РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по дисциплине «Информатика» 6 класс для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений
рабочая программа по информатике и икт (6 класс)

Роенко Алексей Николаевич

     Рабочая программа по информатике для 6 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного  общего образования, федерального перечня учебников, рекомендованных Министерством образования Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, с учетом требований к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержанием наполнения учебных предметов компонента государственного стандарта общего образования, базисного учебного плана

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_distsipline_informatika_6_klass.docx223.97 КБ

Предварительный просмотр:

J:\ТЕМАТИЧЕСКОЕ Роенко 2021\сканы титульных\6 кл инф 001.jpg

Пояснительная записка

Статус документа.

     Рабочая программа по информатике для 6 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного  общего образования, федерального перечня учебников, рекомендованных Министерством образования Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, с учетом требований к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержанием наполнения учебных предметов компонента государственного стандарта общего образования, базисного учебного плана, а также следующих нормативно-правовых документов:

  -Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ

-Приказ Минобрнауки России № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» от 17.12.10.

-Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 10 июля  2015 года № 26  «Об утверждении СанПиН 2.4.2. 3286 -15  «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения  и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптивным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».

-БУП Утвержденный Министерством образования, науки, инновационной политики Новосибирской области от 23.07.12. № 1602

-Образовательная программа школы-интерната.

Адресат.

 Программа по информатике в 6 классе для специального (коррекционного) образовательного учреждения VII вида предназначена для лиц с ограниченными возможностями здоровья, имеющими нарушение интеллектуального развития.

Структура документа.

Рабочая программа включает:

-   Пояснительную записку, раскрывающую характеристику и место учебного предмета в базисном учебном плане, цели его изучения, основные содержательные линии; требования к уровню подготовки учащихся, оканчивающих 6 класс, основное содержание  обучения  с    распределением учебных часов по разделам курса;

-   тематическое планирование. 

Общая характеристика учебного предмета

 Большие возможности для формирования личностного потенциала обучаемых, повышения эффективности познавательной деятельности школьников на основе универсальных способов учебной деятельности,  их успешной социализации в современном мире в значительной степени обеспечиваются изучением информатики, а также реализацией в учебном процессе возможностей информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), применяемых в комфортных и здоровьесберегающих условиях. В этой связи возрастает значимость непрерывного освоения учащимися  средств и методов информатики  и  ИКТ, совершенствования содержания и методики обучения информатике в условиях информатизации и массовой коммуникации современного общества.

Учебник  для 6 класса / Л.Л. Босова, А.Ю. Босова. – М. : БИНОМ. Лаборатория знаний;

Место предмета в базисном учебном плане

   На предмет «Информатика» в базисном учебном плане  отводится  1 час в неделю. Общий объём времени в 6 классе составляет 34 часа.

Учебник разработаны в соответствии: с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО); с требованиями к результатам освоения основной образовательной  программы (личностным, метапредметным, предметным); с основными идеями и положениями программы развития и формирования универсальных учебных действий (УУД) для основного общего образования. В них соблюдается преемственность с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования; учитываются возрастные  и психологические особенности школьников, обучающихся на ступени основного общего образования.

Учебники являются основой учебно-методического комплекта (УМК), в состав которого кроме них включены:

  • методическое пособие для учителя к УМК  основной школы;
  • рабочие тетради
  • дополнительные методические пособия для учителя с поурочными рекомендациями.

СООТВЕТСТВИЕ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНИКОВ ТРЕБОВАНИЯМ К ЛИЧНОСТНЫМ, ПРЕДМЕТНЫМ И МЕТАПРЕДМЕТНЫМ РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ 

Содержание учебников «Информатика» ориентировано на формирование следующих личностных результатов:

  1. Целостное мировоззрение, соответствующее современному  уровню развития науки и общественной практики.

Условия для достижения данного результата обеспечиваются за счет  формирования у школьников  представлений об информации как важнейшем стратегическом ресурсе развития личности, государства, общества; понимания роли информационных процессов в современном мире; представлений об основных  изучаемых понятиях (информация, алгоритм,  модель) и их свойствах; навыков анализа и критичной оценки получаемой информации; способности увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значимость подготовки в области информатики в условиях развития информационного общества; готовности к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения с использованием средств и методов информатики и ИКТ.

  1. Коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой деятельности.

В конце каждого параграфа присутствуют вопросы и задания, многие из которых ориентированы на коллективное обсуждение, дискуссии,  выработку коллективного мнения.

В методическом пособии для учителя даются рекомендации об организации коллективной работы над проектами. Работа над проектом требует взаимодействия между учениками – исполнителями проекта, а также между учениками и учителем,  формулирующим задание для проектирования, контролирующим ход его выполнения, принимающим результаты работы. В завершении работы  предусматривается процедура защиты  проекта перед коллективом класса,  которая  также требует  наличия коммуникативных навыков у детей.

