Конспект урока "Алгоритмическая структура "Ветвление""
план-конспект занятия по информатике и икт (9 класс)

Завгородняя Оксана Александровна

Урок-практикум, который тесным образом связан с изученным материалом, а также способствует прочному его усвоению

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_vetvlenie_9_kl.doc210 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 92 Г.О.Г. ВОРОНЕЖ

Информатика и ИКТ         9  класс

Раздел программы        Основы алгоритмизации

Тема урока        Алгоритмическая конструкция «Ветвление»

Место урока в изучении раздела

5 урок: до этого были рассмотрены понятие и свойства алгоритмов, исполнители алгоритмов, формы представления алгоритмов; линейная алгоритмическая структура, учащиеся получили первичные представления о трёх основных алгоритмических структурах (линейной, разветвляющейся и циклической), научились исполнять алгоритмы линейной структуры.

Тип урока        Комбинированный

Форма уч. работы        Классно-урочная

Форма проведения        Урок-практикум, который тесным образом связан с изученным материалом, а также способствует прочному его усвоению

Формы организации работы детей

        Индивидуальная, самостоятельная и групповая работа

Методы обучения        Фронтальный, индивидуальный, групповой, наглядно-практический, разноуровневый

Основные понятия        Алгоритмическая структура «ветвление», полное, неполное, блок-схема «ветвления»

Приобретаемые навыки детей

Применение знаний об алгоритмах структуры «ветвление» к решению задач, создание алгоритмических моделей решения задач с ветвлением, развитие способностей алгоритмически мыслить, совершенствование умений работать самостоятельно и в группах

Дидактическое оснащение урока и ТСО:

Компьютер учителя, проектор, презентация с основными моментами урока, рабочие листы учащихся

Продолжительность                45 минут

Задачи урока:

УЧЕБНЫЕ

  • Закрепить с учащимися понятия алгоритма, исполнителя, типы и способы представления алгоритмов.
  • Подробнее познакомить учащихся с алгоритмом «ветвление». Рассмотреть полную, неполную формы ветвления.
  • Научить представлению алгоритмов в виде блок-схем

РАЗВИВАЮЩИЕ

  • Развивать способность учащихся анализировать, сравнивать, делать выводы.
  • Активизировать познавательную активность учащихся через мультимедийные средства обучения.
  • Развивать образное и критическое мышление.

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ

  • Повышение мотивации учащихся на уроке.
  • Достижение сознательного уровня усвоения материала учащимися.
  • Формирование чувства коллективизма и здорового соперничества.
  • Формирование алгоритмического мышления.

План урока:

1. Организационный момент

1 мин

2. Актуализация опорных знаний

7 мин

3. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся

4 мин

4. Первичное усвоение новых знаний

5 мин

5. Первичная проверка понимания

6 мин

6. Физкультминутка

1 мин

7. Первичное закрепление

8 мин

8. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция

8 мин

9. Итог

3 мин

10. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

2 мин

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

Проверить присутствующих, готовность к уроку.

Добрый день, ребята, уважаемые гости. Мне очень приятно видеть в ваших глазах лучики любознательности. Я вижу, что вы готовы слушать и слышать. Поприветствуем улыбкой друг друга и пожелаем себе удачи.

2. Актуализация опорных знаний

Ну а настроиться на рабочий лад нам поможет небольшая предметная разминка.

Напомните, изучению какого понятия посвящены наши последние уроки? (понятию алгоритм)

На ваших партах есть индивидуальные рабочие листы, которые необходимо подписать. Обратите внимание на Лист 1 и его первое задание (оно также сейчас представлено на экране). Ваша задача – составить четыре правильные по смыслу фразы, соединив соответствующие прямоугольники линией. У вас 2 минуты.

По истечении 2 минут учащиеся вместе с учителем составляют правильные по смыслу фразы. Результат отображен на доске (рис. 1)

Продолжим работу по актуализации наших знаний и обратим внимание на второе задание Листа 1. Правильность его выполнения мы также обсудим все вместе, но лишь после того, как вы самостоятельно исправите допущенные в схемах ошибки (схемы появляются также на слайде) и сдадите Лист 1 учителю. И снова 2 минуты на работу.

По истечении 2 минут Лист 1 сдаётся учителю. Каждый после проверки получит оценку за эту работу. Происходит обсуждение найденных в блок-схемах ошибок (рис. 2)

Рис. 1

Если вы составили все 4 верные фразы, оцените свою работу 5. Если три – 4, если только 2 – 3.

Рис. 2

В первой схеме: начало и конец оформляют в овале; действия – в прямоугольнике; порядок продвижения по схеме обязательно указывают стрелками.

Во второй схеме при вычислении значения Р используют значения х и у, которые не были введены до этого. Выводится значение неизвестной переменной.

В третьей схеме условие и действие нужно поменять местами.

В итоге было допущено 6 ошибок. Если были исправлены все 6 – оценка 5. Исправлено 5 ошибок – оценка 4. Исправлена лишь половина (3 ошибки) – оценка 3.

