Самоанализ урока информатики "Текстовый редактор"
материал по информатике и икт (7 класс)

Трифонова Анна Андреевна

Это второй урок в разделе "Текстовая информация и компьютер". Здесь вводятся такие понятия, как текстовый редактор, структурные единицы текста, которые будут использоваться в дальнейшем.

Ему предшествовал урок по теме «Тексты в компьютерной памяти»

Следующий урок: “Работа с текстовым редактором”.

Тип урока: комбинированный, урок изучения нового материала с практической работой. Урок  опирается на уже имеющиеся знания и навыки, содержит новый материал. Новый материал помогает  расширить кругозор учащихся, практическая работа – работа с текстом, способствует развитию творческого потенциала, внимательности и закреплению умений  на практике.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoanaliz_uroka_informatiki_v_7_klasse.docx30.71 КБ

Предварительный просмотр:

Самоанализ урока информатики в 7 классе по теме
“Текстовый редактор”

Это второй урок в разделе "Текстовая информация и компьютер". Здесь вводятся такие понятия, как текстовый редактор, структурные единицы текста, которые будут использоваться в дальнейшем.

Ему предшествовал урок по теме «Тексты в компьютерной памяти»

Следующий урок: “Работа с текстовым редактором”.

Тип урока: комбинированный, урок изучения нового материала с практической работой. Урок  опирается на уже имеющиеся знания и навыки, содержит новый материал. Новый материал помогает  расширить кругозор учащихся, практическая работа – работа с текстом, способствует развитию творческого потенциала, внимательности и закреплению умений  на практике.

Исходя из сказанного, были намечены цели урока.

  1. Общеобразовательные: Сформировать  понятие текстовый редактор, текстовый файл; познакомить учащихся с основными понятиями среды ТР, формирование умений и навыков работы с ТР.
  2. b)      Воспитательныевоспитывать у учеников умение целенаправленно работать с информацией.
  3. c)       Развивающие: развитие приемов умственной деятельности, развитие познавательных потребностей учащихся
  4. d)      Компетентностные: совершенствование навыков общения с учителем и учащимися.

     Формируемые результаты

  • Предметные: 
  • углубить и систематизировать знания о текстовых редакторах, научить учащихся использовать возможности текстового редактора Microsoft Word на практике.
  • Личностные:  
  • Формировать умение планировать свои действия в соответствии с учебным заданием;
  • Уважение к истории возникновения первых книг на Руси.
  • Метапредметные:

                 Познавательные УУД:

  • Владеть технологией смыслового чтения;
  • Анализировать и устанавливать причинно-следственные связи.

           Регулятивные УУД:

  • Определять цель в деятельности;
  • Выдвигать версии;
  • Диагностировать цель;
  • Оценивать собственную деятельность (рефлексия).

           Коммуникативные УУД:

  • Излагать свою точку зрения на рассматриваемые проблемы;
  • Аргументировать, корректировать свою точку зрения;
  • Работать в группе
  • Создавать тексты в текстовом редакторе Microsoft Word;

Отбор содержания учебного материала проведен с учетом возрастных особенностей учащихся и значения урока в цикле уроков данного раздела. Теоретический материал соответствует минимуму для обязательного усвоения всеми учащимися. В соответствии с типом урока и поставленными целями урока определены основные этапы урока:

1 Приветствие (организационный момент)

Было организован хороший настрой на урок при помощи смайликов и кодирования приветственной фразы друг друга.

2. Проверка дз

Теоретический опрос учащихся по пройденному материалу прошлого урока.

3 Мотивационный

Было дано задание учащимся декодировать слово, с помощью таблицы кодирования. Справились легко.

Далее было показано видео о создании первой книги на Руси, для того, чтобы дать детям представление о том, как сложно было печатать тексты и сколько времени уходило на их создание. И плавно перейти к формулировке учащимися темы урока и цели.

3 Фиксация темы

Учащиеся работали с текстом, самостоятельно искали определение ТР. Далее рассматривали на презентации основное множество разнообразных ТР. Обсудили основные элементы текста, рассмотрели среду ТР и режимы работы с ним. Перешли к практической части урока.

Физминутка

4 Проблемно-поисковый

Повторение материала, определений: ТР, текстовый файл, основных элементов текста.

Работа с текстом в группе: карточка 1. Учащимся нужно было напечатать текст и оформить его как стихотворение и напечатать отгадку. Многие учащиеся справились с заданием, но не могли сразу отгадать загадку. Поэтому ушло много времени.

Самостоятельная работа с текстом. Каждый учащийся работал за компьютером с предложенным текстом. Но не успели выполнить задание. Поэтому я предложила им сохранить документ в папке и доработать его на следующем уроке.

  1. Рефлексия

Проанализировали успешность усвоения  материала, ответив на несколько вопросов. Некоторые учащиеся ответили, что уже это знали, но закрепили. Те ребята, у кого нет дома компьютера – испытали трудности. В целом урок ребятам понравился.

6 Домашнее задание.

Запись домашнего задания. Для закрепления им было дано творческое задание – составить памятку пользователя ТР Микросовт Ворд. Были выставлены оценки по листам самооценки.

