Методическая разработка занятия по дисциплине «Информатика и ИКТ» Арифметические операции в позиционных системах счисления
учебно-методический материал по информатике и икт (10 класс)

ОРЛОВА ЮЛИЯ ВИКТОРОВНА

Тема «Арифметические операции в позиционных системах счисления» изучается в курсе дисциплины «Информатика и ИКТ», являющейся частью основной образовательной программы в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом среднего общего образования

Актуальность темы урока в базовом курсе информатики и ИКТ является смежной с математикой, вносит также вклад в фундаментальное математическое образование обучающихся.

По ФГОС СПО изучение Информатики и ИКТ должно обеспечить понимание и осознание роли информационных процессов в современном мире. Решить эту проблему способна только методика, основанная на простом и понятном объяснении материала, решении занимательных и в то же время полезных задач в курсе информатики.

Структура и содержание занятия соответствует требованиям ФГОС СПО по специальности 13.02.11 Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям).

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл системы счисления47.3 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Уфимский колледж отраслевых технологий

Арифметические операции
в позиционных системах счисления

Методическая разработка занятия

по дисциплине «Информатика и ИКТ»

Разработал:_______________Ю.В.Орлова

Согласовано:

Методист

_________

«___»________2021 г.

Рассмотрено на заседании ЦК естественнонаучных дисциплин ______________________Р.Р.Бухарметова

Протокол № __ от «___»________2021 г.

Председатель _________ _______________


Содержание

1

2

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………….…3

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ……………………………….4

3

ПЛАН И РЕГЛАМЕНТ ЗАНЯТИЯ………………………………………...7

4

5

ПЛАН-КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ…………………...........................................8

ПРИЛОЖЕНИЯ…………………...………………………………………  13


Введение

Тема «Арифметические операции в позиционных системах счисления» изучается в курсе дисциплины «Информатика и ИКТ», являющейся частью основной образовательной программы в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом среднего общего образования

Актуальность темы урока в базовом курсе информатики и ИКТ является смежной с математикой, вносит также вклад в фундаментальное математическое образование обучающихся.

По ФГОС СПО изучение Информатики и ИКТ должно обеспечить понимание и осознание роли информационных процессов в современном мире. Решить эту проблему способна только методика, основанная на простом и понятном объяснении материала, решении занимательных и в то же время полезных задач в курсе информатики.

Структура и содержание занятия соответствует требованиям ФГОС СПО по специальности 13.02.11 Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям).


1.Информационная карта занятия

Тема занятия: Арифметические операции позиционных системах счисления

Тип занятия: Лекция с элементами практического занятия.

Вид занятия: Урок изучения нового материала (или комбинированный урок?)

Цели и задачи занятия:

Образовательные:

  1. Освоение операций сложения, вычитания, умножения и деления в позиционных системах счисления (на примере двоичной, восьмеричной и шестнадцатеричной систем счисления);
  2. Совершенствование навыка перевода чисел в позиционных системах счисления.

Развивающие:

  1. Развитие познавательного интереса, речи и внимания учащихся;
  2. Развитие навыков индивидуальной практической деятельности;
  3. Развитие мышления учащихся при решении логических задач;

Воспитательные:

  1. Повышение мотивации учащихся путем использования нестандартных задач;
  2. Формирование творческого подхода к решению задач, четкости и организованности, умения оценивать свою деятельность и деятельность своих товарищей.

Планируемые результаты обучения:

Формируемые компетенции:

  • ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
  • ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
  • ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
  • ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
  • ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности
  • ОК 5. Владеть информационной культурой, анализировать и оценивать информацию с использованием информационно-коммуникационных технологий (для специальности
  • ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

  • ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.

  • ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
  • ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

Требования к знаниям:

  • обучающиеся закрепят и систематизируют знания изученной ранее темы «Системы счисления» и «Перевод чисел из одной системы счисления в другую».

Требования к умениям:

  • обучающиеся научатся выполнять арифметические операции в различных системах счисления;

Оборудование и оснащение занятия:

  1. экран, проектор;
  2. презентация по изучаемой теме;
  3. опорный конспект;
  4. карточки с заданиями.

Межпредметные связи: Математика, физика, история

Предметные связи: темы «Системы счисления», «Перевод чисел из одной системы счисления в другую», «Кодирование информации»;

Методы, приемы и технологии, применяемые на уроке: Метод обучения, активный метод, развивающее обучение, коллективная система обучения (КСО); - информационно-коммуникационные технологии.

