Технологическая карта урока в технологии проектной деятельности Урок информатики в 10 классе по теме: «Перевод десятичных чисел в другие системы счисления»
методическая разработка по информатике и икт (9 класс)

Тип урока: повторительно-обобщающий (создание проекта)

Цель урока: создать условия для выполнения учащимися проекта в MSWORD «Методичка для перевода десятичных чисел в другие  системы счисления», которая может быть использована при решении задач  по теме «Системы счисления».

Задачи:

- образовательные: формировать умение перевода десятичных чисел в другие системы счисления, правильно понимать алгоритм перевода;

- развивающие: развивать умение анализировать  особенности различных систем счисления, обобщать, делать выводы, формировать у учащихся метапредметных умений;

- воспитательные: совершенствовать индивидуальные навыки выполнения задания и навыки работы в команде.

Планируемые результаты освоения темы:

- личностные: развивать творческие способности, проявлять готовность к сотрудничеству;

- метапредметные умения:

  • познавательные – осуществлять поиск и извлечение информации в соответствии с учебным заданием, извлекать информацию в соответствии с целью, определять значение и смысл термина, строить рассуждения, выводы, доказательства, переводить информацию в разные формы предъявления;
  • регулятивные -  принимать и сохранять учебное задание, устанавливать последовательность действий по выполнению задания;
  • коммуникативные – работать в группе, участвовать в диалоге;

- предметные: уметь объяснять основные термины, уметь применять правила перевода десятичных чисел в другие системы счисления.

Межпредметные связи: математика

Организация пространства - традиционный компьютерный класс

Технология обучения – проектная деятельность

Формы работы: групповая, фронтальная, индивидуальная.

Образовательные ресурсы: И.Г.Семакин, Т.Ю.Шеина, Л.В.Шестакова. Информатика . Углубленный уровень: учебник для 10 класса в двух частях. М. Бином. Лаборатория знаний, 2019 г.  

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока в технологии проектной деятельности

Урок информатики в 10 классе по теме: «Перевод десятичных чисел в другие  системы счисления»

Мардарь Н.П., учитель информатики

ГБОУ СОШ №17 Василеостровского района

г. Санкт-Петербурга

e-mail : saimar@mail.ru

Тип урока: повторительно-обобщающий (создание проекта)

Цель урока: создать условия для выполнения учащимися проекта в MSWORD «Методичка для перевода десятичных чисел в другие  системы счисления», которая может быть использована при решении задач  по теме «Системы счисления».

Задачи:

- образовательные: формировать умение перевода десятичных чисел в другие системы счисления, правильно понимать алгоритм перевода;

- развивающие: развивать умение анализировать  особенности различных систем счисления, обобщать, делать выводы, формировать у учащихся метапредметных умений;

- воспитательные: совершенствовать индивидуальные навыки выполнения задания и навыки работы в команде.

Планируемые результаты освоения темы:

- личностные: развивать творческие способности, проявлять готовность к сотрудничеству;

- метапредметные умения:

  • познавательные – осуществлять поиск и извлечение информации в соответствии с учебным заданием, извлекать информацию в соответствии с целью, определять значение и смысл термина, строить рассуждения, выводы, доказательства, переводить информацию в разные формы предъявления;
  • регулятивные -  принимать и сохранять учебное задание, устанавливать последовательность действий по выполнению задания;
  • коммуникативные – работать в группе, участвовать в диалоге;

- предметные: уметь объяснять основные термины, уметь применять правила перевода десятичных чисел в другие системы счисления.

Межпредметные связи: математика

Организация пространства - традиционный компьютерный класс

Технология обучения – проектная деятельность

Формы работы: групповая, фронтальная, индивидуальная.

Образовательные ресурсы: И.Г.Семакин, Т.Ю.Шеина, Л.В.Шестакова. Информатика . Углубленный уровень: учебник для 10 класса в двух частях. М. Бином. Лаборатория знаний, 2019 г.  

