Статья "Развитие функциональной грамотности обучающихся на предметном материале по информатике"
статья по информатике и икт

Шевелева Наталья Андреевна

В эпоху цифровых технологий функциональная грамотность развивается параллельно с компьютерной грамотностью, следовательно, для успешного развития функциональной грамотности школьников и достижения ключевых и предметных компетенций на уроках информатики необходимо соблюдать следующие условия:

  • учебный процесс ориентирован на развитие самостоятельности и ответственности ученика за результаты своей деятельности;
  • обучение на уроках информатики должно носить деятельностный характер;
  • предоставляется возможность для приобретения опыта достижения цели;
  • используются продуктивные формы групповой работы.

В отличие от многих других школьных предметов, уроки информатики должны быть направлены не только на усвоение теоретических знаний, но и на развитие практических навыков. Поэтому важной фазой урока является практическая часть, в которой школьники работают самостоятельно, проводя исследование, выделяя элементы действия, необходимые для выполнения конкретной задачи, что облегчает дальнейшее обобщение и переход от оценивания школьником к самооценке.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие функциональной грамотности обучающихся на предметном материале по информатике

В эпоху цифровых технологий функциональная грамотность развивается параллельно с компьютерной грамотностью, следовательно, для успешного развития функциональной грамотности школьников и достижения ключевых и предметных компетенций на уроках информатики необходимо соблюдать следующие условия:

  • учебный процесс ориентирован на развитие самостоятельности и ответственности ученика за результаты своей деятельности;
  • обучение на уроках информатики должно носить деятельностный характер;
  • предоставляется возможность для приобретения опыта достижения цели;
  • используются продуктивные формы групповой работы.

В отличие от многих других школьных предметов, уроки информатики должны быть направлены не только на усвоение теоретических знаний, но и на развитие практических навыков. Поэтому важной фазой урока является практическая часть, в которой школьники работают самостоятельно, проводя исследование, выделяя элементы действия, необходимые для выполнения конкретной задачи, что облегчает дальнейшее обобщение и переход от оценивания школьником к самооценке.

Задания на функциональную грамотность нельзя решить по известному алгоритму или шаблону, здесь нужно применить все свои способности, полученные знания для их решения, они предполагают повысить у обучающихся мотивацию к изучению предмета, развить аналитико-синтетические способности, сообразительность, математическую речь, гибкость ума.

Для эффективного развития функциональной грамотности на уроках информатики необходимо применять активный подход к обучению, основанный на реальных ситуациях. Активные форматы и методы обучения — это методы, которые побуждают учащихся активно думать и практиковать по мере освоения материала. приобретение знаний учащимися и умениями в процессе активной мыслительной и практической деятельности:

  • Метод проблемного обучения (Метод, в ходе которого подача нового материала происходит через создание проблемной ситуации.)
  • Прием «Корзина идей» (Метод организации индивидуальной и групповой работы учащихся на начальной стадии урока, когда идет актуализация имеющегося у них опыта и знаний.)
  • Прием «Найди ошибку» (Универсальный приём, активизирующий внимание учащихся. Учитель предлагает учащимся информацию, содержащую неизвестное количество ошибок. Учащиеся ищут ошибку группой, в парах или индивидуально, спорят, совещаются.)
  • Исследовательский метод (Направлен на решение практических задач, результат выполнения - конкретный полезный предмет, модель и т.п. Учитель предлагает провести самостоятельное исследование в форме наблюдения, записать результаты по заданной форме, провести защиту)
  • Метод проекта (В основном, при использовании на уроках информатики методов проекта, лежит формирование познавательных навыков у школьников, умение самостоятельно выстраивать цепочку действий, ориентироваться в информационном пространстве используя облачные технологии, развивая при этом критическое мышление.)
  • Кейс-метод или метод конкретных ситуаций  (Метод активного проблемного, эвристического обучения. Способ обучения, основанный на анализе реальных, «взятых из жизни» ситуаций).

В рамках изучения предмета «Информатика» для формирования функциональной грамотности: читательской и математической, определим особенности заданий. Задание – это задача, поставленная вне предметной области и решаемая при помощи предметных знаний. В каждом из заданий описывается жизненная ситуация, близкая и понятная обучающемуся. Контекст заданий близок к проблемным ситуациям, возникающим в повседневной жизни. Ситуация требует осознанного выбора модели поведения. Вопросы изложены простым, ясным языком и немногословны, требуют перевода с обыденного языка на язык предметной области. Используются иллюстрации – рисунки, таблицы.

