Нетрадиционный урок информатики "Повторение и обобщение по теме "Системы счисления"
план-конспект урока по информатике и икт (8 класс)

Путивцева Ирина Анатольевна

Нетрадиционный урок информатики "Повторение и обобщение по теме "Системы счисления"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока по информатике в условиях реализации ФГОС

 «Повторение и обобщение по теме «Системы счисления»»

           Класс:8

Тип урока: Повторение и обобщение

Форма урока: Урок-конкурс

Цель урока: Повторение и обобщение изученного материала о СС.

Планируемые результаты:

Предметные:

Повторение и обобщение знаний о системах счисления,

умений определять систему счисления, производить операции над числами в двоичной системе,

сравнивать числа и находить значение выражения с числами, представленными в разных

системах счисления.

Метапредметные:

Регулятивные:

Определять цель и задачи урока

Составлять план работы урока и работать по плану

Сохранять учебную задачу в течение урока

           Контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Коммуникативные:

Формулировать высказывания

Высказывать и отстаивать свою точку зрения

Познавательные:

Расширение кругозора через определение способов кодировки

Личностные:

Контроль и оценка процесса и результатов деятельности

Умение подвести итог, оценить свою работу.

Воспитание  усидчивости, самостоятельности;

Оборудование:  ПК, проектор, экран.

Структура урока:

  1. Организационный момент
  2. Сообщение темы урока, определение цели и задач урока
  3. Повторение и обобщение изученного материала (конкурсная программа)
  4. Физминутка
  5. Подведение итогов урока
  6. Рефлексия
  7. Домашнее задание

Этапы урока

Время (мин)

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

Организационный момент

2

Приветствую учащихся, проверяю готовность к учебному занятию, организую внимание детей.

Приветствуют учителя, проверяют наличие учебного материала на столах, организует свое рабочее место.

Личностные: формирование навыков самоорганизации.

Регулятивные: умение настраиваться на занятие

Коммуникативные: взаимодействовать с учителем

 Сообщение темы урока, определение цели и задач урока.

5

На прошлом уроке мы закончили знакомство с СС. Тема нашего урока «Повторение и обобщение по теме «Системы счисления».

  • Какова цель нашего урока?
  • Чем мы будем заниматься? Что нам предстоит сегодня повторить и обобщить?

Цель определена, задачи поставлены. Я желаю вам удачи при выполнении заданий нашей игры.

Отвечают на вопросы.

Формулируют цель и задачи урока.

Коммуникативные: взаимодействовать с учителем

Регулятивные:  

определять цель и задачи урока, удерживать учебную задачу,

составлять план работы, действовать по плану

Повторение и обобщение изученного материала

23

  1. Представление команд

На прошлом уроке путем жеребьевки мы определили состав 2 команд, и вам было дано задание. Давайте проверим что же у вас получилось.

  1. Угадай СС

«Встретились двое глухих. Один держит в руке удочку. Другой спрашивает:

«Ты что на рыбалку собрался?»

«Да нет, я на рыбалку»

«А я думал ты на рыбалку        »

Информация была передана, но до адресата не дошла.

Определите о какой СС упоминается на картинке.

  • Египетская
  • Римская
  • Двоичная
  • Десятичная

  1. В гостях у Цезаря.

-Где жил Гай Юлий Цезарь?

До нас дошла римская система записи чисел, которые в некоторых случаях применяются в нумерации. В римской системе в качестве цифр используются латинские буквы:

I   V Х L С D М

-Что они обозначают?

-Как называются эти числа?

-Как образуются числа в этой системе счисления?

-Кто быстрее определит чему равно следующее число МСМХС1Х?

  1. Всё есть число

«Все есть число» - говорили пифагорейцы, подчеркивая необычайно важную роль чисел в практической деятельности.

Вам нужно решить следующую задачу: в бумагах одного чудака математика была найдена его биография. Она начиналась следующими удивительными словами:

Я окончил курс университета 44 лет от роду. Спустя год, 100-летним молодым человеком, я женился на 34-летней девушке. Незначительная разница в возрасте - всего 11 лет - способствовала тому, что мы жили общими интересами и мечтами. Спустя немного лет у меня была уже маленькая семья из 10 детей и т.д.

Чем объяснить странные противоречия в числах этого отрывка? Восстановите их истинный смысл.

  1. Арифметика – точная наука
  • Выполните операции сложения, вычитания и умножения над двоичными числами? 1010 и 11.

  • Вычислите выражение и ответ дайте в десятичной системе счисления:

1258+1012*2А16-1418

  1. Во всём нужен порядок

Расположите числа в порядке возрастания(1 команда) и убывания (2 команда).

1001,111,010,100, 1101,10001.

  1. «Разведчики»

- В каком виде компьютер воспринимает информацию и сохраняет ее в своей памяти?

Чтобы сохранить важную информацию разведчики её кодируют особым способом. Не зная кода, очень сложно определить о чём идёт речь.

-Определите, что закодировано и каким способом?

ШАПА ЗИТИД БОТ ГОЧГОЙ.

