Виды графики. Основы работы с компьютерной графикой. Графический раедактор Paint
план-конспект занятия по информатике и икт (5 класс)

Сидоровская Елена Станиславовна

Конспект занятия кружка "Прикладная информатика", 5 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Виды графики.52.28 КБ
Файл Виды графики.537.34 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Вепревская основная общеобразовательная школа им.Ф.В.Морина Сонковского района Тверской области»

План-конспект  занятия

в кружке «Прикладная информатика», 5 класс  

на тему «Виды графики. Основы работы с компьютерной графикой. Графический редактор Paint»

                                                Разработала: Сидоровская Е.С.

Учитель информатики и химии

Вепрь, 2022

Тема занятия. «Виды графики. Основы работы с компьютерной графикой. Графический редактор Paint»

Дата проведения.20.10.2022 г.

Состав учебной группы (4 детей, 2 девочки, 1мальчик, возраст 10-11 лет)

Цель учебного занятия.

  • познакомить учащихся с понятием «Графический редактор», с панелью инструментов рабочего окна Paint;
  •  научить создавать изображения в программе Paint.

Задачи.

Обучающие:

  • сформировать у обучающихся представление о  компьютерной графике,
  • научить обучающихся ориентироваться среди видов компьютерной графики.

Развивающие:

  • развитие познавательных интересов, навыков индивидуальной и коллективной деятельности,
  • развитие ориентации во времени, аналитического мышления, творческих способностей обучающихся.

Воспитательная:

  • воспитание информационной культуры обучающихся, внимательности, аккуратности, дисциплинированности, усидчивости.

Форма учебного занятия: комбинированное занятие, занятие-практикум

Форма организации работы: индивидуальная, индивидуально-групповая, фронтальная

Образовательные технологии.

  • Личностно-ориентированное обучение.
  • Практическая работа на компьютере.

Материально-техническое оснащение занятия: компьютеры, проектор, экран, презентация «Компьютерная графика»

План занятия. 

  1. Организационный момент (1 мин).
  2. Актуализация ранее изученного (5 мин).
  3. Сообщение темы и цели занятия (2 мин)
  4. Изучение нового материала (8 мин)
  5. Знакомство с графическим редактором Paint (10 мин)
  6. Физкультминутка (2 мин)
  7. Практическая работа на компьютере (15 мин)
  8. Итог занятия. Рефлексия (2 мин)

Ход занятия.

Этапы занятия

Методы обучения

Деятельность педагога

Деятельность учащихся

1.Организационный момент

Словесный

Здравствуйте, ребята! Садитесь.

Прозвенел уже звонок

Начинается урок.

Друг на друга посмотрите,

На меня теперь взгляните.

Потихонечку садитесь

На уроке не ленитесь.

Посмотрите–ка сейчас:

Все ль на парте есть у вас?

Дети проверяют свою готовность к занятию.

2.Актуализация ранее изученного.

Словесный (беседа) активный

Давайте  мы с вами вспомним, чем занимались на прошлом занятии?

Верно. На предыдущем занятии мы изучали тему: «Обработка информа-ции.  Выполнение вычислений с по-мощью приложения Калькулятор».

1.Вспомните, какова цель, с  инфор-мационной точки:

- работы с каталогом библиотеки?

- работы со словарем?

- учебы в щколе?

2.Какую входную информацию следует обработать, чтобы вычислить площадь прямоугольника?

3.Приведите примеры известных вам носителей информации.    

˗ Познакомились с программой «Калькулятор».

˗ Решали примеры с помощью встроенного калькулятора.

˗ Хранение информации

˗ Получение информации

˗ Обработка информации

˗ Знать длину и ширину прямоугольника, формулу вычисления площади прямоугольника

˗ CD-диск, флэш-карта, жесткий диск, учебник

3.Сообщение темы и целей занятия

Словесный, интерактивный

Тема нашего урока: «Виды графики. Основы работы с компьютерной графикой. Графический редактор Paint». (слайд 1)

Мы сегодня познакомимся  с поняти-ем «Графический редактор», с пане-лью инструментов рабочего окна Paint и научимся создавать изобра-жения в этой программе.

Записывают в тетради

4.Изучение нового материала

Наглядный, словесный, активный

Как вы понимаете, что такое графика?

