Информатика 9 класс "Исполнитель Робот"
план-конспект урока по информатике и икт (9 класс)

Алтынчурина Гульназира Рифовна

Презентация на урок Информатики 9 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon ispolnitel_robot.ppt2.52 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Исполнитель Робот Применение системы «Исполнители» (К.Поляков, http://kpolyakov.narod.ru ) при изучении раздела «Алгоритмика» пропедевтического курса Информатики и ИКТ

Слайд 2

Содержание Исполнитель Робот. Управление Роботом Исполнитель Робот. Цикл «Пока» Исполнитель Робот. Ветвление

Слайд 3

1. Исполнитель Робот Управление Роботом

Слайд 4

Исполнитель – это … Управление – это … Алгоритм – это … Опишите исполнителя Чертёжника по плану: 1) Имя 2) Круг решаемых задач 3) Среда 4) СКИ 5) Система отказов 6) Режимы работы Давайте вспомним

Слайд 5

Система «Исполнители» Окно редактора программ Поле Исполнителя Задача для Робота Режим Робота Загрузить задачу для Робота Восстановить лабиринт

Слайд 6

Среда Робота Робот стенка клумба грядка База свободное место Робот выполняет специальную задачу - сажает цветы в грядки на поле (лабиринте). Поле размечено на квадраты, каждый из которых может быть: 1) свободным местом; 2) грядкой; 3) клумбой с цветами; 3) стенкой . Робот может переходить из клетки в клетку по грядкам или по свободным клеткам. Робот не может проходить через стенки, ходить по клумбам с цветами, выходить за границы поля. Робот должен посадить цветы на всех грядках и вернуться на Базу для пополнения запасов.

Слайд 7

СКИ Робота Основные команды: направо ; - повернуться на 90 градусов вправо налево ; - повернуться на 90 градусов влево кругом ; - развернуться кругом (на 180 градусов) вперед ( n ); - перейти на n клеток вперед назад ( n ); - перейти на n клеток назад посади ; - посадить цветы на грядке, где стоит Робот

Слайд 8

Пример простой задачи Задача1 { вперед ( 3 ); налево ; назад ( 1 ); посади ; вперед ( 2 ); посади ; вперед ( 1 ); направо ; вперед ( 2 ); направо ; вперед ( 2 ); посади ; вперед ( 2 ); направо ; вперед ( 1 ); }

Слайд 9

Возможные ошибки Робота 1. Синтаксические (“НЕ ПОНИМАЮ”) – появляются при ошибках в написании команд, например: в лево ; впере т ( 3 ); направо ( 2 ) ; 2. Отказы (“НЕ МОГУ”) – появляются, например, если Роботу дают команду идти прямо на стенку или сажать цветы там, где нет грядки. 3. Логические – возникают тогда, когда Робот понимает команды и выполняет их, но результат не тот, какой нужен.

Слайд 10

Пример алгоритма управления Роботом Составить программу, после выполнения которой Робот посадит цветы в грядку в форме меандра из 4 витков и придет на Базу. 1 способ Меандр1 { вперед ( 1 ); повтори ( 4 ) { налево ; посади ; вперед ( 1 ); посади ; вперед ( 1 ); посади ; направо ; вперед ( 1 ); посади ; направо ; вперед ( 2 ); налево ; посади ; вперед ( 1 ); посади ; вперед ( 1 ); } }

Слайд 11

Пример алгоритма управления Роботом Составить программу, после выполнения которой Робот посадит цветы в грядку в форме меандра из 4 витков и придет на Базу. 2 способ (с использованием процедуры) Меандр2 { вперед ( 1 ); повтори ( 4 ) Виток ; } Виток { налево ; посади ; вперед ( 1 ); посади ; вперед ( 1 ); посади ; направо ; вперед ( 1 ); посади ; направо ; вперед ( 2 ); налево ; посади ; вперед ( 1 ); посади ; вперед ( 1 ); }

Слайд 12

Задача 1 (РТ №22 стр. 99, учебник №1 стр.148) Приведите все алгоритмы из трех команд, которые переместят Робота из исходного положения на Базу.

Слайд 13

Задача 2 (РТ №23 стр. 99, учебник №4 стр.148) Маша придумала лабиринт для Робота. Коля стёр ровно половину клеток с грядками. Восстановите рисунок (он симметричен относительно вертикальной оси). Напишите программу для Робота.