Технологическая карта урока

Этап урока

Этап урока технология проектной деятельности

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Форма работы и контроля

Формируемые УУД

Организационный момент

Приветствие учащихся. Проверка готовности класса к уроку. Делит класс на группы из 4-5 человек.

Приветствие учителя. Рассаживаются по группам.

1.Самоопреде-ление к деятельности

1.Проблема

2.Проектиро-вание (планирова-ние)

Предложение учащимся проблемной ситуации.

Представьте себе, что вы вам нужно составить программу, которая переводит десятичные чисел в другие  системы счисления и наоборот. Для этого необходимо ответить на следующие вопросы:

1.Какие бывают системы счисления?

2.Алгоритмы перевода из одной системы счисления в другую систему счисления.

3.Перевод целых и дробных чисел из одной системы счисления в другую систему счисления.

Рассуждают, какие бывают системы счисления. Обсуждают, алгоритм перевода из одной системы счисления в другую систему счисления и алгоритм перевода дробных чисел из одной системы счисления в другую систему.

Фронтальная,

индивидуальная.

Л. – проявлять готовность к сотрудничеству.Р.- принимать и сохранять учебное задание.

К.- достаточно полно определять свои мысли, учавствовать в диалоге.

2.Учебно-познаватель-ная деятельность

3.Поиск информации

Понятие систем счисления и перевод чисел из десятичной в другие системы счисления.

Давайте создадим методичку с таким алгоритмом. Основой данного алгоритма является правило  перевода числа из десятичной системы в другие систему счисления.

Отбор материала, необходимого для выполнения проекта. Рассмотрите, пожалуйста, материал, который лежит у вас на столах. Вам нужно отобрать тот практический материал, который вы поместите в свою работу. (Приложение 1).

Формулировка заданий к отобранным примерам, распределение заданий от простого к сложному.

Давайте подумаем, как расположить алгоритмы перевода десятичных чисел в другие системы счисления по уровню сложности.

Знакомятся с материалом

Отбирают необходимый им материал.

Составляют перечень правил и примеров  к алгоритму перевода десятичных чисел в другие системы счисления.

Находят алгоритм перевода целого и дробного десятичного числа в 2-ую, 8-ую, 16-ую системы счисления.

Групповая, индивидуальная.

ПР. – уметь находить алгоритм перевода чисел из десятичной системы в другие системы счисления. Уметь находить алгоритм перевода целого и дробного десятичного числа в 2-ую, 8-ую, 16-ую системы счисления.

Р. – вносить необходимые дополнения и корректировать план и способы действий.

Л.- проявлять готовность к сотрудничеству.

К. – работать в группе.

П. – Осуществлять отбор информации в соответствии с учебным заданием, определять значение и смысл терминов, формулировать

адекватные вопросы и задания, предъявлять информацию в различных формах.

3.Интеллекту-ально –преобразова-тельная деятельность.

4.Продукт (методичка)

5.Презентация

Приступите к оформлению  структуры вашей методичке в MSWORD. Подпишите задания к примерам, распределите задания от простого к сложному. Те, кто не может выполнить задания, обратитесь за помощью ко мне. (Приложение 2).Учитель проверяет выполнение работы и предлагает готовые работы продемонстрировать.

 Садятся за компьютеры, составляют структуру методички и создают в MSWORD методичку с примерами. Готовые работы учащиеся демонстрируют всему классу.

Групповая,

индивидуальная.

Р. – устанавливать последовательность действий при выполнении задания.

Л. – проявлять творчество при выполнении задания.

П. – создавать творческий продукт.

4.Рефлексивная деятельность

6.Рефлексия

После просмотра сделанных работ  ответьте на вопросы:

  1. Достигнута ли цель урока?
  2. Насколько вы успешно выполнили задание?

Обсуждение полученного результата.

Фронтальная.

