Программа внеурочной деятельности учащихся. Информатика 4 класс
методическая разработка по информатике и икт

Лавнюженков Сергей Павлович

Цель программы:

  1. формирование универсальных учебных действий, отражающих потребности ученика начальной школы в информационно-учебной деятельности,
  2. формирование начальных предметных компетентностей в части базовых теоретических понятий начального курса информатики,
  3. формирование первичных мотивированных навыков работы на компьютере и в информационной среде, в том числе при изучении других дисциплин,
  4. обучение жизненно важным умениям и навыкам работе за компьютером.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Модифицированная программа «Введение в информатику».

Литература:

  1. Учебник «Информатика» 4 класс, Н.В. Матвеева и др.
  2. Методическое пособие для учителя Н.В. Матвеева М.С. Цветкова.
  3. Электронное сопровождение УМК.
  4. ЭОРЕдиной коллекции к учебнику Н.В. Матвеевой и др. «Информатика», 4 класс.

Цель программы:

  1. формирование универсальных учебных действий, отражающих потребности ученика начальной школы в информационно-учебной деятельности,
  2. формирование начальных предметных компетентностей в части базовых теоретических понятий начального курса информатики,
  3. формирование первичных мотивированных навыков работы на компьютере и в информационной среде, в том числе при изучении других дисциплин,
  4. обучение жизненно важным умениям и навыкам работе за компьютером.

Задачами курса являются:

  • формирование системного, объектно-ориентированного теоретического мышления;
  • формирование умения описывать объекты реальной и виртуальной действительности на основе различных способов представления информации;
  • овладение приемами и способами информационной деятельности;
  • формирование начальных навыков использования компьютерной техники и современных информационных технологий для решения практических задач.

Планируемые результаты

Личностные результаты:

  • широкие познавательные интересы, инициатива и любознательность, мотивы познания и творчества; готовность и способность обучающихся к саморазвитию и реализации творческого потенциала  в духовной и предметно-продуктивной деятельности за счет развития их образного, алгоритмического и логического мышления;
  • готовность к повышению своего образовательного уровня в области ИКТ;
  • интерес к информатике, стремление использовать полученные знания в процессе обучения другим предметам и в жизни.

Метапредметные результаты:  

  • поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска;
  • владение основами продуктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми: умение правильно, четко и однозначно сформулировать мысль в понятной собеседнику форме;
  • умение осуществлять в коллективе совместную информационную деятельность, в частности при выполнении проекта;
  • умение выступать перед аудиторией, представляя ей результаты своей работы с помощью средств ИКТ;
  • использование коммуникационных технологий в учебной деятельности и повседневной жизни.

        В результате реализации программы внеурочной деятельности, у обучающихся будут формироваться и развиваться необходимые универсальные учебные действия и познавательный интерес к учебному предмету информатика, что заложит основу успешной учебной деятельности в средней и старшей школе.

Данная программа направлена на достижение первого уровня воспитательных результатов.

По окончанию курса внеурочной деятельности «Знакомство с информатикой»у обучающихся будет сформирован познавательный интерес к предмету информатика.Развитие творческого интереса учащихся, их самореализации через создание собственного компьютерного продукта.Популяризация детского компьютерного творчества и привлечение подрастающего поколения к решению актуальных проблем современного общества.


Содержание программы

Информация вокруг тебя. Человек и компьютер

Техника безопасности и организация рабочего места в кабинете информатики.

Понятия «информация», «информационный объект», «информационный процесс», «источник информации», «приёмник информации», «естественный источник информации», «искусственный источник информации».

Человек и информация. Виды информации. Классификация видов информации по способам восприятия и представления. Основные устройства компьютера и технические средства, с помощью которых может быть реализован ввод информации (текста, звука, изображения) в компьютер.

Кодирование информации

Знакомство с понятиями «код», «кодирование», «декодирование». Понятие «анаграмма», способы разгадывания анаграмм. Правила кодирования и декодирования слов и текста. Кодирование информации с помощью букв русского и английского алфавитов. Индейская азбука, азбука Морзе, флажковая (семафорная) азбука, Код Цезаря. азбука пляшущих человечков. Правила ввода букв и слов, удаления символов, форматирования и редактирования теста в MSOfficeWord.

Числовая информация и компьютерные программы.