Рекомендации:

1. В целях эффективного развития навыков функциональной грамотности рекомендуется более активно использовать в учебном процессе контекстные задания, задания, построенные на реальных жизненных сюжетах для мотивирования учащихся к осознанному освоению знаний, для формирования умений, связанных с применением знаний в различных контекстах и ситуациях.

2. В процессе обучения необходимо создавать учебную ситуацию, предлагать различные виды учебных заданий («от задания к методу») наряду с учебными заданиями по принципу «от метода к заданию».  Для  развития всех компонентов функциональной грамотности «хорошими» задачами являются: учебные исследования, проекты и задания проектного типа, кейсы, ролевые и деловые игры, моральные дилеммы и другие задания, способствующие приобретению опыта позитивных действий, задания на демонстрацию понимания смыслов (понятий, утверждений, фразеологизмов, математических выражений, многозначных терминов в разных предметах и т.п.), задания на выявление главного, на выявление сущностных свойств, черт и характеристик.

Из опыта работы: при формировании функциональной грамотности на разных этапах урока я использую кейс метод. Каждый кейс можно наполнять заданиями и вопросами в зависимости от цели и задачи урока. Учитывать уровень подготовки учащихся.

Отличительной особенностью данного метода является создание проблемной ситуации на основе фактов из реальной жизни. При этом сама проблема должна быть актуальна на сегодняшний день и иметь несколько решений. Для работы с такой ситуацией необходимо правильно поставить учебную задачу, и для ее решения подготовить «кейс» с различными информационными материалами (статьи, литературные рассказы, сайты в сети Интернет, статистические отчеты и пр.).

Поставив задачу и подготовив «кейс», следует организовать деятельность обучающихся по разрешению поставленной проблемы. Работа в режиме кейс-метода предполагает групповую деятельность - совместными усилиями каждая из подгрупп, обучающихся анализирует ситуацию, и вырабатывает практическое решение. Далее организуется деятельность по оценке предложенных решений и выбору лучшего для разрешения поставленной проблемы.

В ходе её решения идёт развитие системы ценностей обучающихся, их жизненных установок и формирование практических навыков: ученики учатся аргументировать, доказывать и обосновывать свою точку зрения, принимать коллективное решение. Кейс-метод позволяет увидеть учащимся неоднозначность решения проблем в реальной жизни, быть готовыми соотносить изученный материал с практикой.

Классификацию видов «кейса» можно представить в виде таблицы:

Вид кейса

Содержание кейса

Цель создания кейса

Основная обучающая, образовательная задача кейса

Практический кейс

Жизненные ситуации

Познание, понимание жизни

Тренинг поведения

Обучающий кейс

Учебные (условные) ситуации

Понимание типичных характеристик ситуации

Анализ, осмысливание

Научно-исследовательский кейс

Исследовательские ситуации

Создание моделей ситуаций

Исследование, проектирование

Кейсы можно представить в различной форме: от нескольких предложений на одной странице до множества страниц. Но надо учитывать, что большие по объему кейсы могут вызвать у обучающихся некоторые затруднения, особенно при работе впервые.

Кейсы подаются в печатном виде или на электронных носителях, наличие в тексте фотографий, диаграмм, таблиц делает его более наглядным.

Кейс должен удовлетворять следующим требованиям:

  • соответствовать чётко поставленной цели создания;
  • иметь уровень трудности в соответствии с возможностями обучающихся;
  • быть актуальным на сегодняшний день;
  • быть ориентированным на коллективную выработку решений;
  • иметь несколько решений для организации дискуссии.

Наиболее распространенная модель деятельности в режиме кейс-метода содержит следующие этапы:

1. Преподаватель подбирает, готовит учебную задачу, отражающую практическую ситуацию.

2. Преподаватель готовит кейс объемом от нескольких страниц до нескольких десятков страниц.

3. Обучающиеся, как правило, предварительно (перед занятием) прочитывают и изучают кейс, привлекая к этому материалы учебника, лекционного курса и другие самые различные источники информации, анализируют материал.

4. После этого на занятии идет подробное групповое обсуждение содержания кейса и выработка нескольких решений. Отдельные участники или подгруппы презентуют свои решения. Преподаватель выступает в роли ведущего, фиксирующего ответы, поддерживающего дискуссию в группе, в подгруппах, помогающего правильно оценить презентуемые решения.