Приложение 1 

Правила перевода чисел из одной системы счисления в другую

Перевод чисел из одной системы счисления в другую составляет важную часть машинной арифметики. Рассмотрим основные правила перевода.

1. Для перевода десятичного числа в двоичную систему его необходимо последовательно делить на 2 до тех пор, пока не останется остаток, меньший или равный 1. Число в двоичной системе записывается как последовательность последнего результата деления и остатков от деления в обратном порядке.

Пример. Число http://inf.e-alekseev.ru/extra/ris14.gifперевести в двоичную систему счисления.

http://inf.e-alekseev.ru/extra/ris15.gif 

http://inf.e-alekseev.ru/extra/ris16.gif

2. Для перевода десятичного числа в восьмеричную систему его необходимо последовательно делить на 8 до тех пор, пока не останется остаток, меньший или равный 7. Число в восьмеричной системе записывается как последовательность цифр последнего результата деления и остатков от деления в обратном порядке.

Пример. Число http://inf.e-alekseev.ru/extra/ris17.gifперевести в восьмеричную систему счисления.

http://inf.e-alekseev.ru/extra/ris35.gif 

http://inf.e-alekseev.ru/extra/ris18.gif

3. Для перевода десятичного числа в шестнадцатеричную систему его необходимо последовательно делить на 16 до тех пор, пока не останется остаток, меньший или равный 15. Число в шестнадцатеричной системе записывается как последовательность цифр последнего результата деления и остатков от деления в обратном порядке.

Пример. Число http://inf.e-alekseev.ru/extra/ris19.gifперевести в шестнадцатеричную систему счисления.

http://inf.e-alekseev.ru/extra/ris20.gif

http://inf.e-alekseev.ru/extra/ris21.gif

4. Для перевода двоичного числа в десятичное необходимо его записать в виде многочлена, состоящего из произведений цифр числа и соответствующей степени числа 2, и вычислить по правилам десятичной арифметики:

http://inf.e-alekseev.ru/extra/formula4.gif

При переводе удобно пользоваться таблицей степеней двойки:

Таблица 1. Степени числа 2

n (степень)

0

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

http://inf.e-alekseev.ru/extra/ris10.gif

1

2

4

8

16

32

64

128

256

512

1024

Пример. Число http://inf.e-alekseev.ru/extra/ris11.gifперевести в десятичную систему счисления.

http://inf.e-alekseev.ru/extra/formula5.gif

5. Для перевода восьмеричного числа в десятичное необходимо его записать в виде многочлена, состоящего из произведений цифр числа и соответствующей степени числа 8, и вычислить по правилам десятичной арифметики:

http://inf.e-alekseev.ru/extra/formula6.gif

При переводе удобно пользоваться таблицей степеней восьмерки:

Таблица 2. Степени числа 8

n (степень)

0

1

2

3

4

5

6

http://inf.e-alekseev.ru/extra/ris8.gif

1

8

64

512

4096

32768

262144

Пример. Число http://inf.e-alekseev.ru/extra/ris12.gifперевести в десятичную систему счисления.

http://inf.e-alekseev.ru/extra/formula7.gif

6. Для перевода шестнадцатеричного числа в десятичное необходимо его записать в виде многочлена, состоящего из произведений цифр числа и соответствующей степени числа 16, и вычислить по правилам десятичной арифметики:

http://inf.e-alekseev.ru/extra/formula8.gif

При переводе удобно пользоваться таблицей степеней числа 16:

Таблица 3. Степени числа 16

n (степень)

0

1

2

3

4

5

6

http://inf.e-alekseev.ru/extra/ris9.gif

1

16

256

4096

65536

1048576

16777216

Пример. Число http://inf.e-alekseev.ru/extra/ris13.gifперевести в десятичную систему счисления.