Вычисление значений арифметических выражений с помощью программы Калькулятор. Понятия «таблица», «ячейка», «столбец», «строка», «диапазон ячеек». Создание и оформление таблиц для решения задач в MS Office Word. Интерфейс MS Office Excel. Границы ячеек. Создавать электронные таблицы в Excel, выполнение в них расчётов по вводимым пользователем формулам. Выполнение расчетов. Табличное решение математических задач в MS Office Excel.

Учимся создавать презентации в MS Office PowerPoint

Знакомство с мультимедиа технологиями. Интерфейс MSOfficePowerPoint. Меню программы. Запуск готовых презентаций. Создание и дизайн слайда. Работа с текстом в презентации. Знакомство с объектами WordArt. Вставка готовых фигур и  рисунков. Знакомство с понятием «анимация». Настройка анимации. Работа над творческим проектом. Защита творческих проектов.


Учебно - тематический план 4 класс

Тема

Количество часов

теория

практика

всего

1

Техника безопасности и организация рабочего места в кабинете информатики.

1

-

1

2

Информация вокруг тебя. Человек и компьютер

2

2

4

3

Кодирование информации

2

3

5

4

Числовая информация и компьютерные программы

3

6

9

5

Учимся создавать презентации в MSOfficePowerPoint

3

11

14

6

Заключительное занятие

1

-

1

Итого:

12

22

34


Календарно-тематическое планирование 4 класс

№ п/п

Дата

Тема

Основное содержание

Виды деятельности

Программный продукт /

Электронные Образовательные Ресурсы

1

Техника безопасности и организация рабочего места в кабинете информатики.

Пожарная безопасность, охрана труда, санитарные правила, правила поведения в кабинете.

Соблюдать требования безопасности и гигиены в работе со средствами ИКТ.

Презентация ТБ

2

Человек и информация

Понятие «информация», «информационный объект», «информационный процесс».

Изучение и закрепление новых понятий темы.

Функциональное чтение.

Решение информационных задач.

Выбор и запуск нужной программы; работа с основными элементами пользовательского интерфейса.

Презентация к занятию.

MSOffice Word,

Файлы заготовки для закрепления основных понятий темы.

3

Виды информации

Классификация видов информации по способам восприятия и представления.

Деление информации на виды (решение информационных задач).

Функциональное чтение.

Выбор и запуск нужной программы; работа с основными элементами пользовательского интерфейса.

Презентация к занятию.

Файлы заготовки для закрепления основных понятий темы.

4

Источники и приёмники информации

Понятия «источник информации», «приёмник информации», «естественный источник информации», «искусственный источник информации»

Изучение и закрепление новых понятий темы. Деление объектов на источники и приёмники информации, на искусственные и естественные приемники и источники информации в ходе решения информационных задач.

Выбор и запуск нужной программы; работа с основными элементами пользовательского интерфейса.

Презентация к занятию.

Файлы заготовки для закрепления основных понятий темы.

5

Устройства компьютера и носители информации.

Основные устройства компьютера и технические средства, с помощью которых может быть реализован ввод информации (текста, звука, изображения) в компьютер.

Правила ввода букв, удаления символов.

Анализировать устройства компьютера с точки зрения организации процедур ввода, хранения, обработки, вывода и передачи информации;

определять технические средства, с помощью которых может быть реализован ввод информации (текста, звука, изображения) в компьютер.

Презентация к занятию.

MS Office Word,

Файлы заготовки для закрепления основных понятий темы.

6

Кодирование информации.

Знакомство с понятиями «код», «кодирование», «декодирование».

Понятие «анаграмма», способы разгадывания анаграмм.

Правила ввода букв, удаления символов.

Использование текстового редактора для создания текста.

Грамотно управлять компьютерными программами.

Самостоятельное разгадывание анаграмм.

Презентация к занятию.

MS Office Word,

Файлы заготовки для закрепления основных понятий темы.

7

Кодирование информации с помощью букв русского и английского алфавитов.

Правила кодирования с помощью алфавита любого из языков.

Приёмы работы в Paint.

Использование графического редактора для осуществления кодирования.

Определять возможности применения инструментов Paint для решения типовых задач.

Презентация к занятию.

Файлы заготовки для закрепления основных понятий темы.

Программное приложение Paint.

