СТАТЬЯ «ВОЗМОЖНОСТИ АИСУ «ПАРАГРАФ 3» ДЛЯ ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ»
статья по информатике и икт (10 класс)

Каждый руководитель, управляя образовательным процессом, сталкивается с большим количеством информации. Упростить процесс управления можно, если выбрать нужный инструмент и научиться эффективно его использовать.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

СТАТЬЯ «ВОЗМОЖНОСТИ АИСУ «ПАРАГРАФ 3» ДЛЯ ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ»

Иванова Юлия Евгеньевна (fluyuliya@gmail.com)

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №247 Красносельского района Санкт-Петербурга (ГБОУ СОШ №247 Санкт-Петербурга), г. Санкт-Петербург

Каждый руководитель, управляя образовательным процессом, сталкивается с большим количеством информации. Упростить процесс управления можно, если выбрать нужный инструмент и научиться эффективно его использовать.

Под словами «управление образовательным процессом» понимается очень многое: это и административно-хозяйственная деятельность, и кадровая работа, и управление контингентом, и управление реализацией образовательных программ, и работа с родителями. Для наиболее эффективного управления необходимы современные технологии. Внедрение автоматизированной информационной системы управления (например, АИСУ «ПараГраф») позволило создать единую базу данных образовательного учреждения и автоматизировать рабочие места директора, завуча, секретаря, классных руководителей, учителей-предметников, а также родителей учащихся.

Все направления деятельности образовательного учреждения имеют своё отражение в АИСУ «ПараГраф 3»:

Административно-хозяйственная деятельность реализуется приложениями:

  • «Образовательное учреждение, здания, приложения»
  • «Материально-технологические и информационные ресурсы»

Кадровая работа – приложениями:

  • «Должности»
  • «Движение сотрудников»
  • «Личные дела сотрудников»

Управление контингентом с помощью приложений:

  • «Учебные коллективы»
  • «Движение обучающихся, воспитанников»
  • «Личные дела обучающихся, воспитанников»

Реализация образовательных программ – приложениями:

  • «Образовательные программы и учебные планы»
  • «Расписание занятий»
  • «Классный журнал»
  • «Анализ успеваемости»

Работа с родителями с помощью сервиса «Электронный дневник» на портале «Петербургское образование» (http://petersburgedu.ru).

Все приложения комплекса взаимосвязаны, работа одного приложения не возможна без заполнения другого.

Тем не менее, сформированная база персональных данных работников и учащихся существенно повышает эффективность повседневной работы всей администрации образовательного учреждения, помогает сократить время для составления всевозможных справок, отчетов и мониторингов.

Управление реализацией образовательных программ является основным направлением деятельности образовательного учреждения. Помощником в этой деятельности по праву можно считать АИСУ «ПараГраф 3».

Приложение «Классный журнал» используется для создания поурочно-тематического планирования, ведения классного журнала в электронном виде и анализа текущей успеваемости учащихся. Для его работы необходимо заполнение большинства выше перечисленных приложений. Электронный журнал, по содержанию, полностью дублирует бумажный классный журнал, но позволяет более эффективно проводить анализ выполнения программы, текущей успеваемости в различных информационных срезах по классу, предмету, преподавателю.

Возможность ввода поурочно-тематического плана очень облегчает работу, как учителю-предметнику, так и администрации. Учителю-предметнику дается возможность выбирать из плана нужную ему тему урока, а не вводить её с клавиатуры для каждого класса. Заместителю директора по учебно-воспитательной работе поурочно-тематический план необходим для проверки выполнения образовательной программы, для работы с родителями и т.д. Ответственный за информатизацию или заместитель директора по ИТ, с помощью встроенных отчетов «Отчет о заполнении классного журнала по коллективам» (Смотри рис. 1 на диске) и «Отчет о заполнении классного журнала по предметам», могут с легкостью отследить кто из учителей регулярно заполняет «Классный журнал», а кто – нет. В этих двух отчетах идет сравнение количества уроков по плану с количеством уроков, внесенных в приложение «Классный журнал», и выводится общее количество отметок на учебный коллектив.