  1. Формирование ценностей здорового и безопасного образа жизни.  

Большее время у современных детей занимает работа за компьютером (не только над учебными заданиями). Поэтому для сохранения здоровья очень важно знакомить учеников с правилами безопасной работы за компьютером, с компьютерной эргономикой. Способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет знания основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной эксплуатации средств ИКТ формируется  в процессе выполнения многочисленных работ компьютерного практикума на протяжении всего периода обучения в основной школе. Кроме того, в учебниках уделяется внимание вопросам информационной безопасности: ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; развитию чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды и пр.

Содержание учебников «Информатика» ориентировано на формирование следующих метапредметных  результатов:

  • владение общепредметными понятиями «объект», «система», «модель», «алгоритм», «исполнитель» и др.;
  • владение умениями организации собственной учебной деятельности, такими как: целеполагание как постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что требуется установить; планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата, разбиение задачи на подзадачи, разработка последовательности и структуры действий, необходимых для достижения цели с помощью фиксированного набора средств; прогнозирование – предвосхищение результата; контроль – интерпретация полученного результата, его соотнесение с имеющимися данными с целью установления соответствия или несоответствия (обнаружения ошибки); коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план действий в случае обнаружения ошибки; оценка – осознание учащимся того, насколько качественно им решена учебно-познавательная задача;
  • опыт принятия решений и управления объектами (исполнителями) с помощью составленных для них алгоритмов (программ);
  • владение основными универсальными умениями информационного характера, такими как: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
  • владение информационным моделированием как основным методом приобретения знаний: умение преобразовывать объект из чувственной формы в пространственно-графическую или знаково-символическую модель; умение строить разнообразные информационные структуры для описания объектов; умение читать таблицы, графики, диаграммы, схемы и т. д., самостоятельно перекодировывать информацию из одной знаковой системы в другую; умение выбирать форму представления информации в зависимости от стоящей задачи, проверять адекватность модели объекту и цели моделирования;
  • широкий спектр умений и навыков использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации, навыки создания личного информационного пространства.

ОТРАЖЕНИЕ В УЧЕБНИКАХ ВОЗРАСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ

При разработке линии учебников для непрерывного курса информатики в основной школе авторы конкретизировали цели изучения предмета с учетом возрастных особенностей учащихся, стремясь в максимальной степени реализовать потенциал предмета в достижении современных образовательных результатов.

Цели изучения информатики и ИКТ в  6 классе:

  • формирование общеучебных умений и навыков на основе средств и методов информатики и ИКТ, в том числе  овладение умениями работать с различными видами информации, самостоятельно планировать и осуществлять индивидуальную и коллективную информационную деятельность, представлять и оценивать ее результаты;
  • ознакомительное изучение понятий основного курса школьной информатики, обеспечивающее целенаправленное формирование таких общеучебных понятий, как «объект», «система», «модель», «алгоритм» и др.;
  • воспитание ответственного и избирательного отношения к информации; развитие познавательных, интеллектуальных и творческих способностей учащихся.

В начале каждого параграфа учебников информатики размещены ключевые слова. Как правило, это основные понятия стандарта, раскрываемые в тексте параграфа. После основного текста параграфа размещена рубрика «Самое главное», которая вместе с ключевыми словами предназначена для обобщения и систематизации изучаемого материала. На решение этой задачи направлены и задания, в которых ученикам предлагается построить графические схемы, иллюстрирующие отношения между основными понятиями изученных тем.

Учебники снабжены навигационной полосой со специальными значками, акцентирующими внимание учащихся на ключевых компонентах параграфов, а также позволяющими связать в единый комплект все составляющие УМК благодаря ссылкам на электронное приложение к учебникам. Навигационные инструменты учебника активизируют деятельностный характер взаимодействия ученика с учебным материалом параграфа, закрепляют элементы работы с информацией в режиме перекрестных ссылок в структурированном тексте.

Содержание учебников соответствует требованиям современной информационно-образовательной среды: учебники  являются своеобразными навигаторами в мире информации. Практически каждый их параграф содержит ссылки на ресурсы сети Интернет. Особенно много ссылок на материалы Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (http://sc.edu.ru/) и электронного приложения к учебникам (http://metodist.lbz.ru) – анимации, интерактивные модели и слайд-шоу, делающие изложение материала более наглядным и увлекательным. В 8–9 классах широко используются ресурсы Федерального центра информационных образовательных ресурсов (http://fcior.ru). Использование ресурсов сети Интернет предполагается и для поиска учащимися ответов на некоторые вопросы рубрики «Вопросы и задания», размещённой в конце каждого параграфа.