Слайд 14

Задача 3 (РТ №25 стр. 100, учебник №6 стр.149) Напишите программу, с помощью которой Робот пройдет по лабиринту и попадет на Базу .

Слайд 15

Практическая работа (РТ №27(а) стр. 103, учебник №8(а) стр.149) Напишите программу, с помощью которой Робот посадит цветы на грядках в соответствии с рисунком . РТ27а { повтори ( 3 ) { Угол ; направо ; вперед ( 2 ); направо ; вперед ( 2 ); направо ; } } Угол { назад ( 4 ); посади ; вперед ( 1 ); посади ; вперед ( 1 ); посади ; вперед ( 1 ); посади ; вперед ( 1 ); направо ; посади ; вперед ( 1 ); посади ; вперед ( 1 ); посади ; вперед ( 1 ); посади ; вперед ( 1 ); посади ; }

Слайд 16

Домашнее задание § 3.3 стр. 135-136 РТ №24 стр. 100, учебник №5 стр. 148 а) б) в) Напишите программу, с помощью которой Робот сможет попасть на Базу во всех трех лабиринтах .

Слайд 17

Дополнительное домашнее задание РТ №27 стр. 103, учебник №8 стр. 149 б) в)

Слайд 18

2. Исполнитель Робот Цикл «Пока»

Слайд 19

Неформальный исполнитель – это … Приведите примеры неформальных исполнителей … Формальный исполнитель – это … Приведите примеры формальных исполнителей Опишите исполнителя Робота по плану: 1) Имя 2) Круг решаемых задач 3) Среда 4) СКИ 5) Система отказов 6) Режимы работы Давайте вспомним

Слайд 20

Алгоритмы с обратной связью Робот может получать информацию об окружающей обстановке с помощью датчиков, которые выдают ответ "Да" или "Нет" ("истинно" или "ложно") на вопросы-команды. Робот может проверять следующие простые условия : слева_стена справа_стена впереди_стена сзади_стена эти команды определяют, есть ли стена в ближайшей клетке в указанном направлении слева_клумба справа_клумба впереди_клумба сзади_клумба эти команды определяют, есть ли клумба в соседней клетке в указанном направлении слева_свободно справа_свободно впереди_свободно сзади_свободно эти команды определяют, свободна ли ближайшая клетка в указанном направлении (Робот получает ответ "Да", если там нет стены и нет клумбы) грядка клумба база эти команды определяют, является ли клетка, в которой стоит Робот, грядкой клумбой или Базой

Слайд 21

Цикл «Пока» пока ( условие ) { команды ; } условие команды (тело цикла) да нет

Слайд 22

Пример задачи с циклом «пока» Составить программу, после выполнения которой Робот посадит цветы в прямолинейную грядку неизвестной длины до стены и вернется на Базу. Длинная_клумба { пока ( впереди_свободно ) { вперед ( 1 ); посади ; } налево ; вперед ( 1 ); налево ; пока ( слева_клумба ) { вперед ( 1 ); } налево ; вперед ( 1 ); }

Слайд 23

Примеры ошибок в циклах «пока»

Слайд 24

Составные условия Составные условия образуются из простых условий добавлением логических операций И , ИЛИ , НЕ . Пусть А , В – простые условия. Составное условие ( А и В ) будет выполняться только тогда, когда выполняются каждое из простых условий. Составное условие ( А или В ) будет выполняться тогда, когда выполняется хотя бы одно из простых условий. Составное условие ( не А ) будет выполняться, когда не выполняется простое условие А .

Слайд 25

Практическая работа Составить программу, после выполнения которой Робот посадит цветы в прямом коридоре неизвестной длины и вернется на Базу. Пример 1 Клумба_в_коридоре { вперед ( 1 ); пока ( слева_стена и справа_стена ) { посади ; вперед ( 1 ); } налево ; вперед ( 2 ); налево ; вперед ( 1 ); пока ( слева_стена ) { вперед ( 1 ); } налево ; вперед ( 2 ); }

Слайд 26

Практическая работа Составить программу, после выполнения которой Робот посадит цветы в прямом коридоре с проходами неизвестной длины и вернется на Базу. Пример 2 Клумба_в_коридоре2 { вперед ( 1 ); пока ( слева_стена или справа_стена ) { посади ; вперед ( 1 ); } налево ; вперед ( 2 ); налево ; вперед ( 1 ); пока ( не база ) вперед ( 1 ); }

Слайд 27

Домашнее задание § 3.3 стр. 137-144 РТ №30 стр. 105, учебник №10 стр. 150 Напишите программу, с помощью которой Робот посадит цветы в грядке до уже посаженной клумбы и вернется в исходное положение.