http://inf.e-alekseev.ru/extra/formula9.gif

Таблица 1

Цифра

      Система счисления

0

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

10

0

1

2

3

4

5

6

7

8

9

2

0

1

2

00  

01

2-10

0000

0001

0010

0011

0100

0101

0110

0111

1000

1001

1010

1011

1100

1101

1110

1111

8

0

1

2

3

4

5

6

7

8-10

000

001

010

011

100

101

110

111

16

0

1

2

3

4

5

6

7

8

9

А

B

C

D

E

F

2-16

0000

0001

0010

0011

0100

0101

0110

0111

1000

1001

1010

1011

1100

1101

1110

1111

7. Чтобы перевести число из двоичной системы в восьмеричную, его нужно разбить на триады (тройки цифр), начиная с младшего разряда, в случае необходимости дополнив старшую триаду нулями, и каждую триаду заменить соответствующей восьмеричной цифрой (табл. 1).

Пример. Число http://inf.e-alekseev.ru/extra/ris22.gifперевести в восьмеричную систему счисления.

http://inf.e-alekseev.ru/extra/ris23.gif

8. Чтобы перевести число из двоичной системы в шестнадцатеричную, его нужно разбить на тетрады (четверки цифр), начиная с младшего разряда, в случае необходимости дополнив старшую тетраду нулями, и каждую тетраду заменить соответствующей шестнадцатеричной цифрой (табл. 1). 

Пример. Число http://inf.e-alekseev.ru/extra/ris24.gifперевести в шестнадцатеричную систему счисления.

http://inf.e-alekseev.ru/extra/ris25.gif

9. Для перевода восьмеричного числа в двоичное необходимо каждую цифру заменить эквивалентной ей двоичной триадой. 

Пример. Число http://inf.e-alekseev.ru/extra/ris26.gifперевести в двоичную систему счисления.

http://inf.e-alekseev.ru/extra/ris27.gif

10. Для перевода шестнадцатеричного числа в двоичное необходимо каждую цифру заменить эквивалентной ей двоичной тетрадой. 

Пример. Число http://inf.e-alekseev.ru/extra/ris33.gifперевести в двоичную систему счисления.

http://inf.e-alekseev.ru/extra/ris34.gif

11. При переходе из восьмеричной системы счисления в шестнадцатеричную и обратно, необходим промежуточный перевод чисел в двоичную систему. 

Пример 1. Число http://inf.e-alekseev.ru/extra/ris29.gifперевести в восьмеричную систему счисления.

http://inf.e-alekseev.ru/extra/ris30.gif

Пример 2. Число http://inf.e-alekseev.ru/extra/ris31.gifперевести в шестнадцатеричную систему счисления.

http://inf.e-alekseev.ru/extra/ris32.gif

12. Правило перевода дробного числа

Для перевода десятичного дробного числа в другую систему счисления  необходимо отдельно перевести целую часть и дробную, а потом результаты записать совместно. Чтобы перевести дробную часть числа. Необходимо умножать на основание системы в которую переводим до тех пор пока результатом не будут нули, либо периодичное число, либо до указанной точности перевода. Цифры, стоящие слева от запятой, образуют переведенное число, причем запись их производится сверху вниз.

Например

Приложение №2

Методичка для перевода десятичных чисел в другие  системы счисления

№п/п

Правило перевода

Пример

таблица степеней числа

1

Перевод чисел из десятичной системы счисления в 2-ую, 8-ую, 16-ую системы счисления

1.Для перевода десятичного числа в двоичную систему его необходимо последовательно делить на 2 до тех пор, пока не останется остаток, меньший или равный 1. Число в двоичной системе записывается как последовательность последнего результата деления и остатков от деления в обратном порядке.

 Число http://inf.e-alekseev.ru/extra/ris14.gifперевести в двоичную систему счисления.

http://inf.e-alekseev.ru/extra/ris15.gif

http://inf.e-alekseev.ru/extra/ris16.gif

2

2.Для перевода десятичного числа в восьмеричную систему его необходимо последовательно делить на 8 до тех пор, пока не останется остаток, меньший или равный 7. Число в восьмеричной системе записывается как последовательность цифр последнего результата деления и остатков от деления в обратном порядке.

