Внеклассное мероприятие для 4 класса по информатике тема: «Модель объекта»
презентация к уроку по информатике и икт

Разработка внеклассного мероприятия 4 класс "Модель объекта"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vneklassnoe_meropriyatie_model_obekta.doc384.5 КБ
Office presentation icon modeli_dlya_vneklas.ppt2.37 МБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

 средняя общеобразовательная школа  № 4 р.п. Лесогорск.

Конспект внеклассного мероприятия

для 4 класса

по информатике

тема: «Модель объекта»

        

Учитель: Немцева Алёна Игоревна,

учитель информатики                    

        

                                                                                   

2022

Описание ресурсов:

Разработка урока/внеурочного занятия

Название программы, УМК

Программа для начальных классов «Информатика. 2-4 классы.»  (Авторы  Н. В. Матвеева, М. С. Цветкова. Издательство «Москва.: БИНОМ. Лаборатория знаний», 2014 г.), рекомендована  Министерством образования и науки Российской Федерации, в соответствии с ФГОС

УМК Матвеева Н.В.

Тема работы:

Модель объектов

Класс или возраст

4

Учитель

Немцева Алёна Игоревна

Образовательное учреждение:

МОБУ СОШ № 4 р.п. Лесогорск

Материально-техническое обеспечение

- учебник: Матвеева Н.В, Информатика 4 класс,

- Компьютеры;

-  Мультимедийный проектор;

- Интерактивная доска;

- Презентация по теме урока с заданиями;

- Раздаточный материал.

Цели, задачи

- сформировать понятия «модель», «моделирование», «материальная модель», «информационная модель», « цель моделирования», «способы моделирования»;

- прививать навык самостоятельного изучения материала;

- формировать навыки работы  со схемами;

- учить делать выводы;

- развивать диалогическую и монологическую речь;

- формировать умение  работать в группах и индивидуально.

- формировать умение и навыки работы в программе Paint.

Тип мероприятия

открытие нового знания

Ход урока

1. Постановка целей и задач

УЗУ: настроить учащихся на работу, сообщить цели урока.

Узу:

Здравствуйте ребята. Сегодня мы с вами на уроке узнаем что-то новое, поработаем за компьютерами и получим оценки.

 

2. Подготовка к восприятию

УЗ: Угадай тему

УЗУ: Узнать тему урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Примечание

Узу: Прежде чем приступить к работе, мы с вами сформулируем новую тему.

ПЗ: Для этого я, предлагаю вам интересное задание.

СМК: При выполнении, которого вы покажете, насколько умеете быстро работать и находить информацию.

ОРД: Посмотрите, пожалуйста, на экран.

ПЗ: На экране цифрами зашифрованный алфавит. Ниже цифрами зашифрована тема урока. Ваша задача расшифровать словосочетание. Расшифровываем устно, ну если кому неудобно, можете достать листочки.

КВ: Итак, что же у вас получилось?

ИВ: Молодцы! Тема нашего урока: «Модель объекта»

Расшифровывают

Называют тему «Модель объекта»

3. Основная часть

УЗ: беседа «Модель объекта»

УЗУ: познакомить учащихся с понятием модель, ее видами и свойствами, научить создавать модели в программе Paint

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Примечание

Узу: А сейчас мы узнаем, что такое модель объекта, ее виды и свойства.

ПЗ: По ходу урока вы вместе со мной будете находить нужный материал.

ОРД: Слушайте меня внимательно.

СМК: Эти знания помогут вам выполнить последующее задания

СУЗ: Что же такое модель?

Вот, например, живой медведь, посмотрите на экран. Что будет его моделью? Вы всю жизнь, с раннего детства сталкивались и сталкиваетесь с различными моделями.

Приведите примеры?

Какие вы знаете куклы? Т. е. из чего они могут состоять?

А зачем люди создают модели?

Обычно, кукла имеет только внешнее сходство с объектом – оригиналом. Кукла должна быть полезной, безопасной и удобной для игр.

Для девочек создаются куклы, а какие модели игрушек создаются для мальчиков?

 

Модель обладает не всеми, а только некоторыми свойствами, которыми обладает реальный объект.

Чтобы детям удобно было играть, модели делают маленькими.

Приведите примеры маленьких моделей.

Например, реальный автомобиль большой, тяжелый – в руки его не возьмешь. Игрушечные машинки внешне очень похожи на настоящие машины, но они уменьшены в 100, 200, или даже в 1000 раз.