5. Преподаватель совместно с обучающими подводят итоги, делают выводы, выбирают наиболее оптимальное, эффективное решение (возможно несколько решений).

Пример кейса: «Устройства компьютера»

Тема: «Компьютер», 7 класс.  «Моделирование и формализация» - 9класс. «Моделирование» - 11 класс.
Виды функциональной грамотности: математическая, финансовая

Ситуация: Петр собирается приобрести игровой ноутбук. У него есть накопления в размере 50 тыс. рублей. В интернет-магазине он выбрал некоторые модели, которые представлены в таблице.

Произво-дительность

Размер экрана

Линейка процессора

Тактовая частота процессора

Объем оперативной памяти

Тип видеокарты

Цена

Acer

15.6

“Intel Pentium Silver

1.10 ГГц

8..16 ГБ

встроенная

48 068 руб.

Apple

14

“Intel Core i5 /Intel Core i7

2.60 ГГц до 5.00 ГГц

8..32 ГБ

дискретная

47 900 руб.

ASUS

17.3

“Intel Core i5

/Intel Core i7

2.60 ГГц до 5.00 ГГц

8..16 ГБ

дискретная

38 900 руб.

HP

15.6

“Intel Core i5

/Intel Core i7

2.60 ГГц до 5.00 ГГц

8..16 ГБ

встроенная

41 950 руб.

Lenovo

17.3

“Intel Core i7 /Intel Core i9

3.70 ГГц до 5.30 ГГц

8..32 ГБ

дискретная

57 850 руб.

Microsoft

15.6

“Intel Celeron

1.33 ГГц

8..16 ГБ

встроенная

35 099 руб.

Xiaomi

15.6

“Intel Core u5

/Intel Core i7

2.60 ГГц  до

5.00 ГГц

8..32 ГБ

дискретная

48 860 руб.

Вопрос №1. Петр собирается приобрести игровой ноутбук, с определенными характеристиками. У игрового ноутбука обычно большой экран (15-17 дюймов), активная система охлаждения, много оперативной памяти (больше 16 ГБ), мощный процессор (тактовая частота не менее 3.7 ГГц) и дискретная видеокарта. Ноутбуки каких производителей подходят по перечисленным критериям?

Вопрос №2. Укажите стоимость ноутбука, который может купить Петр.

Вопрос №3. Вопрос может быть связан с кредитом. Если Петр возьмет кредит под определенный процент, то сколько он переплатит?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа и КТП по внеурочной деятельности "Развитие функциональной грамотности обучающихся. Модуль "Естественно-научная грамотность". 5-9 классы.

Рабочая программа и КТП по внеурочной деятельности развитие "Функциональной грамотности" по модулю "Естественно-научная грамотность" разработана в 2019 году и расчитана на 5 лет об...

«Формирование и оценка функциональной грамотности обучающихся при обучении химии и биологии: методические особенности формирования естественнонаучной грамотности как компонента функциональной грамотности».

ull;Обучение обучающихся самостоятельно добывать, анализировать, структурировать и эффективно использовать информацию для максимальной самореализации и полезного участия в жизни общества выступает в...

Читательская грамотность как важнейший компонент функциональной грамотности обучающихся в контексте обновленных ФГОС.

В статье рассматривается вопрос взаимосвязи обновленных ФГОС ООО и такого компонента функциоанльной грамотности обучающихся, как читательская грамотность....

О реализации модуля 2.7. «Механизмы формирования функциональной грамотности обучающихся: практикум с использованием ресурсов региональных площадок» в рамках ДПП ПК «Формирование функциональной грамотности обучающихся на уроках русского языка и родных язы

С 31 октября по 11 ноября  учителя русского языка и родных языков народов РФ, работающие в образовательных учреждениях г.Тюмени и районах Тюменской области прошли курсы  «Формирование ...

Формирование и оценка функциональной грамотности у обучающихся с ОВЗ: методические особенности проектирования коррекционно-развивающих занятий для формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся

Основа жизненной компетенции, которая характеризуется системой умений решать практические задачи в основных сферах жизнедеятельности,...

Рабочая программа по внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления «Развитие функциональной грамотности обучающихся» (математическая грамотность)

Функциональная грамотность – умение решать жизненные задачи в различных сферах деятельности; способность использовать приобретенные математические знания для решения задач в различных сферах; го...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ КАК ФУНДАМЕНТА ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Читательская грамотность является одним из важнейших метапредметных результатов в требованиях федеральных государственных образовательных стандартов общего образования и составляющая оценки функционал...