Число http://inf.e-alekseev.ru/extra/ris17.gifперевести в восьмеричную систему счисления.

http://inf.e-alekseev.ru/extra/ris35.gif

http://inf.e-alekseev.ru/extra/ris18.gif

3

3. Для перевода десятичного числа в шестнадцатеричную систему его необходимо последовательно делить на 16 до тех пор, пока не останется остаток, меньший или равный 15. Число в шестнадцатеричной системе записывается как последовательность цифр последнего результата деления и остатков от деления в обратном порядке.

Число http://inf.e-alekseev.ru/extra/ris19.gifперевести в шестнадцатеричную систему счисления. http://inf.e-alekseev.ru/extra/ris20.gif

http://inf.e-alekseev.ru/extra/ris21.gif

4

Перевод чисел из 2-ой, 8-ой, 16-ой систем счисления в 10-ую систему счисления

1.Для перевода двоичного числа в десятичное необходимо его записать в виде многочлена, состоящего из произведений цифр числа и соответствующей степени числа 2, и вычислить по правилам десятичной арифметики:

http://inf.e-alekseev.ru/extra/formula4.gif

При переводе удобно пользоваться таблицей степеней двойки:

Число http://inf.e-alekseev.ru/extra/ris11.gifперевести в десятичную систему счисления.

http://inf.e-alekseev.ru/extra/formula5.gif

n

(степень)

0

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

http://inf.e-alekseev.ru/extra/ris10.gif

1

2

4

8

16

32

64

128

256

512

1024

5

2. Для перевода восьмеричного числа в десятичное необходимо его записать в виде многочлена, состоящего из произведений цифр числа и соответствующей степени числа 8, и вычислить по правилам десятичной арифметики:

http://inf.e-alekseev.ru/extra/formula6.gif

При переводе удобно пользоваться таблицей степеней восьмерки:

Число http://inf.e-alekseev.ru/extra/ris12.gifперевести в десятичную систему счисления.

http://inf.e-alekseev.ru/extra/formula7.gif

n

(степень)

0

1

2

3

4

5

6

http://inf.e-alekseev.ru/extra/ris8.gif

1

8

64

512

4096

32768

262144

6

3. Для перевода шестнадцатеричного числа в десятичное необходимо его записать в виде многочлена, состоящего из произведений цифр числа и соответствующей степени числа 16, и вычислить по правилам десятичной арифметики:

http://inf.e-alekseev.ru/extra/formula8.gif

При переводе удобно пользоваться таблицей степеней числа 16:

Число http://inf.e-alekseev.ru/extra/ris13.gifперевести в десятичную систему счисления.

http://inf.e-alekseev.ru/extra/formula9.gif

n (степень)

0

1

2

3

4

5

6

http://inf.e-alekseev.ru/extra/ris9.gif

1

16

256

4096

65536

1048576

16777216

7

Перевод чисел из 2-ой в 8-ую и 16-ую системы счисления

1.Чтобы перевести число из двоичной системы в восьмеричную, его нужно разбить на триады (тройки цифр), начиная с младшего разряда, в случае необходимости дополнив старшую триаду нулями, и каждую триаду заменить соответствующей восьмеричной цифрой

Число http://inf.e-alekseev.ru/extra/ris22.gifперевести в восьмеричную систему счисления.

http://inf.e-alekseev.ru/extra/ris23.gif

8

0

1

2

3

4

5

6

7

8-10

000

001

010

011

100

101

110

111

8

2.Чтобы перевести число из двоичной системы в шестнадцатеричную, его нужно разбить на тетрады (четверки цифр), начиная с младшего разряда, в случае необходимости дополнив старшую тетраду нулями, и каждую тетраду заменить соответствующей шестнадцатеричной цифрой

Число http://inf.e-alekseev.ru/extra/ris24.gifперевести в шестнадцатеричную систему счисления.

http://inf.e-alekseev.ru/extra/ris25.gif

16

0

1

2

3

4

5

6

7

8

9

А

B

C

D

E

F

2-16

0000

0001

0010

0011

0100

0101

0110

0111

1000

1001

1010

1011

1100

1101

1110

1111

9

Из 8-ой  и 16-ой в 2-ую

1.Для перевода восьмеричного числа в двоичное необходимо каждую цифру заменить эквивалентной ей двоичной триадой. 