Продолжительность занятия: 45минут

Литература(Пример оформления): 

  1. Угринович Н. Д. Информатика и ИКТ. Профильный уровень : учебник для 10 класса / Н. Д. Угринович. - 3-е изд. испр. - М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2015, стр. 140-142
  2. Самылкина Н. Н. Информатика : все темы для подготовки к ЕГЭ. (В помощь старшекласснику). М. : Эксмо, 2016, стр. 33-36
  3. Семакин И.Г., Хеннер Е.К., Шеина Т.Ю. Информатика. Базовый уровень: учебник для 10 класса. -  М: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2015 г.
  4. Гейн А.Г., Ливчак А.Б., Сенокосов А.И., Юнерман Н.А., Информатика. 10 класс. Базовый и углубленный уровни. - М.: Просвещение, 2017 г.

Интернет-ресурсы:

1. Информационно-образовательный сайт учителя информатики и ИКТ. – Форма доступа: http://klyaksa.net/.

2. Российское образование: федеральный портал. – Форма доступа:  http://www.edu.ru/.


2.План и регламент занятия

2.1 План занятия

1. Организационный момент.

2. Основной этап.

2.1 Мотивационный этап.

2.2 Этап актуализации знаний по предложенной теме.

2.3 Этап усвоения новых знаний и их закрепление.

3. Заключительный этап.

3.1 Подведение итогов урока и рефлексия.

3.2.Домашнее задание.

2.2. Регламент занятия

Этапы занятия

1

2

2.1

2.2

2.3

3

3.1

3.2

Минуты

2

36

4

20

18

6

2

4

Время

0-2

3-39

3-6

7-26

27-39

40-45

40-41

42-45


3. План-конспект занятия

1. Организационная часть

Приветствие

2. Основной этап

2.1. Мотивационный этап

В древние времена, когда люди начали считать, появилась потребность в записи чисел.

Эпиграф к уроку: «Все есть число» - говорили Пифагорийцы.

Проблемный вопрос:

Преподаватель: Как вы думаете, почему я выбрала такой эпиграф к нашему уроку? (Потому что мы изучаем тему «Системы счисления»; мы каждый день имеем дело с разными системами счисления: 60 – система счисления для измерения времени, 24 - количество часов в сутках, 7 - дни недели, 12 – месяцы, 2 – компьютерная система счисления, 10 – арабские цифры и т.д.; потому что нас окружает множество чисел…)

Сообщение целей урока.

Преподаватель: Сегодня на уроке мы повторим, обобщим и приведем в систему наши знания по теме «Системы счисления и перевод чисел из одной системы счисления в другую, а также освоим еще одну тему.

2.2 Этап актуализации знаний по предложенной теме

Преподаватель: Вспомним, что такое системы счисления (Системы счисления - это знаковые системы, в которых числа записываются по определенным правилам с помощью символов некоторого алфавита, называемых цифрами )

Преподаватель: Какие виды систем счисления нам известны?  (Непозиционные - Вес цифры не зависит от позиции в записи числа. Позиционные - Вес цифры зависит от позиции в записи числа)

Преподаватель: А сейчас послушаем сообщения ребят по изученной теме.

(Доклады учащихся на повторение изученной темы).

Просмотр фильма, на закрепление изученной темы

Подведение учащихся к новой теме.

Преподаватель: Для чего мы изучали данную тему? (Чтобы знать, от куда пошли системы счисления, в каком виде информация храниться в компьютере, )

Преподаватель: Но вернемся к истокам - к математике. Для чего в арифметике изучаются числа? (чтобы выполнять с ними различные действия, в том числе и арифметические операции).

2.3 Этап усвоения новых знаний и их закрепление

Преподаватель: Тема нашего урока «Арифметические операции в позиционных системах счисления»

  1. Сложение:

Заданы два числа в десятичной системе счисления

….. …..

Переведите эти числа в двоичную, восьмиричную, шестнадцатиричную системы счисления.

Далее выполняем сложение во всех четырех системах        

Вычитание

Решение задач на закрепление

  1. Сложение

а) 3538+7368

б) 13538 +7778

в) СВА16+A5916 

2.        Вычитание

а) 1011012 – 111112 

б) 1100112 – 101012 

в) 6628 –1568

г) 11568 –6628

Практическая часть (работа за компьютерами)

Преподаватель: Перевод и арифметические операции можно также осуществлять, используя программу «Калькулятор»

Выполним практическую работу с использованием программы «Калькулятор»

Пуск-Программы-Стандартные-Калькулятор

Режимы калькулятора: обычный и инженерный

Вид-инженерный

Hex- шестнадцатеричная система

Dec- десятичная система

Oct- восьмиричная система

Bin- двоичная система

Задания

  1. А4516→?8 
  2.  1810→?2 
  3. 1010012→?16 
  4. 11112→?16 
  5. 7568→?16
  6. FE1516+164516→?16 
  7. 4518+101012→?2 
  8. 10112+(458+12468) →?2
  9. 101112-1102→?2
  10. (55558+3758)-100112→?2

3. Заключительный этап.