Бывает и наоборот, когда модель больше объекта – оригинала, например, игрушка мышки.

Модель может иметь ту же форму, цвет, тот же элементный состав, что и моделируемый объект. Но внутреннее устройство реального объекта в игрушке часто не моделируется. Например, в ней может не быть двигателя, как у настоящего автомобиля.

 Ребенок подрастает, и тогда, для знакомства с реальным миром, ему требуются другие модели. Например, глобус. Что такое глобус?

А какие бывают модели?

Модели бывают: материальные, информационные

Каждому раздается карточки с шифром

Что значит материальная модель?

Прочитайте пожалуйста в учебнике на стр.8 -9

Медведь, собака, мышь и глобус, изображенные выше на рисунках, куклы, игрушки, скульптуры – это материальные модели объектов.

К информационным моделям относят текст, рисунок, схему, фотографию, карту, чертеж. Любую модель можно назвать информационной моделью, а процесс создания модели информационным моделированием. Т. е., например, нам нужно построить дом и для начала мы мысленно создаем модель дома, т. е моделируем.

Все модели обладают общим свойством – они несут информацию об реальных объектах.  

А с чего делается модель? Как это еще называется, по-другому, кто-нибудь знает? Реальный объект, с которого делается модель, называют объектом-оригиналом.

А как называется процесс создания модели?

Создавать куклы, чертежи, тексты, рисунки, схемы, фотографии, картины, карты, скульптуры – это моделирование.

А для чего люди моделируют?

 Объект может быть моделью, если он обладает определенным свойством: является упрощенным подобием объекта - оригинала.

Модель может быть внешне похожей на объект – оригинал, а может быть и не похожей.

Например, такие информационные модели, как текст, схема, график, диаграмма внешне совсем не похожи на объект – оригинал, а скульптурный памятник, представленный на экране, отражает не только внешние особенности людей, но даже их характер и настроение.

Свойством внешней схожести обладают игрушки, скульптуры, памятники, т.е. они, передают только внешний вид реального объекта.

Давайте определим какие бывают Виртуальные модели?

Виртуальные модели бывают: естественные, искусственные (на слайде флажковая азбука, отгадывают).

Каждому раздается карточки с шифром

Свойством непохожести обладают знаковые информационные модели. Это тексты, схемы, карты, диаграммы. Внешне они выглядят иначе, чем моделируемый с их помощью объект.

Вот посмотрите, пожалуйста, на карту, на ней не отражен внешний вид деревьев и домов, а только обозначение городов, дорог очертание территорий. Познавая мир, мы смотрим, слушаем, читаем. В нашем сознании возникают образы объектов и представление о них. Это виртуальные модели. Возникновение таких моделей происходит само собой в процессе жизни и целенаправленно во время учебы. Поэтому их можно назвать естественными. Т. е. естественная виртуальная модель – это образ объекта в нашей памяти, наши представления о нем. Если объект внимательно рассматривать, изучать его, тогда виртуальная модель будет все более соответствовать реальному объекту. Имея представления об объекте (виртуальную модель в памяти), человек может создать искусственную модель: материальную или знаковую, в том числе компьютерную.

А что такое Искусственная виртуальная модель?

Искусственная виртуальная модель – это образ объекта, созданный с помощью компьютера на экране монитора.

Создавать модель человек может только тогда, когда ему известны свойства объекта: форма, размер, элементный состав, отношение с другими объектами, характер объекта – оригинала. # Дом, корабль.

Приступать к моделированию можно тогда, когда определены существенные свойства объекта. А для чего люди создают модели?  

Давайте в учебнике прочтем на стр. 11 цели создания моделей.

Цели создании модели бывают разные:

-сохранить информацию о наблюдаемом объекте;

- передать информацию о нем другим людям;

- показать, как будет выглядеть объект, которого еще нет, но который существует в виде образа в мыслях автора и должен быть сделан, сшит, построен;

- изучить или испытать на модели работу будущего изделия, если испытание объекта-оригинала дорого, опасно или не возможно (медицина, авиация, кораблестроение, автомобилестроение и т.д.).

А как решить какую модель создавать?

Какая именно модель будет создана – зависит от цели моделирования.  Например, чтобы показать заказчику и строителям, как будет выглядеть храм, дом, самолет или корабль, архиваторы и конструкторы разрабатывают чертежи. Чертеж – это информационная модель будущего объекта. С той же целью модельер создает эскиз и выкройку платья.  