               

   Требования к подготовке учащихся в области информатики и ИКТ

6 класс

Учащиеся должны:

  • определять, информативно или нет некоторое сообщение, если известны способности конкретного субъекта к его восприятию;
  • понимать смысл  терминов «понятие», «суждение», «умозаключение»;
  • приводить примеры единичных и общих понятий, отношений между понятиями;
  • различать необходимые и достаточные условия;
  • иметь представление о позиционных и непозиционных системах счисления;
  • уметь переводить целые десятичные числа в двоичную систему счисления и обратно;
  • иметь представление об алгоритмах, приводить их примеры;
  • иметь представления об исполнителях и системах команд исполнителей;
  • уметь пользоваться стандартным графическим интерфейсом компьютера;
  • определять назначение файла по его расширению;
  • выполнять основные операции с файлами;
  • уметь применять текстовый процессор для набора, редактирования и форматирования текстов, создания списков и таблиц;
  • уметь применять инструменты простейших графических редакторов для создания и редактирования рисунков;
  • создавать простейшие мультимедийные презентации для поддержки своих выступлений;
  • иметь представление об этических нормах работы с информационными объектами.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА

1. Компьютер и информация (11 ч)

Компьютер – универсальная машина для работы с информацией. История вычислительной техники. Файлы и папки.

Как информация представляется в компьютере, или Цифровые данные. Двоичное кодирование цифровой информации. Перевод целых десятичных чисел в двоичный код. Перевод целых чисел из двоичной системы счисления в десятичную. Тексты в памяти компьютера. Изображения в памяти компьютера. История счета и систем счисления.

Единицы измерения информации.

Компьютерный практикум

Клавиатурный тренажер.

Практическая работа № 1 «Работаем с файлами и папками. Часть 1».

Практическая работа № 2 «Знакомимся с текстовым процессором Word».

Практическая работа № 3 «Редактируем и форматируем текста. Создаем надписи».

Практическая работа № 4 «Нумерованные списки».

Практическая работа № 5 «Маркированные списки».

2. Человек и информация (13 ч).

Информация и знания.

Чувственное познание окружающего мира.

Мышление и его формы. Понятие как форма мышления. Как образуются понятия. Содержание и объем понятия. Отношения между понятиями (тождество, перекрещивание, подчинение, соподчинение, противоположность, противоречие). Определение понятия. Классификация. Суждение как форма мышления. Умозаключение как форма мышления.

Компьютерный практикум.

Практическая работа № 6 «Создаем таблицы».

Практическая работа № 7 «Размещаем текст и графику в таблице».

Практическая работа № 8 «Строим диаграммы».

Практическая работа № 9 «Изучаем графический редактор Paint».

Практическая работа № 10 «Планируем работу в графическом редакторе».

Практическая работа № 11 «Рисуем в редакторе Word».

3. Элементы алгоритмизации (9 ч)

Что такое алгоритм. О происхождении слова «алгоритм».

Исполнители вокруг нас.

Формы записи алгоритмов.

Графические исполнители в среде программирования QBasic. Исполнитель DRAW. Исполнитель LINE. Исполнитель CIRCLE.

Типы алгоритмов. Линейные алгоритмы. Алгоритмы с ветвлениями. Алгоритмы с повторениями. Ханойская башня.

Компьютерный практикум

Практическая работа № 12 «Рисунок на свободную тему».

Практическая работа № 13 «Power Point. Часы».

Практическая работа № 14 «Power Point. Времена года».

Практическая работа № 15 «Power Point. Скакалочка».

Практическая работа № 16 «Работаем с файлами и папками. Часть 2».

Практическая работа № 17 «Создаем слайд-шоу».

Практическая работа № 18 «Знакомимся со средой программирования QBasic».

Практическая работа № 19 «Исполнитель DRAW».

Практическая работа № 20 «Исполнитель LINE».

Практическая работа № 21 «Исполнитель CIRCLE».

Календарно-тематическое планирование 6 класс

№ урока

Дата проведения

Тема урока

Практические работы

Домашнее задание

1

ТБ и организации рабочего места. Объекты окружающего мира

Введение, §1,

2

Объекты операционной системы

Пр№1 «Работаем с основными объектами ОС»

§2(3)

3

Файлы и папки. Размер файла

Пр№2 «Работаем с объектами файловой системы»

§2(1,2)

4

Разнообразие отношений объектов и их множеств. Отношения между множествами

Пр № 3 «Повторяем возможности графического редактора»(задание1-3)

§3(1,2)

5

Отношение «входит в состав»

Пр № 3 «Повторяем возможности графического редактора»(задание4-6)

§3(3)

6

Разновидности объектов и их классификация

§4(1,2)

7

Классификация компьютерных объектов

ПР№4 «Повторяем возможности текстового редактора»

§4(1,2,3)

8

Система объектов. Состав системы

ПР № 5 «Знакомимся с графическими возможностями текстового процессора» (задание 1-3)