Итак, мы достаточно погрузились в предмет и настроились на работу. Напомните, о какой алгоритмической конструкции мы говорили на прошлом уроке? (об алгоритмической конструкции «Следование»).

Что отображает эта алгоритмическая конструкция? (естественный, последовательный порядок действий).

Приведите простой пример.

Среди схем, в которых мы исправляли ошибки, содержались ли те, что соответствуют Следованию? (да, 1 и 2 схемы)

3. Постановка целей и задач урока. Мотивация учебной деятельности

На самом деле, линейные структуры, т.е. алгоритмы, использующие конструкцию Следование, встречаются не так часто. Ещё из сказок мы знаем, что довольно часто наши действия могут зависеть от разнообразных условий (пойдешь направо – коня потеряешь, налево – голову сложишь…). В реальной жизни могут появиться какие-нибудь условия, которые могут изменить привычный алгоритм: утром собираетесь в школу, как обычно чистите зубы, но вдруг кончилась вода. Или при выходе из дома замечете, что пошёл дождь…  

Можете ли вы сами привести примеры, когда ваши шаги зависят от некоторых условий?

Напомните, как называется структура, в которой выполнений тех или иных действий зависит от проверяемого условия (Ветвление). Именно этой теме будут посвящены наши два ближайших урока.

Итак, тема урока: "Алгоритмическая структура «Ветвление»" (в тетради учащиеся записывают дату и тему урока).

Давайте вместе сформулируем цели урока: продолжить знакомство с базовой алгоритмической структурой ВЕТВЛЕНИЕ; развивать навыки решения задач с помощью разветвляющихся блок-схем.

4. Первичное усвоение новых знаний

Попробуйте дать определение конструкции Ветвление. (Алгоритмическая конструкция «Ветвление» – это алгоритм, в котором в зависимости от результата проверки условия выполняется либо одна, либо другая последовательность действий). Запишем определение в тетрадь.

На слайде приведены формы ветвлений. Чем они отличаются? Как бы вы их назвали? (Полная и неполная форма ветвления).

Схемы переносятся в тетрадь, после чего учитель представляет запись каждой формы на алгоритмическом языке:

ЕСЛИ  <условие>

   ТО <действие 1>

   ИНАЧЕ <действие 2>                    

ВСЁ

ЕСЛИ  <условие>

   ТО <действие 1>

ВСЁ

5. Первичная проверка понимания

Примеры использования разветвляющихся алгоритмов в виде блок-схем приведены на слайде:

Если ласточки летают низко, то будет дождь, иначе дождя не будет.

Если погода будет хорошая, то перед тем, как делать уроки, покатаюсь на лыжах.

Попробуйте самостоятельно придумать примеры для каждой формы Ветвления и запишите его в тетрадь, заполнив шаблоны (учащиеся самостоятельно заполняют блоки для полной и неполной формы Ветвления, потом озвучивается несколько примеров)

Итак, что же является неотъемлемой частью Ветвления? (условие). Хочу обратить ваше внимание на то, что форма записи условия может быть разнообразной: это условие на естественном языке (погода хорошая?, ласточка летит низко? и т.п.) или же может содержать известные нам операции отношений (больше, меньше, равно и.т.п.). Условие может быть простым или содержать известные нам логические связки, т.е. быть составным. Об этом мы поговорим на следующем уроке, ну а пока немного отдохнём…

6. Физкультминутка

Если ты юноша, то выполняй круговые движения глаз по часовой стрелке, иначе против часовой стрелки.

Если у тебя длинные волосы, то выполняй наклоны головы вперед - назад, иначе вправо- влево.

Если у тебя карие глаза, то вытяни руки вперед и потянись, иначе вытяни руки вверх потянись.

Если ты ученик 9 класса, то выпрямись и приготовься к дальнейшей работе.

7. Первичное закрепление

Закрепим тему работой в группах. Каждая группа получает задание.

Задание  1: Среди предложенных пословиц

Без труда не вытащишь и рыбки из пруда.

Тише едешь, дальше будешь.

Готовь сани летом, а телегу зимой (3 группа)

Делу - время, потехе - час.

Болен - лечись, а здоров – берегись (2 группа)

Умный в гору не пойдет, умный гору обойдет (1 группа)

выберите ту, которая соответствует блок-схеме:

        1 группа                                                                 2 группа

        3 группа

На слайдах появляются схемы каждой группы, участники группы называют пословицу, которую они подобрали по схеме.

Задание 2: Составить блок – схему по одному из известных произведений А.С. Пушкина.

        Группа 1

Коль кругом все будет мирно,

Так сидеть он будет смирно;

Но лишь чуть со стороны

Ожидать тебе войны,

Иль набега силы бранной,

Иль другой беды незванной,

Вмиг тогда мой петушок

Приподымет гребешок,

Закричит и встрепенется

И в то место обернется.

        Группа 2

Три девицы под окном

Пряли поздно вечерком.

«Кабы я была царица,-

Говорит одна девица,-

То на весь крещенный мир

Приготовила б я пир».-

«Кабы я была царица, -

Говорит ее сестрица,-

То на весь бы мир одна

Наткала я полотна».-

Кабы я была царица,-

Третья молвила сестрица,-

Я б для батюшки царя

Родила богатыря».