8

Кодирование и декодирование информации с помощью Кода Цезаря.

Правила кодирования и декодирования слов и текста с помощью Кода Цезаря. Правила ввода букв и слов, удаления символов.

Применение правила кодирования для выполнения учебных заданий.

Использование текстового редактора для создания текста.

Грамотно управлять компьютерными программами.

Презентация к занятию.

MS Office Word

9

Кодирование и декодирование информации с помощью азбуки Морзе, флажковой азбуки.

Правила кодирования и декодирования слов и текста с помощью азбуки Морзе, флажковой азбуки.

Применение правил кодирования для выполнения учебных заданий.

Использование текстового процессора и графического редактора для решения информационных задач.

Грамотное управление компьютерными программами.

Презентация к занятию.

Файлы с таблицами кодирования.

10

Кодирование и декодирование информации с помощью индейской азбуки и азбуки пляшущих человечков.

Правила кодирования и декодирования слов и текста с помощью индейской азбуки и азбуки пляшущих человечков.

Применение правил кодирования для выполнения учебных заданий.

Использование текстового процессора и графического редактора для решения информационных задач.

Грамотное управление компьютерными программами.

Презентация к занятию.

Файлы с таблицами кодирования.

11

Обработка числовой информации.

Обработка информации с помощью специализированных программ.

Вычисление значений арифметических выражений с помощью программы Калькулятор.

Презентация к занятию.

Программное приложение Калькулятор.

Файл – заготовка для вычислений.

Плакат «Обработка информации»

12

.

Оформление решения задач в MS Office Word.

Правила ввода и удаления символов. Создание отступов, колонок. Изменение начертания и цвета текста. Вставка геометрических фигур.

Вводить информацию в компьютер с помощью клавиатуры, мыши и других технических средств.

Осуществлять форматирование текста.

Презентация к занятию.

MS Office Word.

Файлы – заготовки для решения информационных задач.

13

Оформление решения задач в MS Office Word.

Знакомство с понятиями «таблица», «ячейка», «столбец», «строка».

Создание и оформление таблиц для решения задач в MSOffice Word.

Изучение основных элементов таблиц (ячейка, строка, столбец).

Обучение вставке графических объектов (геометрических фигур) в текст.

Грамотное управление текстовым процессором.

Презентация к занятию.

MS Office Word.

14

Оформление решения задач в MS Office Word.

Создание и оформление таблиц для решения задач в MSOffice Word.

Обучение вставке графических объектов (геометрических фигур) в текст.

Грамотное управление текстовым процессором.

MS Office Word.

15

Знакомство с MS Office Excel.

Интерфейс MS Office Excel.

Сходство и отличия с MS Office Word.

Закрепление понятий «ячейка», «строка», «столбец». Определение названия ячеек, знакомство с понятием «диапазон ячеек».

Работа с границами ячеек.

Анализировать пользовательский интерфейс используемого программного средства;

определять условия и возможности применения программного средства для решения типовых задач;

выявлять общее и отличия в разных программных продуктах, предназначенных для решения одного класса задач.

MS Office Excel.

Презентация к занятию.

16

Обработка числовой информации в MS Office Excel.

Создание таблиц. Выполнение расчетов.

Определять условия и возможности применения программного средства для решения типовых задач.

Создавать электронные таблицы, выполнять в них расчёты по вводимым пользователем формулам.

MS Office Excel.

Презентация к занятию.

17

Обработка числовой информации в MS Office Excel

Создание таблиц. Выполнение расчетов.

MS Office Excel.

Файлы-заготовки для решения информационных задач.

18

Табличное решение математических задач

Создание таблиц. Решение математических примеров и уравнений.

Приводить примеры использования таблиц при описании объектов окружающего мира.

Создавать табличные модели; создавать простые вычислительные таблицы, вносить в них информацию и проводить вычисления.

MS Office Excel.

Файлы-заготовки для решения информационных задач.

19

Табличное решение математических задач.

Создание таблиц. Решение математических задач.

MS Office Excel.

Файлы-заготовки для решения информационных задач.

20

Знакомство с MS Office PowerPoint

Интерфейс MS Office PowerPoint.

Изучение меню программы.

Сопоставление с ранее изученными программными средствами пакета MSOffice.

Изучение возможностей, применимых исключительно к данной программе.