Организация собственной деятельности учащихся осуществлялась на всех этапах урока в различных вариантах:

  • самостоятельная работа с тестом;
  • индивидуальное практическое задание;
  • самооценка своей деятельности.

В ходе урока использовались следующие методы:

  • по источнику передачи и восприятия информации
    - словесный (беседа);
  • по логике передачи информации
    - индуктивный;
  • по степени самостоятельности учащихся
    - репродуктивный,
    - проблемно-поисковый;
  • по степени управления
    - работа под руководством учителя чередовалась с самостоятельной работой учащихся;
  • методы стимулирования и мотивации
    - создание проблемной ситуации;
  • методы контроля
    - самоконтроль.

Логическим завершением урока считаю, что учащимися достаточно успешно были пройдены все испытания, учащиеся сами оценили свою подготовленность к своей дальнейшей практической деятельности в среде текстового редактора.

Выполнены основные требования к современному уроку: 

  • Учащиеся заняты на всех этапах урока.
  • Осуществлялась обратная связь.
  • Присутствовал самоконтроль.
  • Имелись элементы групповой работы.
  • Организована индивидуальная работа учащихся.

При проведении урока я руководствовалась тем, что учитель не информатор, а организатор учебной деятельности. Особых отклонений от плана не было. Оптимальное сочетание методов и средств обучения, смена видов деятельности, позволили избежать перегрузки учащихся и создать благоприятную атмосферу урока.   

Методы и формы обучения на уроке учитывают  специфику предмета информатики.

  Использование оценочных  листов, раздаточного материала экономит время на уроке, приучает к самостоятельной работе, а также к работе в коллективе.  Считаю удачной выбранную структуру урока. В начале урока детям легко дается концентрация внимания, поэтому актуально обозначить проблему и дать возможность самим её решить;  далее проводится изучение нового материала в форме беседы, что позволяет ученикам активно участвовать в образовательном процессе . затем, когда внимание детей начинает рассеиваться, им предлагается другой вид деятельности – практическая работа, в которой требуется и внимание и знания, полученные ранее. Но перед ней проводится гимнастика, чтобы снять общую усталость.  В этом заключается логическая связь между этапами урока. Перегрузок нет, так как постоянно идет смена учебной деятельности.

Учебная работа на уроке была разнообразна: индивидуальная работа, опрос, работа с раздаточным материалом, работа в группах.

Содержание и задания для проведения урока были представлены на протяжении всего занятия в форме интерактивной презентации, видео,  что помогает продемонстрировать наглядность, привлечь внимание обучаемых и отвечает современным требованиям Федерального государственного образовательного стандарта.

Темп работы спокойный. Создан нужный для работы психологический микроклимат, характер общения с учащимися доброжелательный. Психологическая атмосфера поддерживается непринужденной беседой, разговором, обсуждением. В ходе урока осуществлялся контроль за ходом выполнения заданий, оказание помощи отстающим, ответы на возникшие вопросы. Контроль сопровождался корректировкой и направлением деятельности учащихся. Во время урока обучающиеся были мотивированы,  проявляли интерес. В классе сохранялась рабочая, дружественная атмосфера сотрудничества.

Дифференцированный подход необходим только в практической работе, так как в классе присутствуют дети, не имеющие практику работы за компьютером  и испытывающие трудности.

Контроль усвоения знаний был организован через выполнение учащимися индивидуальных заданиями и обсуждение верных ответов. Практические работы были оценены самими учащимися, а также учителем и прокомментированы. 

В качестве технических средств обучения использованы ноутбуки, компьютеры, проектор с экраном.

Главный акцент на уроке  делается на понятии ТР, так как оно будет использоваться при дальнейшем изучении раздела. Объект прочного усвоения выделен достаточно ясно и четко.

Выставленные оценки отразили объективный результат деятельности каждого ученика во время урока, кроме одного ученика, который поставил себе 5.

В конце урока выдано д/з

Таким образом, проведенный урок не только обеспечил условия для формирования личностных, метапредметных (познавательных, регулятивных, коммуникативных), но и развитие информационно-интеллектуальной компетентности школьников. Считаю – урок достиг своей цели.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока "Текстовый редактор"

Конспект урока "Текстовый рекдактор"...

Самоанализ урока литературы в 6 классе по теме: «Уроки нравственности в рассказе В. Г. Распутина «Уроки французского»

Урок обобщающий. С применением технологий проблемного обучения. развития критического мышления, ИКТ технологий. Прослеживается формирование УУД....

Вариант самоанализа урока учителя предметника, на примере самоанализа урока по географии в 6 классе по теме: Озера. Ледники. Искусственные водоемы.

Данный пример самоанализа поможет учителям предметникам в составлении своего самоанализа по какому-либо предмету. Опираясь на данный легче составить свою модель анализа урока....

Урок повторение 11 класс Тема: Урок повторение редакторы операционной системы по теме «Что такое мир?»

Цель: углубить и расширить знания учащихся по теме редакторы ОС через защиту проектов.Задачиактуализация навыков по составлению графиков, рисунков, презентаций, фильмов;формировать навыки создания про...