КВ: Проверять правильность ответов учащихся.
ИВ:
Молодцы. Сейчас мы проверим, насколько вы внимательны.

ОРД: Итак, сейчас мы с вами поработаем в тетрадях и выполним несколько заданий №1, №2, №3. Дома вы будете делать задания №4, №5, №6.

СМК: После этого задания, вы будете работать за ПК.

СУЗ:

1) допиши слова

А) ________________ - это упрощенное подобие реального мира.

Б) Модель является результатом _______________.

В) Наши знания – это упрощенная модель мира, его от___________________ в нашем мировоззрении.

 

2) Из каких материалов может быть сделана модель объекта (подчеркнуть нужное)?

ТКАНЬ    ГЛИНА    ДЕРЕВО    ВОЗДУХ    СТЕКЛО    

       ВОДА       БУМАГА        МЕТАЛЛ      ПЛАСТМАССА     РЕЗИНА        ЛЕД      ФАРФОР

3) Выбери истинные высказывания (отметь галочкой)

  • Куклы служат для развлечения взрослых людей и детей.
  • Куклы помогают детям познавать мир.
  • Кукол используют в кукольных спектаклях.
  • Куклы не служат для моделирования живых объектов.
  • Куклы – это упрощенные подобия людей или животных.

4) Выбери ложные высказывания

  • Игрушки – это упрощенные подобия людей или животных.
  • Игрушки помогают детям познавать мир.
  • Игрушки – это точные копии реальных объектов.
  • Игрушки – модели только живых объектов.
  • Игрушки – это упрощенные подобия различных объектов.

5) Какими существенными свойствами должна обладать модель реального объекта? (отметь галочкой)

  • Быть познавательной, безопасной, удобной для использования;
  • Обладать всеми без исключения свойствами моделируемого объекта.
  • Обладать некоторыми свойствами моделируемого объекта.
  • Легко воспламеняться и быть опасной для жизни;
  • Обладать существенными свойствами моделируемого объекта.

КВ: Ответы читаем вслух.

ИВ: Молодцы, ребята!

ПЗ: Сейчас вы будете работать за ПК.

ОРД: Послушайте внимательно задание.

СМК:  За выполнение, и оригинальность, которого вы в конце занятия получите оценки.

СУЗ: Вы должны изобразить модель своей комнаты.    

Что у вас есть в комнате?

Кто не может изобразить модель комнаты, можно взять кабинет информатики.

КВ: У кого модель будет законченной и больше похожей на пейзаж, тот получает 5.

ИВ: Молодцы, вы все хорошо выполнили эти задания.

Отвечают

Моделью его будет, например, игрушка медведя.

Например, КУКЛА – это модель живого объекта, т. е. человека, предназначенная для игр или кукольных спектаклей.

Куклы бывают: матерчатые, фарфоровые, стеклянные, набитые ватой, пластиковые, резиновые, деревянные.

Кукол, например, создают для игры ребенка.

Для мальчиков создаются другие модели реальных объектов – они любят играть в машины, самолеты, пароходы, мотоциклы, в солдатиков или роботов.

Отвечают

(Глобус – это модель Земли, упрощенное подобие реального Земного шара).

(на слайде азбука Морзе, отгадывают).

материальные, информационные

Читают

Отвечают устно

Отвечают

Отвечают Моделировать

Моделируют люди с целью хранения и передачи информации, проведение разных опытов на моделях, # на манекенах.

(на слайде флажковая азбука, отгадывают).

Виртуальные модели бывают: естественные, искусственные  

Отвечают

Отвечают

Читают в учебнике

Отвечают

Индивидуально работают в рабочей тетради

Рисуют модель комнаты в Paint

4. Подведение итогов

УЗУ: подвести итог урока

Узу: ребята, давайте подведем итоги

СУЗ:

Давайте вспомним, о чем же мы сегодня говорили?

Что выполняли?