При условии добросовестного заполнения электронного журнала учителями, когда кроме темы урока, домашнего задания и отметок вводятся еще пропуски и опоздания учащихся, классный руководитель, заместитель директора по воспитательной работе или социальный педагог могут отслеживать посещаемость уроков по соответствующим отчетам:

  • «Пропуски и опоздания обучающегося» (см. рис. 2 на диске)
  • «Пропуски и опоздания обучающегося по предмету»
  • «Пропуски и опоздания по учебному коллективу»
  • «Пропуски и опоздания по образовательному учреждению» (см. рис. 3 на диске)
  • «Пропуски и опоздания по образовательному учреждению за период»

Во многих школах классные руководители в конце месяца выписывают отметки учащегося в дневник. Каждый выбирает свой способ: одни выписывают отметки от руки, другие печатают табличку с отметками в MS Word или MS Excel. Теперь у классного руководителя есть более удобный и быстрый способ – воспользоваться отчетом «Сведения об успеваемости обучающегося» (см. рис. 4 на диске) или «Сведения об успеваемости по учебному коллективу», где можно, указав необходимый период, получить полный перечень отметок по всем предметам у одного учащегося или у всего класса. Любой отчет можно экспортировать в MS Excel или OpenOffice Calc, полученную таблицу можно отформатировать, распечатать и вклеить в дневник.

В нашей школе накоплен большой опыт использования информационных технологий при анализе итоговой успеваемости.

Первые попытки сводились к использованию MS Excel, как для внесения итоговых отметок, так и для анализа успеваемости. Вся эта работа требовала большой предварительной подготовки, в начале года для каждого класса создавалась электронная таблица, куда классным руководителем вносились отметки за триместр (четверти). Обработать собранную информацию под силу было только учителю информатики. В результате такой обработки, учителя и классные руководители получали несколько видов таблиц и рейтингов.

Следующим этапом использования информационных технологий в анализе успеваемости стало внедрение АИСУ «ПараГраф». С его появлением значительно упростился процесс внесения итоговых отметок и анализ полученных данных. Итоговые отметки стали вносить учителя-предметники, а не классные руководители. А анализировать собранные данные теперь может и завуч образовательного учреждения.

С переходом к новой версии АИСУ «ПараГраф 3» произошли некоторые изменения и в работе учителей. Работать с приложением «Классный журнал» приходится ежедневно, внося текущие отметки, а в конце триместра – итоговые отметки. На основе этих данных работает приложение «Анализ успеваемости», которое предназначено для автоматизации расчетов основных показателей, характеризующих учебные достижения учащихся. Приложение позволяет определить: степень обученности, средний балл, качество знаний, количество тех или иных отметок, список «отличников» или «неуспевающих», динамику изменений по любым показателям. И все эти показатели могут рассчитываться для каждого учащегося, для класса или параллели, для всей школы в целом. Для заместителя директора по учебно-воспитательной работе этот инструмент просто необходим. Но приложение «Анализ успеваемости» интересен не только администрации образовательного учреждения, но и классному руководителю, учителю-предметнику. Они тоже могут найти много полезного для сдачи отчета, для аттестации, для классного часа или родительского собрания.

Данные из приложения «Анализ успеваемости» позволяют взглянуть на учебный процесс с самых разных позиций.

Вкладка «Обученность – По учебным коллективам» (см. рис. 5 на диске) дает возможность получить очень информативную таблицу, в которой по горизонтали мы видим данные по каждому ученику: итоговые отметки по каждому предмету, количество «5», «4», «3», «2», средний балл (СБ) и степень обученности (СОУ), а по вертикали те же параметры, только по каждому предмету.

Экспортировав эту таблицу в MS Excel, можно построить рейтинг учащихся по среднему баллу, а можно выстроить рейтинг предметов, начиная с тех, которые в данном классе усваиваются лучше (см. рис. 6 на диске).

Вкладка «Учебная деятельность – Результаты» (см. рис. 7 на диске) и имеющиеся на ней настройки дают возможность получить целый ряд таблиц, содержащих количество и процент учащихся закончивших «на 5», «на 4-5», «на 3-5», средний балл, СОУ.

То же самое касается и таблицы «Учебная деятельность – Проблемы» (см. рис. 8 на диске) только здесь указаны количество учащихся «с отметкой 3» и «с отметкой 2» по одному или нескольким предметам.

Таблица «Распределение – По отметкам» (см. рис. 9 на диске) дает информацию о количестве учащихся закончивших «на 5», «на 4», «на 3» и «неуспевающие».

В трёх этих таблицах могут быть собраны данные по всей школе, а если выбрать конкретного преподавателя, то останутся данные только по этому преподавателю, или можно указать конкретный предмет и получить анализ успеваемости по этому предмету.

Вкладка «Списки» позволяет одним нажатием кнопки получить перечень отличников, неуспевающих, неаттестованных, недоработавших. Напротив каждой фамилии ученика мы увидим фамилию учителя, поставившего «2» или «н/а» по предмету. Список «недоработавших» (см. рис. 10 на диске) может показать, кто из учащихся закончил триместр с одной «4», «3», «2» или «н/а». Экспортировав эти списки в MS Excel, можно провести сортировку и увидеть, кто из учителей выставляет много неудовлетворительных отметок.