§5(1,2)

9

Система и окружающая среда. Система как черный ящик

ПР № 5 «Знакомимся с графическими возможностями текстового процессора» (задание 4-5)

§5(3,4)

10

Персональный компьютер как система

ПР № 5 «Знакомимся с графическими возможностями текстового процессора» (задание 6)

§6

11

Способы познания окружающего мира

ПР № 6 «Создаем компьютерные документы»

§7

12

Понятие как форма мышления. Как образуются понятия

ПР № 7 «Конструируем и исследуем графические объекты» (задание 1)

§8(1,2)

13

Определение понятия

ПР № 7 «Конструируем и исследуем графические объекты» (задание 2,3)

§8(3)

14

Информационное моделирование как метод познания

ПР № 8 «Создаем графические модели»

§9

15

Знаковые информационные модели. Словесные (научные, художественные) описания

ПР № 9 «Создаем словесные модели»

§10(1,2,3)

16

Математические модели. Многоуровневые списки

ПР № 10 «Создаем многоуровневые списки»

§10(4)

17

Табличные информационные модели. Правила оформления таблиц

ПР № 11 « Создаем табличные модели»

§11(1,2)

18

Решение логических задач с помощью нескольких таблиц. Вычислительные таблицы.

Практическая работа №12 «Создаем вычислительные таблицы в текстовом процессоре»

§11(3,4)

19

Графики и диаграммы. Наглядное представление процессов изменения величин и их соотношений.

Практическая работа №12 «Создаём информационные модели - диаграммы и графики» (задания 1-4)

§12

20

Создание информационных моделей - диаграмм. Выполнение мини-проекта «Диаграммы вокруг нас»

§12

21

Многообразие схем и сферы их применения.

Практическая работа №14 «Создаём информационные модели - схемы, графы, деревья» (задания 1, 2, 3)

§13(1)

22

Информационные модели на графах.

Использование графов при решении задач.

Практическая работа №14 «Создаём информационные модели - схемы, графы, деревья» (задания 4 и 6)

§13(2,3)

23

Что такое алгоритм.

Работа в среде виртуальной лаборатории «Переправы»

§14

24

Исполнители вокруг нас.

Работа в среде исполнителя Кузнечик

§15

25

Формы записи алгоритмов.

Работа в среде исполнителя Водолей

§16

26

Линейные алгоритмы.

Практическая работа №15 «Создаем линейную презентацию»

§17(1)

27

Алгоритмы с ветвлениями.

Практическая работа №16 «Создаем презентацию с гиперссылками»

§17(2)

28

Алгоритмы с повторениями.

Практическая работа №17 «Создаем циклическую презентацию»

§17(3)

29

Исполнитель Чертежник. Пример алгоритма управления Чертежником.

Работа в среде исполнителя Чертежник

§18(1,2)

30

Использование вспомогательных алгоритмов.

Работа в среде исполнителя Чертёжник

§18(3)

31

Алгоритмы с повторениями для исполнителя Чертёжник.

Работа в среде исполнителя Чертёжник

§18(4)

32

Алгоритмы с повторениями для исполнителя Чертёжник.

33

Обобщение и систематизации изученного по теме «Алгоритмика»

Практическая работа №18 «Выполняем итоговый проект»

34

Выполнение и защита итогового проекта.

Практическая работа №18 «Выполняем итоговый проект»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа дисциплины "Социально-бытовая ориентировка" 5 класс для специально (коррекционных) общеобразовательных учреждений.

Рабочая программа дисциплины "Социально-бытовая ориентировка" 5 класс для специально (коррекционных) общеобразовательных учреждений....

Рабочая программа дисциплины "Социально-бытовая ориентировка" 6 класс для специально (коррекционных) общеобразовательных учреждений.

Рабочая программа дисциплины "Социально-бытовая ориентировка" 7 класс для специально (коррекционных) общеобразовательных учреждений....

Рабочая программа дисциплины "Социально-бытовая ориентировка" 7 класс для специально (коррекционных) общеобразовательных учреждений.

Рабочая программа дисциплины "Социально-бытовая ориентировка" 7 класс для специально (коррекционных) общеобразовательных учреждений....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по дисциплине «Информатика» 5 класс для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений

   Рабочая программа по информатике для 5 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного  общего образования, федерального перечня учебн...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по дисциплине «Информатика» 7 класс для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений

   Рабочая программа по информатике для 7 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного  общего образования, федерального перечня учебн...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по дисциплине «Информатика» 8 класс для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений

   Рабочая программа по информатике для 8 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного  общего образования, федерального перечня учебн...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по дисциплине «Информатика» 9 класс для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений

Рабочая программа по информатике для 9 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного  общего образования, федерального перечня учебников, рекомендованны...