ИВ: 

Итак, сегодня мы узнали о том, что такое модели, ее виды и свойства. Спасибо за внимание!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

А-1 Б-2 В-3 Г-4 Д-5 Е-6 Ё-7 Ж-8 З-9 И-10 Й-11 К-12 Л-13 М-14 Н-15 О-16 П-17 Р-18 С-19 Т-20 У-21 Ф-22 Х-23 Ц-24 Ч-25 Ш-26 Щ-27 Ъ-28 Ы-29 Ь-30 Э-31 Ю-32 Я-33 14, 16, 5, 6, 13, 30; 16, 2, 28, 6, 12, 20, 1; Модель объекта

Слайд 2

Живой медведь

Слайд 3

Игрушечные медвежата

Слайд 4

живой человек

Слайд 5

куклы

Слайд 6

Модель – это упрощенное подобие реального объекта

Слайд 8

ЗАПОМНИ! Модель обладает не всеми, а только некоторыми свойствами, которыми обладает реальный объект.

Слайд 9

НАПРИМЕР:

Слайд 10

Процесс создания модели называется моделирование.

Слайд 13

ВИДЫ МОДЕЛЕЙ А . - И . . Р . - . Ш - - - - Б - . . . Й . - - - С . . . Щ - - . - В . - - К - . - Т - Ъ . - - . - . Г - - . Л . - . . У . . - Ы - . - - Д - . . М - - Ф . . - . Ь - . . - Е . Н - . Х . . . . Э . . - . . Ж . . . - О - - - Ц - . - . Ю . . - - З - - . . П . - - . Ч - - - . Я . - . - материальные информационные

Слайд 14

Материальные модели Информационные модели ВИДЫ МОДЕЛЕЙ

Слайд 15

Реальный объект, с которого делается модель, называют объектом - оригиналом. ЗАПОМНИ!!!

Слайд 16

Скульптуры

Слайд 17

Географическа карта

Слайд 18

Познавая мир, мы смотрим, слушаем, читаем. В нашем сознании возникают образы объектов и представления о них. Это виртуальные модели. ВАЖНО!!!

Слайд 19

Виртуальные модели Искусственные Естественные

Слайд 20

Виртуальные модели Искусственные Естественные -это образ объекта в нашей памяти, наши представления о нем. -это образ объекта, созданный с помощью компьютера на экране монитора .

Слайд 21

Цели создания модели бывают разные: - сохранить информацию о наблюдаемом объекте; - передать информацию о нем другим людям; - показать , как будет выглядеть объект, которого еще нет, но который существует в виде образа в мыслях автора и должен быть сделан, сшит, построен; - изучить или испытать на модели работу будущего изделия, если испытание объекта – оригинала дорого, опасно или не возможно (медицина, авиация, кораблестроение, автомобилестроение и т. д).

Слайд 22

ЗАПОМНИ!!! Какая именно модель будет создана – зависит от цели моделирования .

Слайд 24

Образец

Слайд 25

Давайте обсудим: Что такое модель? Как называется процесс создания модели? Какие виды моделей существуют? Что будет являться моделью человека? На какие виды делится виртуальная модель?

Слайд 26

– кто считает, что хорошо понял тему и поработал на уроке. – кто считает, что недостаточно хорошо понял тему и поработал на уроке. – кто считает, что ему еще много нужно работать над данной темой. Рефлексия

Слайд 27

Спасибо за внимание!

Слайд 28

Процесс создания модели называется моделирование. НАЗАД

Слайд 29

куклы НАЗАД

Слайд 30

Материальные модели Информационные модели ВИДЫ МОДЕЛЕЙ НАЗАД

Слайд 31

Модель – это упрощенное подобие реального объекта НАЗАД

Слайд 32

Виртуальные модели Искусственные Естественные -это образ объекта в нашей памяти, наши представления о нем. -это образ объекта, созданный с помощью компьютера на экране монитора . НАЗАД


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Информационная модель объекта.

Конспект урока по информатике в 8 классе по теме:"Информационная модель объекта"....

Модели объектов

разработка урока по информатике в 7 классе "Модели объектов"...

Модели объектов и их назначение

Модели объектов и их назначение...

Устный журнал « По следам мужества и стойкости » внеклассное мероприятиедля учеников 7-8класса

Ничего нет лучше, крашеМилой родины твоей.Оглянись на предков наших,На героев прошлых дней.Вспоминай их добрым словом-Слава им, борцам суровым,Слава нашей стороне,Слава русской старине!Н. Кончаловская...

Методическая разработка урока инфорамтики "Модель объекта"

Урок информатики "Модель объекта" разработан в рамках УМК Матвеевой Н.В. Информатика и ИКТ. 4 класс. В уроке использван материал курса "История и культура Санкт-Петербурга"....