(слайд 2)

Приведите, пожалуйста, примеры компьютерной графики.

А сейчас вы послушаете немного о компьютерной графике

Я вам сейчас прочитаю стихотво-рение, вы его внимательно прослу-шайте, и подумайте, как ответить на вопрос, для чего вообще нужен гра-фический редактор. (слайд 3)

Хоть рисую я неважно,

Но поможет мне тот факт,

Что графический редактор –

Программа это, не плакат.

Я рисую кистью важно,

Только кисть не настоящая.

На дисплее цвет отважно

Выбираю на палитре я.

Электронный инструмент

Предоставил мне редактор.

Нарисую я портрет,

Подпишусь как автор.

- Что же можно делать в графическом редакторе?

Для работы с текстом существуют специальные программы – текстовые редакторы, а для работы с графикой – графические редакторы. Наиболее простой графический редактор – это Paint. Он встроен в ОС Windows, и поэтому всегда доступен. Он имеет ограниченный набор функций, но их вполне достаточно для создания простых рисунков.

Запишите в тетради определение графического редактора. (слайд 4)

Учащиеся записывают в тетрадь определение.

˗ Фотография, компьютерный рисунок, анимация

Сообщение учащегося по данной теме (домашнее задание)

˗ Рисовать, выбирать цвет, раскраши-вать, подписывать рисунки.

Учащиеся записывают в тетрадь определение.

5.Знакомство с графическим редактором Paint/

Наглядный, интерактивный

5.1.Начало и завершение работы с Paint. Для запуска графического ре-дактора Paint используется следую-щий способ: кнопка “Пуск”, пункты подменю “Программы”, “Стандарт-ные” и “Графический редактор Paint”.

Для окончания работы с Paint можно использовать пункты меню “Файл”, и далее “Выход”.  (слайд 5)

После открытия программы появится следующее окно. (слайд 6)

5.2.Создание рисунка. Для создания нового рисунка применяют пункты меню “Файл” и “Создать”. (слайд7)

После этого в рабочей области окна появится белый прямоугольник, на фоне которого и работают. Если рису-нок, который ранее находился в рабо-чей области, не был сохранен, то пе-ред его уничтожением ПК задаст воп-рос: “Сохранять изменения в файле ...?” с вариантами ответа “Да”, “Нет” и “Отмена”. Выбор варианта “Отме-на” приведет к отмене команды созда-ния рисунка.

Для того чтобы рисовать, закраши-вать, менять цвет, делать надписи, стирать и т.д. в Paint необходимо вы-брать нужный инструмент. Для этого используется палитра инструментов. Необходимо щелкнуть на кнопке с нужным инструментом. После этого выбранная кнопка будет находиться в нажатом состоянии. Курсор мыши также изменит свою форму. Переме-щение курсора по рабочей области при нажатой левой кнопке мыши приводит к использованию инстру-мента и изменению рисунка. При от-жатой кнопке мыши происходит про-стое перемещение курсора без изме-нения рисунка. (слайд 8)

5.3.Панель инструментов Paint.

Карандаш – при нажатой левой кноп-ке мыши за курсором мыши рисуется его след выбранного цвета толщиной 1 пиксель. При отпущенной левой кнопке след не рисуется.

Кисть – действие похоже на каран-даш, но можно менять форму кисти – кружок, квадратик, линия и др.

Распылитель – рисование с эффектом распыления краски.

Ластик – для стирания части рисунка. Можно менять размер ластика. Уда-ленный участок будет закрашен цве-том фона.

Заливка – позволит закрасить выбран-ным цветом внутреннюю часть произ-вольной замкнутой области. Для это-го требуется выполнить щелчок в лю-бой точке внутри области. Если об-ласть не является замкнутой, то закра-сится вся рабочая область.

Линия – предназначена для рисования прямой линии (отрезка) выбранного цвета и толщины. Концы отрезка – места, где была нажата и отпущена левая кнопка мыши.

Кривая – предназначена для рисова-ния гладких кривых линий, соединя-ющих заданные точки, выбранного цвета и толщины. Сначала проводят прямую линию, затем при нажатой левой кнопке мыши кривую можно дважды изогнуть в указанных на-правлениях.

Прямоугольник – используется для рисования закрашенных и незакра-шенных прямоугольников и квадра-тов. Требуется нажать на левую кноп-ку мыши, перенести курсор в иную точку и отпустить кнопку. Возмож-ные режимы – “только рамка”, “рамка и заполнение”, “только заполнение”.