АЛНАФАНАВИТНА

АКИТАМРОФНИ

Поздравляю вас, вы добрались до финиша. А, сейчас, пока готовится результат вашей работы, мы немного отдохнем и представим себя злостными нарушителями Интернет пространства.

-Как называют таких людей?

-А всегда ли хакеры наносят вред?

На ваших столах листы с текстами на мотив песни разбойников из мультфильма «Бременские музыканты»

      Обучающиеся представляют свои команды: название, девиз, эмблема.

Определяют по рисункам системы счисления.

В Древнем Риме.

1 5 10 50 100 500 1000

Узловые.

Значение числа ССХХХII складывается из 200 + 30 + 2 = 232. Но если же слева записана меньшая цифра, а справа – большая, то их значения вычитаются.

1999

Недесятичная СС - вот единственная причина кажущейся противоречивости приведенных чисел. Основание этой СС определяется Фразой: "спустя год (после 44лет), 100-летним молодым человеком". Если от прибавления одной единицы число 44 преображается в 100, то, значит, цифра 4 - наибольшая в этой СС (как и 9 - в десятичной), а следовательно, основанием системы является 5. Т.е. все числа в автобиографии записаны в пятиричной СС. 44->24, 100->25, 34->19, 11->б, 10->5

Создают выражения и находят их значение

1010+11=1101

1010-11=111

1010*11=11110

Выполняют вычисления:

1258+1012*2А16-1418=

8510+510*4210-9710=19810

Переводят числа и определяют порядок возрастания или убывания.

010,100,111,1001, 1101, 10001(В)

10001,1101,1001,111,100, 010(У)

В двоичной системе, используя для кодировки два символа 1 и 0.

Определяют фразу и  способ кодировки

Жаба сидит под кочкой. (Глухая согласная меняется на звонкую и наоборот)

Алфавит (После каждого слога вставляется слог НА)

Информатика (Слово читается наоборот)

 

Хакеры

Нет, некоторые компании нанимают хакеров, чтобы они проверяли их систему безопасности.

Регулятивные

сохранять учебную задачу, работать по плану

Коммуникативные: взаимодействовать с учителем

Личностные:

усидчивость, самостоятельность,

Предметные:

повторение и обобщение знаний о системах счисления.

Коммуникативные:

формулировать высказывания;

высказывать и отстаивать свою точку зрения

Предметные: умение определять систему счисления при решении задач.

Коммуникативные:

формулировать высказывания;

высказывать и отстаивать свою точку зрения

Предметные: умение выполнять операции двоичной арифметики, выполнять вычисление выражений с числами в разных СС.

Коммуникативные:

формулировать высказывания;

высказывать и отстаивать свою точку зрения

Предметные: умение сравнивать числа в двоичной системе,

Коммуникативные:

формулировать высказывания;

высказывать и отстаивать свою точку зрения

Познавательные:

расширение кругозора через определение способов кодировки

Физминутка

3

Подчитываю результаты.

Обучающиеся поют песню командами по очереди (чередуя куплеты)

Личностные: соблюдать здоровьесберегающие технологии

Подведение итогов урока

2

Ребята, давайте с вами подведем итог нашего урока.

Все баллы подсчитаны, результаты определены.

Вручение грамот для команд и именных сертификатов участника урока.

Подводят итог урока, получают сертификатыю

Регулятивные:

контроль результатов деятельности.

Личностные: самооценка своей деятельности.

Рефлексия

2

А теперь у вас есть возможность оценить наш урок. Давайте используем прием «Светофор».

Понравился ли вам урок?

Интересные были  задания?

Довольны ли вы своими результатами?

Надо ли что-то еще повторить?

Оценивают урок и свою работу.

Регулятивные:

контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Личностные:

умение подвести итог, оценить свою работу.

Домашнее задание

1

Я вам рекомендую повторить двоичные числа и порядок перевода из одной системы счисления в другую.

Записывают домашнее задание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нетрадиционный урок-урок творчества

Важнейшая проблема, волнующая всех учителей, - повышение эффективности урока. Снижение уровня знаний учащихся в значительной степени объясняется качеством урока: однообразием, шаблоном, формализмом и ...

Исследовательская работа на базе школьного музея, урок-конференция с использованием экспозиции музея как вид нетрадиционного урока

Данное проектное задание явялется  посвящено  проблемам приобщения учащихся к научно-исследовательской деятельности.  На примере проведения научно-практической конференции  среди у...

Конспект урока "Перевод чисел из двоичной системы счисления в восьмеричную, шестнадцатиричную системы счисления и обратно"

Данный конпект  может использоваться при изучении темы "Системы счисления" с таршей школе....

Нетрадиционные уроки и фрагменты уроков. Новогодний урок в 10 классе

Урок в нетрадиционной форме в 10 классе посвящён повторению грамматического материала первого полугодия....

Урок информатики в 9 классе "Системы счисления и правила перевода чисел из одной системы счисления в другую"

Урок информатики в 9 классе "Системы счисления и правила перевода чисел из одной системы счисления в другую" является заключительным уроком в этой теме, повторения и закрепления пройденного ...