Вкладка «Средние баллы» выводит таблицу средних баллов по классам, что позволяет построить рейтинг классов по школе. Регулярно строя такие рейтинги, мы пришли к выводу, что более наглядно выглядят два рейтинга: рейтинг классов начальной школы, с указанием среднего балла по начальной школе и по всей школе, и рейтинг классов средней и старшей школы, с указанием среднего балла по средней и старшей школе и по всей в целом (см. рис. 11 на диске).

Вкладки «Общая динамика», «Динамика по предмету» и «Динамика по обучающимся» позволяют увидеть и проанализировать изменения по степени обученности, среднему баллу, качеству знаний и успеваемости, построить необходимые рейтинги (см. рис. 12 на диске).

Данные, полученные при помощи АИСУ «ПараГраф 3», используются для проведения педагогических советов, методических объединений, родительских собраний, составления отчетов по анализу учебно-воспитательной работы школы и т.д.

По окончании каждого триместра, в нашей школе классные руководители и заместители по УВР получают пакет документов, необходимый для дальнейшей работы по анализу результатов учебной деятельности.

Рассмотрим пакет документов классного руководителя, он состоит из следующих таблиц и рейтингов:

  • Сводная таблица итоговых отметок (см. рис.5 на диске)
  • Рейтинг учащихся и рейтинг предметов по среднему баллу (см. рис.6 на диске)
  • Рейтинг классов начальной школы по среднему баллу или рейтинг классов средней и старшей школы по среднему баллу (см. рис.11 на диске)
  • Рейтинг динамики по обучающимся по среднему баллу (см. рис.12 на диске)

Пакет документов заместителей директора по УВР:

  • Таблица «Учебная деятельность – Результаты» (см. рис.7 на диске)
  • Таблица «Учебная деятельность – Проблемы» (см. рис.8 на диске)
  • Таблица «Распределение – По отметкам» (см. рис.9 на диске)
  • Списки отличников, неуспевающих, недоработавших (см. рис.10 на диске)
  • Рейтинг классов начальной школы по среднему баллу или рейтинг классов средней и старшей школы по среднему баллу (см. рис.11 на диске)
  • Рейтинг общей динамики по качеству знаний.

Возможности АИСУ «ПараГраф 3» ограничиваются только воображением пользователя, который с ним активно работает.

Внедрение АИСУ «ПараГраф 3» в практику образовательного учреждения на начальном этапе требует проведения ряда технических и организационно-управленческих мероприятий, значительной затраты времени на ввод всей информации, но все затраты быстро окупаются полезными эффектами от использования возможностей программного комплекса. Важным условием успешного использования АИСУ является обучение работников образовательного учреждения основным приемам работы с программно-технологическим комплексом, и регулярная демонстрация возможностей комплекса в виде отчетов по успеваемости, рейтингов учащихся, динамики успеваемости и т.д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Оценка результатов обучения и личностного развития детей

В данном материале представлены методики и критерии оценки результатов обучения и личностного разтития детей учащихся ....

Анализ сформированных профессиональных компетенций - путь к объективности оценки результатов обучения.

Существенное влияние на повышение эффективности и качества обучения оказывает оценка знаний учащихся.Оценка результатов обучения – установление соответствия имеющихся у учащихся знаний, умений и...

Контроль и оценка результатов обучения в школе

В виде презентации.Актуальность темы обусловлена тем, что оценка  и проверка достижений школьников является одной из важнейших задач педагогической деятельности учителя....

доклад «Применение тестовой технологии на уроках ОБЖ для оценки результатов обучения учащихся»

Доклад на совещании методического объединения на тему: «Применение тестовой технологии на уроках ОБЖ для оценки результатов обучения учащихся»....

ТРАДИЦИОННЫЕ И ИННОВАЦИОННЫЕ СРЕДСТВА ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ

В данной работе рассматривается проблема измерения и оценивания результатов обучения....

Традиционные и новые средства оценки результатов обучения

из опыта работы учителя историиРост эффективности обучения напрямую связан с повышением качества оценки успехов обучающихся. Традиционные средства контроля позволяют выявить уровень усвоения треб...

Использование сервисов WEB 2.0 для обучения, контроля и оценки результатов обучения.

Использование сервисов Web.2.0  для обучения, контроля и оценки результатов обучения (тестовый контроль).Описание методического маршрута:  Методический маршрут познакомит учителей с формами ...