Многоугольник – рисование много-угольников. Для рисования первой стороны требуется перетащить кур-сор при нажатой кнопке. Для постро-ения следующих сторон можно щел-кать мышкой в вершинах много-угольника.

Эллипс – рисование эллипса, вписан-ного в намеченный прямоугольник. Можно выбрать режим.

Округленный прямоугольник – рисо-вание прямоугольника с округлен-ными вершинами.

В левом нижнем углу расположена Панель цветов. Управлять работой в Paint можно посредством меню и панели инструментов.

5.4.Сохранение рисунка. Для сохра-нения рисунка в файле используется подменю “Файл”. В нем есть две ко-манды - “Сохранить” и “Сохранить как”. Команда “Сохранить” сохраняет рисунок в файле с ранее заданным названием. Команда “Сохранить как” сохраняет рисунок в файле под новым названием. Если сохраняют только что созданный рисунок в первый раз, то компьютер для обеих команд по-просит указать название.

Учащиеся записывают в тетрадь.

6.Физкультминутка (Комплекс упраж-нений гимнастики для глаз)

Активный

1. Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5. Повторить 4-5 раз.

2. Крепко зажмурить глаза (считать до 3), открыть, посмотреть вдаль (считать до 5). Повторить 4-5 раз.

3. Посмотреть на указательный палец вытянутой руки на счет 1-4, потом пе-ренести взгляд вдаль на счет 1-6. По-вторить 4-5 раз.

4. В среднем темпе проделать 3-4 кру-говых движения глазами в правую сторону, столько же в левую сторону. Расслабив глазные мышцы, посмот-реть вдаль на счет 1-6. Повторить 1-2 раза.

7.Практическая ра-бота на компьюте-ре.

Практикум, интерактивный

Практическая работа: «Создание ри-сунка «Мой дом».

Используя инструменты панели гра-фического редактора, выполните ри-сунок «Мой дом».. Выбирая цвет, следите, чтобы активный цвет не совпадал с цветом фона.

Внимание! Если линия, ограничи-вающая область заливки, содержит хотя бы одну точку разрыва, то крас-ка прольется на другие части рисунка. Не пугайтесь, вы всегда сможете от-менить выполненное действие.

Учащиеся выполняют работу на компьютерах, учитель оказывает помощь при необходимости.

8.Итог занятия. Рефлексия

Словесный

Есть ещё игра для вас: Я начну стихи сейчас. Я начну, а вы кончайте.

Солнце, мячик, глаз и шар, нарисует нам…

Всё, что прямо и наклонно, мы изобразим…

Смотрите: веточка какая – это линия..

Чтоб изобразить нам домик, нужен…

Для того чтобы стереть, нужен этот нам предмет…

Чтобы написать слова, возьмём мы с вами букву…

Какие инструменты мы не назвали?

А теперь возьмите листочки того цвета, который обозначает ваше настроение в течение занятия и прикрепите к нашему деревцу.

Молодцы, ребята! Вы сегодня отлично потрудились, до встречи на следующем занятии.

овал

наклонной

кривая

прямоугольник

ластик

А

заливка, карандаш, кисть, распылитель

(прикрепляют листочки)

ЛИТЕРАТУРА:

  1. Босова Л. Л. Информатика и ИКТ. 5-7 классы: методическое пособие / Л. Л. Босова, А.Ю. Босова. – 2-е изд., доп. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2015.
  2. Босова Л. Л. Информатика: учебник для 5 класса / Л. Л. Босова, А. Ю. Босова. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2015.
  3. Босова Л. Л. Информатика: рабочая тетрадь для 5 класса / Л. Л. Босова, А. Ю. Босова. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2017.
  4. Жигарев А. Н. Основы компьютерной грамоты - Л. Машиностроение. Ленинг. отделение, 1987 г.
  5. Ефимова О., Моисеев М., Шафрин Ю. Практикум по компьютерной технологии. - М.,1997

.


Приложение 1.

Примерное сообщение учащегося.

Представление данных на мониторе компьютера в графическом виде впервые было реализовано в середине 50-х годов  для больших ЭВМ, применявшихся в научных и военных исследованиях. С тех пор графический способ отображения данных стал неотъемлемой частью подавляющего числа компьютерных систем, в особенности персональных.