Знакомство с мультимедиа технологиями. Изучение меню программы.

Запуск готовых презентаций.

MS Office Power Point.

Презентация к занятию. Файлы образцов презентаций.

21

Создание и дизайн слайда.

Технология создания слайдов, дублирования выделенных слайдов. Знакомство с макетами слайдов.

Планировать последовательность событий по созданию и оформлению слайдов. Выбор нужных макетов и дизайна слайдов презентации.

MS Office Power Point.

Презентация к занятию.

22

Работа с текстом в презентации.

Проведение аналогии форматирования текста с MS Office Word. Знакомство с объектами WordArt.

Планировать последовательность событий по набору и редактированию текстов. Вставка декоративного текста в документ.

MS Office PowerPoint.

Презентация к занятию.

23

Вставка готовых фигур и рисунков.

Аналогия форматирования текста с Word.

Работа с графическими изображениями.

Планировать последовательность событий по созданию и расположению графических объектов.

MS Office PowerPoint.

Презентация к занятию. Файлы образцов презентаций.

24

Настройка анимации.

Знакомство с понятием «анимация». Применение анимационных эффектов к объектам, размещенным на слайдах

Планировать последовательность событий по настройке анимации необходимых объектов.

MS Office PowerPoint.

Презентация к занятию. Файлы образцов презентаций.

25

Работа над творческим проектом

Введение в проект.

постановка проблемных вопросов.

Составление плана проектной работы.

Обобщение результатов.

Создание проектных продуктов.

Планировать последовательность событий по созданию и оформлению слайдов, набору и редактированию текстов, созданию и расположению графических объектов, настройке анимации необходимых объектов.

MS Office PowerPoint.

26

27

28

29

30

31

32

33

Защита творческих проектов.

Сообщение результатов.

Обсуждение проектных работ.

Проверка и устранение недочетов в проектном продукте.

Подготовка к выступлению.

Выступление с опорой на проектный продукт.

Обсуждение работы.

MS Office PowerPoint.

Презентации - проектные продукты учащихся.

34

Игра «Путешествие по информатике»

Решение развивающих логических задач.

Коллективное и самостоятельное решение информационных задач, выполнение творческих заданий.

Планировать последовательность событий по выполнению заданий.

Создавать информационные модели.

Грамотно управлять компьютерными программами.

Презентация к игре.

Программы пакета

MSOffice:

- Word,

- PowerPoint,

- Excel.

Программа Калькулятор.

Файлы-заготовки для решения информационных задач.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская программа внеурочной деятельности учащихся 5 класса научно-познавательного направления «Математическая шкатулка»

Содержание:ВВЕДЕНИЕГЛАВА 1. Теоретические основы организации внеурочной деятельности научно-познавательного направления в свете требований ФГОС ООО§1. Необходимость обращения к внеурочной деятельности...

Модуль программы внеурочной деятельности учащихся 6 класса по организации музея "Декоративно-прикладное искусство родного края"

Данный модуль программы внеурочной деятельности  представляет собой вариант организации внеурочной деятельности школьников 6 класса по созданию музея «Декоративно-прикладное искусство родного кра...

Программа внеурочной деятельности учащихся 6 класса "Математика и твой дом"

Программа внеурочной деятельности по математике для учащихся 6 - го класса....

Рабочая программа внеурочной деятельности учащихся 5 класса Cambridge English

Данный курс направлен на развитие коммуникативной компетенции учащихся по английскому языку в системе Cambridge English, а также на социальное и культурное развитие личности учащегося и его творческой...

Рабочая программа внеурочной деятельности учащихся 6 класса Cambridge English

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Образовательная программа внеурочной деятельности составлена на основе учебного пособия KET Objective, автор (A. Capel), и рассчитана на 68 часов (2часа\нед.).Данный курс на...

Программа внеурочной деятельности учащихся Информатика 2 класс

Цель программы:формирование универсальных учебных действий, отражающих потребности ученика начальной школы в информационно-учебной деятельности,формирование начальных предметных компетентностей в част...

Программа внеурочной деятельности учащихся. Информатика 3 класс

Цель программы:формирование универсальных учебных действий, отражающих потребности ученика начальной школы в информационно-учебной деятельности,формирование начальных предметных компетентностей в част...