и характеризуется изменением текущего состояния воды.

Конспектирование лекции за учителем – это процесс переработки информации из вербальной (устной) формы в письменную. В этом процессе изменяются параметры исходного текста: объём, содержание, форма. Такой процесс принято называть информационным.

Характеристики процессов

Процесс

Название параметров

Приготовление пирога

Цвет, вкус, консистенция продуктов

Смена строя

Экономические параметры, показатели общественного устройства

Замерзание воды

Температура, агрегатное состояние

Конспектирование лекции за учителем

Объём, содержание, форма

Суть любого процесса заключается в изменении состояния объектов в результате некоторого воздействия на них.

- Примеры информационных процессов в обществе

Информационные процессы – процессы, связанные с поиском, сбором, хранением, обработкой, кодированием и передачей информации.

Что было бы с обществом, если бы в нем не было информационных процессов?

Ученики: Не было бы развития общества. Для человека отсутствие информации и информационных процессов противоестественно. Человек непрерывно воспринимает информацию об окружающем мире и нуждается в передаче и обработке информации.

Учитель: Приведите примеры информационных процессов в обществе.

Ученики: Чтение книг, разговор по телефону, просмотр спектакля, изучение природных явлений, заучивание роли, переписка.

Коммуникация – процесс передачи информации.

Коммуникационная среда – совокупность условий обмена информацией.

- Примеры информационных процессов в природе и в технических устройствах

Учитель: Приведите примеры, подтверждающие наличие информационных процессов среди объектов живой природы.

Ученики: Примеры общения животных между собой, с человеком, реакции растений на внешние воздействия проявляется в изменении биохимических процессов на клеточном уровне.

Учитель: Существуют ли информационные процессы среди объектов неживой природы?

Ученики: Да, но только применительно к технике. Например, различные автоматы, турникет в метро, домофон, банкомат и др.

Учитель: Информационные процессы протекают в устройствах, созданных человеком. Постигая законы окружающего мира, человек создаёт устройства, управляя которыми, он удовлетворяет свои многочисленные потребности. Для удобства передвижения человек создал автомобиль, который получает от человека информацию о направлении движения и режиме работы и обеспечивает выполнение команд. Для изучения тайн моря создан батискаф, для изучения Луны – луноход; все они выполняют команды, заданные человеком.

Учитель: Приведите известные Вам примеры информационных процессов в технике.

Ученики: Управление станками с программным управлением, режимами работы микроволновой печи.

- Информационные технологии

Слово технология греч., означает искусство, мастерство, умение.

Примеры технологических процессов:

Название

Исходные продукты

Конечный продукт

Инструменты

Получение фруктового сока

Фрукты, сахар

сок

Соковыжималка, устройство для пастеризации (стерилизации)

Изготовление одежды

Ткань, нитки, пуговицы

пальто

Иголки, булавки, швейная машинка, утюг

Изготовление куклы Буратино

Полено, бумага

Буратино

Нож, рубанок, клей, шурупы

Производство металла

руда

металл

Доменная печь

Получение мёда

Нектар, пыльца

мёд

Организм пчелы

В результате любого материального технологического процесса получается новый материальный продукт.

Технология – совокупность методов и средств, позволяющих создавать материальный продукт.

- определение понятия «информационная технология»

Информационные процессы в обществе и технике тесно связаны с понятием «информационные технологии».

Учитель: Существует ли технология написания сочинения по художественному произведению?

Ученики: Да, так как есть исходная информация, полученная из художественного произведения, есть тема сочинения, есть правила написания сочинения. В результате должен получиться рассказ, раскрывающий заданную тему.

Учитель: Таким образом, можно говорить о технологии написания книги, создания журнала, газеты, телевизионной передачи, то есть можно говорить о получении информационного продукта в результате информационной технологии. Предполагается ли использование каких-либо инструментов в информационной технологии?

Ученики: Да, например: ручка, пишущая машинка, компьютер, кинокамера, диктофон, магнитофон.

Информационная технология – информационный процесс, в результате которого создаётся информационный продукт.

- Инструменты информационных технологий

Этапы развития инструментов информационных технологий

Период

Вид

Цели

Инструменты

I

До второй половины ХIX в.

«Ручная технология»

Представление информации в нужной форме

Камень, глиняные доски, шкуры, пергамент, бумага, перо.

II

Конец XIX – начало XX в.

«Механическая технология»

Представление информации в форме, удобной для передачи и хранения

Пишущая машинка, арифмометр, телефон, телеграф, телевидение, радиосвязь

III

40 – 60-е гг. ХХ в.

«Электрическая технология»

Представление информации в форме, удобной для передачи и хранения

Большие компьютеры, электрические пишущие машинки, магнитофоны, копировальные аппараты

IV

Начало 70-х – середина 80-х гг. ХХ в.

«Электронная технология»

Совершенствование форм представления информации

Большие компьютеры

V

С середины 80-х гг. ХХ в.

«Компьютерная технология»

Представление информации в форме, удобной для хранения, поиска, обработки, передачи

Персональный компьютер и компьютерные сети

  1. Подведение итогов. В повседневной жизни человек сталкивается с различными процессами, в том числе и информационными, которые включают в себя сбор, хранение, поиск, кодирование и передачу информации. Информационные процессы протекают в живой природе, в обществе и в технике. Основой информационных процессов в обществе являются коммуникации. Информационные процессы в обществе связаны с понятием информационных технологий. Информационные технологии предполагают создание информационного продукта и опираются на использование инструментов, которые прошли в своём развитии несколько этапов. Сегодня наиболее эффективным инструментом информационных технологий является компьютер.
  2. Домашнее задание:
  1. Читать: стр. 20 - 23,
  2. Письменно: стр. 24, вопросы 3-5.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока информатики по теме «Моделирование информационных процессов. Корреляционные зависимости»

Папка содержит модель урока по теме  «Моделирование информационных процессов. Корреляционные зависимости», рассчитанного на два часа, презентацию и приложения к уроку....

Разработка урока информатики по теме «Информационные процессы», 8 класс

Предмет: информатика Класс: 8Тема и номер урока в теме: Человек и информация, урок № 3 Базовый учебник: Семакин И.Г., Залогова Л.А., Русанов С.В. Информатика и ИКТ. 8 класс Цели  у...

Технологическая карта урока информатики «Информация и информационные процессы»

Технологическая карта урока информатики в 7 классе на тему "информация и информационные процессы"....

Технологическая карта урока информатики (по ФГОС) на тему «Информационные процессы и информационные технологии»

Технологическая карта урока информатики (по ФГОС) на тему «Информационные процессы и информационные технологии» p { margin-bottom: 0.25cm; direction: ltr; line-height: 115%; text-align:...

Технологическая карта урока информатики (по ФГОС) на тему «Информационные процессы и информационные технологии»

Технологическая карта урока информатики (по ФГОС) на тему «Информационные процессы и информационные технологии» p { margin-bottom: 0.25cm; direction: ltr; line-height: 115%; text-align:...

Технологическая карта урока информатики на тему "Информационные процессы и информационные технологии"

Особенность ФГОС нового поколения – деятельностный характер, который ставит главной задачей развитие личности учащегося. Современное образование отказывается от традиционного представлени...