3.1 Подведение итогов урока и рефлексия.

Преподаватель: Подведем итоги по результатам выполненной работы. Необходимо в парах поменяться листочками и поставить оценку своему товарищу

10,9 - «Отлично»

8,7 - «Хорошо»

6,5 – «Удовлетворительно»

4 и менее – «Не удовлетворительно»

3.2.Домашнее задание.

1. Уровень знания: 

Знать алгоритмы выполнения арифметических действий в позиционных системах счисления

2.Уровень понимания:   

 Выполните действия:

А) Выполнить вычитание:

а) 1100000011,011(2) - 101010111,1(2) = 110101011,111(2)

б) 1510,2(8) - 1230,54(8) = 257,44(8).

в) 27D,D8(16) - 191,2(16) = EC,B8(16).

Б) 3. Сложить числа:

а) 10000000100(2) + 111000010(2) = 10111000110(2).

б) 223,2(8) + 427,54(8) = 652,74(8).

В) 3B3,6(16) + 38B,4(16) = 73E,A(16).

3.Творческий уровень: 

Восстановите двоичные цифры:

**0*0*1**1+10111*1011=100*1*00010;

1*01+1**=10100.

        

Преподаватель: На этом наш урок окончен. Всем спасибо за внимание!


Приложение 1

Практическая работа с использованием программы Калькулятор

Пуск-Программы-Стандартные-Калькулятор

Режимы калькулятора: обычный и инженерный

Вид-инженерный

Hex- шестнадцатеричная система

Dec- десятичная система

Oct- восьмиричная система

Bin- двоичная система

Задания

  1. А4516→?8 
  2.  1810→?2 
  3. 1010012→?16 
  4. 11112→?16 
  5. 7568→?16
  6. FE1516+164516→?16 
  7. 4518+101012→?2 
  8. 10112+(458+12468) →?2
  9. 101112-1102→?2
  10. (55558+3758)-100112→?2

Приложение 2

Домашнее задание (раздается учащимся на дом)

1. Уровень знания: 

Знать алгоритмы выполнения арифметических действий в позиционных системах счисления

2.Уровень понимания:   

 Выполните действия:

А) Выполнить вычитание:

а) 1100000011,011(2) - 101010111,1(2) = 110101011,111(2)

б) 1510,2(8) - 1230,54(8) = 257,44(8).

в) 27D,D8(16) - 191,2(16) = EC,B8(16).

Б) 3. Сложить числа:

а) 10000000100(2) + 111000010(2) = 10111000110(2).

б) 223,2(8) + 427,54(8) = 652,74(8).

В) 3B3,6(16) + 38B,4(16) = 73E,A(16).

3.Творческий уровень: 

Восстановите двоичные цифры:

**0*0*1**1+10111*1011=100*1*00010;

1*01+1**=10100.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по дисциплине "Информатика и ИКТ" на тему: "Поисковые системы"

Тема урока: Поисковые системыТип урока:         практическая работаЦели урока:1. Обучающие:Закрепить правила работы в современных поисковых системахРассмотреть ...

Методическая разработка урока по дисциплине ИНФОРМАТИКА, по теме: "Растровая и векторная графика"

При изучении раздела «Прикладные программные средства» теме графические редакторы отводится 6 часов. Хотелось бы за эти шесть занятий дать студентам более полное представление о том, как  средств...

Презентация к уроку «Арифметические операции в системах счисления: сложение и вычитание в 8-й системе счисления»

В данной презентации прослеживается единная логика сложения и вычитания чисел, что в 10-й системе счисления, что в любой другой системе счисления (например, в 8-й системе счисления)....

Информатика и ИКТ (9 класс). Методическая разработка текущего контроля по теме "8-ричная и 16-ричная системы счисления"

Методическая разработка содержит интерактивный тест, который может быть использован для проверки знаний учащихся 9 классов по теме "8-ричная и 16-ричная системы счисления".Тест содержит 12 в...

Методическая разработка "Технологическая карта урока по теме "Перевод чисел из одной системы счисления в другую " (использование технологии критического мышления на уроке информатики в 8 классе)

Активизация мыслительной деятельности учащихся является условием успешной социализации ребёнка в реальном социуме. «Социализация - самое широкое понятие среди процессов, характеризующих образова...

Методическая разработка урока по теме "Запись и перевод чисел в различных системах счисления"

Методическая разработка урока по теме "Запись и перевод чисел в различных системах счисления", практическая работа....

Методическая разработка занятия 1 "Вклады. Простые проценты и арифметическая прогрессия"

Уроки разработаны в рамках рабочей программы «Основы финансовой математики". Учебный предмет – математика. Уроки возможно интегрировать в рабочую программу по математике в 9 классе по...