        

        Группа 3

У лукоморья дуб зеленый;

Златая цепь на дубе том:

И днем и ночью кот ученый

Все ходит по цепи кругом:

Идет направо – песнь заводит,

Налево – сказку говорит,

Там чудеса: там леший бродит,

Русалка на ветвях сидит…

На слайдах появляются отрывки из произведений А.С. Пушкина, представители групп на доске изображают свои блок-схемы.

8. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция

Замечательно, что у нас получается строить блок-схемы для конкретных задач. Но не менее важным является способность читать уже готовые схемы. И далее вы попробуете самостоятельно прочитать предложенные блок-схемы разветвляющегося алгоритма и определить, что будет выведено по окончании работы алгоритма. Каждый волен выбрать посильную ему сложность работы.

Дифференцированная самостоятельная работа.

Задание:  Вычислите алгоритм разветвленной структуры, представленной в виде блок-схемы, при заданном входном потоке исходных данных. Постарайтесь при этом заполнить таблицу значений переменных алгоритма.

1 уровень        

Шаг

алгоритма

Операция

Переменные

Условие

х

у

1

Ввод х

5

-

2

x<0

5<0 нет

3

у:=4х+10

5

30

4

Вывод у

30

Шаг

алгоритма

Операция

Переменные

Условие

х

у

1

Ввод х

-15

-

2

x<0

-15<0 да

3

у:=8+х

-15

-7

4

Вывод у

-7

2 уровень

Шаг

алгоритма

Операция

Переменные

Условие

а

х

1

Ввод а

0

-

2

х:=2а

0

0

3

x<10

0<10 да

4

х:=х – 5

0

–5

5

Вывод х

–5

 

        

Шаг

алгоритма

Операция

Переменные

Условие

а

х

1

Ввод а

4

-

2

х:=2а

4

8

3

x<10

8<10 да

4

х:=х – 5

4

3

5

Вывод х

3

                                                

Шаг

алгоритма

Операция

Переменные

Условие

а

х

1

Ввод а

8

-

2

х:=2а

8

16

3

x<10

16<10 нет

4

х:=х + 6

8

22

5

Вывод х

22

3 уровень

Шаг

алгор.

Операция

Переем.

х

Условие

Шаг

алгор.

Операция

Переем.

х

Условие

1

Ввод х

4

1

Ввод х

148

2

х:=х/4

1

2

х:=х/4

37

3

x>=15

1>=15 нет

3

x>=15

37>=15 да

4

х:=х + 6

7

4

х:=х + 12

49

5

x>=10

7>=10 нет

5

x>20

49>20 да

6

х:=х*4

28

6

х:=х*5

245

7

х:=х – 8

20

7

х:=х – 25

220

8

Вывод х

20

8

Вывод х

220

           

Для каждой группы открыть выходные данные вместе с таблицами, обсудить прочтение схемы.

Попробуйте предложить такое входное значение х, чтобы после первой проверки условия отработала ветка «нет», и после проверки следующего условия могла выполняться ветка «да» (например, 16).

9. Итог

Давайте подведём итог нашего первого урока по теме Ветвление. Закончите фразу:

Алгоритм «Ветвление» – это … (алгоритм, в котором в зависимости от результата проверки условия выполняется либо одна, либо другая последовательность действий)

Особенностью алгоритмической структуры Ветвления является… (наличие проверяемого условия)

Полная форма ветвления отличается от неполной… (наличием группы действий по ветке НЕТ)

Какие задачи на следующий урок вы бы поставили, исходя из того, что мы делали сегодня, что получилось или не совсем?

10. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

Домашнее задание:

  1. Определение ветвления, формы ветвления, запись на алгоритмическом языке.
  2. Составить блок-схему алгоритма возведения чётного числа в квадрат, нечётного числа – в куб.
  3. Определить, какая задача решается с помощью следующего фрагмента алгоритма?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План - конспект урока в форме презентации в программе Power Point на немецком языке по теме " Немецкая пресса для подростков" и конспект урока в программе Word к УМК И.Л.Бим., Л.В.Садомовой " Шаги 5" для 9 класса.

Презентация конспекта урока на немецком языке  в программе Power Point по теме "Немецкая пресса для подростков" и конспект в программе  Word показывают некоторые приёмы работы по теме "СМИ" ...

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА План-конспект урока в 11 классе «Фотоэффект. Применение фотоэффекта.»

Урок с использованием  ЭОР. В изучении нового материала используется информационный модуль  "Фотоэффект" для базового уровня старшей школы.  В практический модуль входи...

РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО УМЕНИЯ С ПОМОЩЬЮ МЕТОДА ОПОРНЫХ СИГНАЛОВ-КОНСПЕКТОВ РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО УМЕНИЯ С ПОМОЩЬЮ МЕТОДА ОПОРНЫХ СИГНАЛОВ-КОНСПЕКТОВ.АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК.

Говорение на иностранном языке, особенно в монологической форме, представляет большую трудность для учащихся.Обучение с помощыо метода опорных сигналов открывает большие возможности в развитии речи уч...