Слайд 28

3. Исполнитель Робот Ветвление

Слайд 29

Линейный алгоритм – это … Разветвляющийся алгоритм – это … Циклический алгоритм – это … Опишите исполнителя Робота по плану: 1) Имя 2) Круг решаемых задач 3) Среда 4) СКИ 5) Система отказов 6) Режимы работы Давайте вспомним

Слайд 30

Полная форма ветвления если ( условие ) { команды1 ; } иначе { команды2 ; } условие команды1 да нет команды2

Слайд 31

Краткая форма ветвления если ( условие ) { команды ; } условие команды да нет

Слайд 32

Пример задачи с кратким ветвлением Робот находится перед коридором неизвестной длины, у которого одна стена сплошная, а другая имеет проходы. Составить программу, после выполнения которой Робот посадит цветы в грядки возле проходов. Клумбы_выбор { вперед ( 2 ); пока ( не справа_свободно ) { если ( слева_свободно ) { посади ; } вперед ( 1 ); } вперед ( 1 ); }

Слайд 33

Пример задачи с полным ветвлением Робот должен посадить цветы во всех клетках вдоль стены, а если в стене проход, то посадить в нем. Составить программу, после выполнения которой Робот посадит цветы в нужные грядки и придет на Базу. Клумбы_выбор2 { вперед ( 1 ); направо ; пока ( впереди_свободно ) { вперед ( 1 ); если ( слева_свободно ) { налево ; вперед ( 1 ); посади ; назад ( 1 ); направо ; } иначе { посади ; } } направо ; вперед ( 1 ); }

Слайд 34

Практическая работа (РТ №35 стр. 109, учебник №16 стр.151) Напишите программу, с помощью которой Робот сможет пройти по извилистому коридору. Коридор имеет ширину в одну клетку и идет в направлении слева-снизу вправо-вверх. Пример возможного коридора: РТ35 { пока ( слева_свободно или впереди_свободно ) { если ( слева_свободно ) { налево ; вперед ( 1 ); направо ; } иначе { вперед ( 1 ); } } }

Слайд 35

Домашнее задание § 3.3 стр. 145-147 РТ № 36, 37, 38 стр. 110-111 Подготовиться к контрольной работе

Слайд 36

Дополнительное домашнее задание (РТ №34 стр. 108, учебник №15 стр.151) Напишите программу, с помощью которой Робот сможет попасть на Базу во всех трех лабиринтах.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по информатике за границами учебника "Слава роботам" 8 класс

На уроке с помощью слайдов рассказывается о том, какие на сегодняшний день существуют роботы, в каких сферах жизни они применяются людьми....

Примеры использования робота Lego Wedo на уроках информатики

Сегодня цель школы – научить школьника ставить и решать познавательные задачи, а для этого – находить, перерабатывать, использовать и создавать информацию, ориентироваться в информационном пространств...

Рабочая программа к элективу "Решение задач управления Роботом" 9 класс информатика

Рабочая программа к элективу "Решение задач управления Роботом" 9 класс информатика...

Методическая разработка по информатике «Учебный исполнитель Робот на уроках информатики»

В данной методической разработке описано преподавание темы "Исполнитель Робот" для учащихся 6 класса...

Технологическая карта урока Языкова Анна Сергеевна Информатика 8 класс Босова Л. Л. Тема урока: Циклические алгоритмы. Программирование циклов с заданным условием продолжения работы для исполнителя Робот

Тип урока: Урок «открытия» нового знания Программно-технические средства на уроке: персональный компьютер учителя, мультимедийный проектор, экран; ПК учащихся, программ...

Проектная работа с интеграцией в предметные области физики и информатики с реализацией проекта в техническом моделировании на тему: «Робот - спасатель»

Проектная работас интеграцией в предметные области физики и информатики среализацией проекта в техническом моделировании на тему:«Робот - спасатель»...

Катапульта многофункциональная робота Ев3 для соревнований "Футбол управляемых роботов", "Поло роботов"

Катапульта многофункциональная  робота Ев3 для соревнований "Футбол управляемых роботов", "Поло роботов", позволяет бить по теннисному мячу, который летит на расстояние до 2х ...