Число http://inf.e-alekseev.ru/extra/ris26.gifперевести в двоичную систему счисления.

http://inf.e-alekseev.ru/extra/ris27.gif

8

0

1

2

3

4

5

6

7

8-10

000

001

010

011

100

101

110

111

10

2.Для перевода шестнадцатеричного числа в двоичное необходимо каждую цифру заменить эквивалентной ей двоичной тетрадой. 

Число http://inf.e-alekseev.ru/extra/ris33.gifперевести в двоичную систему счисления.

 В http://inf.e-alekseev.ru/extra/ris34.gif

16

0

1

2

3

4

5

6

7

8

9

А

B

C

D

E

F

2-16

0000

0001

0010

0011

0100

0101

0110

0111

1000

1001

1010

1011

1100

1101

1110

1111

11

Из 8-ой в 16-ую и обратно

1.При переходе из восьмеричной системы счисления в шестнадцатеричную и обратно, необходим промежуточный перевод чисел в двоичную систему. 

Число http://inf.e-alekseev.ru/extra/ris29.gifперевести в восьмеричную систему счисления.

http://inf.e-alekseev.ru/extra/ris30.gif

Число http://inf.e-alekseev.ru/extra/ris31.gifперевести в шестнадцатеричную систему счисления.

http://inf.e-alekseev.ru/extra/ris32.gif

12

Перевод  дробного числа

Для перевода десятичного дробного числа в другую систему счисления  необходимо отдельно перевести целую часть и дробную, а потом результаты записать совместно. Чтобы перевести дробную часть числа. Необходимо умножать на основание системы в которую переводим до тех пор пока результатом не будут нули, либо периодичное число, либо до указанной точности перевода. Цифры, стоящие слева от запятой, образуют переведенное число, причем запись их производится сверху вниз.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока в 10 классе по теме: "Перевод целых чисел из одной системы счисления в другую"

Цель  урока: познакомить учащихся с правилами перевода из одной системы счисления в другую, закрепить полученные знания....

Технологическая карта педагогического сопровождения учебной проектной деятельности учащихся

Вданном материале описываются, как осуществляется оценочная деятельность и педагогическое сопровождение на каждом этапе проектной деятельности...

Технологическая карта открытого урока математики в 5 классе на тему: "Умножение десятичных чисел".

Урок разработан к УМК А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир, соответствует требованиям ФГОС.·     Цели:    образовательные:Совершенствовать умения выполнять умно...

Контрольная работа 10 класс. Тема: «Перевод десятичных чисел в другие системы счисления»

Контрольная работа 10 класс.  Тема: «Перевод десятичных чисел в другие системы счисления»...

Технологическая карта достижений метапредметных результатов проектной деятельности учащихся

С целью обобщения наработанного опыта по теме «Метапредметность в обучении немецкому языку» мной была разработана карта, демонстрирующая технологию достижения метапредметных результатов пр...

Технологическая карта урока по учебному предмету "Математика" в 6-ом классе на тему "Деление рациональных чисел"

Урок открытия нового знания. Изучение правил деления рациональных чисел, закрепление и обобщение действий с рациональными числами....

Конспект урока по технологии "Проектная деятельность.Изготовление прихватки"5 класс

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.Развитие познавательного интереса к предмету. Понимание понятий «творческий проект», «этапы выполнения творческого проекта»....