Компьютерная графика – это специальная область информатики, изучающая методы и средства создания и обработки изображений с помощью программно-аппаратных вычислительных комплексов. Она охватывает все виды и формы представления изображений, доступных для восприятия человеком либо на экране монитора, либо в виде копии на внешнем носителе (бумага, киноплёнка, ткань и прочее). 

Без компьютерной графики невозможно представить себе не только компьютерный, но и обычный, вполне материальный мир. На сегодняшний день компьютеры и компьютерная графика неотъемлемая часть жизни современного общества. Для примера назовём медицину (компьютерная томография), научные исследования (визуализация строения вещества, векторных полей и других данных), моделирование тканей и одежды, опытно-конструкторские разработки, рекламные щиты, цветные журналы, спецэффекты в фильмах – всё это в той или иной мере имеет отношение к компьютерной графике. Поэтому созданы программы для создания и редактирования изображений, то есть графические редакторы.


Приложение 2.

Домик. Образец рисунка.

G:\мои работы на курсы\домик.png


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Виды графики. Основы работы с компьютерной графикой. Графический редактор Paint Кружок «Прикладная информатика», 5 класс. Подготовила Сидоровская Е.С.

Слайд 2

Компьютерная графика – это раздел информатики, занимающийся проблемами создания и обработки на компьютере графических изображений

Слайд 3

Хоть рисую я неважно, Но поможет мне тот факт, Что графический редактор – Программа это, не плакат. Я рисую кистью важно, Только кисть не настоящая. На дисплее цвет отважно Выбираю на палитре я. Электронный инструмент Предоставил мне редактор. Нарисую я портрет, Подпишусь как автор.

Слайд 4

Графический редактор – программа, осуществляющая работу с графической информацией, позволяющая создавать и редактировать изображения на экране компьютера: рисовать линии, раскрашивать области экрана, создавать надписи различными шрифтами, обрабатывать изображения и т.д.

Слайд 5

Начало и завершение работы с Paint Начало работы: “Пуск” - “Программы” - “Стандартные” - “Графический редактор Paint ”. Окончание работы: “Файл” - “Выход”.

Слайд 7

Создание рисунка: “Файл” - “Создать”

Слайд 8

Панель инструментов:

Слайд 9

Физкультминутка. Зарядка для глаз 1. Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5. Повторить 4-5 раз. 2. Крепко зажмурить глаза (считать до 3), открыть, посмотреть вдаль (считать до 5). Повторить 4-5 раз. 3. Посмотреть на указательный палец вытянутой руки на счет 1-4, потом перенести взгляд вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз. 4. В среднем темпе проделать 3-4 круговых движения глазами в правую сторону, столько же в левую сторону. Расслабив глазные мышцы, посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 1-2 раза.

Слайд 10

Практическая работа: Создание рисунка «Мой дом» Внимание! Если линия, ограничивающая область заливки, содержит хотя бы одну точку разрыва, то краска прольется на другие части рисунка. Не пугайтесь, вы всегда сможете отменить выполненное действие.

Слайд 11

СПАСИБО ЗА РАБОТУ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практическая работа "Создание пиктограммы в графическом редакторе Paint"

Практическая работа "Создание пиктограммы в графическом редакторе Paint" для учащихся 5 классов при работе с инструментом "Масштаб"....

Конспект урока по теме "Компьютерная графика. Практическая работа в графическом редакторе Gimp"

Повторение и закрепление знаний по теме: «Компьютерная графика. Графический редактор Gimp». Выполнение практической работы с элементами анимации в редакторе Gimp....

Практический урок информатики по теме "Работа с объектами в графическом редакторе Paint"

Представлено несколько упражнений для учеников в графическом редакторе. Выполнив их, учащиеся хорошо освоят эту тему, так как в описании упражнений поэтапно расписаны все действия в графическом ...

Методические рекомендации по выполнению практических работ по компьютерной графике

Методические рекомендации по выполнению практических работ по компьютерной графике...

Компьютерная графика. Понятие растровой и векторной графики.

Цель урока:Образовательная: познакомить учащихся с историей развития компьютерной графики; сформировать общее представление о компьютерной графике, ее основных видах; способствовать развитию у учащихс...